Рабочая программа по основным предметам для 2 класса.
рабочая программа по теме

Милославская Олеся Сергеевна

Данная рабочая программа разработана для  обучения детей с умеренной  и тяжелой умственной отсталостью. Программа для каждого изучаемого курса состоит из нескольких разделов:

1. Пояснительная записка.

2. Организационная структура программы и уроков.

3.Учебно-тематический план.

4. Содержание.

5. Требования к уровню подготовки учащихся.

6 Перечень учебно-методического обеспечения.

7. Список литературы.

Хочется обратить внимание коллег на то, что пункт 3 и 4 имеет разбивку по часам в соответствии с учебным планом школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass.docx148.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) школа №7

Красносельского района города Санкт-Петербурга

Программа утверждена

Педагогическим советом

Протокол № 1 от 30. 08. 2012 г.

«Утверждаю»

«___» _____________________

Директор школы

_____________ Е. И. Романова

Рабочая программа

по предмету

«Ручной труд»

1 класс

VIII (II вариант)

Автор: Милославская

Олеся Сергеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Настоящая программа  составлена на основании программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л. Б. Баряевой. А также при составлении программы учитывается обобщение опыта работы с учащимися.

Обучение умственно отсталых детей является сложным и специфическим периодом. У них затруднено принятие и понимание задачи.   В ее решении их затрудняет не только овладение отдельными действиями и звеньями задачи, сколько установление связей и отношений между ними. Они не могут организовывать свою деятельность, не используют образца. У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы систематической умственной деятельности: различения и идентификации, им не доступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос усвоенного приема и т. д. Даже имеющимися у них  элементарными знаниями они не умеют пользоваться в практической деятельности.

Уроки  ручного труда для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта  тесно взаимосвязаны с занятиями по предметно – практической деятельности и являются продолжением  и закреплением тех целей и задач, которые ставят другие предметы.

Задачи программы:

 - развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, тактильных ощущений;

- координация работы анализаторов;

- развитие пространственной ориентации, ручной умелости, наглядного мышления;

- формирование умений и навыков работы с инструментами;

- воспитание аккуратности, умения убирать за собой рабочее место;

- формирование ориентироваться в задании: анализировать объект, условия работы.

Цели программы:

- освоение детьми практических навыков и умений работы с природным, бросовым материалом, тканью и другими материалами;

- развитие эмоциональных и эстетических качеств учеников;

- сенсорное развитие учащихся.

Организационная структура программы:

        Программа рассчитана на учащихся 1 классов в возрасте 7-9 лет. Согласно учебному плану школы  2 часа в неделю, 66 часов в год. Из них: 18 часов – 1 четверть, 14 часов – вторая четверть, 20 часов – третья четверть и 14 часов – четвертая четверть. Продолжительность одного урока –  35 минут.

Организационнаяструктурауроков:

Уроки строятся на основе следующих принципов:

  • интегрирования (включение элементов игровой деятельности);
  • системности;
  • преемственности.

Формы работы. Основной формой организации остается урок, обогащенный игровыми ситуациями.  В ходе уроков используются психотерапевтические технологии, доступные учащимся. Обучение организуется с учетом традиций народного быта, а также современных и традиционных арт технологий.

        В связи с моторной неловкостью, быстрой мышечной утомляемостью в уроки  включены физкультурные паузы с использованием технологий адаптивной физкультуры.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

…  

………………Тема……………………….

Кол-во часов

1 ЧЕТВЕРТЬ.

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

6

2.

Упражнения с пластичными материалами.

4

3.

Упражнения со строительным материалом.

5.

4.

Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами.

3

ИТОГО

18 часов

  1. ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

4

2.

Упражнения с пластичными материалами.

3

3.

Упражнения со строительным материалом.

2

4.

Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами.

5

ИТОГО

14 часов

3 ЧЕТВЕРТЬ.

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

4

2.

Упражнения с пластичными материалами.

5

3.

Упражнения со строительным материалом.

7

4.

Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами.

4

ИТОГО

20 часов

4 ЧЕТВЕРТЬ.

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

3

2.

Упражнения с пластичными материалами.

3

3.

Упражнения со строительным материалом.

6

4.

Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами.

2

ИТОГО

14 часов

СОДЕРЖАНИЕ.

Тема

Кол-во часов

Примечание.

1 четверть.

18 ч.

1.

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

- привлечение внимания уч-ся к различному по качеству материалу.

1

- обучение фиксации взгляда на объекте.

1

- упражнения для кистей рук с использованием различных материалов.

2

- формирование кинетической основы движения пальцев рук.

1

- упражнения с природным материалом.

1

2.

Упражнения с пластичными материалами.

- лепка без задания.

1

- освоение уч-ся основных приемов работы с пластичными материалами.

3

3.

Упражнения со строительными материалами.

- воспроизведение уч-ся комбинаций их 2-3 деревянных деталей.

3

- совместное с уч-ся обыгрывание постройки.

2

4.

Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами.

- знакомство с разной по плотности бумагой и ее св-ми.

2

- знакомство с клеем.

1

2 четверть.

14 ч.

1.

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

- привлечение внимания уч-ся к различному по качеству материалу.

1

- обучение фиксации взгляда на объекте.

1

- упражнения для кистей рук с использованием различных материалов.

1

- формирование кинетической основы движения пальцев рук.

1

2.

Упражнения с пластичными материалами.

- лепка без задания.

1

- освоение уч-ся основных приемов работы с пластичными материалами.

2

- выполнение действий по подражанию

3.

Упражнения со строительными материалами.

- воспроизведение уч-ся комбинаций их 2-3 деревянных деталей.

1

- совместное с уч-ся обыгрывание постройки по элементарному сюжету.

1

4.

Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами.

- знакомство с разной по плотности бумагой и ее св-ми.

1

- знакомство с клеем.

1

- упражнения в нанесении клея и наклеивании деталей на бумагу.

1

- знакомство уч-ся с наиболее хар-ными особенностями ткани.

1

- упражнения на узнавание материалов зрительно и на ощупь.

1

3 четверть.

20 ч.

1.

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

- формирование кинетической основы движения пальцев рук.

2

- упражнения с природными материалами и предметами-орудиями.

2

2.

Упражнения с пластичными материалами.

- лепка без задания.

2

- освоение уч-ся основных приемов работы с пластичными материалами.

1

- выполнение действий по подражанию.

2

3.

Упражнения со строительными материалами.

- игровые упражнения с конструктивными материалами.

1

- игры с коробками, имеющими отверстия геометрической формы.

2

- игры с комплектами втулок и грибочков.

2

- игры с использованием стержневых и съемных фигурок.

2

4.

Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами.

- совместное с учителем конструирование из бумаги.

2

- игровые действия на определение св-в и особенностей бумаги, ткани.

2

4 четверть.

14 ч.

1.

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

- формирование кинетической основы движения пальцев рук

1

- упражнения с природными материалами и предметами-орудиями.

2

2.

Упражнения с пластичными материалами.

- лепка без задания.

1

- освоение уч-ся основных приемов работы с пластичными материалами.

1

- выполнение упражнений.

1

3.

Упражнения со строительными материалами.

- игровые упражнения с конструктивными материалами.

1

- игры с коробками, имеющими отверстия геометрической формы.

1

- игры с комплектами втулок и грибочков.

1

- игры с использованием стержневых и съемных фигурок.

1

- игры с прищепками.

1

- игры с мягким модулем.

1

4.

Упражнения  с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами.

- совместное с учителем конструирование из бумаги.

1

- игровые действия на определение св-в и особенностей бумаги, ткани.

1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ДАННОМУ КУРСУ.

- владеет основными приемами работы с пластичными материалами;

- воспроизводит комбинацию из 2-3 деталей конструктивного материала;

- совместно с педагогом конструирует из бумаги;

- умеет наносить клей и приклеивать детали;

- по слову взрослого находит и показывает предметы (природный материал), который необходим для выполнения поделки;

-мастерит элементарные  поделки после совместных действий с педагогом;

- умеет сравнивать с образцом (такой, не такой);

- по назначению использует орудиятруда;

- проявляет интерес к изготовлению поделок;

-поделки мастерит после совместных действий или по подражанию педагогу.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

1.Клей.

