Рабочая программа по дополнительной общеразвивающей программе объединения туристско-краеведческой направленности «Компас открытий»
рабочая программа (9 класс)

Цель  программы: создание условий для формирования всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения, развитие двигательной, функциональной активности обучающихся, сохранение и укрепление их здоровья, создание условий для самореализации, социальной адаптации, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.

Краеведческая деятельность способствует более глубокому усвоению и пониманию программного материала по ряду предметов, не повторяя школьной программы. Курс направлен на воспитание патриотизма и гражданственности, развитие исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций современного российского общества. 

Программа туристско-краеведческого кружка способствует выработки у обучающихся потребности к постоянному получению знаний, расширению кругозора, передачи жизненного опыта, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Туризм приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompas_otkrytiy.doc266.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

Рассмотрено на заседании педагогического совета. Протокол №______

 от ____________________

«Согласовано».

Заместитель директора по УВР Казанина Ю.Ю.

____________________

_________________________  

«Утверждаю»

 Директор школы Михайлова Р.Г. ______________

_________________

«___»_____________2021г.

Приказ № ____________

_____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дополнительной общеразвивающей программе

объединения   туристско-краеведческой направленности

«Компас открытий»

Срок реализации: 1 год

                                      Возраст учащихся: 15 лет, 9 класс

                                                       Составитель:

                                                                                      Калинина Татьяна Викторовна,

                                                                   учитель географии  

                                                                  высшей категории

пгт Красногорский

2021 -2022 учебный год

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования

Пояснительная записка

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это – самый массовый вид науки»

Д.С. Лихачев

Программа разработана на основе следующих нормативно – правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность:

  1. Федеральный  закон  Российской Федерации от 29 декабря 2012 г "Об образовании в Российской Федерации " №  273 – ФЗ.
  2. Концепция развития  дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726 –р.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». 
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПин2.4.43172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г Министерства образования и науки РФ.

Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического потенциала, способствует изучению природы и истории Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, прошлого и настоящего своей “малой родины”, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи... Все это относится и к нашему родному краю.

Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места, его исторические и культурные центры, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Исходя из возрастных особенностей, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу. Туризм непрерывно связан с краеведением. Данная связь позволяет активно исследовать и познавать свой край, а через него и самого себя.

Туризм и краеведение требуют от детей приложения физических и духовных сил, которые в свою очередь готовят их к труду, к общественно-полезной деятельности, воспитывают морально-волевые качества.

Туристско-краеведческая деятельность позволяет воспитывать и развивать  личность обучающихся, формировать ее социальную активность, проявлять организаторские способности, найти свое место в коллективе сверстников или в разновозрастном коллективе, углублять и расширять свои знания по многим учебным дисциплинам.

Данный курс представляется актуальным, т. к.  направлен на совершенствование организации, содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения. Краеведческая деятельность способствует более глубокому усвоению и пониманию программного материала по ряду предметов, не повторяя школьной программы. Курс направлен на воспитание патриотизма и гражданственности, развитие исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций современного российского общества.  

Программа туристско-краеведческого кружка способствует выработки у обучающихся потребности к постоянному получению знаний, расширению кругозора, передачи жизненного опыта, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Туризм приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил.

Новизна данной программы заключается в её комплексном характере, соединении туризма, экологии и краеведения. Данная программа носит образовательно-развивающий характер, предусматривает раскрытие индивидуальных психологических особенностей детей, овладение навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе, участвовать в походах и путешествиях. Программа предполагает демократический стиль общения. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ краеведения, а развивает интерес к истории родного края, научно-познавательной деятельности на основе организованной работы по наблюдению за окружающей средой, экскурсионной деятельности, ведет к эстетическим переживаниям, практической готовности созидать вокруг себя, бережному обращению с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы. 

Практическая значимость программы определяется особым построением учебного процесса, основанное на активном занятии обучающихся теоретической и практической деятельностью в области туризма, экологии и краеведения, участие в конкурсах, соревнованиях, походах.

 Основной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно-значимой практической деятельности с позиции познания и изучения родного края с учётом развития личности. Кроме этого, программа позволит улучшить связь дополнительного образования с предметами базисного учебного плана школы.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, преемственность, результативность, творчество и успех.

