Методическая статья. Опыт работы одного инновационного учреждения.
статья по теме

 

ОПЫТ РАБОТЫ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ ГОРОДА САРАТОВА ПО ТЕМЕ:  "ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА, В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_konferenciyu._kutyavina_i.g..doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА, В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Кутявина Ирина Геннадиевна, учитель русского языка и литературы

 МОУ «Русская классическая гимназия» г.Саратова

Образование без души опустошает душу.

Лоа-Цзы

   

       Любое образовательное учреждение проходит 3 этапа своего восхождения: 1) становление (при создании новой школы и нового коллектива);

2) функционирование (учебно-воспитательный процесс организован на основе традиционных программ, педагогических технологий, учебников);

3) развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологии обучения и воспитания приходят в противоречие с новыми целями, условиями школы, потребностями личности ученика и общества).

Те же этапы своего восхождения проходила «Русская классическая гимназия».  Учреждение создано на базе СОШ №25 в 1995 году. Это время в России связано с глубоким общественным кризисом и отсутствием четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения. Происходило резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкие, непродуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. 

Обращение Русской классической гимназии к опыту православной педагогики, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника ещё 15 лет назад  в образовательном пространстве   было воспринято  вовсе неоднозначно: некоторые  считали эту идею утопичной, но были и те, кто убеждённо знали, что необходимо создать «некий институт» духовного миропорядка, где каждый ребёнок будет учиться «оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».[1]

 Педагогический  коллектив Русской классической гимназии вынес  на своих плечах  все сомнения и тревоги того времени и наперекор скептически настроенной общественности добился  качественных показателей и результатов в учебно-воспитательном процессе. Из стадии становления  учреждение постепенно переходило в стадию развития: накапливался опыт работы, возрастал профессиональный уровень учителей, педколлектив начал добиваться высоких показателей в обучении и воспитании учащихся, появилась необходимость в создании авторских методик, программ, технологий. В 2005 году администрация школы приняла серьёзное решение – создать  имидж гимназии, приобрести статус конкурентоспособного учреждения, которое уже могло выступать гарантом адаптированности учащихся к социуму (написать программу развития учреждения, образовательную программу, распространить опыт работы учителей-новаторов и учителей-передовиков на уровне России, поделиться новыми методиками становления учебно-воспитательного процесса). Именно это является главным показателем учреждения, которое встало на новый веток своего развития. Конфуций писал: «3 пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий, и путь опыта – это путь самый горький».[2] В своём развитии гимназия прошла и путь опыта, и путь размышления,  и никогда не стремилось к подражанию. Поэтому в 2006-2007 учебном году учреждение впервые получило статус инновационного, стало победителем всероссийского конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. А в 2007-2008 учебном году стало повторно миллионером.

В программе развития учреждения  через все направления деятельности просматривается ориентир на духовно-нравственное воспитание школьников, которому соподчинен и учебный процесс гимназии, и воспитательная работа.

         Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций  - это то ядро формирования личности, которое благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Но воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Одна из проблем современного образования сегодня состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей, на это ориентирована деятельность педагогического коллектива Русской классической гимназии в работе с родителями.

         Миссия Русской классической гимназии – вернуть русскому человеку понимание того, что без знания православной культуры, традиций, истории, обычаев русского народа, обладания всей полнотой исторической памяти, невозможна полноценная, духовно богатая жизнь личности и семьи, общества и государства.

Цель Программы развития учреждения - сформировать адаптивную воспитательно-образовательную среду, способствующую духовно-нравственному развитию и социализации личности гимназиста в современных условиях.

        В рамках социально-педагогического партнёрства гимназия успешно сотрудничает с образовательными и культурно-просветительскими учреждениями города:

-  музеем-усадьбой им. Н.Г.Чернышевского (экскурсионно - лекционная работа: театрализованная экскурсия по мемориальному дому, выставка «Рукописи  не горят», литературная игра « Белеет парус одинокий», посвященная 195-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, музейные занятия: «Легенды земли Саратовской»,  « Деревянная игрушка,  «Семейные праздники»);

- государственным музеем К.А. Федина  (театрализованная экскурсия «Саратов. Время прошедшее и настоящее», выставки: «Старый Саратов, исчезнувший и сохранившийся», «Дорога к храму»,  «Духовный путь Гоголя», «Война - жесточе нету слова…», поэтическая летопись ВОВ);

-культурно-выставочным центром «Радуга» (проведение экскурсий для учащихся гимназии:  выставка «Русский классицизм»);

-Саратовским областным музеем  краеведения (проведение тематических экскурсий: «Страницы каменной летописи», « Фантастический мир бабочек», Саратовская область в годы Великой Отечественной войны», музейные праздники «Старинные посиделки»);

-МУК «Культурный центр им. П.А. Столыпина» (работа  историко- краеведческого объединения «Мой Саратов», лекция: « Жизнь и деятельность П.А.Столыпина – губернатора саратовского края», экскурсия « Исторические и памятные места Саратова», выставки: «Флористы-фронтовикам», « Картины-зарисовки фронтовиков Саратова»);

