Чтение лекций взрослой аудитории
статья по теме

Морозова Любовь Юрьевна

В статье рассматриваются общие понятия о лекции, дается методика подготовки и чтения лекции. Может быть полезна учителям, готовящимся к выступлению на семинарах, конференциях...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка и чтение лекций взрослой аудитории

Цель статьи: Повысить профессионализм преподавателей.

План лекции:

Общие сведения о лекции

Подготовка текста лекции

Особенности аудитории

Методика чтения лекции

Виды лекций (использование визуализации, печатного материала)

Вопрос 1. Лекция. Общие сведения

Лекция - своеобразный жанр научного стиля со специфическими признаками: своей терминологией, фразеологией и этикетом, принятым в научной среде. Но лекция в то же время является жанром ораторской речи, отличным от книжного стиля. Живая устная речь лектора не может точно совпадать с письменной.

Лекция в традиционном понимании – это последовательное изложение содержания курса, что, как правило, уже сделано в хороших учебниках.

Преподаватель в роли лектора может дать лишь авторскую интерпретацию учебника. Этот способ известен всем взрослым обучаемым, когда-либо получавшим высшее образование. Подобная форма занятий вызывает явное утомление слушателей и понижает интерес к обучению.

Преимущества:

Один человек-лектор может транслировать информацию на любое, сколь угодно большое, число людей.

Недостатки:

Отсутствие обратной связи,

усреднённость уровня сложности контента лекции,

возможность для разной степени включённости слушателей лекции.

Лекция – это первый этап обучения: представление – восприятие учебного материала; далее следует запоминание учебного материала – самостоятельная работа (в т.ч. под руководством преподавателя); следующий этап - переосмысление учебного материала – это семинарское занятие; и, наконец, применение на практике усвоенного – практическое занятие, практика, стажировка. 

Лекционный курс представляет тот минимум спрессованной и систематизированной информации, которая дополняется практическими занятиями и самостоятельной работой студентов.

В основу методологии проектирования лекционного курса в виде текста лекций положены принципы системности, информативности, наглядности и понятности.

Информативность

Исторически информационная функция была первичной. 
Главная цель лекций в первых университетах состояла в передаче профессором новых знаний студентам. В настоящее время в связи с появлением большого количества учебников, которые печатаются большими тиражами, эта функция лекций отчасти потеряла свое значение. Вероятно, для преподавателя нецелесообразно пересказывать на лекции материал учебника, который студенты могут прочитать самостоятельно, причем быстрее и эффективнее. Однако эта функция сохраняет свое значение в том смысле, что преподаватель на лекциях сообщает учебный материал, который отсутствует в имеющихся учебных пособиях, но с его точки зрения является необходимым. Информационная функция остается актуальной при чтении спецкурсов по дисциплинам, по которым еще не изданы учебные пособия. 

Лектор информирует своих слушателей не просто объективно и бесстрастно, не сухо и безучастно, как это делает любой неживой носитель информации, как, например, книга или компьютер, а эмоционально, заинтересованно, с чувством причастности к конкретизации, обогащению излагаемой теории, даже к ее происхождению, если лектор как ученый внес определенный вклад в ее разработку. Поэтому научную информацию, сообщаемую в лекции, нельзя рассматривать как простое «доведение до сведения» аудитории каких-то данных.

Лекция для студента - это источник адаптированной к ним научной информации, преподносимой ученым, крайне заинтересованным в том, чтобы студенты поняли и прочувствовали ее так же, как он сам, чтобы они убедились в истинности сказанного и пошли дальше в своей самостоятельной работе с литературой, углубляя и расширяя свое понимание услышанного в лекции.

Из сказанного становится очевидной необходимость тщательного отбора материала лекции. 

Не перенасыщать информацией!

