Открытый урок литературы в 10 классе по теме "Жизнь, зачем ты мне дана?"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Рузанова Татьяна Леонидовна

 

Презентация к уроку  

https://yadi.sk/i/cjyg2AjaMXek4g

Аннотация

В последние годы восстанавливается приоритет общечеловеческих ценностей над всеми другими. Признание этого приоритета и обещает настоящую духовную, мировоззренческую революцию, которая является обязательным условием установления адекватных отношений между людьми.

Творческий опыт русской классической литературы является своеобразным камертоном для осознания сути тех или иных традиций, для различения подлинных и мнимых ценностей, без чего невозможно отчетливое представление настоящих путей улучшения общественных отношений.

Осмысление этических категорий на уроке литературы является для большинства современных школьников единственной возможностью их осмысления вообще.

«В современной жизни, - замечает священник Анатолий Гармаев, - нравственное не хранится в окружающих нас традициях, обычаях, в становлении человека. Оно не хранится в укладе, в образе жизни современных людей, оно в основном расточается, попирается, уничтожается. Ввиду того что эгоистические ценности, материальное благополучие, известность в мире или значимость в социуме стали ведущими, современный человек даже не подозревает о существовании в себе образа внутренней нравственной красоты»

И в этом смысле нравственное значение урока литературы трудно переоценить.
Десятый  класс – время подведения итогов. Мировоззренческие проблемы, которые обсуждались в классе при изучении отдельных произведений, могут стать центром особых уроков – обобщения и осмысления пройденного. Природа, любовь, Родина, предназначение художника, смысл человеческой жизни, счастье, вера, жизнь и смерть как основные категории русской литературы – таковы темы этих уроков.
Урок, посвященный этическим категориям счастья и смысла жизни в русской литературе, может послужить в качестве примера.
 

Урок разработан учителем русского языка и литературы Рузановой Татьяной Леонидовной и представлен на зональном этапе конкурса профессионального мастерства работников системы образования Оренбургской области «Учитель Оренбуржья-2012». Учитель признан победите

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК  литературы  в  10 классе

 

УРОК  литературы  в  10 классе

Тема: «Жизнь, зачем ты мне дана?..»

(Проблема смысла жизни и счастья на уроках литературы) 

Цель урока:

1. Рассмотреть проблему счастья в русской классической литературе и в жизни.

2. Дать представление о проблеме счастья и смысла жизни  на примере литературных произведений.

3. Воспитывать любовь к русской литературе, понимание истинных ценностей,  нравственно-философское осмысление литературы.

Задачи:

- Рассмотреть основные проблемы русской классической литературы.

 -Активизировать знания учащихся по теории  литературы.

-Реализовать проблемный подход к изучению литературы.

-Раскрыть данную проблему на примере литературных произведений.

-Сформировать интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.

-Сформировать у учащихся личностное отношение к осмыслению проблемы счастья и смысла жизни.

-Готовить к написанию части С ЕГЭ по русскому языку.

Оборудование:

песня «Счастье» в исполнении Пугачевей А. Б., презентация, памятки по написанию части С, памятки по написанию синквейнов, чаша весов, гирлянда.

 

Тип урока – урок – поиск истины

Ход урока

I. Орг. момент. Сообщение целей урока.

Здравствуйте, меня зовут Татьяна Леонидовна. Сегодня я проведу у вас урок, который станет уроком осмысления этических категорий. Я также надеюсь, что этот урок также поможет вам в подготовке к сдаче ЕГЭ, конкретнее, написанию части С, потому что именно на этом уроке мы будем говорить о проблеме, которая всегда глубоко волновала человечество.

II.  Поиск проблемы, определение темы урока.

-Но определить тему урока я попрошу вас. Итак, назовите сквозные темы русской литературы. (Тема Родины, природы, любви, смысла человеческой жизни, предназначения поэта и поэзии, жизни и смерти, человека и Бога и т. д.). 

-Выделите среди них философские темы. (Ребята говорят о том, что, кроме собственно философских тем: смысл жизни, поиск Бога и др., – все остальные темы русской литературы так или иначе философски окрашены, например, любовь у Тургенева и Бунина, природа у Тютчева).

-Проблемы смысла жизни, взаимоотношений человека и Бога, жизни и смерти называли «проклятыми вопросами». Как вы думаете, почему?(На них не было однозначного ответа)

-Скажите, до каких пор мы с вами будем говорить о проблемах? (Пока они существуют)

- А если проблем в обществе не будет? Какими нас можно будет назвать? (счастливыми)

- Давайте прочитаем определение счастья в словаре Ожегова.  

