Самоанализ педагогической и управленческой деятельности
материал по теме

Илюхина Вера Викторовна

 

Самоанализ педагогической и управленческой деятельности
заместителя директора по воспитательной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание – великое дело:

им решается участь человека.

В.Г. Белинский

I.  Организация  деятельности заместителя директора по воспитательной работе.

Заместитель директора по воспитательной работе – это представитель школьной администрации, главный педагог-воспитатель, организующий и направляющий воспитательную деятельность взрослых и внеурочную деятельность детей в школе.

Главная цель заместителя директора по воспитательной работе – создание системы внеурочной воспитательной работы с учащимися.

Ведущие задачи:

  1. Утверждение личности человека как абсолютной ценности;
  2. Внедрение в работу концептуальных основ гуманистического воспитания, технологий воспитательного процесса;
  3. Определение воспитывающей среды;
  4. Создание программы воспитания учащихся школы;
  5. Обеспечение новых подходов к организации воспитательного процесса: системно-структурного, гуманистического, культурологического, организационно-деятельного, личностно-ориентированного, комплексного и других;
  6. Организация деятельности общешкольного коллектива; работа с органами самоуправления;
  7. Выявление уровня воспитанности личности школьника

Система  воспитательной работы

Воспитательная работа

Воспитание в процессе обучения

Стиль, тон отношений в школьном коллективе, морально-психологический климат

Внеурочная деятельность

Внеклассная воспитательная работа

Внешкольная воспитательная работа

Работа с родителями и общественностью

Этапы управления воспитательным процессом

Сбор информации

Оценка ситуации

Формирование

управленческого решения

Выдача задания

Начало реализации

Контроль и корректировка

хода работы

Достижение цели

Подведение итогов,

выводы, анализ

Первое, с чего, на мой взгляд,  начинается управленческая деятельность – это внутришкольный контроль. Он понимается по – разному, но в каждом понимании существует общие основание и эти общие основания помогают мне не только разобраться в сущности контроля, но и определиться с тем, каким содержанием он может быть наполнен.

Контроль – это проверка, а также наблюдения с целью проверки; процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей.

Этапы контроля

1 этап – установить критерии;

2 этап – сравнить достигнутые  результаты с критериями;

3 этап - анализ

Взаимодействие заместителя директора по воспитательной работе

с администрацией, педагогическим и ученическим коллективами, родителями.

Директор

Зам директора по УВР

Зам директора по ВР

Педагоги дополнительного образования

Ученический коллектив

Родители

Органы ученического самоуправления

Психолог

Педагогический коллектив

Учителя-предметники

Классные руководители

Средства для организации воспитательного процесса

Средства для организации воспитательного процесса

Кабинет воспитательной работы

Банк психолого-педагогических идей о развитии личности и ее воспитании

Книги: наличие научной, методической и художественной литературы, педагогических изданий о воспитании детей

Библиографический указатель

Модели систем и программ воспитания

Образцы планов воспитательной работы: общешкольных, классных

Комплекты сценариев

форм воспитательной работы

Описание вариативных технологий воспитательного процесса

Передовой опыт воспитания

Фильмотека, видеотека, разнообразный демонстрационный материал

Информационная карта социума

Документация педагога - классного руководителя

             Система деятельности заместителя директора по воспитательной работе

Педагогическая диагностика:

  1. Анализ воспитательной работы
  2. Изучение уровня воспитанности уч-ся и уровня развития классных коллективов и школьного коллектива
  3. Постановка воспитательных задач.

Формирование системы воспитательной деятельности

Организация педагогического общения. Формирование школьного коллектива.

Планирование работы

Организаторская деятельность

Организация разнообразной деятельности школьного коллектива, органов самоуправления

Организация работы классного руководителя

Индивидуальная работа с педагогами и детьми

Сотрудничество и координация деятельности с родителями учащихся.

Организация взаимодействия в социуме

Педагогическая диагностика

Профессиональный портрет заместителя директора по воспитательной работе.

Заместитель директора по воспитательной работе – это должность, призвание, профессия.