Прием детей в  объединение туристско-краеведческого направления осуществляется на добровольной основе.

Цель  программы: создание условий для формирования всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения, развитие двигательной, функциональной активности обучающихся, сохранение и укрепление их здоровья, создание условий для самореализации, социальной адаптации, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.

Задачи:

1. Интегрировать основное и дополнительное образование детей.

2. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей своего народа, прошлого и настоящего своей “малой родины”, приобретения специальных навыков по вопросам туризма, охраны природы.

3. Содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию духовных и физических потребностей; формированию самостоятельности и волевых качеств; гуманному отношению к окружающему миру;

4. Формировать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности.

5. Развивать познавательный интерес, творческие способности через индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам.

6. Профилактика асоциального поведения среди детей и подростков.

Методы работы: 

Реализация данной программы предполагает использование самых различных методических приемов, направленных на формирование и развитие самостоятельного творческого мышления учащихся, раскрытие их интеллектуального потенциала, духовно-нравственное воспитание личности, воспитания патриотизма и любви к своей Малой родине.    

  1. Метод беседы. Его сущность заключается в том, чтобы с помощью целенаправленных вопросов побудить учащихся к пониманию уже известных знаний, путем самостоятельных размышлений, выводов.
  2. Практические методы. Это индивидуальные и коллективные задания, самостоятельная поисково-исследовательская работа и т. д.
  3. Наглядно-иллюстрированный метод. Показ и восприятие предметов в их символическом изображении с помощью карт, схем, репродукций.
  4. Метод самореализации, самоуправления через творческие дела, участие в конференциях, соревнованиях, туристических походах, экскурсиях.
  5. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию предполагает единство нравственного, физического, эстетического воспитания.

В работе данного кружка  используются следующие  формы работы:

  1. Беседы, практические занятия, конкурсы, экскурсии.
  2. Занятия по ориентированию, топографии.
  3. Оформление выставок, защита проектно-исследовательских работ.

 Наряду с групповыми, коллективными формами работ проводится индивидуальная работа с обучающимися, в том числе при подготовке конкурсов, выставок, проектно-исследовательских работ. Создаются условия для дифференциации и индивидуализации обучения соответственно творческим способностям, одаренности, возрасту, психофизическим особенностям и состоянию здоровья членов творческого объединения.

Объем программы: теоретический и практический материал данного курса рассчитан на 32 часа (1 час в неделю).

Содержание программы.

  1. Вводное занятие. Цели и задачи работы курса на предстоящий год.

Обеспечение безопасных условий проведения учебных занятий. Инструктаж  по технике безопасности.

2. Географическое краеведение. Рельеф и геологическое строение своей местности.  Основные формы рельефа. Полезные ископаемые.  Почвы и их виды. Растительный и животный мир. Редкие и исчезающие растения и животные. Реки, озёра, пруды, водохранилища, подземные воды.

    Практические занятия.  Работа с картами, справочниками. Определение горных пород и минералов, растений, насекомых, птиц.

Экскурсии на природу.  Сбор гербария, фотографирование, зарисовки.

3. Этнография. Этнический состав населения.  Быт, культура, народное творчество, изобразительное искусство, музыка, танцы, обряды, обычаи, традиции народов своей местности.

     Практические занятия. Сбор фольклорного материала.

4.Литературное краеведение. Писатели, поэты своего края, их произведения.  Практические занятия. Анализ произведений  поэтов и писателей своего края. Проба пера «Мой край любимый».

5. Культурное наследие. Памятники истории своего края, их значение. Виды памятников: археологические, исторические, культурные, архитектуры.

 Практические занятия. Выявление памятников истории и культуры.

  1. Природное наследие. Памятники природы своего края, особо охраняемые территории - заповедники, заказники, национальные парки.

 Практические занятия. Участие в добровольческих акциях: «Цвети, родная школа», «Экологический десант», «Кормушки для птиц».

7. Туристско-краеведческие возможности своего края. Туристические и экскурсионные объекты республики Марий Эл, своей местности.

     Практические занятия. Работа с картой своей местности.