(Счастье - чувство и состояние полного высшего удовлетворения)

-А что является счастьем для вас? Ответьте  одним предложением на вопрос: «Что есть счастье?»

(Работа в парах, если нет однозначного ответа, записывают два на одном листе. Высказывания вывешиваются на доску).

-Кто-то испытывает удовлетворение от того, что рядом любимый человек, кто-то от забитого гола в ворота противника. В любом случае, понятие счастья у всех разное.  Значит,  для всех единого счастья не бывает. То есть опять перед нами встает проблема. Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. (Проблема счастья)

- Сегодня мы будем искать ответы на возникшие вопросы в литературе. Запишем тему. (Проблема счастья   в  литературе)

ΙΙΙ. Слово учителя. Вопрос о том, что есть счастье, поднимался в литературе всегда.

-Скажите, а кто из героев изученных вами произведений задумался о счастье и захотел ответить на вопрос о том, кого можно назвать счастливым? (герои «Кому на Руси жить хорошо»)

- Давайте вспомним, что утверждают герои поэмы? В чем, по их мнению, заключается счастье? (анализ ответов героев о счастье)

-Нет однозначного ответа у нас, нет его у литературных героев. Сегодня мы с вами, как и странники из поэмы Некрасова, начнем свое путешествие в поисках этого ответа, потому что, скажу вам по секрету,  русская литература дает ответ на этот вопрос.

Учитель пишет на доске:  СЧАСТЬЕ?

1. Работа с поэтическими текстами.

Я предлагаю вам прочитать отрывки из стихотворений русских поэтов о счастье  (на каждой парте листок с отрывками). Обсудите в парах и дайте ответ на вопрос: «Так в чем же, по мнению поэтов, заключается счастье?»

1. Мое желание – предаться
Всевышнего во всем судьбе,
За счастьем в свете не гоняться,
Искать его
в самом себе. Г.Р. Державин

2. На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.
А.С. Пушкин

3. . Какое счастие: и ночь, и мы одни!
Река – как зеркало и вся блестит звездами.
А там-то … голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!
А.А. Фет

4. Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил.
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что
я дышал и жил. С.А. Есенин

5. О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот
сад осенний за сараем
И
чистый воздух, льющийся в окно. И.А. Бунин


6.
 Царит весны таинственная сила
С звездами на челе.
Ты, нежная! Ты счастье мне сулила
На суетной земле.
А счастье где? Не здесь, в среде убогой
А вон оно – как дым.
За ним! за ним! воздушною дорогой –
И
в вечность улетим. А.А. Фет 

Итак, в чем же счастье?
- «в самом себе»;
- в мгновении слияния с миром, растворении в природе, любви;
- в творчестве;
- в вечности.

-Сравните свое определение счастья с теми цитатами, которые вы выписали. Понятие счастья в поэзии всеобъемлющее, но однозначного ответа пока нет. Может  великий Пушкин нам даст ответ на вопрос, что есть счастье?

ΙV.  Чтение и анализ стихотворения А. С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…»

(У каждого ученика)        

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

-Почему Пушкина томит тоскою «Однозвучный жизни шум»?

-Мы знаем, что Пушкин, вопреки всему, любил жизнь, и она для него, хоть и «напрасный», и «случайный», но все-таки дар, подарок. В стихотворении он выразил наши сомнения и, по сути, задал главный вопрос всей русской литературы. Какой? («Жизнь, зачем ты мне дана?»)

-Кажется, мы близки к разгадке. Так в чем заключается счастье? (Счастье заключается в смысле жизни)

Учитель дописывает на доске:  СЧАСТЬЕ – СМЫСЛ   ЖИЗНИ

-Но может ли ответ на вопрос о том, в чем заключается смысл жизни, быть однозначным? В чем вы сегодня видите смысл жизни?

- Значит, перед нами встает еще одна проблема. Какая? (проблема смысла жизни)

-Продолжим наши поиски. Теперь мы будем искать ответ на вопрос «В чем смысл жизни». Может в литературе мы найдем ответ. Откроем скобки и допишем тему урока: «Проблема  смысла жизни в литературе».

V. Работа с поэтическими текстами.

1. Проблема смысла жизни – основная проблема русской литературы. Ее герои постоянно задают себе печоринский вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Жизнь невозможна без решения этого вопроса.

Вспомните героев русской литературы, мучившихся вопросом о смысле жизни. На каждой парте – лист с цитатами – размышления героев русской литературы о смысле жизни.