Дело в том, что как неопытный, начинающий преподаватель, так и умудренный богатым исследовательским опытом научный работник, впервые вставший на преподавательскую стезю, допускают одну методическую ошибку: чем больше у них знаний, тем настойчивее они хотят вложить их в лекцию. Происходит ее перегрузка теоретическими и фактическими сведениями, лектор спешит и волнуется, прибегая почти к скороговорке и боясь не успеть изложить весь подготовленный материал. Все это, естественно, сильно снижает эффективность лекции. Таким образом, стремление насытить лекцию большим количеством информации, пусть даже очень нужных студенту, дает отрицательный результат, а потому и нежелательно. 

Системность

 Вторая важнейшая функция лекций — систематизирующая. 

Новые знания сообщаются на лекции в систематизированном виде. Последовательное и структурированное изложение преподавателем учебного материала по дисциплине в данном случае представляет особую ценность для студентов.

Систематизирующая функция реализуется также в том, что преподаватель дает на лекциях общий обзор изучаемого предмета, сообщает студентам, на какие темы, разделы, фрагменты, понятия им следует обратить особое внимание при чтении учебника, какие дополнительные источники целесообразно использовать. 
        Особое внимание следует уделять выводам в конце раздела и итоговым выводам в конце лекции. В текст следует включить контрольные вопросы к узловым моментам лекции, дидактическим блокам и единицам, предлагаемым студентам для активного усвоения.

Наглядность и понятность

Принцип наглядности реализуется в процессе чтения лекции, однако лектор при проектировании текста должен запланировать все средства визуализации информации. Мы знаем, конечно, что есть люди-визуалы, аудиалы и кинестетики, однако т.к. около 80% информации человек получает за счет зрения. Именно поэтому схемы, плакаты, раздаточный иллюстративный материал или вербальные средства (примеры, аналогии, сравнения и т.п.) должны присутствовать на лекции, так же как и, например, блок-схемы, демонстрирующие системные связи между отдельными блоками информации. Все это способствуют целостному восприятию информации и формированию системных знаний.

Лингвистические параметры лекции можно свести к следующим главным требованиям: текст лекции должен быть предельно насыщен смыслом, не допускать разночтений. Все незнакомые слова и термины нужно объяснять аудитории. Не следует перенасыщать его терминологией и иностранными словами, "наукообразность" языка затрудняет смысл сказанного, вынуждает слушателей вначале расшифровывать информацию, чтобы понять ее.

Отдельные разделы учебника могут быть изложены языком, трудным для понимания студентов, со сложным стилем изложения и синтаксисом, в них могут отсутствовать поясняющие примеры. Целью преподавателя в этом случае является разъяснение наиболее трудных вопросов, понятий, разделов учебного курса. Для этого необходимо умение преподавателя изложить отдельные фрагменты учебника в другой, более ясной и доступной форме.

ВЫВОД Теоретические положения о лекции, которые нужно иметь в виду при подготовке лекции: Минимум систематизированной информации (тщательный отбор, не перенасыщать информацией – принцип информативности), адаптированной для слушателей (доступность), структурированность (системность материала), четкость (не допускать размытых определений, разночтений – принцип понятности), наглядность.

Вопрос 2. Подготовка текста лекции

  1. Использование специальной научной литературы по теме лекции.
   2.Тема лекции определяется  учебной  программой.
        3. Составление развернутого плана  лекции  с подразделениями  на пункты, соблюдая логическую и методическую стройность и последовательность в расположении материала.
     4. Каждый  подпункт  и  даже каждое основное положение пишется на отдельном листке бумаги,  на одной ее стороне, чтобы удобно было, если потребуется,  переставить  этот  лист целиком или отрезать от него какую-либо часть.
     5. Ознакомление с источниками.  Вначале - беглый просмотр учебника,  книги,  статьи. Затем из просмотренных материалов делаются нужные выписки со всеми замечаниями.
    6. Саморедактирование текста лекции:

     - вычитка текста лекции,  исправление неточных, неверно использованных слов и выражений;

     - разъяснение сложных терминов и понятий, целесообразна их замена более ясными;
     - избавление от лишних слов, повторов, неблагозвучных сочетаний;

 - поиск нешаблонных слов и выражений;

- целесообразность включения в текст риторических вопросов.
     7. Начало лекции должно быть проблемным, увлекательным, побуждающим к размышлению.

