Рабочие программы по ОПД 6-9 класс
календарно-тематическое планирование по теме

Календарно-тематическое планирование по ОПД в 6-9 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:                            Согласовано:                       Рассмотрено на

Директор ГБОУ средней                Зам. директора                            заседании м/о    

общеобразовательной                    по УВР                                         Протокол № _____

 школы № 39                                                                                        от __________20_____г.

Рабочая программа

по  ОПД

Учитель:   Попело О. В.

Класс:   6

2011-2012г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по основам проектной деятельности (ОПД) составлена на основе программы регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы «Основы проектной деятельности» О.В. Чуракова (2003). Согласно базисному учебному плану школы, курс ОПД входит в школьный компонент.

Программа рассчитана на 34 ч. (1ч. в неделю).

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе __ГБОУ СОШ №39___. Она направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Курс ОПД состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).

 Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется. Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

Учебно-методический комплект в рамках нового подхода имеет отличную от традиционной структуру-это материалы для организации занятий в достаточно короткие сроки. Для учащихся это лекционные ( информационные) материалы, обеспечивающие освоение новых способов деятельности, для педагога - методические рекомендации.

Для реализации рабочей программы используется:

*Программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы(О.В. Чуракова)  «Основы проектной деятельности». Самара: Профи. 2003, 132с.

* методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы. (Г.Б. Голуб , Е.А. Перелыгина  О.В.Чуракова)   Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования. Самара: Федоров. 2006. – 176 с.

* практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. (И.С. Сергеев)  Как организовать проектную деятельность учащихся, 3-е изд., испр. и доп.  М.: АРКТИ, 2006. 80 с.

Цели программы обучения:

формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) на основе комплексного применения знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества.

Задачи курса:

- формирование устойчивых интересов и социально значимых мотивов к овладению проективными умениями и навыками (способами деятельности) для решения проблем;

- формирование ценностных ориентаций и смыслов;

- развитие потребности в самостоятельности, умения осуществлять поиск, анализ и преобразование необходимой информации;

- формирование умения работать в команде, коммуникативной активности;

- развитие творческого мышления и технологической культуры;

- развитие речевого интеллекта.

Требования к  уровню подготовки учащихся.

Требования определены по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом, и с учетом требований предъявляемых учащимся при проектной деятельности, а также критериев оценки сформированности компетентности учащихся.

-овладение основными типами письменных документов, используемых в ситуации реальной коммуникации;

-овладение умением создания почтовой открытки стандартного характера, письма личного характера;

-освоение навыков заполнения бланка, формуляра;

-осмысление собственной деятельности в групповом взаимодействии и способов продуктивного выхода из конфликтов;

-овладение умениями согласования процедур совместного действия;

-освоение риторических приемов для улучшения восприятия выступления;

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

(теория)

Контроль

«Письмо как продуктивный вид речевой деятельности.»

16

1.

Основные типы письменных документов. Базовые типы их организации.

1

2.

Практическая часть: собеседование, устный опрос

1

Анкета.

3.

Знакомство с требованиями к заполнению анкет.

1

4.

Практическая часть: письменная контрольная работа(составление анкеты)

1

Почтовая открытка.

5.

Знакомство с требованиями к написанию открытки.

1

6.

Типы открыток, формат открытки, обращение, завершающая фраза, подпись и порядок написания адреса.

1

7.

Практическая часть: проектное задание.

1

8.

Практическая часть: проектное задание.

1

Личное письмо.

9.

Знакомство с требования к написанию личного письма.

1

10.

Формат письма, форма обращения в личном письме, завершающая фраза, подпись, стиль.

1

11.

Виды писем.

1

12.

Письмо, содержащее описание.

1

13.

Письмо-повествование.

1

14.

Письмо-рассуждение.

1

15.

Практическая часть: написание письма.

1

16.

Практическая часть: написание письма.

1

«Как работать вместе.»

8

17.

Понятие команды и группы.

1

18.

Практическая часть: коммуникативная игра, тренинг на установление телесно-ориентированного контакта и определения зоны комфорта.

1

Кто со мной?

19.

Роль договора при эффективном взаимодействии.

1

20.

Практическая часть: тренинг на определение и присвоение командных ролей, игра «Наклеивание ярлыков»

1

«За» и «против».

21.

Конфликтное и бесконфликтное общение. Причины возникновения конфликтов.

1

22.

Практическая часть: письменная контрольная работа.

1

Как работать вместе.

23.

Методы ведения продуктивного группового взаимодействия.

1

24.

Практическая часть: коммуникативная игра, тренинг эффективного взаимодействия.

1

«Основы риторики и публичного выступления»

10

Что такое быть оратором?

25.

Ораторское искусство.

1

26.

Практическая часть: анализ образцов публичных речей.

1

Рождение текста.

27.

Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.

1

28.

Практическая часть: разработка плана выступления по заданной теме.

1

ЧТО и КАК мы говорим.

30.

Вербальные и невербальные формы передачи информации.

1

31.

Практическая часть: коммуникативная игра .

1

Групповое выступление.

32.

Особенности группового выступления.

1

33.

Работа с вопросами и ответами.

1

34.

Практическая часть: подготовка и презентация группового выступления.