        Убеждена, что отличительными чертами личности заместителя директора по ВР должны являться:

  1. высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  2. подлинная интеллектуальность, духовно-нравственная культура, широкий научный и художественный кругозор;
  3. любовь к детям, людям;
  4. потребность в саморазвитии;
  5. высокий профессионализм в сочетании с общей педагогической культурой, составными чертами которой являются:
  1. устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей;
  2. педагогическая позиция, культура педагогического мышления;
  3. общительность и педагогический такт;
  4. педагогическое мастерство, способность к инновационной деятельности.

II. Содержание деятельности заместителя директора по воспитательной работе.

        Деятельность заместителя директора по воспитательной работе включает широкий круг функций, главными из которых являются административные, организаторские и методические.

        Для более четкой организации деятельности по воспитательной работе построила циклограмму деятельности.

Циклограмма деятельности заместителя директора по воспитательной работе.

Ежедневно:

  1. Организация дежурства по школе.
  2. Повседневная работа с классными руководителями.
  3. Повседневная работа с учащимися, имеющими отклонения от норм поведения.
  4. Повседневная работа по самообразованию и накоплению методических материалов.

Еженедельно:

  1. Посещение двух-трех уроков с целью изучения воспитательного потенциала урока.
  2. Посещение двух-трех внеурочных мероприятий в классах или в объединениях дополнительного образования с целью изучения их организационного уровня, творческой активности, воспитательного потенциала.
  3. Консультации с классными руководителями, педагогами дополнительного образования по вопросам воспитательной работы.
  4. Участие в работе органов ученического самоуправления.
  5. Организация экскурсий, культпоходов.

Ежемесячно:

  1. Участие в работе районных семинаров для заместителей директоров по ВР.
  2. Встреча с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних.
  3. Совещание с классными руководителями.
  4. Совещание при директоре по вопросам организации учебно-воспитательного процесса.
  5. Встреча с родительским активом.

Один раз в четверть:

  1. Заседание ШМО классных руководителей, учеба классных руководителей.
  2. Анализ работы, коррекция, составление плана воспитательной работы.
  3. Составление плана работы на каникулы и проверка его исполнения.
  4. Организация экскурсий и дальних поездок.
  5. Собеседование с классными руководителями по итогам работы в предыдущей четверти и по планированию на новую четверть.

Один раз в году:

  1. Составление социального паспорта школы.
  2. Составление карты уровня воспитанности учащихся школы.
  3. Проведение педсовета по вопросам воспитательной работы.
  4. Обобщение опыта работы лучших классных руководителей (конкурс «Лучший классный руководитель»), педагогов дополнительного образования, принимающих активное участие в воспитательном процессе.
  5. Премирование и награждение наиболее активных учащихся воспитательного процесса (педагогов, родителей, учащихся).
  6. Анкетирование учащихся по итогам внеурочной работы.
  7. Собеседование с классными руководителями по итогам работы за год.
  8. Анализ работы за учебный год.
  9. Планирование работы на следующий учебный год.
  10. Подготовка выставки по итогам воспитательной работы за год к итоговому педсовету.

2.1. Работа над воспитательной системой школы.

Всякая деятельность эффективна, когда она системна. Ведь движение и система – это основа воспитания. Поэтому с первых дней работы в должности заместителя директора включилась в деятельность над созданием и развитием гуманистической воспитательной системы школы, изучением ее эффективности.

На первом этапе становления воспитательной системы школы (ВСШ) проводилась в основном диагностико-проектировочная работа (анкетирование, тестирование). Изучался уровень нравственного развития личности и школьного коллектива.

Для этого использовались такие методики, как, «Цветик –семицветик», «Магазин», «Что во мне выросло», методика «недописанного тезиса».

        В результате диагностики выяснилось, что детям не хватает таких качеств, как организованность, терпение, чуткость, сила воли.

        Все это помогло анализировать работу на втором этапе развития ВСШ.

В микрорайоне пос. Октябрьский школа является единственным культурно-просветительским учреждением.  Всего около 15% учащихся посещали кружки, секции и клубы вне школы. Большое внимание уделялось организации досуговой деятельности учащихся. На мой взгляд в школе должно быть столько объединений , сколько нужно для того, чтобы каждый ученик мог найти себе что-то, чтобы каждый знал, что его там ждут.