2.Кисти для клея.

3.Подкладочные доски.

4.Наборы цветной бумаги и цветного картона.

5.Набор цветной фольги.

6.Наборы пластилина.

7.Природный материал: листья, мох ,шишки, семена, желуди ,пух ,веточки, ракушкиит.д.

8.Скотч

9.Ножницы, степлер, стеки ,шило, нож, иглы, спицы.

10.Ленты, ткань различной фактуры.

11.Бисер, крупа,камушки.

12.Гофрированная бумага.

13.CD-DVD проигрыватель.

14.Альбомы для рисования.

15.Нитки, шпагат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.

2.        Л.А. Кузнецова. Ручнойтруд. Учебникпотрудовомуобучениюдля 1 классаспециальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида. Санкт-Петербург, филиализдательства "Просвещение". 2006.

3.ЗабрамнаяС.Д., ИсаеваТ.Н. Изучаем, обучая. Методические рекомендации поизучениюдетейстяжелойиумереннойумственнойотсталостью.- М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007.

4.МаллерА.Р. Социальноевоспитаниеиобучениедетейсотклонениямивразвитии: Практическоепособие. Изд.3-еиспр. идоп.- М.: АРКТИ, 2005.

6.МетодическоеруководствокучебникуЛ.А. КузнецовойРучнойтруд.

7.БаряеваЛ.Б., Гаврилушкина, О.П.,ЗаринА.,СоколоваН.Д. Программавоспитанияиобучениядошкольниковсинтеллектуальнойнедостаточностью.-2-еизд., перераб.  идоп.-СПб.:КАРО,2007.

8. Смирнова.И.А. СпециальноеобразованиедошкольниковсДЦП. Учебно-методическоепособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.

9.РумянцеваЕ.А. Аппликация: Мастерите, малыши, надосуге ,длядуши. -М.:ОООТД «ИздательствоМиркниги»,2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) школа №7

Красносельского района города Санкт-Петербурга

Программа утверждена

Педагогическим советом

Протокол № 1 от 30. 08. 2012 г.

«Утверждаю»

«___» _____________________

Директор школы

_____________ Е. И. Романова

Рабочая программа

по предмету

«Альтернативное чтение»

1 класс

VIII (II вариант)

Автор: Милославская

Олеся Сергеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В основу программы по данному предмету положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.

Учитывая значительные ограничения вербальной коммуникации, предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение учащихся альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. В программу 1 класса включены такие раздела как:

- «чтение» телесных и мимических движений;

- «чтение» изображений на картинках и пиктограммах.

Обучение в заявленной последовательности «Альтернативному чтению» учащихся этой возрастной категории ориентировано на индивидуальные психофизические и речевые функции учащихся. Это позволяет осуществить коррекционно-развивающий процесс в соответствии с возможностями учащихся.

Задачи программы:

- формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях;

- знакомить их с жестовыми, изобразительными средствами выразительности;

- приобщать к словесному искусству в доступных для учащихся ситуациях;

- организовывать речевую среду, пробуждать речевую активность:

- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта;

- знакомить с простыми по содержанию сказками, стихотворениями, потешками.

Цели программы:

- обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного рассматривания книг-картинок;

- формирование круга чтения;

-  создание фундаментальной основы социального взаимодействия в системе невербальных средств общения.

Организационная структура программы:

Программа рассчитана на учащихся 1 классов в возрасте 7-9 лет. Согласно учебному плану школы  4 часа в неделю, 132 часа в год. Из них: 34 часа – 1 четверть, 28 часов – вторая четверть, 41 час – третья четверть и 29 часов – четвертая четверть. Продолжительность одного урока –  35 минут.

Организационная структура уроков:

Уроки строятся на основе следующих принципов:

  • интегрирования (включение элементов игровой деятельности);
  • системности;
  • преемственности.

Формы работы. Уроки «Альтернативного чтения» построены с учетом систематичности и организации их как совместной деятельности учителя и учеников. В процессе работы по данному предмету на уроках выполняются следующие упражнения:

- практические упражнения;

- упражнения с картинками и пиктограммами;

- упражнения со словами;

- упражнения по прослушанному тексту.

Такой порядок позволит систематизировать работу учителя по обучению учащихся.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

…  

………………Тема……………………….

Кол-во часов

  1. ЧЕТВЕРТЬ.

1.

« Чтение» телесных и мимических движений.

14

2.

« Чтение» изображений на картинках.

20

ИТОГО

34 часа.

2 ЧЕТВЕРТЬ.

1.

« Чтение» телесных и мимических движений.

14

2.

« Чтение» изображений на картинках.

14

ИТОГО

28 часов.

3 ЧЕТВЕРТЬ.

1.

« Чтение» телесных и мимических движений.

20

2.

« Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.

21

ИТОГО

41 час.

4 ЧЕТВЕРТЬ.

1.

« Чтение» телесных и мимических движений.

19

2.

« Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.

10

ИТОГО

29 часов.

СОДЕРЖАНИЕ.

№ п/п

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ПРИМЕЧАНИЕ

1 четверть.

34 часа.

1.

«Чтение» телесных и мимических движений.

- упражнения на рассматривание себя в зеркале.

4

- упражнения на подражание выражению лица учителя перед зеркалом.

4

- движение по сенсорным дорожкам за руку с уч-лем.

3

- двигательные упражнения.

3

2.

«Чтение» изображений на картинках.

- упражнения с фотографией.

6

- аудиальные и визуальные упражнения с дидактической куклой.

7

- игровые упражнения с куклой, которая соотносится с образом ученика.

7

2 четверть.

28 часов.

1.

«Чтение» телесных и мимических движений.

- упражнения на рассматривание себя в зеркале.

2

- упражнения на подражание выражению лица учителя перед зеркалом.

3

- движение по сенсорным дорожкам за руку с уч-лем.

3

- двигательные упражнения.

2

- движение по указанному направлению.

1

- движения по подражанию и образцу.

3

2.

«Чтение» изображений на картинках.

- упражнения с фотографией.

1

- аудиальные и визуальные упражнения с дидактической куклой.

2

- игровые упражнения с куклой, которая соотносится с образом ученика.

4

- зрительные упражнения с картинками.

3

- нахождение игрушки по картинкам и по хар-ным звукам.

4

3 четверть.

41 час.

1.

«Чтение» телесных и мимических движений.

- показ указательным жестом своих частей тела и отражения в зеркале.

4

- упражнения на подражание выражению лица учителя без зеркала.

5

- упражнения на ковриках и дорожках с музыкальным сопровождением.

5

- игры-имитации на передачу в движении образов животных.

6

2.

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.

- упражнения с фотографией.

4

- аудиальные и визуальные упражнения с дидактической куклой.

4

- знакомство с пиктограммами.

4

- зрительные упражнения с картинками, которые выполняются по образцу.

5

- двигательные упражнения с учителем.

4

4 четверть.

29 часов.

1.

«Чтение» телесных и мимических движений.

- показ указательным жестом своих частей тела и отражения в зеркале.

2

- упражнения на подражание выражению лица учителя без зеркала.

2

- упражнения на ковриках и дорожках с музыкальным сопровождением.

2

- игры-имитации на передачу в движении образов животных.

2

- игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

2

- аудиальные и двигательные упражнения.

2

2.

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.

- упражнения с фотографией.

1

- аудиальные и визуальные упражнения с дидактической куклой.

2

- знакомство с пиктограммами.

2

- зрительные упражнения с картинками, которые выполняются по образцу.

2

- двигательные упражнения с учителем.

2

- двигательные упражнения самостоятельно.

2

- аудиальные и зрительные упражнения по тексту стихотворения.