8. Поисково-исследовательская работа. Исследовательская работа на выбранную тему по природе, истории, этнографии, археологии, литературе, культуре своего края. Работа с краеведческой литературой, полевые исследования, опрос очевидцев, работа в краеведческом музее. Оформление работы. Выступление с докладами на научно-практических конференциях, участие в районных мероприятиях по краеведению.

     Практические занятия. Участие в выставках, конкурсах, конференциях, викторинах   на краеведческую тематику. Оформление результатов исследовательской работы с помощью средств ИКТ. Публичная защита проекта.  

9. Топография. План местности. Компас. Азимут. Условные знаки топографических карт. Масштаб. Чтение карты, определение расстояний и направлений по карте. Маршрутная и полярная съёмки местности.

     Практические занятия. Определение сторон горизонта по компасу и местным признакам. Вычерчивание плана местности.  Чтение топографических карт. Движение по азимуту.  Ориентирование по плану местности.

  11. Туристская техника. Техника безопасности в походе. Личное, групповое, специальное туристское снаряжение. Питание в походе. Туристские песни.   Практические занятия. Организация участия в походе.

  12. Подведение итогов работы. Оформление выставки творческих и исследовательских, практических работ. Составление фотоотчета.

Планируемые результаты освоения курса.

Личностные результаты.

  • Умение управлять своими эмоциями, владеть культурой общения.
  • Способность принимать активное участие в мероприятиях.
  • Умение предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Предметные результаты.

  • Расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
  • Понимание роли и значения здорового образа жизни в формировании личностных качеств, укреплении и сохранении индивидуального здоровья.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • Понимать цель выполняемых действий.
  • Проговаривать и осуществлять последовательность действий.
  • Учиться совместно оценивать деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя различные пособия, интернет-ресурсы.
  • Умения самостоятельно определять цель своей работы.
  • Формировать для себя новые задачи в познавательной деятельности.
  • Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • Анализировать полученную информацию.

Коммуникативные УУД:

  • Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально в группе: находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
  • Умение формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Ожидаемые результаты:

  1. Рост познавательной активности детей.
  2. Выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни и развитие у них чувства любви к своему краю, а также улучшение их физического и духовного состояния. Овладение туристскими навыками.
  3. Высокий уровень коммуникативности обучающихся.
  4. Положительные отзывы о воспитании детей со стороны общественности.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Учебный план дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Компас открытий»

п/п

Наименование

раздела, модуля

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/ текущего контроля

Всего

в том числе

теоретические занятия

практические занятия

1.

Вводное занятие. Цели и задачи работы курса. Инструктаж  по технике безопасности.

1

0,5

0,5

Беседа, устный опрос

2.

Географическое краеведение

4

2

2

Беседа, педагогическое наблюдение

3.

Этнография

3

2

1

Беседа, педагогическое наблюдение

4.

Литературное краеведение

2

1

1

Беседа, педагогическое наблюдение

5.

Культурное наследие

2

1

1

Беседа, педагогическое наблюдение

6.

Природное наследие

6

2

4

Выступления с докладами

7.

Туристские возможности своего края

3

2

1

Презентация творческих работ

8.

Поисково-исследовательская работа.

7

2

5

Защита проектно-исследовательских работ

9.

Топография

4

2

2

Чтение топографических карт

10.

Туристская техника. Походы

3

1

2

Фотоотчет

11.

Подведение итогов работы.

1

0,5

0,5

Выставка работ

Итого объем программы

36

16

20

Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема

занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Сентябрь

3

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Вводное занятие. Цели и задачи работы курса. Инструктаж  по технике безопасности.

Каб.39

Устный опрос

2.

Сентябрь

10

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Рельеф и геологическое строение своей местности.  Основные формы рельефа. Полезные ископаемые. 

Определение горных пород и минералов.

Каб.39

Определение горных пород в коллекции

3.

Сентябрь

17

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Почвы и их виды.

Работа с картами, справочниками.

Каб.39

Работа по карте

4.

Сентябрь

24

13.30-14.10

пятница

Акция

1

Акция «Цвети, родная школа»

Цветник

Наблюдения

5.

Октябрь

1

13.30-14.10

пятница

Акция

1

Акция «Цвети, родная школа»

Цветник

Наблюдения

6.

