открытый урок "Мы зачаем не скучаем"
материал (5 класс) по теме

Монгуш Руслана Арбай-ооловна

Мировая и рссийская история возникновения чая. закрепления нового материала конурсной игрой...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_za_chaem_ne_skuchaem.docx37.94 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ РТ школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ТЕМА: «Мы за чаем не скучаем».

Цель: Развитие коммуникативных навыков учащихся,                      познавательного интереса.

    Форма: Конкурсная познавательная программа

                           Руководитель: Монгуш Р.А.

г. Кызыл

Информация к размышлению: Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери.

Подготовительный этап:

  1. Изучить историю чая;
  2. Узнать о полезных свойствах;
  3. Приготовить чайные рецепты;
  4. Собрать поговорки и пословицы о чае.

Ход классного часа.

Вступительное слово воспитателя:

        Сегодня наш классный час посвящен чаю. Вряд ли есть среди нас человек, который никогда не пил чай.

Чай пьют во всех частях света.

Чай возделывают на пяти континентах.

Чай помогает общению, укрепляет здоровье.

        Поднимите руки, ребята, кто знает историю происхождения нашего любимого горячего напитка чай? Давайте углубимся в историю.

История чая

Некоторые исторические источники утверждают, что в 350 году чайные кусты были введены в культуру Китая, а чуть позже в 805-810 годах они появились в Японии, и приблизительно в такое же время (в 828 годах) – Корее. Лишь спустя столетия, в 1516 году, когда португальцами был открыт морской путь в Китае, начинается история появления чая, как экзотического напитка, в Европе. Причем, сперва, он был доступен только при португальском королевском дворе.

На сегодняшний день, чай обрабатывается в более чем 30 странах мира. Это характеризует популярность и качества этого напитка, приглянувшегося миллионам жителей из различных уголков земного шара.

ЧАЙ  (на китайском  — «ча́»; на японском  お茶 «о-тя»)- это напиток, который получается в результате варки, заваривания или настаивания листа чайного куста, который предварительно подготовлен специальным образом. Также чаем называют сам лист, используемый для приготовления данного потрясающего напитка.

    Вначале, в первые дни существования чая, китайцы варили его листики в воде вместе с другими пряностями (солью, имбирем). Затем они научились высушивать листики, молоть их в порошок и затем смешивать с кипятком. Только династия Мин научилась заваривать чай в чайнике, а после этого разливать по порциям.

   В Россию чай был впервые завезен в 1638 году для царя Михаила Фёдоровича. Первые четыре пуда чая монгольский Алтан-хан Кучкун отправил царю через московского посла Василия Старкова, за дары, привезенные русскими послами. Сначала подарок не произвёл впечатления, но потом напиток распробовали во время торжественной дегустации. Как и во Франции, чай стал популярен, прежде всего, как лечебный напиток; уже через десять лет в Москве можно было купить до десяти его сортов.
        Но до середины XIX века чай мог позволить себе не каждый. Во время капитализма чай считался напитком буржуев и купцов. К концу XIX века чай могли себе позволить крестьяне и пролетариат.
В чайных лавках в Москве можно было найти богатый выбор чая.

     Чай в Россию доставлялся сухопутно через Сибирь, доставка чая занимала много времени. Чай тщательно упаковывали, его качество было высоко, и цена была доступна не всем.
        В 1769 году   был подписан договор России с Китаем на первую поставку чая  

В отличие от Европы и Америки, чай доставлялся в Россию по суше: через Кяхту (Кяхта, районный центр в Республике Бурятия, у границы с Монголией, в 235 километрах к югу от Улан-Удэ.) и Сибирь.

         В Россию попадали даже очень редкие китайские чаи, например, жёлтый китайский "императорский" чай, который китайцы продавали только русским и только за меха. Впрочем, основным типом потребляемого в Европейской России чая стал чёрный, из –за того, что его цена была в несколько раз ниже, чем зелёного.
        В XIX веке начали делаться попытки создания чайных плантаций непосредственно в Российской империи: в Грузии и Азербайджане, а также на юге России (нынешний Краснодарский край).