2

- игровые ситуации на узнавание игрушки по рассказу учителя.

2

- нахождение игрушки по картинкам.

2

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ДАННОМУ КУРСУ.

- Ориентируется в частях тела;

- подражает выражению лица взрослого;

- выполняет движения по словесной инструкции;

- показывает части тела на фотографии и игрушке;

- находит названную игрушку на картинках;

- имитирует в движении образы животных;

- узнает игрушку по рассказу учителя;

- ориентируется по пиктограммам.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

- Книжки-малышки;

- предметные картинки;

- сюжетные картинки;

- фотографии;

- игрушки животных: заяц, лиса, волк, кошка, собака, медведь;

- куклы би-ба-бо;

- тематические наборы: овощи, домашние животные, дикие животные, игрушки, обувь, одежда, мебель;

- дидактическая кукла;

- аудиозаписи с детскими песенками и потешками;

- музыкальные инструменты: барабан, металлофон, дудочка, бубен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.

2.Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие.- Красноярск : РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафиева , 2005.

4. Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми //Изд. АПН РСФСР.-М., 1961.

5. Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. – М,: ДРОФА, 2008

6. Ембулаева Т.Е. Обучение чтению на основе знаний о тексте //Русский язык в школе., 1994.

7. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. – СПБ, 2003.

8. ЗикеевА.Г.Особенности словесной речи учащихся с отклонениями в развитии при их переходе на вторую ступень обучения //Обучение и воспитание в специальной школе. 2004.№5.

9. Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская. – СПБ, 2008.

10. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПБ, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) школа №7

Красносельского района города Санкт-Петербурга

Программа утверждена

Педагогическим советом

Протокол № 1 от 30. 08. 2012 г.

«Утверждаю»

«___» _____________________

Директор школы

_____________ Е. И. Романова

Рабочая программа

по предмету

«Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности».

1 класс

VIII (II вариант)

Автор: Милославская

Олеся Сергеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Целью обучения данному предмету является освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни. На уроках формируются элементарные навыки самообслуживания с частичной помощью учителя, а затем самостоятельно, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что безопасность окружающего мира – необходимое условие существования каждого человека.

        Учитель обучает учащихся использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур. Исходя из особенностей развития мыслительной деятельности учащихся, их индивидуально-типологических характеристик, учитель воспитывает у них состояние физической, психической и социальной защищенности. Это является основой социализации детей данной категории.

        

Задачи программы:

- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;

- формирование навыков осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям;

- формирование навыка и умения по уходу за своими вещами, игрушками, учебными вещами;

- знакомство с правилами поведения в экстремальных ситуациях;

- закреплять навыки: называть свое имя, говорить о себе от первого лица.

Цели программы:

- организация предметно-развивающей среды для обучения уч-ся;

-развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся;

- обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода в общении учителя и уч-ся;

- создание положительного настроя на выполнение элементарных гигиенических процедур.

Организационная структура программы:

        Программа рассчитана на учащихся 1 классов в возрасте 7-9 лет. Согласно учебному плану школы  1 час в неделю, 33 часа в год. Из них: 9 часов – 1 четверть, 7 часов – вторая четверть, 10 часов – третья четверть и 7 часов – четвертая четверть. Продолжительность одного урока –  35 минут.

Организационная структура уроков:

Уроки строятся на основе следующих принципов:

  • интегрирования (включение элементов игровой деятельности);
  • системности;
  • преемственности.

Формы работы.Работа на уроках организуется таким образом, чтобы достичь максимальной активности детей. Для этого на уроках используются занимательные и игровые материалы, красочное и эмоциональное оформление уроков-занятий. Учебная деятельность строится на основе предметно-практической и игровой.

 Для поддержания интереса учащихся к практическим действиям по самообслуживанию, к правилам здоровьесберегающего поведения активно используются атрибуты игровых комплектов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

…  

………………Тема……………………….

Кол-во часов

  1. ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

2

2.

Уход за жилищем.

2

3.

Питание.

3

4.

Безопасность в доме и на улице.

2

ИТОГО

9 часов.

2 ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

2

2.

Уход за жилищем.

2

3.

Питание.

2

4.

Безопасность в доме и на улице.

1

ИТОГО

7 часов.

3 ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

2

2.

Уход за жилищем.

2

3.

Питание.

3

4.

Безопасность в доме и на улице.

3

ИТОГО

10 часов.

4 ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

2

2.

Уход за жилищем.

2

3.

Питание.

1

4.

Безопасность в доме и на улице.

2

ИТОГО

7 часов.

СОДЕРЖАНИЕ.

№ п/п

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ПРИМЕЧАНИЕ.

1 четверть.

9 ч.

1.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

- формирование знаний уч-ся о последовательности процесса умывания.

1

- д/и и упражнения на выбор предметов личной гигиены.

1

2.

Уход за жилищем.

- знакомство уч-ся с предметами уборки жилища.

1

- соотнесение предметов для уборки жилища с соответствующими картинками.

1

3.

Питание.

- знакомство или уточнение названий посуды и действий с ней.

1

- узнавание вышеперечисленных предметов на картинках.

1

- отработка действий ложкой во время еды.

1

4.

Безопасность в доме и на улице.

- практические действия при открывании и закрывании кранов.

1

- знакомство с транспортными ср-ми.

1

2 четверть.

7 ч.

1.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

- д/и и упражнения на выбор предметов личной гигиены.

1

- упражнения в открывании и закрывании кранов.

1

2.

Уход за жилищем.

- знакомство уч-ся с предметами уборки жилища.

1

- практические упражнения.

1

3.

Питание.

- узнавание вышеперечисленных предметов на картинках.

1

- отработка действий ложкой во время еды.

1

4.

Безопасность в доме и на улице.

- игры и упражнения на определение транспортных средств на картинках.

1

3 четверть.

10 ч.

1.

Формированиекультурно-гигиеническихнавыков.

- практические уроки по усвоению навыка умывания лица.

1

- составление последовательности действий по пиктограммам.

1

2.

Уход за жилищем.

- практические упражнения по уборке жилища.

1

- составление последовательности дей-й по пиктограммам.

1

3.

Питание.

- обучение уч-ся последовательности приема пищи.

1

- узнавание вышеперечисленных предметов на картинках.

1

- отработка действий ложкой во время еды.

1

4.

Безопасность в доме и наулице.

- формировать умение открывать и закрывать двери в помещениях.

1

- соотнесение последовательности действий с сюжетными картинками .

1

- формировать умение уч-ся узнавать пожароопасные предметы.

1

4 четверть.

7 ч.

1.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

- практические уроки по усвоению навыка умывания лица.

1

- составление последовательности действий по пиктограммам.

1

2.

Уход за жилищем.

- практические упражнения по уборке жилища.

1

- составление последовательности дей-й по пиктограммам.

1

3.

Питание.

- обучение уч-ся последовательности приема пищи.

1

4.

Безопасность в доме и на улице.

- соотнесение последовательности действий с сюжетными картинкам и пиктограммам .

1

- формировать умение уч-ся узнавать пожароопасные предметы.

1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ДАННОМУ КУРСУ.

- владеет знанием последовательности действий в процессе умывания;

- находит на картинках предметы личной гигиены;

- соотносит предметы для уборки жилища с картинками и пиктограммами;

- вытирает пыль с полок;

- знает названия посуды, умеет с ней правильно действовать;

- узнает посуду на картинках и пиктограммах;

- умеет открывать и закрывать водопроводные краны;

- определяет по цвету кнопок холодную и горячую воду;

- узнает на картинках некоторые транспортные средства:

- составляет последовательность действий по пиктограммам с помощью взрослого;

- владеет алгоритмом приема пищи;

- умеет самостоятельно открывать и закрывать двери в помещениях.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

- мыло, зубная щетка, зубная паста;

- таз, полотенце, кувшин;

- предметные картинки;

- сюжетные картинки;

- игрушки: куклы, заяц, мишка, мышка;

- дидактическая кукла;

- предметные картинки на тему «транспорт»;

- конструктор;

- игрушки – машинки;

- вкладыши «транспорт»;

- ведро, швабра, тряпки;

- спички, свечки;

- диски с детскими песнями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.

