Эссе
материал на тему

Хомякова Ольга Сергеевна

эссе "Мое педагогическое кредо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                            

Эссе

 «Мое педагогическое кредо»

Составитель:  

                                                                                 преподаватель изобразительного искусства

                                                                         Муниципального образовательного учреждения

                                                                                           дополнительного образования детей

                                                                                   «Детская школа искусств» пгт. Ленинское

Шабалинского района Кировской области

                                                                                    Носкова Ольга Сергеевна

2011


Я хочу спросить вас: «Любите ли вы рисовать?» Знаю, что не все взрослые ответят на этот вопрос одинаково.

 Но если вы спросите об этом ребенка, то ответ будет всегда «Да!»

Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух-трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжета композиции; рисует вообще все. Что слышит и знает, даже запахи. Увлекаясь рисованием, даже самые непоседы способны и час, и два просидеть за рисунком с сосредоточенным видом, быстро заполняя листы бумаги рисунками. Правда увлечение это проходит в большинстве случаев. Верным рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди.

Но во всем мире дети проходят одни и те же стадии развития рисунка: от каракуль до головоногов и далее.

Почему же так: все мы любим рисовать пока еще дети, а когда вырастаем, этот навык пропадает? Не потому ли, что навык рисования вовремя не развился, никто не научил нас правильно пользоваться карандашом и красками. Другими словами у нас не получилось, и мы потерпели неудачу.

С самого детства рисование было моим самым любимым занятием. Сколько себя помню, я рисовала всегда и везде: на стенах, на полу, на книгах, в тетрадях, на руках и ногах, но на уроках рисования почему-то едва дотягивала до «4». Но все равно рисование доставляло мне много радости.

Мне повезло, желание творить не пропало бесследно. Я продолжаю заниматься изобразительным искусством  сама и учу этим премудростям детей. Но я не просто учу их рисовать, а учу рисовать думая. Мое педагогическое кредо – научить рисовать можно каждого, если вложить в это своё умение и душу.

В своей работе я опираюсь на 3 основных принципа:

1. каждый ребенок уникален.

 Каждый ребенок уникален, располагает собственным опытом, имеет исходный  уровень психического и физического развития.

В своей практике мне приходилось сталкивать с мнением, что художественное творчество это удел одаренных, способных детей. Хотя каждый ребенок с рождения обладает способностями к творчеству и при обучении способен создать такие рисунки,   которые по праву можно отнести к истинным произведениям искусства. А с каким вдохновением сами дети принимаются за работу, с восторгом воспринимают свои достижения, как их захватывает процесс работы!

Но бывает и по-другому. Когда ребенок отказывается рисовать, отталкивает краски, замыкается, мотивируя: «Я не умею!» Мне приходилось сталкиваться с такой ситуацией не раз. Здесь скрываются детские страхи перед оценкой окружающих, ведь очень часто мы можем услышать даже от родных людей: «Ну и мазня!» Этого может быть вполне достаточно, чтобы распрощаться с рисунком навсегда и добавить комплексов, которые перейдут и во взрослую жизнь. Причины могут быть и другие: навязывание определенных штампов («рисуй только так и не иначе»), однообразие (многие люди помнят с уроков рисования только свободные темы), не возможность самовыражения ребенка.

Из своего опыта знаю, что важно не навязывать стереотипные представления, которые не побуждают к творчеству, а ограничивают фантазию, надоедают.

 Поэтому важно признать индивидуальность, самобытность каждого ребенка, наделенного своим неповторимым опытом, являющегося личностью. Главное, нужно искренне верить, что каждый ребёнок уникален, верить в безграничность его возможностей,— говорил Амонашвили.

2. взаимодействие.

Детская душа - это тайна, которую надо уметь разгадать. То, что скрыто за семью печатями детских обид и невысказанных эмоций, в рисунке раскрывается в полном объеме, откровенно заявляет о себе!

Ребенок изображает самые разнообразные события из своей жизни, опираясь на свой запас знаний.

Рисуют дети с таким увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь излишне. Конечно это не так. Интерес взрослого к рисунку ребенка и некоторые суждения о нем помогают ему понять, как         действовать дальше, как совершенствоваться.         

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»,- утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в детском возрасте занятия изобразительной деятельностью.  Важно строить свое взаимодействие с учеником так, чтобы он верил себе, и получал удовольствие от творчества.

Поэтому мой урок гибок. Он зависит от самих учащихся, от того, куда поплывет, как на волне, наше воображение и творчество. А я, как капитан, направлю наш корабль в нужное русло. Наши занятия всегда проходят в доброжелательной, эмоционально – благополучной обстановке, каждый ребенок должен чувствовать себя комфортно и непринужденно, чтобы ничто не мешало раскрывать ему свои художественные способности, выразить свой творческий потенциал.

3. творчество

Меня уже давно привлекают нетрадиционные методы рисования, как способ развития воображения и творчества детей, позволяющий избежать шаблонности в изображениях. В процессе рисования возникает естественный интерес к технике рисования, к используемому материалу, а в дальнейшем дети и сами могут ориентироваться в материалах и способах, выбирать их для своей деятельности. С моей стороны требуется отвести мышление ребенка от стереотипных образов, направить фантазию в нужное русло. Вот так появляются неповторимые работы, выполненные вдохновенно, с детской чистотой мысли и непосредственностью мышления.

В любом рисунке, даже самом на наш взгляд неудачном, выполненном вразрез всем правилам и законам можно увидеть что-то неповторимое, интересное. Был у меня случай на уроке, когда девочка смяла свой неудавшийся рисунок и со слезами отказалась продолжать работу. Я развернула работу, наклеили ее на картон, и получилось что-то необычное, совершенно новое. Так я открыла для себя технику рисования на мятой бумаге. Детям лучше внушить: в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только собственный путь. Рисовать можно где угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… на газете, на досочке, камне…важен сам процесс и вера в собственные силы. Ведь только в творчестве возможна полная реализация личности.

 Я педагог! И считаю, что все в воспитании и общении с детьми должно идти от сердца. Подчас это сложно. Мы разные, дети не одинаковы. Но я нахожу удовлетворение и радость от общения с ними. Ведь ребенок «не пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь». Хорошо если бы в пути каждого ребенка сопровождали люди чуткие, внимательные, добрые, которые бы не расплескали чистую душу ребенка, а обогатили ее.

Свой долг педагога я вижу в том, чтобы пробудить у детей живой интерес к миру, желание эмоционально отображать окружающую их действительность. И самое главное научить ребят думать и творить думая.

Вот мир – и в этом мире Я.

Вот мир – и в этом мире МЫ.

У каждого из нас своя стезя.

Но по одним законам мы творим.

Пусть долог путь и труден хлеб творца.

И хочется порой слабинку дать.

Но уберешь ладони от лица.

И снова даришь сердце. И опять.

Любовь и знания как добрые друзья.

К нам запросто заходят на урок.

И светом озаряет ребятня.

Всех нас, пока не прозвенит звонок.

Мы созидаем. Мы творим не зря.

Мы отдаем частицу знаний тем,

Кто выступает «потребителем» пока,

Чтоб «созидателем» расти затем.

( Волчинская Л.С.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....

Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .

Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....

Эссе. Темы эссе

В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...

Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)

Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....

Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"

УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...

Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке

Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...