         Заваривали чай в знаменитых самоварах, которые делали из бронзы и меди. Наиболее распространенным в России во все времена являлся черный чай. Чай пьют с сахаром, лимоном, медом или вареньем. На Руси вошло в привычку пить чай после приема пищи со сдобными булочками и сладостями. Многие любители чая добавляют в полюбившийся напиток лук, имбирь, специи или дольки апельсина.

Обратите внимание на надписи на стене. Как вы думаете что это? Правильно давайте прочитаем вслух, по очереди.  


Конкурсная программа: класс делится на две команды.

Конкурс №1: «Вопрос – ответ»

Участвует вся команда.

Задание : команды отвечают на вопросы воспитателя по прочитанной теме «История чая». Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.

Вопросы:

  1. Какая страна впервые употребил как напиток чайный куст? (КИТАЙ)
  2. Как на японском языке произносится чай? («О - ТЯ»)
  3. В скольких странах мира , в наше время, обрабатывается чай? (В 30-ТИ)
  4. Назовите напиток, который получается в результате заваривания или настаивания чайного куста? (ЧАЙ)
  5. Чай это куст или лист?  (КУСТ И ЛИСТ)
  6. Как произносится чай на китайском языке? («ЧА»)
  7. В какой стране научились высушивать, молоть и смешивать с кипятком листки чая? (В КИТАЕ)
  8.   В каком году впервые был завезен в Россию чай? (В 1638 ГОДУ)
  9. В середине 19-го века кто в России мог позволить купить чай? (БУРЖУИ И КУПЦЫ)
  10. Через какие территории привозили первый чай в России?(ЧЕРЕЗ КЯХТУ И СИБИРЬ)
  11. Какой вид чая стал основным в Европейской России? (ЧЁРНЫЙ).

Конкурс №2: «Чайные загадки».

Участвует вся команда.

Задание: побеждает команда отгадавшая большее количество загадок.


  1. В брюхе - баня,

В носу - решето,

На голове - пупок.

Всего одна рука

И та - на спине. (Чайник)

  1. Бел,  как снег,

В чести у всех.

В рот попал -

Там и пропал (Сахар)

  1. Сверху дыра, 

снизу дыра,

А по середине -

огонь и вода. (Самовар)

  1. Ножек четыре, шляпок одна.

Нужен, коль станет

Чаёвничать вся семья(Стол)

  1. Маленькое, сдобное

колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

разделю ребятам всем.(Бублик)

  1. Цветом желт и ароматен,

В чай кладут и чай приятен,

Только очень кислый он,

А зовут его? (Лимон)

  1. Руки в боки, как начальник,
    Раньше всех на стол встает,
    Сам себе плита, и чайник -
    Сам заварит, сам нальет.

(Самовар )

  1. Смесь из листьев и цветов
    Заварил, и он готов! (
    Чай )
  2. Подбоченилась она
    Жаль рука всего одна.
    Кто ни делает глоток,
    Хвать её под локоток.(
    Чашка)
  3. Темечко льет,
    Нос воду льет,
    Если не спит
    В брюхе кипит.(
    Чайник)
  4. Бел, как снег,

в чести у всех
В рот попал- там и пропал
(
Сахар)

  1. Черный с белым, оба братцы
    В животе её хранятся.

(Хлебница)

14.Эту сладкую сосульку
Называют Петушок.
Эта сладкая сосулька
Тает лишь под языком.
(
Леденец)

15.Для любимой бабушки
Испеку оладушки.
Так румяны и вкусны,
Эти пышные.......(
Блины)

Конкурс №3: «принеси бублик».

Участвует вся команда.