Октябрь

8

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Растительный и животный мир. Редкие и исчезающие растения и животные. Определение растений, насекомых, птиц.

Каб.39

Оформление гербария, зарисовки

7.

Октябрь

15

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Реки, озёра, пруды, водохранилища, подземные воды. Работа с картами, справочниками.

Каб.39

Работа по карте

8.

Октябрь

22

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Этнический состав населения. 

Каб.39

Устный опрос

9.

Октябрь

29

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Быт, культура, народное творчество, изобразительное искусство, музыка, танцы, обряды, обычаи, традиции народов.

Каб.39

Оформление фольклорного материала

10.

Ноябрь

5

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

День народного единства

Каб.39

Устный опрос

11.

Ноябрь

12

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Писатели, поэты своего края, их произведения.  

Каб.39

Устный опрос

12.

Ноябрь

19

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Анализ произведений  поэтов и писателей своего края.

Каб.39

Проба пера «Мой край».

13.

Ноябрь

26

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Памятники истории своего края, их значение.

Каб.39

Устный опрос

14.

Декабрь

3

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Виды памятников: археологические, исторические, культурные, архитектуры. Выявление памятников истории и культуры. 

Каб.39

Мини-исследования

15.

Декабрь

10

13.30-14.10

пятница

Акция

1

Акция «Кормушки для птиц»

Каб.39

Наблюдения

16.

Декабрь

17

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Памятники природы своего края.

Каб.39

Устный опрос

17.

Декабрь

24

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Особо охраняемые территории - заповедники, заказники, национальные парки.

Каб.39

Творческие работы

18.

Январь

14

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Туристические и экскурсионные объекты республики Марий Эл.

Каб.39

Устный опрос

19.

Январь

21

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Туристические и экскурсионные объекты своей местности.

Каб.39

Устный опрос

20.

Январь

28

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Составление туристического маршрута

Каб.39

Работа с картой

21.

Февраль

4

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Исследовательская работа на выбранную тему по природе, истории, этнографии, археологии, литературе, культуре своего края.

Работа с краеведческой литературой, опрос учащихся, жителей населенных пунктов.

Оформление результатов исследовательской работы с помощью средств ИКТ под руководством педагога.

Каб.39

Наблюдения

22.

Февраль

11

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Каб.39

Наблюдения

23.

Февраль

18

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Каб.39

Наблюдения

24.

Февраль

25

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Каб.39

Наблюдения

25.

Март

4

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Каб.39

Наблюдения

26.

Март

11

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Каб.39

Защита проектов

27.

Март

18

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Каб.39

28.

Март

25

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

План местности. Компас. Азимут.

Каб.39

Определение сторон горизонта по компасу

29.

Апрель

1

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Условные знаки топографических карт. Масштаб.

Каб.39

Определение масштаба

30.

Апрель

8

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Чтение топографической карты, определение расстояний и направлений по карте.

Каб.39

Чтение  карт

31.

Апрель

15

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Маршрутная и полярная съёмки местности.

Территория школы

Вычерчивание плана местности

32.

Апрель

22

13.30-14.10

пятница

Волонтерская акция

1

Экологический десант. (Весенняя неделя добра)

Территория поселка

Наблюдения

33.

Апрель

29

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Техника безопасности в походе. Личное, групповое, специальное туристское снаряжение.

Каб.39

Устный опрос

34.

Май

6

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Питание в походе. Туристские песни.

Каб.39

Составление меню

35.

Май

13

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Организация участия в походе.

Каб.39

Конкурс «Я-турист»

36.

Май

20

13.30-14.10

пятница

Учебное занятие

1

Оформление выставки творческих и исследовательских, практических работ.

Каб.39

Творческие выступления

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы:

  • наличие помещения, рабочих мест для учащихся и мультимедийного оборудования, соответствующих правилам безопасной эксплуатации;
  • электрооборудование: экран, компьютер, проектор.

Информационно-методическое и дидактическое обеспечение:

  • дополнительная литература, учебные пособия, демонстрационные материалы;
  • картографический материал, компасы, карточки с условными знаками топографических карт; дидактический раздаточный материал;
  • мультимедийные средства обучения: (презентации, фотографии, видео).