-ПАГС им. П.А.Столыпина  (обучение старшеклассников на спецкурсах, участие в научно- практической конференции «Молодежь в науке»);

-Саратовской государственной  консерваторией им. Л.В.Собинова (гимназия является базовой школой для обучения народному и хоровому пению, прохождение  практики студентами консерватории, гимназисты посещают  праздничные концерты ансамбля народной музыки «Лель» и народной песни «Благодать», благотворительные концерты);

-библиотекой №1, библиотекой им. А.С. Пушкина, областной научной библиотекой (проведение бесед, литературных праздников, встреч с интересными людьми);

-городской станцией  юных техников (организация на базе гимназии  кружка «Веселый клубок»);

-общественной организацией «Федерация шахмат г.Саратов» (организация на базе гимназии кружка «Белая ладья»);

-спортивно-оздоровительным комплексом «Юность» (занятия учащихся ГПД в плавательном бассейне, организация оздоровительной работы летнего лагеря Солнышко»).

Данная работа способствует созданию необходимых условий для развития творческих интересов, активной жизненной позиции, обеспечению интересного досуга, возможности самоопределения и самореализации учащихся.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России акцентируется внимание на формирование у школьника базовых национальных ценностей, которые «лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса».[3] 

Для организации учебно-воспитательного пространства, способствующего становлению духовных и нравственных качеств школьника, в гимназии используются разнообразные направления работы с обучающимися, которые исходят из двух концепций «Ученик» и «Учитель».

1. Ученик

  1. «Хочу становиться лучше» (получение дополнительного образования);
  2. «Способен действовать самостоятельно» (участие в самоуправлении);
  3. «Не могу быть равнодушным» (участие в благотворительных акциях, социальных и экологических проектах);
  4. «Поступаю согласно своей совести» (работа социально-психологической службы);
  5. «Мыслю креативно» (участие в научной, проектно-исследовательской деятельности);
  6. «Принимаю духовные традиции своего народа» (работа школьных музеев, внеурочная деятельность).
  1. Учитель
  1. «Воспитываю личным примером» (нравственный пример педагога);
  2. «Расширяю сферу получения дополнительного образования школьниками и делюсь опытом работы с коллегами» (социально-педагогическое партнерство);
  3. «Учу отстаивать своё суждение» (индивидуально-личностное развитие);
  4. «Прививаю гражданские качества»  (интегративность программы духовно-нравственного воспитания).

          С начала образования в гимназии работают такие  центры по духовно-нравственному воспитанию, как:

  1. Историко-этнографический музей «Русская старина», имеющий свидетельство о государственной регистрации 2000 года. В нем хранится летопись учреждения с момента его создания по настоящий день, организуются целевые экскурсии учащихся гимназии и школьников города с целью ознакомления с бытом, культурой, традициями и историей русского народа;
  2. Кабинет Православия с богатым фондом духовной литературы, учебно-наглядных пособий и технических средств обучения с целью формирования у гимназистов духовной культур;
  3. Класс имени Н.Г.Чернышевского. Совет кабинета поддерживает тесную связь с музеем-усадьбой им. Н.Г.Чернышевского г.Саратова с целью улучшения знаний в области филологических наук;
  4. Комната Боевой Славы, в которой собран историко-краеведческий материал о жизни и подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны, ведется альбом «Память огненных лет», регулярно осуществляются акции «Ветеран живет рядом», встречи с ветеранами ВОВ.  

          Приобщение к духовным ценностям, к православной культуре, народным традициям, постижение христианских истин происходит на факультативах по изучению основ православной культуры, где можно отдохнуть душой или остаться наедине с иконами, прочитать молитву или обратиться с просьбой к святым. Факультативы ведут духовники Свято-Троицкого кафедрального собора. Формированию духовной культуры способствуют экскурсии 5-х, 7-х классов в храмы города Саратова с целью ознакомления с традициями православной культуры, историей, архитектурой.

         Педагоги гимназии являются постоянными участниками круглых столов, конференций, проводимых общественностью и представителями религиозных конфессий города Саратова, на которых обсуждаются актуальные вопросы, связанные с духовно-нравственным воспитанием современной молодёжи.

         Развитию нравственного самосознания учащихся гимназии способствуют предметы гуманитарного цикла. Познание жизни через призму мировоззрения писателя происходит на уроках по изучению русской и зарубежной литературы, эстетическое наслаждение правильным русским слогом – на уроках русского языка, постижение вековой мудрости и истории родного края – на МХК, элективном курсе «История Саратовского края» (9-11 классы). Используя разнообразные методы и формы работы с учащимися, проводя уроки – размышления, уроки – диспуты, уроки – концерты, семинарские занятия, учителя прививают духовную культуру гимназистам.

      Большим результатом в работе учителей-словесников с гимназистами является общешкольная газета «Гонг»,  регулярно выходящая с 2004. В редколлегию газеты входят учащиеся 4-11 классов, которые под чутким руководством учителей, занимаются подбором и систематизацией материалов для газеты. В этой газете освещаются основные события, мероприятия, происходящие в гимназии: проведение общешкольных праздников, общественных приёмных, на которых обсуждаются проблемы современной молодёжи, Управляющего Совета Гимназии, открытых уроков и мероприятий. Среди статей и публикаций информационного характера огромное количество очерков об учителях и учащихся гимназии. На последней страничке располагаются обычно творческие работы учащихся: стихотворения, рассказы, эссе.  