1

Средства контроля

Контроль достижения планируемых результатов делятся на промежуточный и итоговый. Контроль репродуктивных навыков проводится в форме контрольной работы связанных с усвоением материала по теме. Контроль продуктивных навыков проводится по итогам обучения навыкам создания документа (анкета). Итоговой формой контроля является- публичное (групповое) выступление на заданную тему.

Учебно-методические средства обучения

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
  3. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.

Электронные пособия

  1. Intel. Обучение для будущего. – Intel, 2004.

Контрольная работа №2

Какие чувства вызывает конфликт?

Структурируйте поле понятия «конфликт», разделив все слова на две части: слева будут располагаться синонимы слова «конфликт» (по степени близости для вас к «конфликту»), начиная от самого близкого к самому отдаленному; справа -- антонимы (противоположные по смыслу слова).

Взгляните на предлагаемый ниже список и распределите все слова на отрезке прямой (лучше это проделать на большом листе бумаги, формата А4).

Конфликт

В центре -- слово «конфликт», а влево и вправо от него будут располагаться слова по степени близости к этому термину. Причем между словами должны быть расстояния, отделяющие их друг от друга в соответствии с их смыслом, с вашей точки зрения. Может оказаться, что в одной точке будет располагаться сразу несколько слов, если вы сочтете, что они настолько близки.

Расположите в три столбика те же слова, но по эмоциональным характеристикам. Каждое слово проверяйте на те чувства, которые оно у вас вызывает: негативные эмоции, позитивные и нейтральные.

Диспут.

Стычка.

Раздор.

Перебранка.

Столкновение.

Распри.

Брань.

Размолвка.

Сражение.

Несогласие.

Дискуссия.

Разлад.

Скандал.

Нелады.

Разногласия.

Ссора.

Схватка.

Неполадки.

Перепалка.

Драка.

Спор.

Потасовка.

Битва.

Свалка.

Рукопашная.

Война.

Переговоры.

Подумайте и определите на основе проделанных упражнений, что такое для вас конфликт.

Попытайтесь в группе обсудить результаты сначала с близким другом (подругой), а затем с тем, кто наименее вам близок.

Ваше отношение к конфликтам в ближайшем окружении

1. Есть ли в вашей группе люди, которые постоянно (часто) оказываются участниками конфликтов? Кто это?

Мальчик.

Девочка.

Зачинщик.

Жертва.

Коренной житель (русский).

Мигрант, приезжий (иностранец).

2. Какие конфликты наиболее характерны для вашей группы (класса)?

Во время замятий. Во время перемены. После занятий.

Есть ли среди ваших знакомых ребята, совершенно неспособные защищаться в конфликтных ситуациях?

Кого можно назвать в вашей группе положительным, уважаемым всеми человеком?

Мальчик.

Девочка.

Зачинщик.

Жертва.

Коренной житель (русский).

Мигрант, приезжий (иностранец).

5. Из-за чего* ссорятся в вашей группе?

Мальчики. Девочки. Мальчики с девочками.

6. Какие конфликты особенно болезненны, неприятны, вызывают опасения ?

7. Какова в целом атмосфера в группе?

Дружелюбная. Агрессивная. Равнодушная.

Есть ли в группе люди, которые вам очень не нравятся?

Есть ли в группе люди, которым вы очень не нравитесь?

10. Есть ли в? группе люди, чье поведение хотелось бы изменить?

П. Что бы вы хотели изменить в своем поведении? Что для этого нужно?

Восприятие конфликта

Что такое конфликт, с вашей точки зрения? (Определите как можете.)

Как и у кого вы учились действовать в конфликтах?
У родителей.

У друзей.

На собственном опыте.

У литературных героев.

В средствах массовой информации.

Ваш вариант ответа.

Каким образом справляются с конфликтами в вашей семье?

Как родители справляются со своими конфликтами?

5. Что вы думаете о своем поведении в конфликте? Довольны ли вы собой?

6. Какое поведение типично для вас в конфликтной ситуации?

Возмущаюсь, раздражаюсь.

Делаю вид, что все в порядке.

Сразу уступаю.

Бью кого-нибудь.

Стараюсь доказать свою правоту.

Молчу (использую молчание как средство воздействия).

Кричу, ругаюсь.

Жалуюсь кому-нибудь.

Отшучиваюсь или подшучиваю над окружающими.

Договариваюсь обсудить проблему.

Сдерживаюсь внешне, но весь киплю внутри.

Действую по обстоятельствам, оценивая силы партнера.

Плачу от обиды или несправедливости.

Ухожу и чувствую себя несчастным.

Прошу прощения, извиняюсь.

Упрекаю.

Вспоминаю все прошлые грехи.

Дуюсь.

Стремлюсь отомстить.

Стараюсь об этом не вспоминать и не думать.

Стараюсь быть благоразумным и прекратить конфликт.

Пишу записку.

Бесконечно перебираю в памяти случившееся и переживаю.

Предлагаю компромисс.

Игнорирую проблему.

Думаю, что необходимо что-то в себе изменить.

Стараюсь доказать партнеру, что ему следует меняться.

7. Что бы вы посоветовали человеку, если нарушаются его права?

Не портить нервы, отвлечься.

Высказать возмущение в кругу друзей.

Выступить на собрании.

Обратиться к общественности.

Обратиться к вышестоящему руководству.

Обратиться в средства массовой информации.

Свой вариант ответа.