1. «Зачем я жил, для какой цели я родился?»  (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Размышления Печорина.)
2. «Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» (Л.Н. Толстой «Война и мир». Размышления Пьера Безухова.)
3. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить. А знать я этого не могу, следовательно, нельзя жить», - говорил себе [он] … И счастливый семьянин, здоровый человек, [он] был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нем, и боялся ходить с ружьем, чтобы не застрелиться». (Л.Н. Толстой «Анна Каренина». Мысли Левина.)
4. «Зачем жил человек?» «Зачем вы живете? Зачем?..» «А ведь зачем-нибудь я родился, а?..» (А.М. Горький «На дне». Реплики Наташи, Актера, Барона.)

2. Обращение к зарубежной литературе.

Почему богатство, в котором видит смысл жизни большинство людей, не приносит счастья, а человек, знающий смысл своей жизни, претерпевает нищету и испытания с поразительной стойкостью? Бессмысленность существования и потеря надежды обрести его смысл может убить. Но где же искать смысл жизни? Может, мы найдем ответ на этот философский вопрос  зарубежной литературе?

-Прочитаем строки из сонетов Шекспира:

 «Ты будешь жить на свете десять раз,
Десятикратно в детях повторенный,
И вправе будешь в свой последний час
Торжествовать над смертью покоренной»

В одних сонетах Шекспира есть строки, в которых поэт считает смыслом жизни продолжение себя в потомстве, в детях.

А в других строчках смыслом жизни поэт называет любовь:

«Кто под звездой счастливою рожден -
Гордится славой, титулом и властью.
А я судьбой скромнее награжден,
И для меня любовь - источник счастья

Любовь… Самые лучшие чувства рождает любовь. Мир держится на любви.  Нам известны высказывания о том, что смысл жизни можно найти в любви. Согласна. Но давайте вспомним рассказ Толстого «После бала».

(дети говорят о счастливом влюбленном герое рассказа, который за несколько часов из счастливого человека стал несчастным)

-Почему любовь главного героя «пошла на убыль»?

-Говорит ли это нам о том, что любовь может погибнуть тогда, когда вокруг существует зло и насилие?

VΙ. Беседа по прозаческим произведениям. 

Я хочу прочитать вам очень короткий рассказ известного писателя

  Федора Абрамова «Вася Шулев заплясал».

Саша Шулев заплясал.             Автор: Ф. Абрамов

     За новогодний стол сели рано. За добрый час до боя Кремлевских курантов. Ну и что делать? Как убить время?- А давайте вспомним самый счастливый день в уходящем году.

        И вот пошли рассказы: про выход новой книги, про защиту диссертации, про премьеру, про любовь…

 - А у тебя какой самый счастливый день, Феня? – спросили у дальней родственницы хозяйки.

        Феня, и без того застенчивая, робкая, приткнувшаяся к столу с краешка от дверей как серая утушка, тут растерялась так, что слезы выступили на глазах:

- А у меня ничего такого творческого. Ни книг, ни любви. Разве только, когда Саша Шулев заплясал на елке…

- Какой Саша?

- Мальчик. Три годика ему. Я в садике воспитателем работаю. Когда я пришла к ним в группу, Саша не ходил. Все лежал. Рахитик. Живот. Ножки ухватиком. Ужас! И мать непутевая. Когда возьмет ребенка домой, когда нет. В общем ужас, ужас. Без улыбки ребенок. При мне начал улыбаться. А вчера, - Феня опять прослезилась, - все матери пришли на елку, а та, гулена, не пришла. Я взяла Сашу за ручку: «Дети, Дед мороз всем велел плясать. Тогда весь год счастливый будет». И что вы думаете! Ой, не могу! Саша у меня всех больше плясал. Попа отвисла, ноги ухватом, живот… А он потом обливается да пляшет. «Сашенька, отдохни, Сашенька. Хватит…» Не отдыхает. Очень ему хотелось, чтобы у него год счастливый был.

- Я не продолжу чтения. Кратко расскажу, что каждый из сидящих за новогодним столом, все, кто, замечу,  испытывали чувство и состояние полного высшего удовлетворения, почувствовал себя менее счастливым. Почему?

(потому что в мире есть несчастные и обездоленные)

-А кто за этим столом испытывает чувство полного высшего удовлетворения? (Феня)

- Стремясь к собственному счастью, мы часто платим очень дорогую цену: счастье другого человека, свобода, совесть, душа. Может нам надо стать всем несчастными? Но русская литература не призывает человека быть несчастным, напротив, она говорит: «счастье – всюду», но она предупреждает об опасности в стремлении к счастью, благополучию потерять душу, совесть, себя, смысл жизни.