Схема дополнительного образования

2009-2010 учебный год


2010-2011 учебный год

Ежегодно блок дополнительного образования пополнялся новыми кружками и объединениями: «Знатоки на дорогах», «Хотим все знать», «Земля во Вселенной», «Мой выбор», «Школа лидера» и др.

Удалось решить проблему занятости младших классов. На базе 1 класса создан кружок «Умелые руки», на базе 4 класса - «Краеведение»,  на базе 2,3 классов - кружок «Умение говорить по - английски». Увеличился % занятости старшеклассников. Сегодня дополнительным образованием  охвачено  около 120 % учащихся.

Занятость учащихся во внеурочное время

Дополнительное образование направлено на формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

        Создание блока дополнительного образования и организация досуговой деятельности учащихся позволило решить проблему правонарушений  среди несовершеннолетних и привлечь родителей к участию в учебно-воспитательном процессе.

        Системообразующей деятельностью стала коллективная творческая деятельность учителей, учащихся и родителей. Совместными  усилиями в школе был открыт музей истории пос. Октябрьский. Многие проводимые мероприятия стали – традиционными.

        Работа над созданием воспитательной системы школы была закончена в 2002-03 учебном году.  Перед коллективом возникла проблема обновление воспитательной системы. Идея о всесторонне развитой личности стала утопией да и предметом гуманистической педагогики являются: воспитание Человека, гуманной свободной личности.

        В 2003 году Министерством образования РФ был разработан «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию ОУ общего образования» в котором под основными видами услуг по гарантированному воспитанию понимается стандартный минимум условий, позволяющих обеспечить возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка, его готовность к жизненному самоопределению.

        Так в школе родилась программа обновление ВСШ «САМО», направленная на самоуправление и совершенствование личности. О результатах в целом говорить еще рано, но положительные моменты уже есть (см. папку).

2.2. Работа с органами ученического самоуправления

        Самоуправление - специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.

        Вот уже на протяжении нескольких лет в школе работает Совет ученического самоуправления школы ( СУСШ),  по инициативе которого классы соревнуются между собой по пяти видам деятельности: учебная, трудовая, спортивная, дела класса, внешний вид. Результаты соревнования отражаются в экране, а итоги подводят на общешкольной линейке, посвященной  Первому звонку. Разработан проект «Модель ученического самоуправления»(см. журнал «Эффективная педагогика» №1(7) 2009 год.)

        Система ученического самоуправления позволяет ученикам ощутить себя организаторами жизни в школе. Однако эту систему необходимо постоянно совершенствовать, та как  меняются дети и их идеи. Еженедельно проводится учеба актива в форме кружка «Школа лидера», целью которого является развитие индивидуальности, личной культуры. На занятиях кружка дети учатся определять лидерский стиль и вести коллектив к достижениям.

2.3. Работа с детьми, имеющими отклонения от норм поведения.

        В структуре личности «трудного подростка» наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность.

        На мой взгляд, необходимо изучить причины  трудновоспитуемости ребенка. Они могут быть разные:

  1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.
  2. Отрицательное влияние стихийно- группового общения.
  3. Неправильный педагогический подход

Только индивидуальная работа может принести результат. На первом этапе индивидуальной работы с трудными подростками провожу педагогическую диагностику, которая помогает выявить воспитательные возможности семьи, детского коллектива, уровень запущенности ребенка, его положительные качества, против каких неблагоприятных качеств может бороться сам ребенок. И, что не менее важно, выясняю, какие педагогические ошибки недопустимы  к данному ребенку и как исправить те, которые уже допущены. Поэтому, очень важно организовать работу по предупреждению отклонений в поведении и перевоспитании учащихся, склонных к нарушению дисциплины. На таких детей составляется план педагогической коррекции и устранение причин отклонений в поведении (см. приложение).