Предварительный просмотр:

Утверждаю:                            Согласовано:                       Рассмотрено на

Директор ГБОУ средней                Зам. директора                            заседании м/о    

общеобразовательной                    по УВР                                         Протокол № _____

 школы № 39                                                                                        от __________20_____г.

Рабочая программа

по  ОПД

Учитель:   Попело О. В.

Класс:   7

2011-2012г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по основам проектной деятельности (ОПД) составлена на основе программы регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы «Основы проектной деятельности» О.В. Чуракова (2003). Согласно базисному учебному плану школы, курс ОПД входит в школьный компонент.

Программа рассчитана на 34 ч. (1ч. в неделю).

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе __ГБОУ СОШ №39___. Она направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Курс ОПД состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).

 Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется. Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

Учебно-методический комплект в рамках нового подхода имеет отличную от традиционной структуру-это материалы для организации занятий в достаточно короткие сроки. Для учащихся это лекционные ( информационные) материалы, обеспечивающие освоение новых способов деятельности, для педагога - методические рекомендации.

Для реализации рабочей программы используется:

*Программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы(О.В. Чуракова)  «Основы проектной деятельности». Самара: Профи. 2003, 132с.

* методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы. (Г.Б. Голуб , Е.А. Перелыгина  О.В.Чуракова)   Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования. Самара: Федоров. 2006. – 176 с.

* практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. (И.С. Сергеев)  Как организовать проектную деятельность учащихся, 3-е изд., испр. и доп.  М.: АРКТИ, 2006. 80 с.

Цели программы обучения:

ЦЕЛЬ

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

ЗАДАЧИ:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Требования к  уровню подготовки учащихся.

Требования определены по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом, и с учетом требований предъявляемых учащимся при проектной деятельности, а также критериев оценки сформированности компетентности учащихся:

-овладение правил ведения дискуссии;

-освоение приемов определения и анализа понятий;

-овладение принципов дедукции и индукции, проведения анализа информации;

-освоение основных законов логики, правил совершения основных логических операций;

-овладение умениями выбора адекватных  методов сбора первичной информации;

-освоение умения различать разные виды вопросов.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

теория

Контроль

«Ведение дискуссии.»

12

1.

Активное слушание. Наблюдение за работой учащихся.

1

2.

Практическая часть: работа в группе

1

Речевые обороты, допустимые при ведении дискуссии.

3.

Использование клише в речи.

1

4.

Практическая часть: обсуждение допустимых и недопустимых оборотов в речи (работа в группе).

1

Опровержение аргументации.

5.

 Критерии оценки выступающего.

1

6.

Практическая часть: индивидуальная работа при подготовке выступления.

1

7.

Практическая часть: индивидуальная работа при опровержении аргументации высказавшегося.

Вопросы.

8.

Письменная контрольная работа.

1

9.

Виды вопросов. Тренинг умения задавать вопросы.

1

10.

Практическая часть: работа в группе по отработке навыков задания вопроса.

1

11.

Практическая часть: участие в игре, развивающей умение корректно задавать вопрос и использовать ответ оппонента в речи.

1

Коммуникативная игра.

12.

Практическая часть: участие в коммуникативной игре.

1

«Основы логики: проведение анализа»

10

13.

Понятие. Деление понятия. Круги Эйлера.

1

14.

Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречия.

1

15.

Классификация и правила классификации.

1

16.

Практическая часть: тренинг             (систематизация информации из нескольких источников в соответствии с поставленной задачей).

1

Суждение.

17.

Суждения. Отношения между суждениями.

1

18.

Практическая часть: упражнения на исчисление сложных суждений.

1

Умозаключение.

19.

Дедукция и индукция.

1

20.

Простой категорический силлогизм.

1

21.

Практическая часть: выполнение упражнений( сделай вывод на основе….оцените выводы….)

1

22.

Анализ и синтез информации.

1

«Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью»

12

23.

Общая характеристика опросных методов.

1

24.

Роль и значение мотивации к участию в опросе.

1

25.

Практическая часть: работа в парах по описанию возможных сфер применения опросов.

1

Вопрос как элементарный технический инструмент опроса.

26.

Классификация видов вопросов.

1

27.

Практическая часть: работа в группе по анализу анкеты.

1

Анкетный опрос как метод сбора первичной информации.

28.

Композиция и язык анкеты.

1

29.

Практическая часть: разработка анкеты.

1

30.

Практическая часть: проведение анкетного опроса(работа в парах).

1

Специфические особенности интервью как опросного метода.

31.

Классификация видов интервью.

1

32.

Специальные приёмы в процедурах ведения интервью.

1

33.

Практическая часть: проведение пробных интервью по вопросам учителя.

1

1

34.

Практическая часть: проведение пробных интервью по вопросам составленным самим учащимся.

1

Средства контроля

Контроль достижения планируемых результатов делится на промежуточный и итоговый;  первый проводится в виде 2 контрольных работ, связанных с усвоением материала по темам, а второй в виде -  наблюдения за работой учащихся, а также самоконтроль учащихся.

Учебно-методические средства обучения

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
  3. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006г.

 4. Бутенко И,А. Анкетный опрос как общение социолога и респондента. М.: Высшая школа, 1989-89с.                            

         

Контрольная работа №1

Вопросы для самоконтроля

1.     Зачем нужны вопросы в деловой коммуникации?

2.     Какие виды вопросов вы знаете?