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, занятый в реализации программы, имеет высшее педагогическое образование, прошедший медицинский осмотр, не имеющий ограничения допуска к педагогической деятельности.

Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации

Входной (сентябрь) - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учащегося в процессе занятий и собеседования с ним.

Текущий, промежуточный (по каждому модулю)– практические задания на местности, тестирование, учебные тренировки, выполнение учащимися краеведческих заданий.

Итоговый (май) -  Применяемые формы: итоговое занятие, тестирование. Результаты итоговой аттестации оформляются в сводной таблице с учетом достижений.

 Подведение итогов реализации программы происходит во время похода, организуемого по окончании учебного года, где на практике проверяются знания, умения и навыки каждого учащегося.

Оценочные материалы

Средством обратной связи, помогающим корректировать реализацию образовательной программы, служит диагностический мониторинг. Диагностический материал собирается и копится непрерывно на всех стадиях реализации программы. В качестве методов диагностики используются опросы, практические задания (защита проектно- исследовательских работ, презентация творческих работ, фотоотчетов, собранных материалов, результатов исследований), метод наблюдения, тестирование.  Отслеживается результативность в достижениях воспитанников объединения. Результативность выполнения учащимися образовательной программы оформляется в таблицы.

Оценка уровня освоения программ обучающимися включает в себя:

  • теоретическую и практическую подготовку;
  • результативность участия детей в мероприятиях различного уровня;
  • динамика развития личности обучающихся.

Мониторинг результатов обучения

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное число баллов

Методы диагностики

1.Теоретическая подготовка

1.1 Теоретические знания по основным разделам учебно- тематического плана программы

Способность ответить на простые вопросы по всем темам за год.

Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем 0,5 объема знаний.

1

Тестирование, контрольный опрос и др.

Средний уровень – ребенок способен ответить на более половины вопросов.

5

 Максимальный уровень – освоил практически весь объем знаний.

10

2. Практическая подготовка

2.1.Туристская подготовка

Умение организовать быт, ориентироваться

Минимальный уровень

1

Наблюдение

Средний уровень

5

Максимальный уровень

10

2.2.Краеведческие навыки

Умение проводить наблюдения, исследования и оформлять результаты

Минимальный уровень

1

Наблюдение

Средний уровень

5

Максимальный уровень

10

2.3.Физическая подготовка.

Умение преодолевать препятствия

Минимальный уровень

1

Наблюдение

Средний уровень

5

Максимальный уровень

10

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1 Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Минимальный уровень – ребенок испытывает серьезные затруднения в работе, нуждается в помощи педагога

1

Наблюдение

Средний уровень – работает с помощью педагога

5

Максимальный уровень -  работает самостоятельно, не испытывает затруднения.

10

3.2 Учебно- организационные навыки и умения

Способность самостоятельно подготовиться к занятию

Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем ½ объема навыков

1

Наблюдение

Средний уровень– объем усвоенных навыков более 1/2;

5

Максимальный уровень – освоил практически весь объем навыков за данный период

10

3.3 Умение соблюдать правила безопасности во время занятий

  Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям.

Минимальный уровень– ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности

1

Наблюдение

Средний уровень– объем усвоенных навыков более 1/2;

5

Максимальный уровень – освоил практически весь объем навыков за данный период

10

Мониторинг личностного развития ребенка

Показатели оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возмож -ное число баллов

Методы диагностики

1.Морально - волевые качества

1.Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевая трудности

Терпения хватает менее чем на ½ занятия;

 Более чем на ½ занятия

На все занятие

1

5

10

Наблюдение

2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

Волевые усилия ребенка побуждаются извне

Иногда- самим ребенком;

Всегда самим ребенком

1

5

10

Наблюдение

3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному действию)

Ребенок постоянно действует под контролем извне;

Периодически контролирует себя сам; Постоянно контролирует себя сам;

1

5

10

Наблюдение

2. Ориентационные качества

1.Самооценка

Способность оценить себя адекватно реальным достижениям

Завышенная

Заниженная

 Нормальная

1

5

10

Анкетиро- вание

2.Интерес к занятиям в детском коллективе

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

Продиктован ребенку извне

Периодически поддерживается самим ребенком

Постоянно поддерживается самим ребенком

1

5

10

Наблюдение

3.Поведенческие качества

1.Конфликтность (отношение ребенка к  столкновению интересов (спору)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

