Из опыта активизации познавательной деятельности учащихся
статья по теме

 


Энтузиастам КСО (коллективного способа обучения)

 

Из опыта активизации познавательной деятельности учащихся

Л.П. Мусатова

Заслуженный учитель РФ

МБОУ СОШ №4 г. Краснознаменска МО

 

Обучение с применением технологи коллективных способов обучения (КСО) предполагает наличие у учащихся ряда заранее сформированных учебных умений :обращение с   вопросом ко всему классу(к конкретному учащемуся),конструирование ответа, рецензирование ответа товарища, его оценки и обоснования ,взаимопроверки, самопроверки Для этого необходимо целенаправленно их отрабатывать.

Чтобы школьники, например, грамотно задавали вопросы, нужно прежде всего научить их слушать то, что говорит товарищ. Перед началом ответа того или иного ученика учитель даёт классу задание: внимательно выслушать ответ, сделать замечания и дополнения. Затем можно постепенно  усложнять задания и предлагать учащимся: высказать мнение об убедительности выдвинутых в ходе рассуждения доказательств о логичности плана ответа (в случае необходимости предложить свой план и обосновать его), задать вопросы для проверки понимания определённого положения, оценить ответ и обосновать свою точку зрения.

Если учащиеся из-за волнения или неуверенности говорят тихо, я обычно отхожу от них в другой конец класса ,и тогда, чтобы быть услышанными, они невольно повышают голос и их ответы становятся слышны всем .Кроме того такая «хитрость» помогает избежать необходимости делать лишние замечания и отвлекать внимание учащихся.

В процессе анализа ответов я выставляю отметку в журнал не только отвечающему ученику, но и тем, кто участвовал в обсуждении. При этом подчёркиваю, что давать рецензию значительно сложнее, чем просто демонстрировать знания учебного материала. Ученику необходимо одновременно запомнить ответ, сравнить его со своими знаниями ,выделить сходное и различное ,запомнить свои замечании на основе произведённого сравнения высказать критические замечания по содержанию, полноте, глубине,  последовательности и форме ответа по анализу эксперимента, проводимого отвечающим.

Остановлюсь подробнее на отработке умения рецензировать ответы учащихся. Освоение любого вида деятельности нужно подчинять принципу «от простого к  сложному». Поэтому целесообразно из урока в урок постепенно усложнять вопросы, адресуемые  учащимся. На первом этапе после ответа ученика учитель может обратиться  к классу с такими вопросами: «Что вам понравилось в ответе? Какие есть замечания, дополнения?»

Затем целесообразно расширять спектр вопросов, вовлекая  в обсуждение как можно больше учащихся. При этом нужно предложить записывать замечания по ходу ответа. С накоплением у учащихся опыта рецензирования учитель может трансформировать вопросы в задания: «Проанализируйте ответ товарища по содержанию ,полноте ,глубине, укажите  ошибки и недочёты .Обратите  внимание на форму ответа».

Только после такой кропотливой работы каждый учащийся сможет понять, что значит проанализировать ответ товарища.

В заключение замечу, что обучение рецензированию не только важное умение, необходимое для последующей организации КСО, но и достаточно эффективный методический приём, который можно применять и на обычных уроках с целью обеспечения предельного внимания учеников к ответам товарищей, развития их логического мышления.

Умение рецензировать неразрывно связано с умением  оценивать ответы  товарища.  Цель  приёма - научить ребят слушать и одновременно  анализировать ответ, кратко излагать  и обосновывать своё мнение. Использование этого приёма приучает ребят различать ошибку, недочёты, оговорку, а кроме  того, подготавливает  их  к объективной самооценке.

Если предложить учащимся поставить отметку за услышанный ими ответ, то их мнения будут разными. Предположим такую ситуацию: ученик отвечал на «4».Одни учащиеся поставят отметку «3»и»4», другие - «5».Обсуждение целесообразно начать с отметки  «5» ,так как ученик, предложивший её поставить, либо не знает учебного материала, либо  плохо слушал ответ, либо  по каким-то причинам поступает беспринципно. По его высказываниям сразу  же станет понятной его позиция.

Затем аргументируется отметка «3» и только после этого «4», в наибольшей степени соответствующая качеству ответа ученика. Что в суждениях  было  верно, в чём допущены ошибки. И только после этого объявляет отметку отвечавшему.

       Деятельность учащихся по оценке ответа и её обоснованию следует  так же  оценить, так как в этой работе они обнаружили знание (или незнание) изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kso.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Энтузиастам КСО (коллективного способа обучения)

Из опыта активизации познавательной деятельности учащихся

Л.П. Мусатова

Заслуженный учитель РФ

МБОУ СОШ №4 г. Краснознаменска МО

Обучение с применением технологи коллективных способов обучения (КСО) предполагает наличие у учащихся ряда заранее сформированных учебных умений :обращение с   вопросом ко всему классу(к конкретному учащемуся),конструирование ответа, рецензирование ответа товарища, его оценки и обоснования ,взаимопроверки, самопроверки Для этого необходимо целенаправленно их отрабатывать.