2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПБ.: 2009.

3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я - говорю! Я – ребенок: упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. М.: 2007.

4. Богданец Т.И. Экология для самых маленьких. – М.: 2008.

5. Безопасное поведение на улицах и дорогах: 1-4 кл.: Пособие для учащихся / под ред. П.В. Ижевского.

6. Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб, 2008.

7. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра.- -СПб, 2006.

8. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. – СПБ, 2006.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) школа №7

Красносельского района города Санкт-Петербурга

Программа утверждена

Педагогическим советом

Протокол № 1 от 30. 08. 2012 г.

«Утверждаю»

«___» _____________________

Директор школы

_____________ Е. И. Романова

Рабочая программа

по предмету

«Графика и письмо».

1 класс

VIII (II вариант)

Автор: Милославская

Олеся Сергеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В рамках данного курса процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. В программе представлены виды заданий, которые учащиеся данной категории  могут выполнить с помощью учителя в совместной деятельности.

 На уроках по предмету «Графика и письмо» учащиеся овладевают элементарными графомоторными навыками, пространственными представлениями, доступными для их понимания. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей учащимся возможность познать объект, используя все анализаторы.

В основу предлагаемого обучения предмету «Графика и письмо» положено использование пиктограмм.

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области.  

Задачи программы:

- организация речевой среды;

- пробуждение речевой активности  учащихся;

- пробуждение интереса к предметному миру и человеку;

- формирование предметных и предметно-игровых действий;

- развитие коммуникативной функции речи.

Цели программы:

- развивать способность к коллективной деятельности;

-воспитание и развитие стремления учащихся устанавливать коммуникативные контакты с окружающими;

- расширять круг общения;

- совершенствовать средства общения.

Организационная структура программы:

        Программа рассчитана на учащихся 1 классов в возрасте 7-9 лет. Согласно учебному плану школы  3 часа в неделю, 99 часов в год. Из них: 27 часов – 1 четверть, 20 часов – вторая четверть, 29 часов – третья четверть и 23 часа – четвертая четверть. Продолжительность одного урока –  35 минут.

Организационная структура уроков:

Уроки строятся на основе следующих принципов:

  • интегрирования (включение элементов игровой деятельности);
  • системности;
  • преемственности.

Формы работы.На уроках, в процессе работы по данному предмету разработано последовательное использование следующих упражнений:

- практические упражнения;

- упражнения с картинками;

- упражнения с пиктограммами.

Такая классификация позволяет систематизировать работу в данном направлении.

В процессе обучения на уроках активно применяются различные упражнения, в основу которых положены многократные повторения умственных и практических действий заданного содержания.

        Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

…  

………………Тема……………………….

Кол-во часов

  1. ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

6

2.

«Рисуночное письмо».

10

3.

Жестовые игры.

6

4.

Ритмические упражнения.

5

ИТОГО

27 часов.

2 ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

5

2.

«Рисуночное письмо».

5

3.

Жестовые игры.

5

4.

Ритмические упражнения.

5

ИТОГО

20 часов.

3 ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

6

2.

«Рисуночное письмо».

11

3.

Жестовые игры.

4

4.

Ритмические упражнения.

8

ИТОГО

29 часов.

4 ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

4

2.

«Рисуночное письмо».

10

3.

Жестовые игры.

4

4.

Ритмические упражнения.

5

ИТОГО

23 часа.

СОДЕРЖАНИЕ.

№ п/п

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ПРИМЕЧАНИЕ.

1 четверть.

27 ч.

1.

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

- рассматривание предметов и обучение фиксации взгляда на объекте.

2

- упражнения для кистей рук.

1

- формирование кинетической основы движения пальцев рук.

2

- упражнения с природным материалом.

1

2.

«Рисуночное письмо».

- рисование учителем предметных изображений и изображений детей.

4

- игры на соотнесение реальных предметов, простых бытовых и игровых действий с их изображениями.

4

- демонстрация учителем примеров рисования красками.

2

3.

Жестовые игры.

- игры на противоположные действия с музыкальным сопровождением и без него.

3

- игры на противоположные действия, включающие крупные и мелкие движения учащихся.

3

4.

Ритмические упражнения.

- упражнения на общую моторику.

1

- ходьба в заданном направлении.

2

- игровые упражнения с мячом.

2

2 четверть.

20 ч.

1.

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

- рассматривание предметов и обучение фиксации взгляда на объекте.

1

- упражнения для кистей рук.

1

- формирование кинетической основы движения пальцев рук.

1

- упражнения с природным материалом.

2

2.

«Рисуночное письмо».

- рисование учителем предметных изображений и изображений детей.

1

- игры на соотнесение реальных предметов, простых бытовых и игровых действий с их изображениями.

2

- демонстрация учителем примеров рисования красками.

2

3.

Жестовые игры.

- игры на противоположные действия с музыкальным сопровождением и без него.

2

- игры на противоположные действия, включающие крупные и мелкие движения учащихся.

3

4.

Ритмические упражнения.

- упражнения на общую моторику.

1

- ходьба в заданном направлении.

3

- игровые упражнения с мячом.

1

3 четверть.

29 ч.

1.

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

- упражнения для кистей рук.

2

- формирование кинетической основы движения пальцев рук.

2

- упражнения с природным материалом.

2

2.

«Рисуночное письмо».

- игры на соотнесение реальных предметов, простых бытовых и игровых действий с их изображениями.

2

- игры и упражнения на идентификацию и простейшую группировку по образцу.

2

- демонстрация учителем примеров рисования красками.

2

- упражнения, направленные на обучение правильно пользоваться кистью и карандашом.

2

- совместное рисование пальцами и кистью, фломастерами.

3

3.

Жестовые игры.

- игры на противоположные действия с музыкальным сопровождением и без него.

2

- игры – пантомимы, этюды.

2

4.

Ритмические упражнения.

- упражнения на общую моторику.

2

- двигательные речевые упражнения с элементами массажа.

2

- игровые упражнения с мячом.

2

- прыжки на мячах-хопах.

2

4 четверть.

23 ч.

1.

Упражнения для развития тонкой моторики рук.

- упражнения для кистей рук.

1

- формирование кинетической основы движения пальцев рук.

1

-  упражнения с природным материалом.

2

2.

«Рисуночное письмо».

- игры на соотнесение реальных предметов, простых бытовых и игровых действий с их изображениями.

2

- игры и упражнения на идентификацию и простейшую группировку по образцу.

2

- демонстрация учителем примеров рисования красками.

2

- упражнения, направленные на обучение правильно пользоваться кистью и карандашом.

2

- совместное рисование пальцами и кистью, фломастерами.

2

3.

Жестовые игры.

- игры на противоположные действия с музыкальным сопровождением и без него.

2

- игры – пантомимы, этюды.

2

4.

Ритмические упражнения.

- упражнения на общую моторику.

1

- двигательные речевые упражнения с элементами массажа.

2

- игровые упражнения с мячом.

1

- прыжки на мячах-хопах.

1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ДАННОМУ КУРСУ.