Периодически провоцирует конфликты;

Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать; Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

1

5

10

Наблюдение

2. Отношение  к общим делам

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

Избегает участия в общих делах;

Участвует при побуждении извне; Инициативен в общих делах

1

5

10

Наблюдение

3. Тип сотрудничества

Умение работать в коллективе

Пассивен

1

Наблюдение

Сотрудничает иногда  

5

Активен

10

Результативность выполнения образовательной программы

Педагог Павлова Галина Зиновьевна                                                                                                               Год обучения

Ф.И.

учащегося

1. Теория

  2. Практика

3. Общеучебные умения и навыки

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3. Общеучебные умения и навыки

Итого

Уровень результативности

результативности

    1.1

2.1

2.2

2.3

3.1

3.2

3.3

1

2

3

Низкий уровень :  8 - 30 баллов                     

Средний уровень:  31- 49 баллов                  

Высокий:   50- 80 баллов

               Результативность личностного развития ребенка    

    

Ф.И.

учащегося

1.Организационно-волевые

качества

2.Ориентационные

качества

 3. Поведенческие

качества

Итого

Уровень

результативности

    1.1

1.2

1.3

     2.1

     2.2

    3.1

   3.2

   3.3

1

2

3

Низкий уровень :  8 - 30 баллов                     

Средний уровень:  31- 49 баллов                  

Высокий:   50- 80 баллов

Методические материалы

При составлении учебно-тематического плана необходимо учитывать следующие факторы: объем учебного материала, цикличность по сезонам, последовательное усложнение материала.

В соответствии с возрастными особенностями учащихся используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения. На занятиях используется групповая  и индивидуальная работа под руководством педагога, что требует от учащихся общения друг с другом и педагогом.

Занятия в учебном кабинете состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает беседы, рассказы, которые способствуют эффективному усвоению туристско-краеведческих знаний. При проведении занятий большую роль играет использование дидактических материалов, наглядных пособий, презентаций, учебных фильмов. Практическая часть занятий предполагает учебно – деятельностную игру учащихся, выполнение практических упражнений по изучаемой теме, оформление  материалов краеведческой работы. При этом активно используются информационно - коммуникативные технологии. При проведении занятий применяются технологии проблемного и диалогового обучения, поисково - исследовательские и игровые технологии, интерактивные методики, проводится рефлексия.

Занятия на местности предусматривают практическую работу учащихся по выполнению заданий, экскурсии,  краеведческие наблюдения на природе, сбор краеведческого материала, проведение природоохранных мероприятий. При проведении практических занятий активно применяются образовательные технологии личностно - ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, используются интерактивные методики, особое внимание уделяется рефлексии. Вне сетки часов происходит участие в походах, в туристских слетах, краеведческих конкурсах, проектной деятельности.

Литература.

  1. Беседы о композиторах: очерки/ сост. О.М. Герасимов.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2006г. – 248 с.
  2. География Республики Марий Эл: Учебное пособие для общеобразовательных школ. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2004г. – 144 с.
  3. География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2014 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
  4. История расселения марийцев.- Йошкар-Ола:МарНИИЯЛИ,2006.- 200с.
  5. Национальный парк «Марий Чодра»: информационно-справочное издание/ Под ред. В.В. Мирончука – Казань: Издательство «Артифакт», 2014г. – 64 с.
  6. Основы художественных промыслов народа мари: ручной труд детям/ Авт.-сост. Л.Е. Майкова.- Йошкар-Ола: Издательство «Вертикаль», 2007.- 168с.
  7. Писатели Марий Эл: библиографический справочник/ сост. А.Васинкин, В.Абукаев и др.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2008г. – 752 с.
  8.  Этнография марийского народа: Учебное пособие/ сост. Г.А. Сепеев.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2001г. – 184 с.; ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Программа «Юный турист» является модифицированной программой  туристской  направленности,  предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Данная прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «…ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ…»

Рабочая программа разработана к дополнительной  общеразвивающей образовательной программе дополнительного образования «…Великий, могучий, правдивый и свободный...» Программа им...