8. Подготовленный текст лекции следует отрепетировать,  т.е. прочитать лекцию для себя, с контролем по времени

    

 Структура лекции

 Традиционно лекцию можно структурировать на введение, основную часть и заключение. Каждый из этих элементов имеет свои правила и закономерность изложения, логику построения, соблюдение которых и составляет методику чтения лекции.

Введение:

Объявление темы, плана изложения лекции.

Доведение перечня литературы для самостоятельного (возможно более углубленного) изучения как темы в целом, так и отдельных вопросов.

Ознакомление с целями лекции (с какими знаниями уйдёте).

Определение места изучаемой темы внутри и межпредметно.

Постановка проблемы и создание атмосферы творческого поиска.

Можно с уверенностью сказать, что введение в лекцию является её организующей, во многом определяющей дальнейший ход, важной составляющей частью. Умение быстро овладеть аудиторией, заинтересовать тематикой, постановкой проблемы и ориентирами в путях её решения – маломинутное решение этих важных вопросов определяет мастерство, приходящее с опытом, с практическими навыками, иногда путём проб и ошибок.

Основная часть: подразумевает

расчленение на этапы изложения с использованием приёмов ораторского искусства (вариация темпа, интонации, громкости, повторения важных, основных моментов), соблюдение научности, логики изложения с использованием доказательных или сопутствующих путям изложения иллюстративных материалов.

Опору на основной, подготовленный текст, его основные положения и научные выводы.

Отслеживание хода временных затрат на этапы лекции.

Контроль за своей речью, манерами поведения, общения.

Поддержание, а при необходимости и корректировка, обратной связи с аудиторией, использование диалоговых приёмов.

Организация, обучение приёмам конспектирования, акцентирование внимания на основных, важных моментах. Медленное (под диктовку) воспроизведение необходимых определений, посылок, доказательств и т.д. с введением при необходимости пунктов или нумерации.

В основной части лекции многогранно раскрывается талант учителя как специалиста увлечённого своим предметом, его эрудиция и кругозор, владение ораторским искусством изложения и овладения умами и эмоциями всех и каждого и учащиеся видят либо человека монотонно и скучно излагающего с бумажки, либо ярко горящую личность, ведущую вперёд за собой.

Заключению свойственны такие моменты, как

Подведение итогов лекции и полученных выводов и результатов

Рекомендации по самостоятельной работе над изложенной темой

Доведение до учащихся требований к знанию изложенной темы к экзамену.

ВЫВОДЫ: Четко представлять себе место каждой лекции в учебном плане, составление развернутого плана лекции, соблюдать структуру и логику в построении лекции.

 Вопрос 3. Особенности аудитории

Объект обучения - взрослые люди, имеют профессиональный опыт, социальный статус, сложившиеся профессиональные предпочтения, но вместе с этим они утратили в какой-то мере навыки обучения.

Многие преподаватели, да и студенты считают, что с возрастом способность к обучению ослабевает. Однако результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уровень функционального развития интеллекта остается достаточно высоким на всех этапах возрастной эволюции взрослого человека, что позволяет говорить о высоком потенциале обучаемости взрослого. Психофизиологические и интеллектуальные возможности человека достигают пика к периоду его зрелости, и уровень развития не снижается в последующие периоды жизни.

 Психологические особенности взрослых требуют специфических форм и методов, нетрадиционных подходов к профессиональному обучению.