3.     Чем различаются «открытые» и «закрытые» вопросы?

4.     Что означает «правильно сформулировать вопрос»?

5.     Какие существуют правила для ответов на вопросы?

6.     Как отвечать на некорректные вопросы?

7.     Что вы знаете о таких приемах, как «возвратный удар» и «подхват реплики»?

Задание 1

В группе выбираются два участника, один из которых играет роль иностранца, а другой – переводчика. Остальным предлагается представить себя журналистами, находящимися на пресс-конференции приехавшего иностранного гостя.

«Иностранец» сам выбирает образ своего героя и представляет его публике (это может быть известный предприниматель, политический деятель, адвокат, менеджер и т.д.). Журналисты задают ему вопросы, на которые он отвечает на «иностранном» языке. Задача участника, исполняющего роль «переводчика», кратко, сжато, но точно передать то, что сказал «иностранец».

Обратите внимание на реакцию слушателей-«журналистов» и «иностранца»:

а) когда даются остроумные и неординарные интерпретации текстов;

б) когда точно передается мысль.

Подумайте над словами американского психолога К.Роджерса о том, что слишком точная интерпретация может вызвать отторжение и защиту, а неадекватная интерпретация – лишний раз утвердить человека в ощущении того, что его никто не понимает.  Результат тренинга обсудите в этом контексте.

Задание 2

Один из участников рассказывает о том, что произошло с ним сегодня утром или вчера вечером, или о том, в каком состоянии он находится в данный момент. Кто-то из группы пытается точно воспроизвести его рассказ, кто-то вербализует только основные и наиболее значимые элементы рассказа, кто-то – интерпретирует.

После каждого пересказа у рассказчика спрашивают, правильно ли передана мысль, это ли содержание рассказчик хотел донести до группы. Если рассказчик не вполне удовлетворен, другой член группы выполняет задание, и так до тех пор, пока не будет найден адекватный вариант.

Задание 3

Установите обратную связь, проверьте точность восприятия информации или узнайте дополнительную информацию с помощью вопросов.

Ситуация

Примерные вопросы

1. Один из партнеров употребил какое-то незнакомое выражение или термин

 

2. Говорящий уклоняется от темы и не сообщает той информации, которую вы от него ждете

 

3. Партнер словно «зацикливается», постоянно повторяя одно и то же. Вам же надо продвигаться дальше

 

4. Партнер только что произнес нечто, не очень-то согласующееся с его предыдущими утверждениями. Вы хотите это уточнить

 

5. Вам хотелось бы узнать мнение партнера о том, что вами было высказано

 

6. Невербальное поведение партнера подсказывает вам, что он обеспокоен какими-то вашими словами. Вы хотите рассеять его сомнения, подозрения

 

7. Было высказано несколько положений, и вы хотите привлечь к ним внимание

 

8.Партнер не согласился с частью из сказанного вами, и вы хотите уточнить причину этого неприятия

 

9. Партнер сделал общее утверждение относительно обсуждаемого вопроса, и вы хотите поговорить об этом более конкретно

 

10. Вы сказали о некоторых преимуществах обсуждаемой идеи и хотите установить обратную связь с партнером

 

Контрольная работа № 2

Инструкция.

Испытуемым предъявляются на слух задания. В каждом задании два связанных между собой суждения и вывод-умозаключение. Некоторые умозаключения правильны, а другие заведомо неправильны. Требуется определить, какие выводы правильны, а какие ошибочны. Время обдумывания каждого задания – 10 секунд.

  1. Все металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.
  2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб.
  3. Некоторые капиталистические страны – члены НАТО. Япония – капиталистическая страна. Следовательно, Япония – член НАТО.
  4. Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов – Герой Советского Союза.
  5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности.
  6. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов – студент вуза.
  7. Некоторые работники 2-го управления – юристы. Фомин – юрист. Следовательно, Фомин – работник 2-го управления.
  8. Все граждане России имеют право на труд. Иванов – гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.
  9. Все металлы куются. Золото – металл. Следовательно, золото куется.
  10. Когда идет дождь – крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.
  11. Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, Джонс – коммунист.
  12. Все коренные жители Конго – негры. Мухамед – негр. Следовательно, Мухамед – житель Конго.
  13. Все студенты 3-го курса выполнили нормы ГТО второй ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступени. Следовательно, Володя – студент 3-го курса.
  14. Некоторые капиталистические страны входят в состав Общего рынка. Австрия – капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка.

Обработка результатов теста

Номера умозаключений, которые следует признать верными: 189.

Все остальные умозаключения следует признать ошибочными, неверными. Если у испытуемого умозаключения оценены иначе, это оценивается как ошибки.

