Формирование социальной компетенции у будущих педагогов, обучающихся в колледже
материал по теме

Тарасова Марина Сергеевна

 

Статья посвящена вопросам  формирования социальной компетенции у студентов педагогического колледжа. В статье затронуты стратегии поведения студентов, влияющие на развитие социальной компетенции. Особое внимание уделяется  соуправлению,  как одной из форм    развития   социальной компетенции. Обозначены цель, основные направления соуправления, предполагаемый результат соуправления, заключающийся в  единстве административно-педагогического управления и студенческого самоуправления.

   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  социальной компетенции  у будущих педагогов,

обучающихся в  колледже

По данным социологических исследований, в последнее время все чаще у многих выпускников учебных заведений наблюдается отсутствие навыков социального взаимодействия, будущие специалисты не имеют опыта сотрудничества в группе, не всегда  умеют находить конструктивные решения в сложных конфликтных ситуациях и социальная компетенция у них практически не сформирована. А социуму, работодателю нужны специалисты, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы, специалисты, умеющие работать в команде.

Проведя сравнительный анализ работ различных ученых по вопросу отбора ключевых компетенций (И.А. Зимняя, 3. Хутмахер, А.К. Маркова, В.И. Байденко, А.М. Новиков  В. Ландшеер),  мы взяли за основу концепцию И.А. Зимней. По мнению которой, социальная компетенция является ключевой, так как обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека в социуме,  является целостным результатом профессионального образования и включает в себя  следующие компетенции: здоровьесбережения, гражданственности, социального взаимодействия, потребности в общении и  информационную компетентность.

У студентов, пришедших  в  колледж выделяются  следующие стратегии поведения: «полезность» (группа студентов, которые участвуют  в благотворительных акциях,  общественно-полезной деятельности), «взять от жизни все, или гуляй пока молодой» (посещение дискотек),  «поиск смысла жизни, или поиск  путей в будущее» (занятие спортом,  музыкой,  участие в самодеятельности),  «отдохнуть» ( просмотр телепередач,  слушание музыки),  «хоть чем-то занять досуг» (гуляние без определенных целей, посиделки),  «уход» (употребление алкоголя  с целью снятия стресса), «эпатаж» (членство в неформальных молодежных объединениях),  «побег от одиночества» (увлечение интернетом, посещение  кафе массовых мероприятий), «престижность» ( увлечение  современными видами спорта),  «игровая зависимость» (увлечение азартными играми). Среди  этих стратегий поведения можно выделить как положительно влияющие на социальный опыт студентов, так и отрицательно.

Поэтому  при формировании социальной компетенции будущих педагогов необходимо учитывать  те стратегии, которые играют положительную роль, а также  опираться на компоненты: социально-перцептивный (знание и понимание людей, наблюдательность и проницательность); социально-психологический (знание закономерностей поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу, коллектив; работа в команде, деятельность в коллективе); ауто-психологический (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность); коммуникативный (владение различными стратегиями и методами эффективного общения); психолого-педагогический (осуществление влияния).

Данные компоненты не только оказывают положительное влияние на  развитие социальных компетенций, но и   помогают выявить насколько  студенты знают и понимают людей, насколько наблюдательны, могут взаимодействовать в  коллективе, работать в команде, владеют методами общения,  умеют  управлять своим состоянием.

Изучив исследования  различных авторов  по формированию социальной компетенции, мы   выделили для себя исследование В.Г. Новикова, который считает, что одной из эффективных форм формирования социальной компетенции у студентов является соуправление,  данная форма   основана на включении всех участников системы образования в управленческий процесс.  Такой способ организации деятельности будет выступать действенным фактором развития системы социальных отношений на принципах социального партнерства.

Суть соуправления заключается в  соединении объекта  и субъекта  управления и состоит в добровольной передаче управленческих функций самим студентам, а также в способности студентов к самодвижению, к саморазвитию, к самодеятельности и превращению его, тем самым, в субъект управления социальной системой за счет включения в совместную деятельность. «Соуправление» проявляется в  совместной  постановке цели, открытости и прозрачности в отношениях;  регулярных обсуждениях руководителя и студентов; участие студентов в разработке решений; совместных  решений  проблем организации; делегировании полномочий; ответственности  членов группы за результаты своего труда.

