Метод пректов в профориентации
статья по теме

Метод пректов в профориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie__metod_proektov_v_proforientatsii.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  на семинаре

Метод проекта в работе по профориентации

Главная цель любой школы по профориентации учащихся – подготовка их к сознательному, обоснованному выбору профессий.

 Задачи, которые решает школа перед вами:   Слайд 2

-формирование у учащихся системы знаний о мире профессий;

-развитие интересов и склонностей учащихся к различным видам профессиональной деятельности;

-воспитание у школьников стремлений к самопознанию, самоопределению, самовоспитанию с целью формирования профессионально-значимых качеств личности;

-формирование профессиональной направленности.

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать.

Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе. Опыт показывает, что одним из наиболее эффективных методов в практике работы по профориентации является метод проектов. Метод проектов - интерактивный метод. 

    Почему мы говорим «да» интерактивным методам сегодня? Потому что ?

Слайд 3

Интерактив – это                                          

Высокая мотивация!   Прочность знаний!   Творчество и фантазия!  

 Активная жизненная позиция! Командный дух!  

Свобода самовыражения!  Взаимоуважение!  

 Метод проектов эффективен в том случае, когда в работе ставится какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой привлекаются знания и опыт из различных областей.                    Слайд 4

В основе метода проектов лежит:

 развитие познавательных умений и навыков детей;

 умение ориентироваться в информационном пространстве;

 умение самостоятельно конструировать свои знания и понимание;

 умение интегрировать свои знания из различных областей наук и жизненный опыт;   умение критически мыслить.

    Главная педагогическая цель любого проекта — формирование ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их  при необходимости. Перед началом планирования работы по проекту важно обсудить, осмыслить вместе с детьми ответы на следующие вопросы:    Слайд 5

1. Почему мы/я делаем именно этот проект?

Этот вопрос поможет еще раз актуализировать проблему, понять, почему проблема появилась.

2. Какова цель проекта? Ответ на этот вопрос еще раз позволяет более четко определить направление движения, к чему хотим прийти, какие умения детей хотим развить и сформировать, что хотим получить в результате проектной деятельности.

3. Какие ресурсы необходимы для реализации проекта (люди, знания, оборудование, финансы)? С кем необходимо встретиться для решения поставленных задач, какую информацию найти, нужны ли финансы для реализации проекта?

4. Как организовать деятельность детей, чтобы достичь цели проекта? Это  утверждение в выборе форм работы с детьми (групповая, парная, индивидуальная).

Слайд 6

Существуют определенные требования к работе над проектом.

  Каковы этапы работы над проектом?: Слайд 7

1. Подготовка к проекту.  Приступая к созданию проекта, следует соблюдать ряд условий: выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить детям идею, обсудить ее с ними и конкретизировать  значимые цели

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются группы детей, где перед каждой стоит своя задача. При распределении обязанностей (ролей) в группе, учитываются склонности подростков, его расположенность к тому или иному виду деятельности.  При подборе группы в их состав включаются ребята разного пола, разной успеваемости, различного темперамента.

3. Выполнение проекта. Создание портфолио. Этот этап связан с поиском новой информации по теме проекта, обсуждением этой информации и ее оформлением, выбором способов реализации проекта и форм получения результата (это могут быть рисунки, поделки, статьи, чертежи, анкеты, викторины и др.). Главное — не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». На этом этапе важно предусмотреть знакомство всех участников проекта с промежуточными результатами,  их обсуждение с целью соответствия поставленной цели. Это позволит осуществить корректировку, если работа пошла не в нужном направлении.

4. Презентация проекта.

Оформленный результат надо представить сокашникам, защитить свой проект. Для представления результатов интересно и современно использовать информационные технологии.

5. Подведение итогов проектной работы.

      Результаты работы ребят очень важно оценить. Это может быть  внутренняя оценка и  внешняя оценка. Результаты обязательно доводятся до внимания общественности, того, для кого они предназначались, т. Е. защищаются публично или публикуются. На итоговом этапе выполнения проекта можно подготовить видеофильм, создать буклет, презентацию и т.д.

Слайд 8

Профориентационные проекты могут быть ориентированы на поиск ответов на следующие вопросы:

 Какие типы и группы профессий бывают? Как их определяют?

 Какие профессии востребованы на рынке труда в настоящее время?

 Какая профессия мне подходит: какие существуют методики выбора предпочтительных профессий?

 Как выбирать профессию: какие правила можно сформулировать?

 Как представить себя на рынке труда? (как написать резюме, как представить себя работодателю) и др.

Профориентационные проекты прежде всего призваны дать детям инструменты, которые в дальнейшем могут быть применены при реальном поиске и выборе профессии.                                                              Слайд 9

    В процессе реализации проекта учащиеся так ли иначе попробуют себя во всех ролях и в итоге выберут наиболее комфортную для себя:  генератор идей,  оппонент, организатор, разработчик, докладчик.

Слайд 10

Роли педагогов также различны: наблюдатель, сотрудник, эксперт, консультант, наставник. На разных этапах работы учитель выступает во всех отмеченных ролях. Схема обучения в процессе совместной работы над проектом меняет формулу « Я даю — вы берете» на «Мы придумываем, исследуем и делаем вместе»

Слайд 11

Результаты проектной деятельности и формы представления проекта может быть различной.