- владеть навыком последовательности умывания;

- знать предметы личной гигиены, узнавать их на картинках;

- уметь открывать и закрывать краны;

- знать и соотносить предметы для уборки жилища с картинками и пиктограммами;

- уметь вытирать пыль с полок;

- знать названия посуды и уметь действовать с ней;

- узнавать предметы посуды на картинках;

- уметь определять по цвету кнопок краны с водой;

- знать некоторые транспортные средства;

- знать элементарные правила поведения на улице;

- уметь умывать лицо;

- составлять последовательность действий по пиктограммам;

- уметь открывать и закрывать двери в помещениях.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

- мыло, мыльницы, полотенца;

- зубные щетки, футляры, стаканчики;

- таз, кувшин;

- набор посудки;

- дидактическая кукла;

- предметы-заместители;

- бросовый материал (коробочки, баночки);

- предметные картинки «транспорт», «одежда», «овощи», «посуда»;

- игрушки: куклы, машинки;

- швабра, ведро;

- пиктограммы;

- д/и «магазин»;

- спички, свечки;

- магнитная доска;

- мольберт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.
  2. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности / Е.А. Екжанова. – Спб, 2002.
  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1990.
  4. Прекрасное – своими руками / сост. С. Газарян. – М., 1986г.
  5. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: Пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М, 2008.
  6. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М., 1990.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) школа №7

Красносельского района города Санкт-Петербурга

Программа утверждена

Педагогическим советом

Протокол № 1 от 30. 08. 2012 г.

«Утверждаю»

«___» _____________________

Директор школы

_____________ Е. И. Романова

Рабочая программа

по предмету

«Социально-бытовая ориентировка».

1 класс

VIII (II вариант)

Автор: Милославская

Олеся Сергеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа СБО включает следующие разделы: «Одежда и обувь», «Питание», «Культура поведения», «Транспорт». Необходимость включения данного предмета в учебный план первого класса обусловлена низким развитием высших психических функций учащихся, сниженными возможностями манипулятивных действий и участия в любом виде деятельности. Раннее начало коррекционных занятий позволит учащимся в более полном объеме усвоить социально значимые умения и навыки.

На уроках в 1 классе дети обучаются элементарным социально-бытовым умениям с помощью учителя.

В основу уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка» положен интегративный подход, который предполагает освоение учащимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.

Задачи программы:

- формирование основных бытовых умений и навыков;

- формирование и расширение спектра социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности;

- формирование вербальных и невербальных средств коммуникации;

Цели программы:

- освоение учащимися системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их реальное поведение в жизни;

- подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания и общения;

- воспитание максимального уровня самостоятельности.

Организационная структура программы:

        Программа рассчитана на учащихся 1 классов в возрасте 7-9 лет. Согласно учебному плану школы  2 часа в неделю,  66часов в год. Из них: 18 часов – 1 четверть, 14 часов – вторая четверть, 19 часов – третья четверть и 15 часов – четвертая четверть. Продолжительность одного урока –  35 минут.

Организационная структура уроков:

Уроки строятся на основе следующих принципов:

  • интегрирования (включение элементов игровой деятельности);
  • системности;
  • преемственности.

Формы работы.Сохраняется традиционная форма работы. Обучение организуется с учетом местных и региональных социально-бытовых особенностей. Каждый урок построен на основе линейно-концентрического принципа.  Уроки планируются с учетом интегративного подхода.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

…  

………………Тема……………………….

Кол-во часов

  1. ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Одежда и обувь.

5

2.

Питание.

6

3.

Культура поведения.

4

4.

Транспорт.

3

ИТОГО

18 часов.

2 ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Одежда и обувь.

5

2.

Питание.

3

3.

Культура поведения.

4

4.

Транспорт.

2

ИТОГО

14 часов.

3 ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Одежда и обувь.

6

2.

Питание.

7

3.

Культура поведения.

3

4.

Транспорт.

3

ИТОГО

19 часов.

4 ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Одежда и обувь.

5

2.

Питание.

5

3.

Культура поведения.

3

4.

Транспорт.

2

ИТОГО

15 часов.

СОДЕРЖАНИЕ.

№ п/п

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ПРИМЕЧАНИЕ

1 четверть.

18 ч.

1.

Одежда и обувь.

- обучение запоминанию названий одежды.

2

- настольно-печатные игры.

2

- рассматривание иллюстраций о предметах ухода за обувью.

1

2.

Питание.

- формирование умения узнавать продукты питания.

2

- режим питания.

2

- д/и, способствующие запоминанию названий основных приемов пищи.

2

3.

Культура поведения.

- обучение уч-ся соблюдению элементарных правил поведения.

2

- рассматривание иллюстраций о школе.

1

- обучение элементарным действиям дежурных.

1

4.

Транспорт.

- обучение уч-ся умению показывать на картинках виды транспорта.

2

- наблюдение за движением транспорта на дороге.

1

2 четверть.

14 ч.

1.

Одежда и обувь.

- обучение запоминанию названий одежды.

1

- настольно-печатные игры.

1

- рассматривание иллюстраций о предметах ухода за обувью.

1

- составление последовательности дей-й по пиктограммам.

1

- практические упражнения по уходу за обувью.

1

2.

Питание.

- формирование умения узнавать продукты питания.

1

- д/и, способствующие запоминанию названий основных приемов пищи.

1

- ролевые игры.

1

3.

Культура поведения.

- обучение уч-ся соблюдению элементарных правил поведения.

1

- рассматривание иллюстраций о школе.

1

- обучение элементарным действиям дежурных.

1

- отработка алгоритма действий по пиктограммам.

1

4.

Транспорт.

- обучение уч-ся умению показывать на картинках виды транспорта.

1

- наблюдение за движением транспорта на дороге.

1

3 четверть.

19 ч.

1.

Одежда и обувь.

- обучение уч-ся различению верхней одежды.

2

- д/и на распознавание различных видов одежды.

2

- работа с картинками.

2

2.

Питание.

- сервировка стола.

3

- д/и, способствующие запоминанию основных приемов пищи.

2

- составление последовательности дей-й по пиктограммам.

2

3.

Культура поведения.

- формирование навыков поведения за столом.

2

- закрепление умений пользоваться салфеткой.

1

4.

Транспорт.

- проигрывание ситуаций прохождения пешеходов через дорогу.

1

- рассматривание картинок опешеходах.

1

- д/и «знаки дорожного движения».

1

4 четверть.

15 ч.

1.

Одежда и обувь.

- обучение уч-ся различению верхней одежды.

1

- д/и на распознавание различных видов одежды.

1

- работа с картинками.

1

- составление последовательности дей-й по пиктограммам.

1

- практические упражнения по уходу за обувью.

1

2.

Питание.

- сервировка стола.

1

- д/и, способствующие запоминанию основных приемов пищи.

1

- составление последовательности дей-й по пиктограммам.

1

- ролевые игры.

1

- формирование элементарных умений по сервировке стола.

1

3.

Культура поведения.

- формирование навыков поведения за столом.

1

- закрепление умений пользоваться салфеткой.

1

- д/и по отработке навыка поведения за столом.

1

4.

Транспорт.

- проигрывание ситуаций прохождения пешеходов через дорогу.

1

- рассматривание картинок о пешеходах.

1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ДАННОМУ КУРСУ.

- знать название одежды, которую носят сами учащиеся;

- различать одежду и обувь;

- знать средства по уходу за обувью;

- уметь пользоваться некоторыми из них;

- выполнять элементарные действия по уходу за обувью;

- узнавать продукты питания по их названию и на картинках;

- знать режим питания;

- соблюдать элементарные правила поведения  в классе и на уроке;

- выполнять простейшие поручения по инструкции в классе;

- показывать на картинках некоторые виды транспорта;

- различать верхнюю одежду и ту, которую носят в помещении;

- рассматривать картинки, слушать тексты;

- с помощью педагога выполнять простейшие действия по уходу за одеждой;

- знать элементарные правила поведения во время приема пищи;

- уметь пользоваться салфеткой;

- знать правила поведения на улице.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

- детские бытовые приборы;

- детские книги, книги-раскраски;

- дорожка-змейка;

- магнитная доска;

- зонтики разных размеров;

- игровые наборы «Магазин», «Больница»;

- игрушки для застегивания и шнуровки;

- игрушки мелкие резиновые, пластмассовые;

- иллюстративный материал: предметные и сюжетные картинки;

- CD-диски;

- коробки, баночки с крышками;

- коляски;

- куклы разной величины;

- зеркала малые;

- предметы личной гигиены;

- принадлежности для мытья кукол;

- прозрачные емкости;

- сыпучие материалы;

- сачок, ковшик, сито;

- телефон;

- часы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.

