Урок геометрического черчения
методическая разработка (7 класс) по теме

Лабораторная работа по вычислению площадей геометрических фигур

Скачать:


Предварительный просмотр:

7 класс                                Геометрическое черчение

Разработал: учитель ИЗО и черчения МОУ СОШ №93 Казакевич И.И.

Урок по теме: 

«Вычисление площадей фигур в ходе экспериментальной деятельности».

Цели:

  1. Проверить умение проводить экспериментальную работу  и на основании полученных результатов выдвигать гипотезы, делать выводы;
  2. Проверить степень усвоение материала данной темы, практические навыки в решении задач на вычисление площадей фигур;
  3. Развитие логического мышления, математической смекалки и графических навыков, аккуратности в выполнении заданий;

Оборудование: Учебник, таблицы, модели фигур, плакаты, координатная плоскость, калькулятор, чертежные инструменты, фА4.

Тип урока: Лабораторная работа.

Структура урока:

  1. Организационный момент                                  – 2 мин
  2. Экспериментальная работа                                      - 35 мин.
  3. Заключительная часть                                         –  3 мин.

        Приветствие учащихся.  Постановка цели урока, мотивация предстоящей экспериментальной деятельности на уроке. На этом уроке все учащиеся – лаборанты, класс – лаборатория, где проходит исследовательская и экспериментальная работа. Каждый учащийся занимается этой работой индивидуально. В конце урока итоги экспериментальной работы сравниваются и оцениваются.  

        Дома учащимися приготовлены для лабораторной работы: чертежный лист ф А4 с заготовленными координатными  плоскостями и таблицами, модель треугольника высотой 9 см, модель  трапеции, калькулятор.

        1 эксперимент: Работа с моделью треугольника, в который вписываем прямоугольники с различными высотами, данными в таблице 1:

Высота, см

0,5

1

2

3

3,5

4

4,5

5

5,5

6

6,5

7

7,5

8

Основание

Площадь,S

                            В                              

                                                                     

        Проводя необходимые измерения (при заданной

                  высоте) и вычисления, заполняем таблицу. Линейкой измеряем, основание каждого прямоугольника. Вспоминаем формулу для вычисления площади прямоугольника. В каких единицах измеряется площадь фигур?

                                                                                                                                                                 

А                                                                       С

        Определите, при каком значении высоты основания, вписанный прямоугольник будет иметь   большую площадь?

2 эксперимент:   На координатной плоскости проведите прямые, которые будут пересекать оси координат в точках: А(х;0) и В(0;у), где значения x записаны в таблице 2, а значения у – находим путем измерения. Известно, что прямые проходят через точку С(5;4). Вычислите площадь всех полученных треугольников. Назовите формулу для вычисления площади треугольников. В каких единицах измеряется площадь треугольника? Какие получаются треугольники в нашем случае? (Прямоугольные). При каких значениях полученная площадь будет наименьшей?

Х

8

9

10

11

14

16

20

У

Площадь,S

          У

             

              0                                5                             10                                                      Х

3 эксперимент:   Модель  трапеции, заготовленную дома, двумя диагоналями разделите на четыре части. Сравните площади полученных треугольников, проведя необходимые измерения. Есть ли среди полученных треугольников такие, у которых площади равны?  Ответ пояснить.

           В                                    С

  А                                                                    D

Подведение итогов лабораторной работы: 

  1. Оцениваются знания всех участников.
  2. Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
  3. Что вас не устраивало на этом уроке (темп, объём и т. п.)?
  4. Добились ли вы поставленных целей? Все ли успевали выполнить работу?
  5. Отметить лучших учащихся.
  6. Отметить общие ошибки, допускаемые во время работы.

Задание на дом: Для слабых учащихся доделать работу дома. На следующий урок принести чертежные инструменты, циркуль.

Используемая литература

  1. Учебное пособие «Геометрическое черчение» 7 класс. Т.В.Григорьева, Т.А.Вихай, А.С.Потапов. Воронеж. Оформление. Воронежский государственный педагогический университет. 2006. 
  2. «Занимательное черчение» автор-составитель С.В. Титов. Волгоград. Изд-во «Учитель». 2006.
  3. «Наглядная геометрия». И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. М., МИРОС, КПЦ «МАРТА».1992.

Пояснительная записка к уроку – лабораторной работе

«Вычисление площадей фигур путем экспериментальной работы»

учителя ИЗО и черчения МОУ СОШ №93

Казакевич Ирины Ивановны

         Урок геометрического черчения «Вычисление площадей фигур» проводится в 7 классе, как итоговый урок по пройденной теме. Урок относится к категории мультимедийных уроков – «Современный урок и инновации».

        В методической разработке урока прослеживается четкая целевая установка урока и умение ставить задачи в достижении главной цели урока – проверить степень усвоения материала данной темы,  привитие учащимся графической культуры, навыки в измерениях и вычислении площади фигур по формулам. Урок проводится в форме урока – лабораторной работы.

        Данный урок соответствует основным направлениям Национальной образовательной стратегии-инициативы «Наша новая школа»: работа с талантливыми детьми, обеспечение психофизической безопасности учащихся и комфортности образовательного процесса. Используются инновации в педагогической практике – использование ИКТ, развивающего обучения, компетентностного подхода.

        В самом начале урока проводится организационный момент, даются четкие инструкции для проведения такого урока.