(подвести к тому, что надо сделать счастливыми других людей)

VΙΙ. Анализ высказываний классиков.

1.    А.П. Чехов писал: Счастья нет и не должно его быть

- Согласны ли вы с утверждением Чехова? Я попрошу поработать в парах и согласиться либо не согласиться с утверждением писателя.

-Продолжим чтение высказывания писателя: … а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом.

«Смысл жизни вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом»…  Так в чем же? Прочитаем  полное высказывание Чехова.

 «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»

- Когда я прочитала этот чеховский призыв, я была не просто удивлена, я была потрясена.

Так просто? Делай добро? Значит,  смысл  жизни не в стремлении к счастью, а  в стремлении творить добро? В результате будешь счастливым? Давайте продолжим нашу логическую цепочку и дадим ответ:

Запишем: Счастье – смысл жизни – творить добро

-Ребята, а что значит, творить  добро? Обсудите это в парах и скажите одним предложением.

VΙΙΙ. Проблемный диалог. Подведение итогов.

Основная мысль высказывания А. П. Чехова  заключается в том, что после себя в этой жизни нужно оставить след. Нравственный смысл жизни человека состоит в служении Добру. Некрасов, как и Чехов, утверждает,  что  счастливым можно назвать человека, который творит добро. Ребята, я сама и не заметила, как мы с вами пришли к одному и тому же выводу, что и странники. Кого странники могли бы назвать счастливым.

(Гриша Добросклонов)

-Обратите внимание, из каких корней состоит имя героя?

(склонный к добру)

-Часто смысл открывается герою русской литературы в вере. Добросклонов – человек глубоко верущий.

- Ребята, скажите, а чего человек боится больше всего? (смерти)

-Давайте прочитаем строки стихотворений и ответим на вопрос, какая самая великая ценность у человечества?(жизнь)

Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
(С.А. Есенин) 

О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
(А.А. Блок) 

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
(А.С. Пушкин)

Уйти из этого мира существом более высоким, чем пришел в него.

(А.И. Солженицын) 


-Мечта о вечной жизни всегда преследовала человечество. А можно ли жить вечно? (можно, в доброй памяти будущих поколений)

-Назовите человека, который обрел вечную жизнь ценой своих страданий, ценой своей всеобъемлющей любви к  человечеству, к людям, ко всем без исключения, не всегда даже самым лучшим? Который принес себя в жертву за грехи человечества? (Иисус Христос)

-Так что утверждает русская литература? К чему должен прийти человек, чтобы обрести вечную жизнь? (к вере в бога)

Запишем: Счастье – смысл жизни – творить добро во имя жизни, будущего,  вечного

VΙV. Вывод.

-Итак, что утверждает русская литература? Какой ответ она дает нам на вопрос о том «Что такое счастье?»

Если в основе мира лежит Добро, то в конечном итоге трагедия мировой жизни должна быть преодолена – таков вывод русской религиозной философии и русской литературы.

Χ. Рефлексия. (звучит песня А. Пугачевой «Счастье»)  В заключение нашего урока я попрошу еще раз ответить на вопрос «Что есть счастье?» и написать синквейн.

- Обратите внимание, отличается ли ваш ответ на вопрос «В чем счастье?»,  данный в начале урока и в конце? На одной чаше весов – ваши ответы в пользу добра для себя, на другой – в пользу добра для других.

Вывод: «Книга поможет разобраться в путанице мыслей». Не случайно, аргумент, взятый из литературы, на ЕГЭ заслуживает самого высокого балла.

(учащимся раздаются материалы к написанию части С ЕГЭ «В помощь ученику)

ΧΙV.  Домашнее задание: (гирлянда)

Ребята, посмотрите на эту лампочку. Она ничего из себя представляет. Но если я вкручу ее в гнездо, вы увидите, что вокруг загорелись все лампочки. Мы тоже, как и эти лампочки в гирлянде, связаны друг с другом невидимой нитью. Вы нужны людям, а люди нужны вам. Помните об этом. Думайте об окружающих вас, старайтесь жить в гармонии с собою и окружающим вас миром, любите людей самых разных и, поверьте, вы будете самыми счастливыми людьми на этой земле! Урок я хочу закончить выводом – отрывком их стихотворения собственного сочинения:

Творите добрые дела,

Когда дожди, когда ненастья,

Жить в мире, но не для себя –

Вот в чем есть смысл твой и счастья.

