Программа развития туристско-краеведческой деятельности
материал по теме

Курова Светлана Валерьевна

Целью настоящей программыявляется создание условий для развития и расширения туристско-краеведческой деятельности учащихся города как комплексного средства формирования здорового образа жизни молодежи.

Элементы программы:

1. Система поддержки, переподготовки и подготовки туристских кадров.

2. Система обеспечения нормативно-правовой базы и методических материалов.

3. Система отслеживания и мониторинга результативности, введение разрядных туристических квалификаций, нормативов.

4. Система материально-технического обеспечения.

5. Система рекламно-просветительской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pazvitie_turizma_na_baze_cdod.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

туристско-краеведческой деятельности

на базе Центра дополнительного образования детей

на 2010 — 2013 гг.

Введение

Туристско-краеведческая деятельность — как важнейшее средство образования и социализации подростков.

Туристско-краеведческая деятельность —  это многоуровневая система разнообразных видов совместной деятельности учащихся и взрослых. Отличительными признаками туристско-краеведческой деятельности являются: передвижение в пространстве, активное взаимодействие с окружающим миром, высокая степень самодеятельности и познавательной активности участников, сочетание умственного и физического труда.

Туристско-краеведческая деятельность детей, подростков относится к видам деятельности, интенсивно развивающим в ее участниках такие качества, как ответственность, самостоятельность, уважение прав человека, интерес к окружающим и к собственной стране, чувство привязанности  к родному краю, его истории, природе, людям.

По своей организации туристско-краеведческая деятельность относится к массовым, максимально широким формам педагогически организованной деятельности, наиболее гибким и разнообразным по вариантам ее использования.

Организация сети туристско-краеведческих объединений школьников может стать широким каналом, связывающим задачи обучения с задачами стимулирования саморазвития личности, обеспечивает занятость значительного числа детей в свободное время при относительно небольших расходах государственных средств.

В последние год, продолжают действовать следующие тенденции в развитии туристско-краеведческой работы со школьниками города:

  1.  не увеличилось число постоянно действующие туристско-краеведческие объединения учащихся в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования округа;
  2. снижается число педагогов и объединений, занимающихся туристско-краеведческой деятельностью в учреждениях дополнительного образования;
  3. снижается число учащихся, занятых туристско-краеведческой деятельностью;
  4. снижается число педагогов и учащихся, участвующих в летних оздоровительных туристско-краеведческих мероприятиях;

Целью настоящей программы является создание условий для развития и расширения туристско-краеведческой деятельности учащихся города как комплексного средства формирования здорового образа жизни молодежи.

Задачи программы сориентированы на комплексное решение проблем развития туристско-краеведческой деятельности с детьми и подростками города:

  1. повышение безопасности проводимых туристско-краеведческих мероприятий со школьниками;
  2. увеличение количества детских коллективов, постоянно занимающихся туристско-краеведческой деятельностью;
  3. увеличение количества многодневных категорийных походов и многодневных краеведческих поездок, разнообразие их географии и тематики;
  4. обеспечение возможности детским коллективам участия в туристских и краеведческих соревнованиях различного уровня;
  5. создать систему поддержки, подготовки и переподготовки туристских и краеведческих кадров;
  6. создание компьютерного банка данных о маршрутах, туристско-краеведческих программах, педагогов  работающих в этой области.


Условия реализации

1. Определение на базе Центра дополнительного образования детей отдела по туристско-краеведческой деятельности (п/к «Горизонт»), развитие и поддержка его деятельности.

2. Укрепление и развитие материально-технической базы образовательных учреждений, специализирующихся на проведении туристско-краеведческой деятельности.

3. Подготовка кадров педагогов для проведения туристско-краеведческой деятельности.

Основные исполнители:

  1. МОУ ДОД ЦДОД;

Контроль за исполнением программы:

  1. Управление образования Администрации города Димитровградаю.

Программа поддержки и развития основных направлений туристско-краеведческой деятельности.

Элементы программы поддержки и развития основных направлений туристско-краеведческой деятельности учащихся:

1. Система поддержки, переподготовки и подготовки туристских кадров.

2. Система обеспечения нормативно-правовой базы и методических материалов.

3. Система отслеживания и мониторинга результативности, введение разрядных туристических квалификаций, нормативов.

4. Система материально-технического обеспечения.

5. Система рекламно-просветительской деятельности.

Из всего многообразия форм туристско-краеведческой деятельности в программе как основные выделяются следующие формы: многодневные походы, многодневные краеведческие поездки, выживание в природной и городской среде.

Туристский поход — это прохождение туристской группой маршрута в загородной местности с целью получения и развития системы навыков обитания в природной среде, выполнения краеведческой, исследовательской, учебной и другой познавательной работы, а также работы общественно-полезного характера. Поход может быть местным (по области), а также дальним; выходного дня (на 1-3 дня) и многодневным; не имеющим спортивной  категории (бескатегорийным) или спортивным степенным, категорийным. Наибольшее влияние на подростков оказывают спортивные категорийные походы, развитию которых и посвящена данная программа.