 Результат: альбом, буклет, газета, макет, доклад, мультимедийный продукт и др

Формы представления проектов: игра с залом, научный доклад, пресс-конференция,

Путешествие, реклама.                                          

Слайды 12-16

  Не первый год  педагогический коллектив, классные руководители  нашей школы использует метод проектов в своей  работе. Учащиеся создают, защищают и реализуют проекты на разные темы: «Русские традиции», «65- летию Великой Победы посвящается…», «К юбилею родного города», «О нравственности и культуре»…

     В январе 2010 года учащиеся школы защищали проекты  «Профессии вчера, сегодня, завтра…». Были представлены проекты «Сто дорог – одна твоя» учащимися 8 класса,  «Важная профессия  - повар» (7 класс), «Выбери меня…» (11 класс), «Профессия - библиотекарь» (2 класс), «Мы в профессии играем…» (4 класс) ,  «Фабрика мастеров» (8 «Б» класс), «Профессия - строитель» (9 «А» класс), «Менеджемент»  (9 «Б» класса) и др.

 В процессе работы над проектами учащиеся учатся в информационном пространстве находить нужный материал, корректировать его. Но эти умения приходят не сразу. Легче учащиеся приобретают навыки по созданию презентаций. Им нравится практическая деятельность. С удовольствием они встречаются с представителями инфраструктур, берут у них интервью, узнавая нужную информацию. Но и это тоже приходит не сразу. Для развития коммуникативных способностей учителям приходится проводить предварительную работу с детьми, проговаривая, какие вопросы нас интересуют в первую очередь и кому  какой вопрос можно адресовать.

  Работая над проектами по профориентации, учащиеся получают более полные сведения о профессиях, о рынке труда своего города, области, перспективы развития выбираемой профессии. Понимают, что выбор профессии должен быть правильным, это на всю жизнь.

 Работа над проектами позволяет ученикам нашей школы сделать правильный выбор, учитывая свои склонности и интересы. Результат нашей работы налицо – 17 % учащихся 9-х классов выбрали строительные профессии, 12 % одиннадцатиклассников- профессии лингвистической направленности, те которые изучали, с которыми знакомились, создавая проекты.

Слайд 17

  Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

      О проведении проектов можно много говорить, но очень важно также посмотреть, как может выглядеть такой проект, какова идея и цель его проведения, каков его результат? Познакомьтесь с примерами уже реализованных проектов по  профориентационной тематике в нашей школе.  

                                                                 

   Проект 11  класса «Выбери меня» - презентация,  Презентация – альбом «Все профессии важны».  (Показ презентаций)

З а д а н и е  (по  группам) (практическая работа)

Сделайте набросок визитной карточки профориентационного проекта, который вы могли бы провести со своими учениками.

Визитная карточка проекта.

Участники  проекта: (укажите возрастной состав ребят)

Как будет выявляться актуальная и значимая проблема для совместного обсуждения и решения с детьми? (укажите методы и приемы выявления: анкетирование, беседа, мозговой штурм, карта интересов, использование системы вопросов; дерево ожиданий и т. п.)

Название проекта:

 (приведите яркую цитату, афоризм, пословицу, поговорку, отражающую суть темы проекта)

Решаемая проблема:

Почему эту проблему важно обсуждать и решать совместно с ребятами: (приведите аргументы здесь)

Цель проекта:

По каким вопросам и с кем желательно организовать взаимодействие ребят при работе над проектом:

(Например: помощь в освоении ребятами информационных технологий — учитель информатики; помощь в организации экскурсии на предприятие — шефы; выявление способностей и предрасположенностей ребенка —психолог; организация пространства/помещения для работы детей — коллеги и т. п.)

Планируемые результаты проекта в виде продуктов проектной деятельности ребят с возможной формой их представления: (Например: рабочий план организации и проведения «Ярмарки профессий»;  брошюра с описанием наиболее востребованных профессий и требований к ним и т. п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный прект "Образование в Великобритании и России"

В информационном проекте обучающаяся 7 класса старается раскрыть сходство и различие в английской школе и своей школы....

Метод пректов на уроках литературы

Что дает применение метода проектов?—использование коллективных форм работы;—- привитие интереса к предмету;—-развитие умений и навыков самостоятельной работы;—- активизацию деятельности учащихся;—-пр...

Выступление` Метод проектов в профориентации`

Выступление` Метод проектов в профориентации`...

Нетрадиционные методы профориентации

Использование психологической песочницы в профориентации с учащимися...

Статья "Проектная деятельность как метод ранней профориентации в деятельности детских объединений технической направленности"

Социально-ориентированный проект:  «Выбор профессии – выбор будущего»   является   составной частью  воспитательной  системы ОДОД СОШ №511 «С...

Выписка из протокола совещания руководителей ОО Эффективность метод работы по профориентации

адресные и методические рекомендации по профориентационной работе...

Методические рекомендации "ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ "

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных проблем современного образования. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становитс...