2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Рабочая тетрадь (1-4). – СПб, 2009.

3. Григорьев Д.В.  Совершенствование двигательных способностей школьников в условиях общеобразовательной школы.- СПб, 2005.

4. Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания.- М., 2008.

5. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Природные явления и объекты / Худ. Е. Резниченко.- М., 2004.

6. Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями в развитии. Путешествие в мир окружающих предметов. – М., 2004.

7. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику.- М., 2001.

8. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.- СПб., 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) школа №7

Красносельского района города Санкт-Петербурга

Программа утверждена

Педагогическим советом

Протокол № 1 от 30. 08. 2012 г.

«Утверждаю»

«___» _____________________

Директор школы

_____________ Е. И. Романова

Рабочая программа

по предмету

«Развитие речи и окружающий мир».

1 класс

VIII (II вариант)

Автор: Милославская

Олеся Сергеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Недоразвитие коммуникативной функции речи у данной категории учащихся рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности. Регулятивная функция речи страдает, речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного регулирующего влияния.

При составлении программы по данному курсу учитывалась речевая активность учащихся, мотивационный план речевой деятельности и характер речевого и символического материала.

Последовательность обучения по данному предмету построена таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая, исполнительская.

Программа структурируется в виде тематических блоков. Это обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие учащихся, формирование их представлений о себе, об окружающей  предметной и социальной действительности.

Задачи программы:

- формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении;

- вызвать интерес к разнообразию окружающего мира, к явлениям природы;

- учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми;

- создавать условия для возникновения речевой активности детей;

- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения;

- формировать представления о частях собственного тела, их назначении и расположении;

- развивать способность выражать свое настроение;

- формировать элементарные представления о предметах быта;

- формировать представления о явлениях природы.

Цели программы:

- организовать речевую среду;

- пробуждать речевую активность учащихся;

- сформировать предметные и предметно-игровые действия;

- развивать способность к коллективной деятельности;

- научить понимать указательные жесты.

Организационная структура программы:

        Программа рассчитана на учащихся 1 классов в возрасте 7-9 лет. Согласно учебному плану школы  2 часа в неделю, 66 часов в год. Из них: 18 часов – 1 четверть, 14 часов – вторая четверть, 18 часов – третья четверть и 16 часов – четвертая четверть. Продолжительность одного урока –  35 минут.

Организационная структура уроков:

Уроки строятся на основе следующих принципов:

  • интегрирования (включение элементов игровой деятельности);
  • системности;
  • преемственности.

Формы работы.Основной формой работы остается урок. Однако выделяются и игровая, и предметно-практическая, и трудовая деятельность, которые включаются в основную форму работы.

В ходе организации и проведения уроков по данному курсу учитывалось положение о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся образовательная работа с учащимися построена таким образом, что задействованы все три составляющие деятельности.  

        Темы уроков по развитию речи и ознакомлению с окружающим находят свое логическое продолжение в содержании уроков по остальным курсам учебной программы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

…  

………………Тема……………………….

Кол-во часов

  1. ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно -развив. среде.

4

2.

Это – я.

10

3.

Мои игрушки.

4

ИТОГО

18 часов.

2 ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно -развив. среде.

3

2.

Это – я.

4

3.

Мои игрушки.

7

ИТОГО

14 часов.

3 ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Это – я.

4

2.

Мои игрушки.

7

3.

Моя семья.

4

4.

Явления природы.

3

ИТОГО

18 часов.

4 ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Это – я.

3

2.

Мои игрушки.

7

3.

Моя семья.

3

4.

Явления природы.

3

ИТОГО

16 часов.

СОДЕРЖАНИЕ.

№ п/п

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ПРИМЕЧАНИЕ

1 четверть.

18 ч.

1.

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.

- знакомство с помещением класса и другими уч-ся.

1

- знакомство с игрушками и предметами-орудиями.

1

- знакомство с ближайшими к классу помещениями.

1

- совместное взаимодействие с незнакомыми атрибутами, оборудованием для игр.

1

2.

Это-я.

- упражнения на ориентировку в собственном теле.

2

- показ и называние собственных частей тела.

2

- сравнение частей тела и лица уч-ся с частями тела и лица дид. куклы.

3

- показ частей лица и тела на игрушках.

3

3.

Мои игрушки.

- свободные предметные игры с любыми игрушками.

1

- игры с образными игрушками.

1

- игры на звукоподражание.

1

- узнавание игрушек по звуковым параметрам.

1

2 четверть.

14 ч.

1.

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.

- знакомство с игрушками и предметами-орудиями.

1

- совместное взаимодействие с незнакомыми атрибутами, оборудованием для игр.

1

- мини-экскурсии.

1

2.

Это-я.

- упражнения на ориентировку в собственном теле.

1

- показ и называние собственных частей тела.

1

- сравнение частей тела и лица уч-ся с частями тела и лица дид. куклы.

1

- показ частей лица и тела на игрушках.

1

3.

Мои игрушки.

- игры с образными игрушками.

1

- игры на звукоподражание.

1

- узнавание игрушек по звуковым параметрам.

1

- задания на узнавание знакомых игрушек по краткому словесному и жестовому описанию.

1

- пиктограммы.

1

- совместные игры с сюжетными игрушками, игры-имитации.

1

- специально созданные игровые ситуации, позволяющие выражать свои эмоции.

1

3 четверть.

18 ч.

1.

Это – я.

- упражнения на ориентировку в собственном теле.

2

- двигательные и жестовые упражнения.

1

- стимулирование уч-ся выражать свои впечатления.

1

2.

Мои игрушки.

- игры с образными игрушками.

1

- игровые ситуации на узнавание игрушки по рассказу учителя.

2

- нахождение игрушки по картинкам.

1

- узнавание игрушки по отдельным деталям и хар-ным звукам.

1

- упражнения с детским конструктором и сборно-разборными игрушками.

1

- совместное с уч-ся обыгрывание построек по элементарному сюжету.

1

3.

Моя семья.

- знакомство с социальными ролями в семье.

2

- рассматривание фотографий с различными членами семьи.

2

4.

Явления природы.

- наблюдение за погодными явлениями.

1

- обучение уч-ся по подражанию изображать погодные явления.

1

4 четверть.

16 ч.

1.

Это-я.

- упражнения на ориентировку в собственном теле.

1

- двигательные и жестовые упражнения.

1

- стимулирование в игр.упр. желания выражать свои впечатления с помощью верб. и неверб. ср-в общения.

1

2.

Мои игрушки.

- игры с образными игрушками.

1

- игровые ситуации на узнавание игрушки по рассказу.

1

- нахождение игрушки по картинкам.

1

- узнавание игрушки по отдельным деталям и хар-ным звукам.

1

- упражнения со сборно-разборными игрушками.

1

- знакомство с пиктограммами.

1

- игры и упражнения с дидактическими игрушками и натуральными предметами.

1

3.

Моя семья.

- работа с фотографиями (возможное называние членов семьи семьи).

1

- проигрывание ситуаций, отражающих заботливое отношение членов семьи.

1

-знакомство с пиктограммами.

1

4.

Явления природы.

- наблюдения за погодными явлениями.

1

- изображение погодных явлений с помощью имитационных действий.

1

- по подражанию изображение погодных явлений.

1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ДАННОМУ КУРСУ.