У взрослых, которые проходят обучение после длительного перерыва (хотя бы несколько лет после окончания школы), актуализация имеющихся знаний затруднена. Дети подчас бравируют незнанием - ведь всезнайки-отличники, как правило, непопулярны в коллективе. Взрослому же человеку трудно признаться в том, что он что-то не знает или не помнит. Именно это является одной из причин того, что, большинство людей, вышедших из “студенческого” возраста предпочитают заочную форму обучения. В молодежной аудитории студенты не боятся сказать явную глупость, иногда даже делают это специально, чтобы повеселить окружающих. Опытный преподаватель способен повернуть это на пользу обучению. Трудность при проведении лекции во взрослой аудитории заключается в том, что взрослые, как правило, отвечают на вопрос только тогда, когда точно знают ответ. Иначе говоря, у взрослых обучаемых высокий уровень контроля. Преподаватель должен быть готов к ситуации, когда человека, знающего точный ответ (или думающего, что знает) в аудитории не окажется.

ВЫВОДЫ: помнить об особенностях аудитории

         Вопрос 4. Методика чтения лекции

 «Надо стараться обращаться к слушателю с живым словом, а не читать подряд написанное. Нет ничего утомительнее для слушателя, если оратор, не глядя на слушателей, читает, как пономарь, по написанному»  (Ем. Ярославский).  Пособие для подготовки лекторов, пропагандистов-агитаторов, популяризаторов научных знаний. Издательство: Московский большевик, 1945

Научиться хорошо  читать  лекции - одна из профессиональных задач педагога,  показатель педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство, как и знания, складывается из мелких крупинок ежедневного опыта. Важно не растерять эти крупицы, зафиксировать, учесть и сделать их своим достоянием. Прочитав лекцию, преподаватель сам хорошо видит и чувствует её сильные и слабые стороны: об этом он судит прежде всего по тому, как её приняла аудитория. Он помнит, какие её части и разделы слушались с интересом, в каких местах внимание ослабевало, какие объяснения были излишне детализированы или растянуты, а где слишком схематичны, где не хватало примеров или они были не совсем удачными. Рекомендуется все эти замечания сразу же записать и в дальнейшем использовать при работе над курсом.

От того, как лектор "начитает" текст своей лекции, зависит достижение им дидактических целей. Существуют психологические особенности восприятия устной речи. Лектор должен так излагать материал, чтобы слушатели:

понимали информацию;

она вызывала бы у них интерес;

3) чтобы они успевали законспектировать воспринятую на слух или визуально информацию - и не механически, а осмысленно;
4) чтобы имели возможность кратковременной разрядки во время "пиков внимания".

Лекция может быть хорошо написана и плохо прочитана. Пик мастерства вузовского лектора приходится на возрастную группу преподавателей 50-60 лет. Сказываются стаж преподавательской работы, общения, профессионализм и социокультурный опыт лекторов, знание ими психологии студентов и технологии педагогического процесса.

В педагогике единой методики проведения лекций не существует, однако каждый преподаватель должен придерживаться определенных требований:

1. Доведение студентам цели лекции и надлежащее ее мотивирование. Это воспитывает в них умение сразу, без промедлений, вовлекаться в процесс слушания лекции.

2. Доступность и научность изложения. Доступность предусматривает учет уровня студентов, их индивидуальных особенностей, а научность – раскрытие причинно-следственных связей, явлений, событий, проникновение в их сущность, междисциплинарные связи и т.п. Материал должен быть интересно выстроен, чтобы легко воспринимался и полнее осознавался студентом. Преподаватель должен отслеживать, что из сказанного им и в какой мере воспринято аудиторией, не возникли ли у слушателей вопросы из-за недостаточного понимания содержания лекции, неподготовленности к ее восприятию; успевают ли они осознать каждое новое положение, умеют ли объединять новую информацию с предыдущей и т.п.

3. Включение механизма обратной связи. Это дает возможность лектору не только контролировать уровень восприятия, а и регулировать процесс размышлений в зависимости от реального состояния студентов. Этого можно достичь 5-10-минутным выборочным опросом нескольких человек. Порой его проводят в письменной форме, раздавая всем студентам карточки с важнейшими вопросами, на которые они должны сразу написать короткие ответы.

4. Повторение важных теоретических положений. Это дает возможность студентам не только записать основное, а и лучше усвоить материал. Такие повторы повышают вероятность запоминания, и понимание, систематизацию материала, который базируется на крепком фундаменте усвоенных фактов.