Использованная литература


1. Арсеньев А. С. Подросток глазами философа \\ Возрастная психология: Детство. Отрочество. Юность: Хрестоматия, сост. и научн. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М., 1999. С. 342.
2. 2.Анатолий (Гармаев А. Ц.) Этапы нравственного развития ребенка. Мн., 2002. С. 15-16.
3. Грачева И. С. Уроки Русской Литературы: Методическое пособие. – СПб., 1994. С. 31.
4. Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия. – М., 1996. С. 121.
5. Там же. С. 57.
6. Флоренский П. А. Иконостас. – М., 1995. С. 18.
7. Сенека. О счастливой жизни. \\ Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., 1995. С. 171.
8. Кант И. Основы метафизики нравственности.\\ Кант. И. Соч.: В 6 т. – М., 10

Рузанова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения    «Лицей №1»

 муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области»

                     



Предварительный просмотр:

 «Дар напрасный, дар случайный…»

26 мая 1828 года.

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

                             А. С. Пушкин



Предварительный просмотр:

Зарубежная поэзия

***

 «Ты будешь жить на свете десять раз,
Десятикратно в детях повторенный, 
И вправе будешь в свой последний час
Торжествовать над смертью покоренной»

***

 «Кто под звездой счастливою рожден -
Гордится славой, титулом и властью.
А я судьбой скромнее награжден,
И для меня любовь - источник счастья

Военачальник, баловень побед,
В бою последнем терпит пораженье,
И всех его заслуг потерян след.
Его удел - опала и забвенье.

Но нет угрозы титулам моим
Пожизненным: любил, люблю, любим»

У. Шекспир



Предварительный просмотр:

Творческая деятельность учащихся

Памятка по написанию синквейнов

Слово “синквейн” французское, обозначающее “пять строк”, причем при его написании существуют определенные правила. Вот они:

Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Она

Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Интересная, фантастическая

Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Рассказывает, развлекает, воспитывает

Четвертая строка – фраза из четырех слов – выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Ученье – свет, неученье – тьма

В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Книга
Она –
Интересная, фантастическая
Рассказывает, развлекает, воспитывает
Ученье – свет, неученье – тьма
Книга.



Предварительный просмотр:

1. Мое желание – предаться
Всевышнего во всем судьбе,
За счастьем в свете не гоняться,
Искать его
в самом себе.

                                          Г.Р. Державин



2.
 На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.
                                         
А.С. Пушкин


3. Я жить хочу, хочу печали,
Любви и счастию назло,
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
                                       
М.Ю. Лермонтов


4. Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем,
Нищий лишь просит
участья
Глупое сердце, не бейся.
                                               
С.А. Есенин



5.Какое счастие: и ночь, и мы одни!
Река – как зеркало и вся блестит звездами.
А там-то … голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!
                                                   
А.А. Фет


6.
 Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил.
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что
я дышал и жил. 
                                               
С.А. Есенин

7. О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот
сад осенний за сараем
И
чистый воздух, льющийся в окно.
                                     
И.А. Бунин



8.
 Царит весны таинственная сила
С звездами на челе.
Ты, нежная! Ты счастье мне сулила
На суетной земле.
А счастье где? Не здесь, в среде убогой
А вон оно – как дым.
За ним! за ним! воздушною дорогой –
И
в вечность улетим.
                                           
А.А. Фет 


9. И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет, господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все, вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав.
И от сладостных слез не успею ответить
К милосердным коленям припав.

                                        И.А. Бунин


10. И, наконец, увидишь ты,
Что счастья и не надо было,
Что сей несбыточной мечты
И на полжизни не хватило,
Что через край перелилась
Восторга творческого чаша,
И все уж не мое, а наше,
И с миром укрепилась связь. 

                                          А.А. Блок 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Зачем человеку небо"

Презентация для урока литературы в 10 классе по роману Л.Н,Толстого "Война и мир".  Слайды содержат следующий  материал: "Три неба" Андрея Болконского  (небо Аустерлица, небо Богуч...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....

Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...

Конспект открытого урока литературы учителя русского языка и литературы Степановой Э.Г. по повести И.С.Тургенева “Ася”.

Цели урока: понять идею рассказа «Ася», уяснить авторскую позицию в произведении; выяснить, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»? способс...

Открытый урок по ИЗО 5 класс "Зачем людям украшения"

Роль декоративно-прикладного творчества в жизни человека и общества. «Зачем людям украшения», первый урокБазовый учебник: «Изобразительное искусство 5 класс» : Н.А.Горяева...