Странные это люди – учителя
материал по теме

Кто может опоздать на собственный юбилей только потому, что у его подопечных ЕГЭ?

Не поехать на отдых с семьей: ведь Петров Вова не понял закон Паскаля.

Есть такой странный человек – учитель!

И вот однажды…

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strannye_eto_lyudi_-_uchitelya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Странные это люди – учителя

Кто может опоздать на собственный юбилей только потому, что у его подопечных ЕГЭ?

Не поехать на отдых с семьей: ведь Петров Вова не понял закон Паскаля.

Есть такой странный человек – учитель!

И вот однажды…

Все надоело нынче ночью,

Любой командует тобой,

Уйду в пустыню это точно

И в школу больше ни ногой.

Но дверь открылась – утро внове

Своей сентябрьскою рукой

Меня зовет на подвиг тихий,

И не приснится мне покой.

В наше время ученые, педагоги и психологи обращаются к личности учителя, размышляют о «компетенции» и его «профессиональных качествах». Это актуально, т.к. изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые педагогу. Остается открытым вопрос о том, какие качества учителя константны, а какие должны быть «подвижны» в связи с требованиями сегодняшнего дня.

Известно, что 10-15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас без этого не обойтись. Актуально звучат вопросы: «Какого учителя должен готовить ВУЗ?», «Какой учитель необходим современному ученику?». Родители сейчас имеют неограниченные возможности выбрать учебное заведение для своего ребенка, и решить «У какого педагога будет учиться его сын или дочь?». Да и ученику не просто в современной школе. Урок за уроком, учитель за учителем, бесконечные домашние задания, одно упоминание о которых многих вводит в стопор. Как среди всего этого нагромождения теорий и методик сохранить любознательного почемучку?

А не лучше ли узнать мнение самих школьников об их наставниках?

Было проведено исследование «Учитель глазами современного школьника». Анализируя полученные результаты, пришли к выводу: требования возросли – учителю приходится соответствовать им.

Что же относят к важнейшим профессиональным качествам учителя?!

Прежде всего, универсальная образованность, эрудиция, информированность, способность вести интересные уроки, используя новые педагогические технологии. Следует отметить, что в различных возрастных группах ученики не обошли вниманием такие качества, как внешний вид, стиль учителя. По мнению детей, учитель должен быть «молодой», «красивый», «современно одетый», «улыбчивый и обаятельный».

Время наложило свой отпечаток: ученикам важен не только внутренний мир педагога, но и эстетическая сторона его личности.

Любопытно также, что в 10-х классов 21% учеников предложил заменить учителя компьютером, в то время как 5-классники и 11-классники, наоборот, предпочли машине человека. Интересы детей в стадии их формирования лабильны и более подвержены влиянию окружающих условий. Важно, что именно младшие школьники и будущие выпускники настаивают на том, что учителем должен быть душевный чувственный человек. И это не случайно. Ведь именно в общении с учителем как с личностью идет процесс обучения, и ученикам важно, чтобы и их воспринимали как личность, с их достоинствами и недостатками. Особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее место занимает учитель.

Общение ученика и учителя в основном идет во время урока. И вот здесь-то может произойти чудо, а может все остаться тусклым, обыденным. Учеба не игра и не праздник. От железного «надо» никуда не деться. И все- таки есть рычаг, который может даже самого инфантильного ребенка увлечь и заинтересовать. Урок-эксперимент. Он как некий фокус помогает в обыденных вещах увидеть чудо. И очарованные ребята часами могут проделывать дома подобные опыты, удивляя друзей и родителей. Творчески работающий учитель не должен это игнорировать и думать, что интересный эксперимент – это напрасно потраченное время. Ведь пытливость ума живет в каждом школьнике, и надо только суметь зажечь огонек в глазах ребят, побудить к самостоятельному поиску, научить критически мыслить, сопоставлять и анализировать, вместо того, чтобы заучивать и запоминать.

Приведу высказывание человека, не принадлежащего к педагогической корпорации: «Если бы вы знали, как в России необходим хороший, умный, образованный учитель. У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпича. Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело. Он должен быть первым человеком, чтобы мог ответить на все вопросы, чтобы дети черпали в нем силу, достойную внимания и уважения». Эти слова Антон Павлович Чехов написал в 1902 году. Но разве сейчас они не актуальны?

Но странный человек, учитель, живет, меняется, прислушивается к требованиям дня:

Понимать ученика, уважать его мнение, уметь слушать и слышать;

Быть доброжелательным, гуманным и любящим детей;

Общительным, открытым, искренним, хорошим другом;

А еще изобретательным, творческим, находчивым, сообразительным; применять психологические знания для решения трудных ситуаций;

Владеть собой, уметь сдерживать эмоции;

Заинтересовать своим предметом, хорошо его знать и преподавать;

Быть всесторонне развитым, умным, обладать ораторским качеством и чувством юмора, быть ироничным, а порой и кокетливым.

Положение учителя – это постоянный искус, испытание властью. Дело не только в субъективизме и личной предвзятости в оценках и отношении к обучающимся. Спросите себя сами, как часто в интересах самосохранения вам приходилось подавлять самостоятельность учеников, требуя, чтобы они говорили не то, что думают, а то, что положено, потому что «еще не дорос до Пушкина, Ломоносова…»

Причем, легко убеждая себя в том, что вы действуете так в интересах самих ребят, страхуя их от будущих неприятностей.

Личностный подход – это не просто учет индивидуальных особенностей обучающихся, отличающих их друг от друга. Это последовательные действия по отношению к ученику как к личности, как к ответственному и самостоятельному субъекту деятельности.

Школьный период не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный этап жизненного пути. Будут ли эти годы счастливыми и творческими или же запомнятся сегодняшнему школьнику унылой зубрежкой и скукой, - во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от его собственных отношений с учителем.

К.Д. Ушинский писал, что «в огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на опасное для общества явление, не стеснять его свободного горения, и только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества».

Учитель! Он всегда  в дороге,

В заботах, поиске, тревоге,

И никогда покоя нет!

Он сам себя всех строже судит,

Он весь земной, он рвётся ввысь;

Не счесть, пожалуй, сколько судеб

С его судьбой переплелись!        

                                              Д.С.Лихачёв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Страна и люди в процессе модернизации»

Открытый урок для 11 класс на тему «Страна и люди в процессе модернизации»...

Исследовательский проект "Страноведение. Путешествие по Германии: страна и люди"

исследовательский проект опытно-экспериментальной работы в рамках учебной программы на тему "Страноведение. Путешествие по Германии: страна и люди" для учащихся 8-11 классов....

Внеклассное мероприятие в 6 классе командная игра по теме «Англия: страна и люди»

Цель: развитие иноязычной коммуникативной и речевой компетенции учащихся. Повышение интереса к изучению английского языка.Речевая компетенция: повторение и активизация лексики по теме «Англия».Я...

Элективный курс для 9 класса немецкий язык "Страна и люди"

Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки в 9  классе. Рассчитан на 34 часа. Страноведение....

Англия: страна и люди

Внеклассное мероприятие для 7 класса в рамках недели иностранных языков в школе...

открытый урок в 6 классе к УМК "Горизоны" М. М. Аверина на тему: "Страноведение. Что мы знаем о немецкоговорящих странах и людях"

Урок предназначен для учащихся 6 класса к УМК "Горизонты" М. М.  Аверина. Это обобщающий урок по страноведению. Класс необходимо разделить на 2 группы.  К уроку ещё прилагается презентация с...