Интерпретация результатов теста

Кол-во ошибок

Баллы

Уровень развития логичности

0

5

Высокий уровень логичности в рассуждениях, быстро «улавливает» ошибки в чужих рассуждениях

1

4

Хороший уровень логичности

2-3

3

Средняя норма логичности, подчас допускается нелогичность в собственных рассуждениях, не «улавливаются» логические ошибки в чужих сложных рассуждениях

4-6

2

Низкая логичность, частые логические ошибки

Контрольная работа №3

  1. Если бы вам была предоставлена возможность сыграть любую роль в кино, какую бы вы выбрали?
  2. Как построить аэропорт?
  3. Если бы вы были волшебником, какими сверхъестественными возможностями вы бы наделили себя?
  4. Если бы кто-нибудь написал биографическую книгу о вас, какое бы у неё было название?
  5. Почему крышки у люков — круглые?
  6. Представьте себе, что вы потерпели кораблекрушение и попали на необитаемый остров. Все ваши биологические нужды удовлетворяются. Какие две вещи вы пожелали бы иметь при себе?
  7. Если бы у вас было три месяца свободного времени и никаких финансовых ограничений, чем бы вы занялись?
  8. Вам отпущено только полгода жизни, как бы вы провели это время?
  9. Если бы вы могли пригласить на обед любого деятеля истории, кого бы вы выбрали и почему?
  10. Вы можете сравнить себя с животным. Кто вы и почему?
  11. Если бы вы были какой-нибудь едой, то какой именно?
  12. Вы выиграли 20 миллионов в лотерею. На что вы их потратите?
  13. Если бы вы были салатом, какую приправу вы бы предпочли?
  14. Как вы оцениваете меня, как работодателя?
  15. Если вы машина, то какой марки?



Предварительный просмотр:

Утверждаю:                            Согласовано:                       Рассмотрено на

Директор ГБОУ средней                Зам. директора                            заседании м/о    

общеобразовательной                    по УВР                                         Протокол № _____

 школы № 39                                                                                        от __________20_____г.

Рабочая программа

по  ОПД

Учитель:   Попело О. В.

Класс:   8

2011-2012г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по основам проектной деятельности (ОПД) составлена на основе программы регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы «Основы проектной деятельности» О.В. Чуракова (2003). Согласно базисному учебному плану школы, курс ОПД входит в школьный компонент.

Программа рассчитана на 34 ч. (1ч. в неделю).

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе __ГБОУ СОШ №39___. Она направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Курс ОПД состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).

 Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется. Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

Учебно-методический комплект в рамках нового подхода имеет отличную от традиционной структуру-это материалы для организации занятий в достаточно короткие сроки. Для учащихся это лекционные ( информационные) материалы, обеспечивающие освоение новых способов деятельности, для педагога - методические рекомендации.

Для реализации рабочей программы используется:

*Программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы(О.В. Чуракова)  «Основы проектной деятельности». Самара: Профи. 2003, 132с.

* методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы. (Г.Б. Голуб , Е.А. Перелыгина  О.В.Чуракова)   Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования. Самара: Федоров. 2006. – 176 с.

* практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. (И.С. Сергеев)  Как организовать проектную деятельность учащихся, 3-е изд., испр. и доп.  М.: АРКТИ, 2006. 80 с.

Цели программы обучения:

формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) на основе комплексного применения знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества.

Задачи курса:

- формирование устойчивых интересов и социально значимых мотивов к овладению проективными умениями и навыками (способами деятельности) для решения проблем.

- формирование ценностных ориентаций и смыслов.

- развитие потребности в самостоятельности, умения осуществлять поиск, анализ и преобразование необходимой информации.

-формирование умения работать в команде, коммуникативной активности.

-развитие творческого мышления и технологической культуры.

-развитие речевого интеллекта.

Требования к  уровню подготовки учащихся.

Требования определены по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом, и с учетом требований предъявляемых учащимся при проектной деятельности, а также критериев оценки сформированности компетентности учащихся:

-овладение основными функциями языка в ситуации делового общения;

-освоение языковых стандартов делового письма;

-освоение способов поведения в конфликтной ситуации, регулирования конфликтов;

-уметь применять полученные навыки в ходе разрешения конфликтной ситуации;

-овладение умениями создания процедур групповой деятельности;

-освоение методов продуктивного группового взаимодействия.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

теория

Контроль

« Практика деловой коммуникации»

16

1.

Функции языка в ситуации делового общения, устной и письменной формами деловой речи.

1

2.

Функции языка в  устной и письменной формами деловой речи.

1

3.

Классификация деловых писем.

1

4.

Типовые модели приёма-передачи информации при деловом взаимодействии.

1


5.

Практическая часть: собеседование

1

Язык делового письма.

6.

Знакомство с языковым стандартом делового письма на русском и английском языках.

1

7.

Речевая ситуация и стандартные средства языка.

1

8.

Практическая часть: контрольная работа.

1

Речевой этикет делового письма.

9.

Знакомство с формулами- обращения, понятие этикетные тексты.

1

10.

Письма-поздравления.

1

11.

Письма-соболезнования.

1

12.

Текстовая схема этикетных писем.

1

Постановка практической грамотности в составлении делового письма.

13.

Практическая часть: письма-просьбы, сопроводительные письма.

1

14.

Практическая часть: письма-подтверждения, письма-напоминания.

1

15.

Практическая часть: письма-сообщения, письма-приглашения, письма-благодарности.

1

16.

Практическая часть: гарантийные письма, письма-запросы.

1

«Регулирование конфликтов»

10

17.

Постановка проблемы.

1

18.

Практическая часть: работа в группе по описанию конфликтной ситуации.

1

Оценка личностного потенциала участников конфликта.

19.

Познание себя. Автопортрет.

1

20.

Определение положительных аспектов ситуаций, кажущихся отрицательными.

1

21.

Практическая часть: презентация итогов индивидуальной и групповой деятельности.

1

Формы общения. Барьеры общения.

22.

Общение. Вербальное и невербальное общение.

1

23.

