Эссе "Взгляд на педагогику"
статья по теме

Домашенко Лариса Васильевна

Размышления о назначении педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_vzglyad_na_pedagogiku.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Арабская мудрость гласит: «Возьмите терновник и поливайте его целый год розовой  водою, - он все–таки не даст вам ничего, кроме терний; но возьмите финиковое дерево и оставьте его без воды в самой сухой почве, и оно все–таки будет приносить вам в изобилии самые вкусные плоды». Ни в коей  мере не оспаривая мудрых назиданий древних, позволю себе заметить, что и терновник может расцвести розами, если поливать его возьмется истинный садовник, садовник от Бога, которому дан дар, «видоизменять природу занимающих его растений сообразно его надобности» (И.Мечников).

Педагог издавна считался сеятелем, призванным «сеять разумное, доброе, вечное». Но мне все же более верным представляется образ педагога как садовника – селекционера, наша задача не столько сеять, сколько заботиться о всходах, а в большей степени все-таки «видоизменять» их. Хотя прежде всего мы, конечно, сеем. И это самая легкая часть работы: Проблема же может заключаться только в качестве поставленных семян. Поставщики бывают разные, и зачастую нам приходиться бросать в землю семена, не отличающиеся высоким качеством. Как, например можно научить ребенка быть добрым и бескорыстным, если дома он все время слышит нечто типа «другим помогать – зря время терять». Но настоящий педагог никогда не опустит рук в такой ситуации, не позволит себе трудиться спустя рукава, а с необычайным рвением бросится поливать такое семя розовой водой в надежде на обещанное Мечниковым чудо. Кто-то может усомниться в реальности происходящего, но мы-то, педагоги, знаем, что расцветет этот терновник розами всенепременно.

И уж тем более никто из нас, даже ради эксперимента не оставит одиноко плодоносить в сухой почве финиковую пальму. И ей достанется вдоволь розовой воды, бьющей из неиссякаемого источника – учительского сердца.

Но любой садовод скажет, что посадка и полив – это только начало кропотливой работы – впереди прополка! Самое утомительное занятие, требующее от педагога напряженного внимания и сосредоточенности. Сорняки буйно разрастаются на ухоженной почве ученических душ: Приходится бороться с червем сомнения, и с плевелами переходного возраста, и с насекомыми, приносящими пыльцу псевдокультур, лжеучений, грозящих дать непредсказуемые плоды; укрывать от ветров легкомыслия и постоянно совершенствовать методы удобрения и внедрять инновационные технологии.

Однако даже пунктуально соблюдаемые правила как садоводства, так и педагогики окажутся малоэффективными, если выполнять их равнодушно. Только пламенное сердце, наполненное горячей любовью к своим питомцам, может спасти их от холода безразличия и эгоизма, способного погубить прекрасные всходы. Любой педагог знает, что, лишь окруженные теплотой внимания, его дети смогут расцвести во всем многообразии форм и красок. Именно многообразие характеров наших учеников заставляет нас повышать свою квалификацию и становиться уже садовниками – декораторами, умеющими придать саду эстетическую гармонию и домашний уют.

А когда, присев отдохнуть, вы залюбуетесь красотой созданного вами сада, появится вдруг его хозяин с гостями и, не замечая вас, с гордостью будет рассказывать  о достоинствах вашего детища.

«Что ж, - подумается вам, - в конце концов это лучше, чем, оставив сад в запустении, предстать перед разгневанным хозяином».

Это вовсе не значит, что труд педагога – дело неблагодарное, просто все мы знаем, что признание нашей работы вдвойне радует, когда оно неожиданно, а  невысказанные слова благодарности не расстроят, потому что вы их не ждете.

        

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).

Статья о проведении уроков географии в рамках  педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...

методическая разработка для проведения семинарских занятий по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для специальности 05711 "Социальная педагогика"

Материал содержит методические указания по проведению семинарских уроков по темам: "Педагогическая помощь детям с нарушениями речи", "Развитие психики аномальных детей", "Проблемы и причины школьной н...

Портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для студентов, обучающихся по специальности 050711 "Социальная педагогика"

В методической разработке отражены разделы портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика"...

Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик киңәшмәгә чыгыш

Педагогик таяныч, булышлык (поддержка)- табигать тарафыннан бирелгән потенциаль мөмкинлекләренә таянып, укучыга теге яки бу кыенлыкны җиңеп чыгарга ярдәм итү. Иң әһәмиятлесе- балага булышу. Педагогик ...

От педагогики сотрудничества к сотворческой педагогике

В статье представлен материал выступления на педсовете, посвященный педагогике сотворчества...

Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик укуга чыгыш

Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик укуга  чыгыш...


 

Комментарии

замечательное эссе! спасибо!