        В процессе этапов лабораторной работы ведется индивидуальная экспериментальная работа, делаются точные измерения с помощью чертежных инструментов, в вычислениях площадей фигур по формулам допускается применение калькуляторов.

        На уроке прослеживается личностно-ориентированный подход, который приводит к доминированию атмосферы доброжелательности. Графическая деятельность учащихся была неотделима от их логического мышления и измерительных навыков.

        На уроке оптимально сочетаются различные методы и приемы обучения. Четко прослеживается мотивация урока.

        Осуществляется дифференцированный подход к учащимся на уроке. В ходе урока учитель ведет наблюдение за ходом выполнения работы, оказывает помощь отдельным учащимся, поддерживает определенное рабочее настроение, анализирует и оценивает проделываемую работу учащихся.

При подведении итогов оцениваются знания всех участников.

        Дается домашнее задание.

        Эффективность урока хорошая.

Не вызывает сомнения, что формирование необходимых навыков и умений, а также проверка и закрепление теоретических знаний в форме нетрадиционного урока более эффективны по сравнению с обычным уроком. Игровой и соревновательный момент повышает интерес учащихся к предмету, активизирует их работу на уроке, создает определенный эмоциональный настрой на получение и закрепление знаний.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

7 класс Геометрическое черчение Урок по теме: «Вычисление площадей фигур в ходе экспериментальной деятельности». Разработал учитель ИЗО и черчения МОУ СОШ №93 г. Воронежа Казакевич Ирина Ивановна

Слайд 2

Цели: Проверить умение проводить экспериментальную работу и на основании полученных результатов выдвигать гипотезы, делать выводы; Проверить степень усвоения материала данной темы, практические навыки в решении задач на вычисление площадей фигур; Развитие логического мышления, математической смекалки и графических навыков, аккуратности в выполнении заданий.

Слайд 3

Оборудование: Учебник, таблицы, модели фигур, плакаты, координатная плоскость, калькулятор, чертежные инструменты, фА4. Тип урока : Лабораторная работа. Структура урока: Организационный момент – 2 мин Экспериментальная работа - 35 мин. Заключительная часть – 3 мин.

Слайд 4

1 эксперимент: Работа с моделью треугольника, в который вписываем прямоугольники с различными высотами, данными в таблице 1: Высота, см 0,5 1 2 3 3,5 4 4,5 5 5,5 6 6,5 7 7,5 8 Основание Площадь, S Проводя необходимые измерения (при заданной высоте) и вычисления, заполняем таблицу. Линейкой измеряем, основание каждого прямоугольника. Вспоминаем формулу для вычисления площади прямоугольника, не забываем про единицы измерения. Определите, при каком значении высоты основания, вписанный прямоугольник будет иметь большую площадь? А С В 0,5

Слайд 5

2 эксперимент: На координатной плоскости проведите прямые, которые будут пересекать оси координат в точках: А(х;0) и В(0;у), где значения x записаны в таблице, а значения у – находим путем измерения. Известно, что прямые проходят через точку С(5;4). Вычислите площадь всех полученных треугольников. Назовите формулу для вычисления площади треугольников. В каких единицах измеряется площадь треугольника? Какие получаются треугольники в нашем случае? При каких значениях полученная площадь будет наименьшей? Х 8 9 10 11 14 16 20 У Площадь, S У Х 0 5 4 С 8 ?

Слайд 6

3 эксперимент: Модель трапеции, заготовленную дома, двумя диагоналями разделите на четыре части. Сравните площади полученных треугольников, проведя необходимые измерения. Есть ли среди полученных треугольников такие, у которых площади равны? Ответ пояснить. D С В А О

Слайд 7

Подведение итогов лабораторной работы: Оцениваются знания всех участников. Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? Что вас не устраивало на этом уроке (темп, объём и т. п.)? Добились ли вы поставленных целей? Все ли успевали выполнить работу? Отметить лучших учащихся. Отметить общие ошибки, допускаемые во время работы.

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка открытого урока по черчению. «Проекции геометрических тел».

Комбинированный урок с применением электронных ресурсов для более эффективной наглядности. Цель: Научить школьников построению чертежей, проекций основных геометрических тел в системе прямоуголь...

методическая разработка открытого урока по черчению в 8 классе по теме: «Проекции геометрических тел».

В процессе обучения черчению главной задачей является формирование и развитие пространственных представлений, без которых невозможно научить учащихся читать и выполнять чертежи. Для успешного решения ...

Разработка урока по черчению в 8 классе по теме "Анализ геометрической формы предмета"

Разработка урока рекомендована для проведения урока в 8 классе "Анализ геометрической формы предмета" с приложением призентация к уроку.                   ...

Урок по черчению в 8 классе по теме :Анализ геометрической формы предмета (с презентацией)

Представляю вашему вниманию авторский урок в разделе  технология  черчение. Урок был впервые проведен в рамках школьного семинара по использованию ЦОР в образовательном процессе март 2014г И...

Разработка урока по Черчению "Геометрические тела"

Изучение нового материала, геометрические тела, одновременно демонстрируется презентация - "Геометрические тела"...

Урок по черчению "Анализ геометрической формы предмета" в технологии АМО. 8 класс.

Урок разработан в соответствии с новым ФГОС. Дана технологическая карта урока, конспект  урока, аналитическая информация.  Каким образом данный урок будет содействовать реализации  новы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрическое черчение" 8 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрическое черчение" 8 класс как пропедевтический курс изучения основ инженерной и математической графики...