        В школе действует программа: «Профилактика правонарушений среди учащихся МКОУСОШ №48 , которая предусматривает мероприятия по выявлению учащихся, склонных к правонарушению, семей, уклоняющихся от воспитания детей, встречи с работниками правоохранительных органов, органов здравоохранения. Большую роль в реализации программы играет Совет профилактики правонарушений (см. приложение), работа инспектора ПДН.

На детей, имеющих отклонения от норм поведения и  детей из неблагополучных семей в школе имеется картотека. В карточках отражаются формы и методы   проводимой работы и ее результаты

        Сложившаяся система работы по профилактике правонарушений позволяет добиваться положительного результата. У нас нет детей, стоящих на учете в ПДН, КДН.

2.4. Работа с родителями

Вернуть в школу утраченные

ценности без семьи невозможно.

Ю.П. Азаров

 

         Работая с учащимися нельзя забывать о родителях. Без их участия в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов в воспитании. В школе действует программа «Родители», организован всеобуч по семейной педагогике.

Сотрудничество педагогов и родителей в учебно-воспитательном процессе

Вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс

  1. организация секций, кружков;
  2. совместные творческие дела;
  3. помощь в укреплении  материально-технической базы;
  4. родительский патруль;
  5. индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, подростками.

Введены в практику круглые столы «Семья и школа», совместные мероприятия «Папа, мама, я  – спортивная семья», «Вечер сюрпризов», «Когда все вместе», дни «открытых дверей».

        Во всех классах созданы родительские комитеты, которые привлекаются для работы рейдов в неблагополучные семьи, в семьи неуспевающих детей, в работе Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Тем не менее родительская активность падает по мере взросления их детей.

Схема посещения родителями ОУ в зависимости от возрастного уровня.

        Работу с родителями необходимо продолжать, так как сфера взаимоотношений ребенка с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование его личности.

2.5. Работа с классными руководителями.

        Важнейшей составной частью деятельности заместителя директора по воспитательной работе считаю инструктивно-методическую  учебу классных руководителей.  Планирую ее дифференцировано на учебный год с учетом уровня профессиональной подготовленности педагогов и условий организации жизнедеятельности класса.

        Формы учебы, как правило, активные: дискуссии, «круглый стол», семинар-практикум, ролевые и деловые игры.

        Все классные руководители работают над методической темой, с которой они выступают на заседаниях методического объединения. Доля участия  классных руководителей в воспитательном процессе значительные, поэтому постоянно отслеживаю и изучаю опыт работы классных руководителей. Результаты их работы фиксируются в экране внутриклассной и внеурочной жизни. Три раза в год проверяю планы воспитательной работы  классных руководителей. Оплата за классное руководство производится  дифференцированно, но не ниже 15 % от ставки. Это позволяет стимулировать и активизировать работу классных руководителей. На сегодняшний день в классах созданы воспитательные системы, разработаны воспитательные программы.

Свидетельством успешной деятельности классного руководителя являются:

  1. высокая эффективность воспитательной работы с классом;
  2. проявление и развитие творческой индивидуальности;
  3. стиль отношений с воспитанниками;
  4. степень его включенности в жизнь класса;
  5. степень владения умениями и навыками классного руководства (умение поставить цели, спланировать работу, осуществить ее, оценить, проанализировать, сделать выводы и поставить новые задачи);
  6. степень сотрудничества и сотворчества с классным коллективом;
  7. хороший контакт с родителями;
  8. умение классного руководителя заинтересовать воспитанников;
  9. взаимный интерес классного руководителя и воспитанников друг к другу, любовь и уважение ребят к своему классному руководителю.

Степень сформированности личных качеств у классных руководителей.

Высокий

Средний

Низкий

Уровень интеллекта

6

5

-

Уровень творчества

6

5

-

Степень развитости эмфатического процесса

8

3

-

Стиль общения

6

5

-

Уровень профессионального мастерства

6

5

-

III.  Результаты воспитательной деятельности.

Педагогический коллектив нашей школы – это коллектив единомышленников. В нем преобладает благоприятный морально-психологический климат. Между педагогами и учениками царят отношения сотрудничества и доброжелательности.