5. Завершение каждого вопроса лекции итогом и мотивированным переходом к следующему. Выделение составных частей учебного материала облегчает восприятие и запоминание, помогает лучше осознать связи между частями целого.

6. Умение и способность заставить себя слушать. Это предусматривает внимание. Процесс восприятия, понимание и усвоение лекционного материала невозможен без внимания, которое заключается в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека на определенных объектах или действиях и отвлечении от всего другого, постороннего.

7. Эмоциональность изложения. Она является средством мобилизации и поддержание внимания студентов. Эмоциональность достигается прежде всего четким, живым, образным, интонированным языком преподавателя. Ей способствуют также афоризмы, удачные аналогии, идиоматические выражения.  Однако, преподавателю не следует переполнять лекцию эмоциями. Доказано, что положительный эффект, который дает эмоциональный процесс при некоторой оптимальной интенсивности, может перейти в свою противоположность и дать отрицательный дезорганизующий эффект при чрезмерном усилении эмоционального возбуждения.

8. Отладка живого контакта. Речь идет об умении преподавателя держать в поле своего зрения каждого студента, своевременно и правильно реагировать на их мимику, реплики, жесты, удачно использовать шутку, остроты, юмор. Такие средства сближают преподавателя с аудиторией и оказывают содействие созданию настроения для более осмысленного восприятия содержания лекции.

Путем ряда приемов лектор может облегчить слушателям восприятие и усвоение лекционного материала:

1. Для раскрытия сложных теоретических положений следует приводить наиболее интересные факты, простые и яркие примеры.

2. При любой возможности необходимо показывать связь излагаемого научного материала с практикой, другими дисциплинами.

3. Максимально использовать в процессе чтения лекций наглядные пособия и технические средства обучения.

4. Темп лекции должен быть несколько замедленным; важнейшие положения необходимо повторить, специальные термины объяснить и правильно записать. В то же время лектор не может снижать темп изложения до диктовки.

5. В процессе чтения лекции рекомендуется ориентировать студентов относительно литературы и качества учебников и учебных пособий, тем самым направляя на самостоятельную работу.

6. Весьма эффективной является комбинация монологического и эвристического методов изложения лекционного материала.

7. Чувствовать аудиторию, использовать методы переключения внимания, разрядки.

ВЫВОДЫ: помнить о психологических особенностях восприятия устной речи (чтобы слушатели понимали, что они слушают, успевали осмысленно конспектировать, проводить психологические разрядки),

помнить о требованиях к чтению лекций (объявление темы, цели, повторение важных положений, поддержка контакта с аудиторией),

использовать приемы для облегчения восприятия материала.


Вопрос 5. Виды лекций

Лекция-визуализация (лат. — зрительный) возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Преподаватель на такой лекции использует демонстрационные материалы, формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, а и сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировке содержания лекции или ее части в визуальную форму для представления студентам через технические средства. Чтение ее сводится к свободному, развернутому комментированию подготовленных материалов.

Наглядность компенсирует недостаточную зрелищность учебного процесса. Основной акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления. Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации, ее превращения в знания.

Основываясь на достижениях психологической и педагогической наук в области проблемы визуального мышления, в лекции целесообразно значительную часть информации передавать в наглядной форме, развивать у слушателей навыки и умения преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму. Это должно сказаться на качестве усвоения материала, стимулировании мышления и достижении профессиональных целей.

 Большой объем передаваемой на лекции информации блокирует ее восприятие и понимание.

Средством выхода из этих трудностей можно считать использование визуальных материалов с помощью технических средств. Данный метод позволяет увеличить объем передаваемой информации за счет ее систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых элементов. Как известно, в восприятии материала трудность вызывает представление абстрактных (не существующих в зримой форме) понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера. Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер. Процесс визуализации лекционного материала, а также раскодирования его слушателями всегда порождает проблемную ситуацию, решение которой связано с анализом, синтезом, обобщением, развертыванием и свертыванием информации, то есть с операциями активной мыслительной деятельности.