Эмоции. Способы их выражения.

1

24.

Стереотипы. Корни и последствия конфликтов.

1

25.

Эмпатия и её значение в конфликтной ситуации.

1

Разработка стратегии разрушения конфликта.

26.

Практическая часть: заключение договора и контракта.

1

« Как работать в команде»

8

27.

Понятие команды и группы.

1

28.

Определение правил командного поведения.

1

29.

Понятия: коллективист и индивидуализм.

1

Роли участников группового взаимодействия.

30.

Классификация командных ролей.

1

31.

Практическая часть: тренинг на определение и присвоение командных ролей.

1

Виды взаимодействия в группе.

32.

Формы и роль невербальных  средств коммуникации.

1

33.

Причины возникновения конфликтов.

1

Искусство разрешения конфликта.

34.

Практическая часть: эвристическая игра.

1

Средства контроля

Контроль достижения планируемых результатов делится на промежуточный и итоговый. Контроль репродуктивных навыков проводится в форме контрольной работы связанных с усвоением материала по теме. Контроль продуктивных навыков проводится по итогам обучения в виде презентации. Итоговой формой контроля является- совместная эвристическая игра.

Учебно-методические средства обучения

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
  3. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.

      4.  Большаков Б.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. СПб.,1996-123с.  

      5. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр. М.: Высшая школа. 1991-231с.

Контрольная работа №1.

Задание 1.

Дайте развернутые ответы на вопросы (письменно).

1.    Что такое общенародный язык? Назовите основные разновидности общенародного языка.

2.    Какие функциональные стили выделяются в русском литературном языке?

Подберите образцы текстов (8 – 10 предложений), написанных в разных функциональных стилях.

Задание 2.

Прочитайте фрагменты газетных статей.

Найдите ошибки в словоупотреблении.

Запишите отредактированный вариант.

1.    Почему в феврале снижение надоев возрастает с каждым днем? – Почему в феврале надои снижаются с каждым днем?

2.    Внимательное изучение вопроса широко вскрыло многие узкие места, недоделки и недоработки в работе горняков. – Детальное  изучение вопроса вскрыло многие узкие места, промахи и  недостатки в работе горняков.

3.    Июльским днем прошлого года на Вокзальной площади ночью имел место взрыв. – Июльской ночью прошлого года на Вокзальной площади произошел взрыв.

4.    Мы никогда не найдем двух одинаковых кошек, а уж тем более людей: один умнее, другой работоспособнее. – Мы никогда не найдем двух одинаковых кошек, а уж тем более людей: один умный, другой работоспособный.

 

Задание 3.

Устраните тавтологию, используя синонимы.

Запишите отредактированный вариант.    

1.    Всех потрясло зрелище пожара, которого мы все были свидетелями. – Увиденное зрелище пожара потрясло всех.

2.    После долгой и продолжительной зимы наступила весна. – После долгой и затяжной зимы наступила весна.

3.    Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не показывали. – Сложилась странная ситуация: согласно этому договору мы должны добиться невиданных доселе показателей.

4.    Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг. – Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете тоже самое.

5.    Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир. – Возвращаясь домой из зарубежной поездки, круиза, тура, каждый стремится привезти на память подарок или значимый сувенир.

 

Эвристическая игра.

Эффективным средством развития навыков компетентного общения людей в конфликтных ситуациях выступает социально-психологический тренинг. Основными формами СПТ в этом случае выступают ролевые, эвристические и деловые игры.
Предлагаемая эврист
ическая игра рассчитана на 40 минут. В рамках этой игры искусственно создается конфликтная ситуация, разрешение которой направляется и регулируется ведущим, который, кроме того, направляет общий ход игры.
Цель игры. Развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе конструктивного разрешения конфликта.
Суть конфликтной ситуации. Представим себе больницу, которая специализируется по пересадке донорского сердца. Неожиданно в больницу поступает донорское сердце. На очереди по его пересадке находятся пять человек: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака, работа его близка к завершению; шестнадцатилетняя беременная девушка, сирота, у нее больное сердце; молодая, симпатичная женщина, которая пользуется исключительной любовью со стороны сотрудников; врач той же больницы, в которой ведут операции по пересадке донорского сердца; учительница, мать двоих детей, только что похоронила мужа, погибшего в автомобильной катастрофе. У всех ситуация критическая. Каждому из них осталось жить не больше месяца. 
Проблема: кому отдать предпочтение при пересадке донорского сердца.
Этапы эвристической игры.
1
. Ведущий делит участников игры на три-четыре малые группы и дает возможность каждой предложить и отстоять во что бы то ни стало свою версию, свое предложение: кому пересадить донорское сердце. Кроме того, формируется небольшая группа экспертов. В обязанности экспертов входит задача дать анализ и оценку:
а) кто в каждой из малых групп был лидером и почему?
б) какая из малых групп нашла более весомый довод, наиболее правильный подход к решению проблемы пересадки донорского сердца?
в) какая из малых групп победила в конфликтной ситуации и почему?
2. Этап самой эвристической игры. В рамках этого этапа каждая из групп для генерирования новых оригинальных идей широко использует эвристические методы (мозговой штурм, эмпатию, инверсию, методы случайных ассоциаций, ключевых вопросов и др.).
    Практически 30-40 мин. отводится каждой группе для наработки идей и выработки стратегий и тактики ведения переговоров с каждой из трех групп. Вначале каждая из четырех групп встречается с другой, на что отводится по 15 мин.
3. Проводится заседание всех четырех групп и начинаются переговоры по разрешению конфликта. Очень важно, чтобы ведущий не доминировал над участниками эвристической игры, а лишь периодически направлял ее ход в нужное русло.
4. Подведение итогов. На этом этапе группа экспертов (как правило, из трех человек) дает независимые друг от друга характеристики и оценку по установленным ранее критериям каждой группе в отдельности как по ходу, так и результатам разрешения конфликта.
5. И в заключение ведущий игры может сделать сенсационное заявление о том, что в клиниках по пересадке сердца чаще всего, чтобы не было конфликтов по проблеме, кто на очереди, используют единственный критерий – очередность поступления пациентов в клинику, которая строго документально фиксируется.