Чтобы школьники, например, грамотно задавали вопросы, нужно прежде всего научить их слушать то, что говорит товарищ. Перед началом ответа того или иного ученика учитель даёт классу задание: внимательно выслушать ответ, сделать замечания и дополнения. Затем можно постепенно  усложнять задания и предлагать учащимся: высказать мнение об убедительности выдвинутых в ходе рассуждения доказательств о логичности плана ответа (в случае необходимости предложить свой план и обосновать его), задать вопросы для проверки понимания определённого положения, оценить ответ и обосновать свою точку зрения.

Если учащиеся из-за волнения или неуверенности говорят тихо, я обычно отхожу от них в другой конец класса ,и тогда, чтобы быть услышанными, они невольно повышают голос и их ответы становятся слышны всем .Кроме того такая «хитрость» помогает избежать необходимости делать лишние замечания и отвлекать внимание учащихся.

В процессе анализа ответов я выставляю отметку в журнал не только отвечающему ученику, но и тем, кто участвовал в обсуждении. При этом подчёркиваю, что давать рецензию значительно сложнее, чем просто демонстрировать знания учебного материала. Ученику необходимо одновременно запомнить ответ, сравнить его со своими знаниями ,выделить сходное и различное ,запомнить свои замечании на основе произведённого сравнения высказать критические замечания по содержанию, полноте, глубине,  последовательности и форме ответа по анализу эксперимента, проводимого отвечающим.

Остановлюсь подробнее на отработке умения рецензировать ответы учащихся. Освоение любого вида деятельности нужно подчинять принципу «от простого к  сложному». Поэтому целесообразно из урока в урок постепенно усложнять вопросы, адресуемые  учащимся. На первом этапе после ответа ученика учитель может обратиться  к классу с такими вопросами: «Что вам понравилось в ответе? Какие есть замечания, дополнения?»

Затем целесообразно расширять спектр вопросов, вовлекая  в обсуждение как можно больше учащихся. При этом нужно предложить записывать замечания по ходу ответа. С накоплением у учащихся опыта рецензирования учитель может трансформировать вопросы в задания: «Проанализируйте ответ товарища по содержанию ,полноте ,глубине, укажите  ошибки и недочёты .Обратите  внимание на форму ответа».

Только после такой кропотливой работы каждый учащийся сможет понять, что значит проанализировать ответ товарища.

В заключение замечу, что обучение рецензированию не только важное умение, необходимое для последующей организации КСО, но и достаточно эффективный методический приём, который можно применять и на обычных уроках с целью обеспечения предельного внимания учеников к ответам товарищей, развития их логического мышления.

Умение рецензировать неразрывно связано с умением  оценивать ответы  товарища.  Цель  приёма - научить ребят слушать и одновременно  анализировать ответ, кратко излагать  и обосновывать своё мнение. Использование этого приёма приучает ребят различать ошибку, недочёты, оговорку, а кроме  того, подготавливает  их  к объективной самооценке.

Если предложить учащимся поставить отметку за услышанный ими ответ, то их мнения будут разными. Предположим такую ситуацию: ученик отвечал на «4».Одни учащиеся поставят отметку «3»и»4», другие - «5».Обсуждение целесообразно начать с отметки  «5» ,так как ученик, предложивший её поставить, либо не знает учебного материала, либо  плохо слушал ответ, либо  по каким-то причинам поступает беспринципно. По его высказываниям сразу  же станет понятной его позиция.

Затем аргументируется отметка «3» и только после этого «4», в наибольшей степени соответствующая качеству ответа ученика. Что в суждениях  было  верно, в чём допущены ошибки. И только после этого объявляет отметку отвечавшему.

       Деятельность учащихся по оценке ответа и её обоснованию следует  так же  оценить, так как в этой работе они обнаружили знание (или незнание) изученного материала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического инновационного опыта "Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках черчения"

Главным условием эффективного осмысленного усвоения знаний и умений учащимися является собственная познавательная деятельность ребенка. Активизация познавательной деятельности - важнейшая задача...

Обобщение опыта « Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках математики через игровые технологии»

Обобщение опыта "Активизация познавательной детельности учащихся 5-9 классов на уроках математики через игровые технологии"...

Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".

Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

2016 год. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий»

В концепции модернизации российского образования поставлена важная задача – повышение качества учебно-воспитательного процесса. Решение этой задачи предполагает совершенствование содержания, фор...

Обобщение педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии с использованием технологий деятельностного типа».

Обобщение педагогического опыта«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии  с использованием технологий деятельностного типа»....