- ориентироваться в классе;

- показывать и по возможности называть части тела;

- сравнивать свои  части тела и лица с частями тела и лица дидактической куклы;

- показывать части тела и лица на большой дидактической кукле и антропоморфных игрушках;

- играть в свободные предметные игры с игрушками;

- узнавать игрушку по звуковым параметрам;

- Узнавать игрушку по описанию;

- принимать участие в играх с сюжетными игрушками;

- выражать радость с помощью вербальных и невербальных средств общения;

- находить нужную игрушку на картинках;

- по подражанию строить комбинации из 2-3 элементов мягкого модуля;

- совместно с учителем обыгрывать постройки по элементарному сюжету;

- действовать со сборно-разборной игрушкой;

- понимать назначение  пиктограмм;

- знать некоторых членов семьи по социальным ролям;

- ориентироваться в природных явлениях;

- имитировать природные явления.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

- альбомы с фотографиями детей и сотрудников;

- атрибуты для игр-драматизаций;

- флажки, маленькие пластмассовые игрушки;

- детская посуда разной величины;

- детские книги с иллюстрациями;

- игровые наборы: «Магазин», « Больница»;

- игрушки для застегивания, шнуровки;

- пазлы;

- игрушки со съемными деталями;

- сборно-разборные игрушки;

- конструктивный материал;

- игрушки музыкальные;

- иллюстрированные кубики с сюжетными картинками;

- иллюстративный материал;

- иллюстрации и открытки по произведениям художественной литературы;

- предметные картинки;

- коляски, куклы, машинки;

- мозаики;

- мягкие антропоморфные животные малого размера;

- настольно-печатные игры;

- природный материал;

- принадлежности для мытья куклы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Программаобразованияучащихсясумереннойитяжелойумственнойотсталостью / подред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.

2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я-говорю! Ребенок и его игрушки: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М., 2007.

3. Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания.- М., 2008.

4. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере.- М., 2003.

5. Липакова В.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с умеренной умственной отсталостью. –СПб., 2003.

6. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику.- М., 2007.

7. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.- СПб., 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) школа №7

Красносельского района города Санкт-Петербурга

Программа утверждена

Педагогическим советом

Протокол № 1 от 30. 08. 2012 г.

«Утверждаю»

«___» _____________________

Директор школы

_____________ Е. И. Романова

Рабочая программа

по предмету

«Математические представления и конструирование».

1 класс

VIII (II вариант)

Автор: Милославская

Олеся Сергеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Математика готовит учащихся коррекционной школы к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением такой задачи как коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств ребенка.

        Настоящая программа  составлена на основании программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л. Б. Баряевой. А также при составлении программы учитывается обобщение опыта работы с учащимися классов «особый ребенок».

Предлагаемая программа по курсу «математические представления и конструирование» ориентирована на практическую направленность знаний, умений и навыков детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах; способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-познавательной деятельности.

Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются базой для детской конструктивной деятельности, именно поэтому математическая и конструктивная деятельность представлены  в одном блоке и разделены на темы в каждой четверти с учетом принципа концентричности. Учитывая возрастные и психофизические особенности развития учащихся, материал распределен с постепенным усложнением и увеличением объема. В связи с вышеизложенным определяются следующие цели и задачи реализации программы:

Задачи программы:

  • диагностика и развитие наглядно-действенного  мышления, памяти;
  • формирование элементарных обще учебных умений и навыков;
  • овладение учащимися элементарной терминологией;
  • формирование у учащихся представлений о форме, величине, количестве и пространстве;
  • коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей.

Цели программы:

  • Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся.
  • Способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности.
  • Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.

Организационная структура программы:

        Программа рассчитана на учащихся 1 классов в возрасте 7-9 лет. Согласно учебному плану школы 3 часа в неделю, 27 часов – 1 четверть, 18 часов – вторая четверть, 27 часов – третья четверть и 21 час – четвертая четверть. Продолжительность одного урока –  35 минут.

        

Организационная структура уроков:

Уроки строятся на основе следующих принципов:

  • интегрирования (включение элементов игровой деятельности);
  • системности;
  • преемственности.

Формы работы определяются целями уроков, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных (просмотр обучающих дисков, счет под музыку, сказкотерапия и т.д.). Основной формой организации остается урок, обогащенный игровыми ситуациями.

В программу включены практические уроки, что предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных контактов со взрослыми и сверстниками.

Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом.

Таким образом, программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу «Математические представления и конструирование», который доступен большинству учащихся 1 класса.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

…  

………………Тема……………………….

Кол-во часов

1 ЧЕТВЕРТЬ.

Ознакомительно-ориентировочные действия в развив.среде.

5

2.

Упражнения и игровые ситуации со строит.материалом и дидактическими игрушками.

7

3.

Количественные представления.

3

4.

Представления о форме.

3

5.

Представления о величине.

3

6.

Пространственные представления.

3

7.

Временные представления.

3

ИТОГО

27 часов.

2 ЧЕТВЕРТЬ.

1.

Ознакомительно-ориентировочные действия в развив.среде.

2

2.

Упражнения и игровые ситуации со строит.материалом и дидактическими игрушками.

4

3.

Количественные представления.

3

4.

Представления о форме.

3

5.

Представления о величине.

3

6.

Пространственные представления.

3

7.

Временные представления.

3

ИТОГО

21 час.

3 ЧЕТВЕРТЬ.

Упражнения и игровые ситуации со строит.материалом и дидактическими игрушками.

5

2.

Количественные представления.

6

3.

Представления о форме.

5

4.

Представления о величине.

4

5.

Пространственные представления.

5

6.

Временные представления.

3

ИТОГО

28 часов.

4 ЧЕТВРТЬ.

1.

Упражнения и игровые ситуации со строит.материалом и дидактическими игрушками.

4

2.

Количественные представления.

5

3.

Представления о форме.

4

4.

Представления о величине.

3

5.

Пространственные представления.

4

6.

Временные представления.

3

ИТОГО

23 часа.

СОДЕРЖАНИЕ.

….№…

…………………..Тема урока……………

Кол-во

часов

Примечание.

1 четверть.

27 ч.

1.

Ознакомительно-ориентировочные действия в развив.среде.

- ознакомление учащихся со сборно-разборными игрушками.

2

- знакомство с местом расположения игрушек.

1

- показ уч-ся действий со строительным материалом.

2

2.

Упражнения и игровые ситуации со строит.материалом и дидактическими игрушками.

- воспроизведение уч-ся комбинаций из 2-3 элементов мягкого модуля.

1.

- обыгрывание построек по элементарному сюжету.

1

- д/уна восприятие пространственных св-в объектов.

1

 - упражнения на выделение необходимых элем.строительного материала.

1

- игры с коробками, имеющими отверстия геометрич. формы.

1

- игры со сборно-разборными игрушками.

1

- игры с конструктивным материалом.

1

3.

Количественные представления.

- демонстрация действий счета в любом порядке.

1

- упр. на соотнесение отдельных единиц множества с пальцами.

1

- складывание и перекладывание шаров в емкость.

1

4.

Представления о форме.

- тактильные и зрительные упр. на определение формы шара.

1

- тактильные и зрит.упр. на выбор круглых предметов.

2

5.

Представления о величине.

- упр. на соотнесение 2 предметов по величине.

1

- показ пространственных отношений руками.

1

- игры  в сухом бассейне.

1

6.

Пространственные представления.

- перемещения в пространстве класса.

2

- ориентировка в схеме своего тела.

1

7.

Временные представления.

- наблюдения за погодными явлениями.

2

- чтение стихотворений.

1

2 четверть.

21 ч.

1.

Ознакомительно-ориентировочные действия в развив.среде.

2 ч.

- совместная конструктивная деятельность

1

- знакомство с настольным и напольным конструктором.

1

2.

Упражнения и игровые ситуации со строит.материалом и дидактическими игрушками.

- воспроизведение постройки по подражанию.

2

- д/и со сборно-разборными игрушками.

2

3.

Количественные представления.

- действия с непрерывными множествами.

1

- упражнения на выбор предметов из множества.

1

- д/и на развитие пространственно-величинных представл. о предметах и объектах контрастного размера.

1

4.

Представления о форме.

 - катание и бросание мячей среднего размера - пластмассовых, резиновых, тряпичных.

1

- тактильные упражнения на определение формы шара.

1

- выбор из множества предметов круглой формы.

1

5.        

Представления о величине.

 - игровые действия по подражанию.

1

- нахождение одинаковых по величине предметов

1

- игровые ситуации в сухом бассейне (действия по инструкции).