Краеведческая поездка —  посещение группой памятников культуры, истории, объектов природы, музеев и выставок с целью знакомства с ними, получения полезной информации, новых знаний. Поездка может быть местной или дальней, однодневной или многодневной.

Туристские слеты и соревнования — рассматриваемые нами не только как форма выявления лучших туристско-краеведческих коллективов, но и активная форма пропаганды туризма, обмена опытом, повышения безопасности многодневных походов.

Эти формы имеют много общего: это  педагогически организованная позитивная деятельность постоянно-действующих детский коллектив, в которых происходит активное взаимодействия педагога и ребенка, эффективная форма социализации, сочетающая высокий познавательный потенциал и физическая активность. Как результат их использования должно стать формирование здорового образа жизни ребенка: самоидентификация,  адекватная самооценка и воспитание воли; умение жить в коллективе и взаимодействовать со сверстниками и педагогами; опыт принятия ответственных решений и выхода из нестандартных ситуаций.

Поддержка и развитие направления “многодневные туристские походы”

Задачи программы в этом направлении:

а) увеличение количества детских коллективов, постоянно занимающихся туризмом, т.е. увеличение сети туристских групп, объединений, кружков.

б) увеличение количества многодневных категорийных походов.

Система поддержки, переподготовки и подготовки туристских кадров.

а) организовать систему постоянно действующих консультаций по туристским программам, работе туристских объединений, выбору маршрутов и краеведческих заданий, участию в слетах, выставках и т.п. для педагогов округа;

б) организовать систему поощрения руководителей многодневных походов, краеведческих поездок, систематически работающих по годовым программам;

в) участвовать в аттестации педагогов, руководителей многодневных походов;

г) организовать систему переподготовки, повышения туристской квалификации руководителей походов, ежегодно отправлять на курсы инструкторов детско-юношеского туризма, походы повышения квалификации.

Система обеспечения нормативно-правовой базы и методических материалов.

а) обеспечить всех педагогов отдела действующими нормативно-правовыми документами;

б) создать банк данных о педагогах и группах школьников, занимающихся туристскими походами;

в) создать банк данных о маршрутах походов, описания походов, картографический материал;

г) создать банк данных по программам работы туристских объединений учащихся;

д) изучить опыт работы лучших педагогов отдела, города;

е) организовать распространение лучшего, передового опыта;

ж)составить и доводить до педагогов округа единый календарь туристско-краеведческих мероприятий округа, города, РФ.

Система обеспечения материальной базы.

а) финансировать вновь открывающихся туристские объединения:

—  зарплата педагогу (учреждения дополнительного образования, школы);

—  необходимое туристское снаряжение;

б) привлекать средства муниципалитета, области для организации отдыха социально неблагополучных детей в туристских походах;

в) найти возможность финансировать подготовку и переподготовку туристских кадров.

Система рекламно-просветительской деятельности.

а) подготовить серию материалов о летних походах для телевидения, городских и областных СМИ;

б) создать страницы в Интернете о туристских коллективах, походах и т.п.;

в) подготовить стенд в ЦДОД о туристско-краеведческой деятельности учащихся округа.

Поддержка и развитие направления “многодневные краеведческие поездки”

Задачи программы в этом направлении:

а) увеличение количества детских коллективов, постоянно занимающихся краеведческими поездками, т.е. увеличение сети краеведческих групп, объединений, кружков;

б) увеличение количества многодневных краеведческих поездок, разнообразие их тематики, географии;

в) обеспечение возможности краеведческим группам участвовать в краеведческих конференциях, выставках, смотрах различного уровня.

Система поддержки, переподготовки и подготовки туристских кадров.

а) организовать систему постоянно действующих консультаций по туристско-краеведческим программам, работе краеведческих объединений, выбору маршрутов и краеведческих заданий, участию в слетах, выставках и т.п. для педагогов округа;

б) организовать систему поощрения руководителей, систематически работающих по годовым программам;

в) участвовать в аттестации педагогов, руководителей краеведческих поездок;

г) организовать систему переподготовки, повышения туристской квалификации руководителей краеведческих поездок, организовать и провести курсы инструкторов детско-юношеского туризма для педагогов отдела и школ.

Система обеспечения нормативно-правовой базы и методических материалов.

а) обеспечить всех педагогов отдела действующими нормативно-правовыми документами;

б) создать банк данных о педагогах и группах школьников, занимающихся краеведческими поездками;

в) создать банк данных о маршрутах поездок, описания объектов, краеведческих  материалах;

г) создать банк данных по программам работы туристских объединений учащихся;

д) изучить опыт работы лучших педагогов отдела;

е) начать распространение лучшего, передового опыта;

ж) составить и доводить до педагогов отдела, Центра, города единый календарь туристско-краеведческих мероприятий города, области, РФ.

Система обеспечения материальной базы.

а) финансировать новые открывающиеся краеведческие объединения учащихся:

—  зарплата педагогу (учреждения дополнительного образования, школы);

—  необходимое снаряжение.

б) привлекать средства для организации отдыха социально неблагополучных детей в краеведческих поездках.

г) финансировать подготовку и переподготовку краеведческих кадров.