         Соуправление направлено на  формирование и поддержание такой внешней среды, в которой студенты, работающие совместно, смогут достичь заранее намеченных целей, внеся максимальный вклад в групповые цели; поддержание стабильности и совершенствование студентами в сотрудничестве с преподавателями учебно-воспитательной системы колледжа, направленной на достижение  главной цели – качественной подготовки специалиста соответствующего профиля,

развитие творческой инициативы, формирование у студенчества активной жизненной позиции, опыта деятельного участия в жизни коллектива;

овладение опытом самоорганизации и саморегуляции, что является необходимым условием и средством самовоспитания личности;

повышение ответственности за результаты учения;

овладение организаторскими умениями;

создание оптимальных условий для проявления индивидуальности.

Соуправление обеспечивает, прежде всего, реализацию как традиционных функций управления, так и дополнительных: социализирующая; организационно-практическая; восполнения или компенсации; инновационная. 

 Среди основных направлений при соуправлении, влияющих на формирование социальных  компетенции можно выделить такие, как:  

-организация научно-исследовательской деятельности студентов;

- организация и прохождение практики в школе;

- социально-психологическая помощь социально незащищенным студентам;

-содействие деятельности студенческого самоуправления;  

-организация поддержки творческой инициативы студентов, организация культурно-массовых мероприятий, досуговой деятельности;

-работа по формированию здорового образа жизни, по профилактике вредных привычек;

-организация студенческих отрядов по различным видам деятельности;

-развитие системы информационного обеспечения воспитательной работы, учебно- воспитательной работы.

Так как социальная ответственность предполагает свободу выбора и готовность давать отчет за свои действия, то соуправление необходимо  выстраивать на принципах добровольности и партнерства, руководства по целям,  гармонизации целей,  единства руководства,  делегирования полномочий.

Результатом соуправления, как формы  формирования социальной компетенции,  можно считать  единство административно-педагогического управления и студенческого самоуправления, при котором существуют:

гармонизация индивидуальных, групповых и организационных целей путем совместной постановки целей;

открытость и прозрачность, на основе доверия, уважения  в отношениях между всеми участниками образовательного процесса;

совместное обсуждение и решение проблем учебного заведения;

осуществление принципа «делегирования полномочий» в зависимости от компетенции и сложности проблемы.

социальная ответственность студентов за результаты своего труда;

-целостность и последовательность управленческого процесса за счет взаимодополнения в нем функций, реализуемых участниками образовательного процесса. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная активность школы, педагога, обучающегося

Социальная активность школы, педагога, обучающегося. Программа волонтерского движения...

Методика сопровождения классным руководителем и социальным педагогом обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.

Согласно ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" дети, находящиея в трудной жизненной ситуации:- дети, оставшиеся без попечения родителей.- дети-инвалиды;- дети  с ...

Статья: "Продуктивное взаимодействие педагога, обучающихся, родителей\законных представителей - основа качественного выполнения государственного образовательного стандарта по географии"

Наш сегодняшний мир за последние десятилетия приобрел совершенно новый вид: VUCA-нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность, глобальная проблема образования: знания устаревают раньше...

Методика сопровождения классным руководителем (социальным педагогом) обучающегося, находящегося в СОП

Методика сопровождения классным руководителем (социальным педагогом) обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации....

1. Результаты освоения педагогами/обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией

Организация и проведение вебинаров для работников сферы дополнительного образования.Участие в заседаниях рабочей группы  регионального этапа  Всероссийского конкурса учебных и методичес...

Тренинговый курс для молодых педагогов (обучающихся групп старших классов на курсе "Психолого-педагогический класс"

Материал будет полезен для педагогов-психологов, которые работают с молодыми педагогами, либо решают профориентационные задачи в воспитании будущих педаогов, психологов, наставников.Тренинговый курс л...