Анализ использования лекции-визуализации позволяет сделать следующие выводы:

Подобная лекция создает своеобразную опору для мышления, развивает навыки наглядного моделирования, что является способом повышения
не только интеллектуального, но и профессионального потенциала обучаемых.

Выбор способов достижения и типов наглядности зависит от темы. Руководствуясь принципом посильной трудности, при изложении сложных для восприятия и понимания тем, содержащих большой
объем концентрированной информации, целесообразно использовать сочетание изобразительной и символической наглядности. Например, схема является универсальным, но достаточно сложным для восприятия средством наглядности, поэтому ее конструирование рекомендуется осуществлять на основе рисунка, часто выполненного в гротескной форме. Это позволяет создавать ассоциативные цепочки, помогающие слушателям запоминать и осмысливать информацию. Наиболее доступными и предоставляющими богатые возможности техническими средствами предъявления такой информации являются кодоскопы, диапроекторы.

Основная сложность состоит в выборе средств
наглядности, их создании и режиссуре всей лекции в целом. Большую роль здесь играют такие факторы как графический дизайн, цвет, оптимальность сочетания словесной и визуальной информации, технических средств и традиционных наглядных материалов, дозировка в подаче информации, мастерство и стиль общения лектора с аудиторией.

Применение лекции этого типа должно основываться на учете психофизиологических возможностей слушателей, их уровня образования и профессиональной принадлежности, что позволит
предотвратить негативные последствия чрезмерной
перегрузки зрительного канала восприятия.

Наглядные средства, обладая собственной научно-познавательной значимостью, являются эффективным способом переключения внимания за счет варьирования различных модальностей (например, смена слухового восприятия – зрительным). 

Письменная программированная лекция. Она позволяет освободить преподавателей от необходимости объяснения элементарных вопросов и направляет внимание обучаемых на новейшую проблематику. В первой половине лекционного занятия обучаемые знакомятся с теоретическим материалом, во второй половине прочитанное комментируется, дополняется преподавателем, проводятся дискуссии по некоторым вопросам. В конце лекции обобщается самое существенное, намечаются направления самостоятельной работы обучаемых. 

ВЫВОДЫ: Использовать по мере возможности более эффективные виды лекций, чтобы уменьшить недостатки монотонного восприятия слушателями материала.

Литература

Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. (ред. М. В. Буланова-Топоркова)  www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bulan/index.php

Методика подготовки и проведения лекций по психологии.

http://www.helppsi.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=601&Itemid=61        

Лекции как вид учебной деятельности

http://www.asu.ru/education/activity_edu/lessons/ 

 В.И. Синявский, Лекция как один из способов обучения на третьей ступени общего среднего образования, методика ее подготовки и чтения. 

http://refernax.ru/12/dok.php?id=00061#

Буров И. П. Методика проведения лекции-визуализации по информатике http://ito.edu.ru/2009/MariyEl/II/II-0-5.html

Лекция и ее виды в высшей школе: методика подготовки, критерии оценки качества http://freepapers.ru/16/page1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки и чтения лекции

Научиться хорошо  читать  лекции - одна из профессиональных задач педагога,  показатель педагогического мастерства. Рекомендации по под- готовке и чтению лекции. ...

Особенности организации обучения английскому языку во взрослой аудитории.

Статья   Особенности организации обучения английскому языку во взрослой аудитории....

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.Как помочь ребенку, если он забывает, путает,неправильно пишет буквы?Консультации для родителей....

Бал-концерт для взрослой аудитории "Весенние грезы"

Мероприятие собирает взрослую аудиторию и направлено на организацию праздничного концерта к 8 марта, где не только звучат поздравления, но идет показ мастерства преподавателей и отдельно учащихся стар...

Особенности чтения лекций на уроках обществознания

Особенности чтения лекции по обществознанию...