1

6.

Пространственные представления.

 - изменение положения частей тела по подражанию.

1

- выполнение перемещений по классу по словесной инструкции.

1

 - перенос предметов с одного места на другое по инструкции.

1

7.

Временные представления.

 - изображение погодных явлений с помощью имитационных действий.

1

- называние погодных явлений.

1

- рассматривание иллюстраций с различными временами года.

1

3 четверть.

28 ч.

1.

Упражнения и игровые ситуации со строит. материалом и дидактическими игрушками.

- д/у на восприятие пространственных свойств объектов (форма, расположение).

1

- упражнения на выделение из фона необходимых элементов строительного набора, используя соотносящий и указательный жесты.

2

- складывание пирамидок, матрешек по инструкции.

1

- совместные игры с конструктивным материалом.

1

2.

Количественные представления.

- действия с непрерывными множествами;

1

- упражнения на выбор предметов из множества;

1

- развитие пространственно-величинных представлений о предметах и объектах контрастного размера;

1

- упражнения в набрасывании колец на игровой модуль;

1

- соотнесение 1 предмета с одним пальцем;

1

- игры на соотнесение количества с 1 пальцем.

1

3.

Представления о форме.

- тактильные и зрительные упражнения на выбор круглых предметов;

1

- катание и бросание мячей разных размеров и текстуры;

1

 - знакомство с объемной фигурой-кубом;

1

- расширение предметно-практических действий с полифункциональным материалом;

1

- игры на развитие представлений о форме предметов;

1

4.

Представления о величине.

- конструирование больших и маленьких пирамидок, напольной мягкой пирамиды;

1

- показ пространственных отношений руками, совместные действия с уч-лем, действия по подражанию;

2

- игры на развитие восприятия отношений по величине.

1

5.

Пространственные представления.

- перемещение учащихся в классе с предметами по заданию, образцу;

1

- катание кукольной коляски по инструкции о направлении движения;

1

- ориентировка в схеме своего тела и лица перед зеркалом и стоя напротив учителя;

1

- игровые упражнения с куклой;

1

- игры и игровые упражнения на развитие восприятия и воспроизведение пространственных отношений.

1

6.

Временные представления.

- совместные с уч-лем наблюдения за погодными явлениями;

1

- изображение погодных явлений по подражанию с помощью имитационных движений;

1

- рассматривание картинок о временах года, о погодных явлениях. Чтение стихотворений.

1

4 четверть.

23 ч.

1.

Упражнения и игровые ситуации со строит.материалом и дидактическими игрушками.

- д/уна восприятие пространственных свойств объектов (форма, расположение).

1

- упражнения на выделение из фона необходимых элементов строительного набора, используя соотносящий и указательный жесты.

2

- складывание пирамидок, матрешек по инструкции.

1

2.

Количественные представления.

- действия с непрерывными множествами;

1

- упражнения на выбор предметов из множества;

1

- развитие пространственно-величинных представлений о предметах и объектах контрастного размера;

1

- соотнесение 1 предмета с одним пальцем;

1

- игры на соотнесение количества с 1 пальцем.

1

3.

Представления о форме.

- тактильные и зрительные упражнения на выбор круглых предметов;

1

 - знакомство с объемной фигурой-кубом;

1

- расширение предметно-практических действий с полифункциональным материалом;

1

- игры на развитие представлений о форме предметов;

1

4.

Представления о величине.

- конструирование больших и маленьких пирамидок, напольной мягкой пирамиды;

1

- показ пространственных отношений руками, совместные действия с уч-лем, действия по подражанию;

1

- игры на развитие восприятия отношений по величине.

1

5.

Пространственные представления.

- катание кукольной коляски по инструкции о направлении движения;

1

- ориентировка в схеме своего тела и лица перед зеркалом и стоя напротив учителя;

1

- игровые упражнения с куклой;

1

- игры и игровые упражнения на развитие восприятия и воспроизведение пространственных отношений.

1

6.

Временные представления.

- совместные с уч-лем наблюдения за погодными явлениями;

1

- изображение погодных явлений по подражанию с помощью имитационных движений;

1

- рассматривание картинок о временах года, о погодных явлениях. Чтение стихотворений.

1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ДАННОМУ КУРСУ.

- Выделять 1,2 и много предметов из группы;

- соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев;

- различать дискретные и непрерывные множества по количеству: 1, 2, много, мало, пустой, полный;

- находить 1,2 и много однородных предметов среди групп предметов;

- составлять равные по количеству группы предметов;

- исключать лишний предмет по 1 признаку;

- узнавать знакомые постройки и элементарные конструкции;

- создавать простейшие постройки из строительного материала и палочек;

- проявлять интерес к выполнению коллективных построек и совместной игре с ними;

- создавать поделки и конструкции в разных условиях – на полу и на столе;

- играть, используя знакомые постройки;

- понимать слова, используемые педагогом, при создании конструкций, - возьми, поставь, кубик, кирпичик, палочка и т.д.;

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

- Разноцветные ванночки, подносы;

- сыпучие материалы, набор коробок и бутылок для сыпучих;

- прозрачные емкости, посуда (баночки, бутылочки, стаканчики, ложки);

- наборы овощей и фруктов, геометрических фигур;

- картинки с цифрами и предметами;

- природный материал (желуди, камешки, ракушки);

- пуговицы и бусины разного цвета и размера;

- счетные палочки;

- счетный материал (морковка, огурцы, помидоры, матрешки, шарики);

- плоские предметы и геометрические фигуры;

- наборы лент и полосок различных по длине;

- изображения разных времен года и частей суток;

- муляжи овощей и фруктов натурального размера;

- коробки-вкладыши разных размеров;

- игрушки с крепящимися деталями, прищепки и основа для них (солнце, корзинка);

- пирамидки разной величины;

- набор деревянного конструктора;

- наборы пластмассового конструктора;

- комплекты втулок;

- трафареты;

- блоки Дъенеша;

- мячи разного размера;

- бросовый материал (баночки, коробочки, шкатулки, нитки, веревочки);

- формочки для песка, лопатки;

- емкость – таз и предметы – орудия (сито, сачок, ковшик);

- настольные игры: «цвет и форма», «где чей домик», «где чья мама»;

- домино, пазлы;

- мозаика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Баряева Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Спб ЦДК. 2011.

  1. Баряева Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников  с задержкой психического развития.- Спб. НОУ СОЮЗ, 2005.
  2. Баряева Л.Б. Математическая мозаика.- СПб. СОЮЗ, 2005.
  3. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии).- СПб. Изд-во РГПУ им. П. И. Герцена; СОЮЗ, 2002.
  4. Баряевал.Б. Чудо-пирамидка // Игра и дети.-2006..
  5. Гаврилушкина О.П.  Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. – М. Просвещение, 1991.
  6. Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания.- М.ДРОФА, 2008.
  7. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени.- М. ВЛАДОС, 2007.
  8. Козлова В.А. Количество и счет.- М. ДРОФА, 2008.
  9. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику.- М.Эксто-Пресс, 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ДШИ по предмету "Оркестровый класс"

Программа по предмету "Оркестр" предназначена  для обучающихся средних и старших классов ДШИ и ДМШ....

Из опыта работы по разработке рабочих программ по отдельным предметам в соответствии с требованиями ФГОС на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (на примере предметной области «Математика»).

Рабочая программа по учебному  предмету •математика - это документ, являющийся компонентом основной образовательной программы школы, который определяет цель, ­порядок, ­содержание, ­результаты и ...

Рабочая программа по спецкурсу. Предмет: геометрия Класс 8

Дополнительная образовательная программа «Решение задач по теме Четырехутольники»   предназначена   для учащихся 8 классов, желающих расширить и углубить свои знания по...

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализующей ФГОС 2021 года)

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для   5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализу...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 7 - 9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования)

Рабочая программа по физике для 7 - 9 классов разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «КСОШ № 2» с учёт...