Предварительный просмотр:

Утверждаю:                            Согласовано:                       Рассмотрено на

Директор ГБОУ средней                Зам. директора                            заседании м/о    

общеобразовательной                    по УВР                                         Протокол № _____

 школы № 39                                                                                        от __________20_____г.

Рабочая программа

по  ОПД

Учитель:   Попело О. В.

Класс:   9

2011-2012г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по основам проектной деятельности (ОПД) составлена на основе программы регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы «Основы проектной деятельности» О.В. Чуракова (2003). Согласно базисному учебному плану школы, курс ОПД входит в школьный компонент.

Программа рассчитана на 34 ч. (1ч. в неделю).

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе __ГБОУ СОШ №39___. Она направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Курс ОПД состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).

 Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется. Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

Учебно-методический комплект в рамках нового подхода имеет отличную от традиционной структуру-это материалы для организации занятий в достаточно короткие сроки. Для учащихся это лекционные ( информационные) материалы, обеспечивающие освоение новых способов деятельности, для педагога - методические рекомендации.

Для реализации рабочей программы используется:

*Программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы(О.В. Чуракова)  «Основы проектной деятельности». Самара: Профи. 2003, 132с.

* методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы. (Г.Б. Голуб , Е.А. Перелыгина  О.В.Чуракова)   Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования. Самара: Федоров. 2006. – 176 с.

* практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. (И.С. Сергеев)  Как организовать проектную деятельность учащихся, 3-е изд., испр. и доп.  М.: АРКТИ, 2006. 80 с.

Цели программы обучения:

формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, решения проблем.

Задачи:

- формировать навыки сотрудничества;

- формировать навыки устной презентации;

- обучить способам сбора и первичной обработки информации;

- формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;

- формировать умение планировать свою работу над проектом;

- формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.

Требования к  уровню подготовки учащихся.

Требования определены по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом, и с учетом требований предъявляемых учащимся при проектной деятельности, а также критериев оценки сформированности компетентности учащихся:

-освоение языковых функций в ситуациях общения;

-овладение типовыми моделями передачи информации и взаимодействия;

-научиться использовать надлежащим образом речевые клише;

-овладеть умением задавать и отвечать на вопросы с целью обмена фактической информацией;

-освоение умения в достижении договорённости о совместных действиях;

-овладение законами восприятия и представления устных выступлений;

-освоение на практике приёмов активного слушания, приёмов взаимодействия с аудиторией;

-овладение приёмами групповог8о взаимодействия в процессе подготовки и проведения публичного выступления.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

теория

Контроль

« Устная коммуникация на иностранном языке»

18

1.

Основные языковые функции и ситуации общения.

1

2-3

Типовые модели передачи информации и взаимодействия.

2

4-5

Практическая часть: собеседование, устный тест.

2

Ролевая игра.

6.

Практическая часть: обменивание фактической информацией.

1

7.

Практическая часть: использование речевых клише, принятие решений.

1

8.

Презентация проекта.

1

Моделированная ситуация.

9.

Практическая часть: высказывание своей точки зрения и её аргументация.

1

10.

Практическая часть: обмен оценочной информацией, выявление  мнения собеседника.

1

11.

Практическая часть: достижение договорённости в ходе беседы.

1

12.

Презентация проекта.

1

Беседа/презентация.

13.

Практическая часть: описание мест, людей, предметов с их оценкой.

1

14.

Практическая часть: повествование о событиях с их последующим анализом.

1

15.

Практическая часть: высказывание своей точки зрения и её аргументация.

1

16.

Практическая часть: обмен оценочной информацией, выявление  мнения собеседника.

1

17.

Практическая часть: достижение договорённости в ходе беседы.

1

18.

Презентация проекта.

1

«Публичное выступление»

16

19.

Определение целей и задач выступления.

1

20.

Разновидности устного выступления.(индивидуальные и групповые)

1

21.

Контрольная работа.

1

22.

Определение собственных проблем и затруднений в подготовке и проведении публичного выступления.

1

Работа с текстом.

23.

Композиция выступления, отбор материала для эффективного выступления.

1

24.

Выбор стиля речи, риторические приёмы, фигуры речи.

1

25.

Практическая часть: анализ текста.

1

26.

Практическая часть: подготовка сообщения по теме учителя.

1

27.

Презентация проекта.

1

«….как слово наше отзовётся»

28.

Определение целевой и возможной аудитории.

1

29.

Приёмы работы с позитивно настроенной аудитории и  с негативно настроенной аудиторией.

1

30.