Система рекламно-просветительской деятельности

а) подготовить серию материалов о летних походах для телевидения, городских и областных СМИ;

б) создать страницы в Интернете о туристских коллективах, походах и т.п.;

в) подготовить стенд в ЦДОД о туристско-краеведческой деятельности учащихся округа.

Поддержка и развитие направления “туристские слеты и соревнования”

Задачи программы в этом направлении:

а) увеличение количества образовательных учреждений города, постоянно организующих и участвующих в туристских слетах и соревнованиях различного уровня;

б) обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований;

Система поддержки, переподготовки и подготовки кадров.

а) организовать систему постоянно действующих консультаций по вопросам организации и проведения туристских слетов и соревнований, обеспечения их картографическим материалом;

б) организовать систему переподготовки, повышения туристской квалификации организаторов и судей туристских соревнований и слетов для педагогов.

Система обеспечения нормативно-правовой базы и методических материалов.

а) обеспечить всех педагогов округа действующими нормативно-правовыми документами;

б) создать банк данных об образовательных учреждениях, организующих и участвующих в туристских слетах и соревнованиях различного уровня;

в) создать банк данных о программах соревнований, описаний дистанции, картографического и краеведческого материала;

г) изучить опыт работы лучших педагогов;

д) составить и доводить до педагогов отдела и города единый календарь туристских слетов и соревнований города, области, РФ.

Система обеспечения материальной базы.

а) обеспечить финансирование проведения городских туристских слетов и соревнований;

б) создать прокатный фонд туристского снаряжения для проведения школьных туристских слетов и соревнований.

Система рекламно-просветительской деятельности.

а) подготовить серию материалов об участии команд отдела в туристских слетах и соревнованиях для телевидения, городских и областных СМИ;

б) создать страницы в Интернете, посвященные опыту проведения и участия в  туристских слетах и соревнованиях;

Схема деятельности туристско-краеведческого отдела

Центр дополнительного

 образования детей

МОУ СОШ № 10

  1. Базовая школа
  2. Стационарная полоса препятствий
  3. Велотрасса

п/к «Горизонт»

  1. база для занятий т/о
  2. база тур.снаряжения
  3. методкабинет по туризму
  4. развитие любительского и семейного туризма

Краеведческий музей

  1. База для занятий краеведением
  2. Проведение краеведческих чтений, выставок

п/к «Искатель»

  1. база для занятий т/о
  2. база тур.снаряжения
  3. развитие любительского и семейного туризма

Занято не менее

45 детей систематически,

600 чел.  привлечены на мероприятия,

100 чел. на летние программы

Занято не менее

60 детей

систематически

800 чел. привлечены на мероприятия,

100 чел. на летние программы

Занято не менее

30 детей

систематически

600 чел. привлечены на мероприятия,

100 чел. на летние программы

Занято не менее

60 детей

систематически

600 чел. привлечены на мероприятия,

100 чел. на летние программы

Результатом деятельности отдела за пять лет будет:

  1. создание методической базы туристско-краеведческой деятельности,
  2. создание четырех стационарных площадок во всех частях города по развитию туристической деятельности,
  3. расширение спектра детского оздоровительного отдыха, путем организации и проведения стационарных палаточных лагерей,
  4. расширение спектра программ семейного отдыха,
  5. создание информационно-просветительской базы в сети Интернет,
  6. привлечение к систематическим занятиям туризмом не менее 500 детей,
  7. 12500 человек примут участие в мероприятиях способствующих развитию любительского туризма,
  8. охвачено летними программами не менее 2000 человек.

Источники финансирования программы:

  1. бюджетные средства;
  2. средства, выделяемые на каникулярные оздоровительные мероприятия;
  3. привлеченные средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туристско-краеведческая деятельность – педагогический ресурс развития личности подростка в воспитательной системе школы

В своей внеурочной деятельности использую такие формы изучения родного края как экскурсии.Об этом делюсь опытом в своей статье....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности. Туристские игры.

Туристские игры. Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности...

Рабочая программа объединения "Туристско - краеведческий"

. Программа разработана на основе ст.12,п.4 федерального  закона "Об образовании в Российской Федерации " №  273 - ФЗ; письма от 11.12.2006 г.  №06 - 1844  " Требовани...

Дополнительная общеобразовательная программа по туристско-краеведческой работе

Учебная  программа «Комплексная туристско-краеведческая подготовка» является комплексной и объединяет спортивно-оздоровительую и туристско–краеведческую деятельность занимающихся....

Становление и развитие туристско-краеведческого движения «Бичкн Торскм» в Республике Калмыкия (обобщение опыта работы для КалмГУ, 2019-20 уч.год)

Школьное краеведение является одним из самых эффективных средств обучения и воспитания учащихся в Республике Калмыкия. Творческий, созидательный характер краеведческой деятельности способствует  ...

Рабочая программа по дополнительной общеразвивающей программе объединения туристско-краеведческой направленности «Компас открытий»

Цель  программы: создание условий для формирования всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения, развитие двигательной, функциональной активности обучающихся, сохранение и у...