        Благодаря пониманию и поддержке коллег мне удается реализовывать многие идеи, внедрять в практику новые педагогические технологии, добиваться положительных результатов.

Вот некоторые из них:

  1. Создана гуманистическая воспитательная система школы.

Действуют:

  1. Программа изучения личности учащегося.
  2. Программа добрых дел в микрорайоне.
  3. Программа правового просвещения учащихся (3-11 классы.)
  4. Программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
  5. Программа «Здоровый образ жизни»
  6. Программа «Тулица – река моего детства»
  7. Программа профилактики курения.
  8. Программа «Родители»
  9. Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся.
  10. Проект « Доброта»
  11.  Спортивно - оздоровительная  программа  лагеря   дневного  пребывания     детей                    « Солнышко»

Построены:

  1. Модель школьника.
  2. Модель выпускника.
  3. Определены функции классного руководителя  и его деятельность в воспитательной системе.
  4. Созданы воспитательные системы класса.
  5. Возрос уровень воспитанности учащихся.
  6. Создано ДОО «Пионеры Тульского края»
  7. Создан Совет ученического самоуправления школы.
  8. Определены принципы  жизнедеятельности школьников.
  9. Проведена диагностика семей.
  10. Возросла активность участия родителей в учебно-воспитательном процессе.

Достигнуто:

  1. Высокое качество проведения часов  общения с учащимися и форм их организации.
  2. Обеспечение высокого  уровня  социальной защиты учащихся,
  3. Сформировано положительное общественное мнение о педагоге среди учащихся, родителей.
  4. Создан блок дополнительного образования.
  5. Разработана программа обновления воспитательной системы школы «САМО».
  6. Повысился познавательный интерес учащихся.
  7. Возросла потребность посещения культурных учреждений.

Посещаемость культурных учреждений.

  1. Приоритетные ценности выпускников

1 место – мир, интересная работа, образование, семья

2 место – здоровье, материальное благополучие.

3 место – путешествия.

Несмотря на положительные  результаты есть ряд проблем, которые предстоит решить:

  1. Начиная с 7-8 классов, связь школы с родителями снижается. Это говорит о том, что родители уделяют детям меньше внимания, а они являются авторитетом для своих детей. Задача школы: вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.
  2. С ломкой структуры ученических организаций  в школе были нарушены принципы  ученического самоуправления и их необходимо восстанавливать.
  3. Необходимо решить главную задачу: добиваться того, чтобы ребенок сам стремился быть хорошим.

 Убеждена, что  все критерии в оценках работы школы следует искать в ребенке. Подлинно гуманное отношение к ребенку  возможно лишь тогда, когда признают, уважают все области самопроявления  человека, а не только хорошую успеваемость на уроках. Если ребенок нашел себя в технике, в рисовании, в пении, в спорте, то это тоже прекрасно! Обществу нужны люди с всякими талантами.

        Наука воспитания должна следовать и подчиняться закономерностям развития         природы  ребенка, сделать объектом познания его внутренний мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

Самоанализ результатов управленческой деятельности

Данная презентация была использована мной при защите на высшую квалификационную категорию по должности заместитель директора...

Приложения к Самоанализу результатов управленческой деятельности

Приложения к Самоанализу результатов управленческой деятельности...

Самоанализ управленческой деятельности по теме: «Мониторинг как способ управления качеством учебно-воспитательного процесса»

Сегодня проблемы, связанные с деятельностью образовательных учреждений, резко углубились. В современных социальных условиях образовательные учреждения вынуждены одновременно ставить и решать три групп...

Статья «Эмоциональный интеллект как инструмент творческого развития» в сборнике педагогических и управленческих практик, представленных в рамках августовской педагогической конференции 2021 года. -Изд-во: управление образования администрации Балтийского о

Статья «Эмоциональный интеллект как инструмент творческого развития» в сборнике педагогических и управленческих практик, представленных в рамках августовской педагогической конференции 202...

Выступление на педагогическом совете "Самоанализ педагогической деятельности "

Важным этапом подготовки к аттестации являет­ся анализ педагогом своей педагогической деятель­ности, грамотный подход к которому станет инстру­ментом для успешного прохождения аттестации....