Реквизит: 2 юбки, 2 косынки, 4 корзины (две с равным количеством бубликов, две - пустые)

Задание: на двух стульях, стоящих напротив, стоят две пустые корзины. Необходимо одеть юбку, косынку, взять в руки корзину с бубликами (в каждой корзине равное количество), добежать до другого стула с корзиной, положить бублик в пустую корзину, вернуться обратно, передать корзину другому. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием

        Заключительное слово воспитателя: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Давайте вместе прочитаем слова известного человека Антуана де Сент – Экзюпери. Кто знает, что значит слово «роскошь»?       Это слово имеет три значения, к нашему случаю подходит третье, которое означает  изобилие и  природное богатство. То есть Антуана де Сент – Экзюпери сказал: «самое большое богатство – это богатство человеческого общения»

        Чай не только помогает сохранить бодрость духа и           здоровье человека, но и помогает общаться за чашкой чая.  И, конечно, формирует потребность в здоровом образе жизни.

Словарные слова:

  1. Роскошь - 1. Внешнее великолепие, пышность чего-л.
    2. Излишества в жизненных удобствах и удовольствиях, связанные с расточительством. //
    Дорогостоящий, но не необходимый предмет, вещь. 
    3. Изобилие, природное богатство.(в данном случае);
  2. Экзотика – (от греч. exotikós — чужой, иноземный) причудливые, необычайные особенности (природы, обычаев, искусства и др.) отдалённых стран.
  3. Имбирь - 1. Тропическое травянистое растение, мясистые корневища которого богаты эфирными маслами.
    2.
    Пряность, приготовляемая из корневищ такого растения. 
  4. Династие – Поколение, род.
  5. Пуд - Русская мера веса, равная 40 фунтам, по метрической системе - около 16,4 кг.
  6. Капитализм Общественный строй, который  использовал наемный труд и свободное предпринимательство, развивающее рыночную экономику.
  7. Буржуи Господствующий класс капиталистического общества.
  8. Купец - человек, у которого есть частная торговля, владелец торгового предприятия.

Использованная литература:

  1. Классные часы в 5-7 классах/ под ред. Г.Н. Сибирцевой.    Изд. 2-е, допол. - Ростов н//Д: Феникс, 2004. – 320 с.(Серия «Сердце отдаю детям»)
  2. Источники из интернет – сайтов:
  1. Происхождение и древняя история чая;
  2. Появление чая на Руси.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Путешествие...зачем? Для чего?"

Учитель сообщает цель урока, говорит о том, что на уроке будет идти разговор о путешествии. Класс делится на две группы. Одна высказывается за путешествие по своей стране, а другая сообщает положитель...

Конспект открытого урока в 10 классе по теме "Зачем мы изучаем законы Ньютона?"

На этом открытом уроке мы пытались ответить на вопрос "Зачем мы изучаем законы Ньютона?". Нам было интересно разобраться почему при поступлении в спортивные ВУЗы вступительный экзамен - физика. Как зн...

Открытый урок по теме Зачем люди путешествуют? Спросим у современного путешественника!

Урок в 9 классе по теме «Почему люди путешествуют? Узнаем у современного путешественника» по УМК “Enjoy English” Биболетовой М. З., Трубаневой Н. Н является обобщающим уроком,  8 по счету в данно...

Методическая разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе "Зачем люди общаются"

Технологическая карта урока по обществознанию "Зачем люди общаются"...

Открытый урок «Зачем мы изучаем английский?» 7 класс

Learning a foreign language is a hard work. It is a long, sometimes boring and slow process. English is a wonderful language. The great German poet Goethe once said "He, who knows no foreign language,...

Открытый урок по теме "Зачем изучать английский язык?" (7 класс)

Актуализация знаний об англоязычных странах и роли английского языка в современном мире. Использование активной лексики по теме "Изучение английского языка" в серии речевых упражнений....

Открытый урок литературы в 10 классе по теме "Жизнь, зачем ты мне дана?"

Презентация к уроку  https://yadi.sk/i/cjyg2AjaMXek4gАннотацияВ последние годы восстанавливается приоритет общечеловеческих ценностей над всеми другими. Признание этого приоритета и об...