Практическая часть: пресс-конференция.

1

Невербальные средства выражения. Язык тела.

31.

Элементы невербальной коммуникации.

1

32.

Практическая часть: подготовка сообщений, создание импровизированного текста.

1

Групповое выступление.

33.

Особенности группового выступления.

1

34.

Практическая часть: подготовка и презентация группового выступления.

1

Средства контроля

Контроль достижения планируемых результатов делится на промежуточный и итоговый. Контроль репродуктивных навыков проводится в форме контрольной работы связанных с усвоением материала по теме. Контроль продуктивных навыков проводится по итогам обучения в виде презентации. Итоговой формой контроля является - групповое выступление учащихся на самостоятельно выбранную тему.

Учебно-методические средства обучения

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
  3. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.
  4. Андреев В.И. Деловая риторика. М.: Народное образование,1995-67с.
  5. Козаржевский А.Ч. Мастерство устной речи. М.:1984-52с.

Контрольная работа №1.

Практикум начинающего оратора» (в парах)

(Учащиеся выполняют упражнения по развитию навыков организационной подготовки к публичному выступлению.)

Карточка № 1

Рассмотрите схему подготовки публичной речи.

Схема подготовки публичной речи 1) Выбор темы речи, определение позиции автора, сбор и систематизация материала.

2) Составление плана речи, выбор типа речи, её стиля.

3) Работа над текстом речи. Украшение речи выразительными средствами. Корректировка текста.

4) Подбор вспомогательных средств (иллюстрации, музыкальное оформления и т. п.).

5) Репетиция. Запоминание.

6) Произнесение речи. Ответы на вопросы слушателей.

7) Самоанализ. Составьте программу самоподготовки к выступлению на одну

Из тем: «Пройди по тихим школьным этажам»; «Я люблю свой город»; «Моё любимое время года».

Карточка № 2

Ознакомьтесь с некоторыми типовыми планами агитационных выступлений, предложенными Д. Карнеги. Подготовьте на основе одного из них агитационное выступление на близкую вам тему (3–4 мин). Подумайте о средствах привлечения и удержания внимания аудитории, логических и эмоциональных аргументах, о выразительной стороне речи. Особенно тщательно проработайте начало и заключительную часть своего выступления.

Типовые планы агитационных выступлений I. 1) Изложение фактов. 2) Соображения, вытекающие из них.

3) Призыв к действиям.

II. 1) Продемонстрировать нечто плохое. 2) Показать, как исправить дело. 3) Просьба о сотрудничестве.

III. 1) Вот положение, которое надо исправить. 2) Нам для этого надо то-то и то-то. 3) Вы должны помочь по таким-то причинам.

IV. 1) Добиться интереса и внимания. 2) Завоевать доверие. 3) Изложить факты и разъяснить достоинства вашего предложения.

4) Привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать.

Карточка № 3

Составьте и произнесите текст поздравительной речи (2–3 мин).

Обязательно используйте известные вам риторические фигуры, чтобы добиться эмоционального разговорного стиля. Темой вашей поздравительной речи может стать любой приближающийся праздник или любой выдуманный повод.

Образец поздравительной речи

Поздравление С Зачетом ПО РИТОРИКЕ

Весна! Весна! Пора любви, пора волнений и… зачётов! И собрались сегодня мы, чтоб испытание пройти. Друзья мои! Я поздравляю Вас! Ведь мы — избранники судьбы. Не всем дана возможность искусством слова овладеть и в мастерстве сём преуспеть. Прошли мы курс риторики, да так успешно, что словом нынче мы повелеваем. Как не поздравить вас с учителем, который щедро, терпеливо открыл законы мастерства и разбудил сегодняшних Сократов и Платонов! Сегодня были вы красноречивы все, но и потом вам будут по плечу возвышенные речи. Друзья мои! Я поздравляю вас! Не всем отмерен этот путь счастливый. а мы — избранники судьбы. Воскликнем дружно, не тая: хвала риторике! Риторике хвала!

4. творческая работа (в группах)

Š Познакомьтесь с памяткой. Подготовьте текст информационной речи (3–4 мин). Обоснуйте актуальность выбранной темы. Используйте во вступлении приёмы привлечения внимания аудитории. Обратите особое внимание на заключительные фразы речи. Ваша аудитория — одноклассники. Изучите внимательно памятку по составлению информационной речи. Примерные темы для информационной речи: «События в нашей стране»; «Новости культурной жизни города»; «Новинки литературы».

Памятка ПО Составлению Информационной РЕЧИ

Информационная речь с первого до последнего слова — продукт обдуманного плана. Иначе она не будет ни интересна, ни ясна. Достичь того и другого можно, если она построена с учётом интересов слушателя, на целесообразном сочетании элементов нового и старого, если она поддерживает ощущение поступательного движения, создаёт в аудитории всё нарастающее ожидание, завершаемое развязкой.

Вступление Следует подобрать и проработать так, чтобы оно вызвало внимание и пробудило интерес, пояснило намерения оратора.

Главная часть Речи должна быть развита в соответствии с определённым планом и с учётом тематического задания, состава аудитории и обстановки.

В заключении Нужно ещё раз пояснить поставленную цель, поднять на высшую ступень интерес слушателей, подчеркнуть смысл речи и сделать всё возможное, чтобы создать у аудитории надлежащее настроение.

(П. Сопер)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...