         Ежегодно в гимназии проводится областная научно-практическая конференция «Духовность и современность» социально-гуманитарного направления по 10 секциям.  Это мероприятие способствует духовному пробуждению и нравственному становлению участников конференции, повышению уровня воспитанности учащихся, формированию таких качеств, как доброта, милосердие, сострадание.

          В гимназии уже не первый год ведётся большая работа с одарёнными детьми. В целях развития познавательной активности  действуют: клуб «Умники и умницы» (начальная школа), клуб интересных встреч (среднее звено), научное общество «Эврика», интеллектуальный клуб «Ювента» (старшие классы).

         Уже пятый год в гимназии действует  молодёжная организация старшеклассников «Беспокойные сердца», которая участвует в самоуправлении жизнедеятельности школьного коллектива. Работа ведётся по следующим секторам: учебный, спортивно-оздоровительный, трудовой, культмассовый, сектор шефской помощи, отряд правопорядка, клуб «Патриот»,  сектор печати. Один раз в месяц представители правового  сектора проводят заседания Общественной приемной по защите прав участников образовательного процесса, на которых каждый ученик имеет возможность задать интересующий его вопрос администрации, педагогам, высказать свое мнение при обсуждении злободневных проблем.  Под эгидой МОС «Беспокойные сердца» ежегодно в гимназии проводится благотворительная акция «Спешите делать добро». Ни один из гимназистов не может остаться равнодушным к ней. Школьные принадлежности, мягкие игрушки, одежду получают сироты детского дома № 1 и интерната № 5 Волжского района, которые являются подшефными учащимися нашей гимназии.  

         Проблема воспитания современной молодёжи в нашем учреждении является основной не только в учебные часы, но и во время проведения внеклассных мероприятий, праздников «Вслед за Рождественской звездой», «Светлое Христово Воскресенье», «Русь Православная».

Одна из главных целей педагогов гимназии – сделать жизнь детей содержательной, интересной, развить их творческую активность. Центральным звеном, работающим в этом направлении, является клуб «Гармония», где занято 83% учащихся. Работа ведётся по восьми направлениям:

- физкультурно-спортивное;

- художественно-эстетическое;

- духовно-нравственное,

- интеллектуально-познавательное;

- краеведческое;

- декаративно-прикладное;

-гражданско-патриотическое;

- естественнонаучное.

Исходя из концепции развития гимназии и с учетом запросов и проблем современного общества, мы представляем себе идеальный образ современного выпускника Русской классической гимназии так.

  1. наделенный глубокими и прочными знаниями по различным дисциплинам, способный к продолжению образования и самообразования, готовый к самостоятельной трудовой деятельности;
  2. воспитанный на основе нравственных традиций русского народа – жизнерадостный, доброжелательный, вежливый, миролюбивый, отзывчивый, гостеприимный, дорожащий своей честью и достоинством;
  3. эрудированный, активный, целеустремленный, разбирающийся в политике и экономике;
  4. владеющий высокой культурой,  уважающий иные мнения, национальные убеждения и религиозные обычаи других людей;
  5. любящий свою семью, почитающий родителей, руководствующийся в жизни высокими духовными идеалами;

Ориентируясь на представление о выпускнике гимназии необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором:

  1. формируется личность с развитым интеллектом и высоким уровнем  нравственной культуры, адаптированная к жизни в динамичных социально-экономических условиях;
  2. развиваются способности, и вырабатывается готовность школьников к самообразованию и саморазвитию;
  3. углубляется изучение предметов гуманитарного профиля, способствует всестороннему развитию личности учащегося;
  4. внедряются здоровьесберегающие технологии, которые сохраняют здоровье школьника.

      Наша гимназия – это маленький островок счастья, радости, духовности в бушующем море суеты и непонимания. Когда наши гимназисты входят «в свет»: посещают театры, музеи, едут в города России на экскурсии, - мы спокойны, потому что уверены в их порядочности и воспитанности. А не в этом ли заключается главная награда учителя? Ведь если учитель уверен в своих учениках, значит, страна уверена в своём будущем.


[1] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

[2] http://www.aphorismy.ru/all_siges/1229.html

[3] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья. Опыт работы учителя.

Научно-методическая статья "Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроках литературы. Из оыта работы."...

Методическая статья. Опыт работы учителя.

Научно-методическая статья "Учим писать сочинение. Из опыта работы."...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Статья "Опыт работы объединения дополнительного образования "В стране рукоделия"

В данной статье описывается опыт работы объединени дополнительного образования детей "В стране рукоделия" (бисероплетение)...

Статья. Опыт работы по организации творческих мастерских.

Математика- это трудно, интересно и требует вложения своего труда.В данной статье помогаю понять как  организовать деятельность учащихся,направленную на освоение понятия среднее арифметическое, ч...

Статья "Опыт работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка".

В данной статье я делюсь опытом работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка. Привожу примеры из личного опыта работы с "особенными" детьми....