РАЗВИТИЕ ТЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья по теме

В последние годы в Российском образовании большое внимание уделяется вопросам разработки и внедрения тестовых технологий в различных отраслях знаний. Такое внимание к проблемам тестирования не случайно, т.к. в качестве серьезного недостатка Российской системы образования отмечалось: «Особенность Российской системы состоит в том, что установление стандартов и оценивание осуществляется одними и теми же структурами, в отличие от распространенной на Западе традиции, осуществлять оценку независимыми структурами или агентствами».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tekstovyh_tehnologiy.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Хлебникова Ю.А.(Рассулова Ю.А.)

преподаватель

ГОУ СПО «СГППК им. Ю.А.Гагарина»

РАЗВИТИЕ ТЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В последние годы в Российском образовании большое внимание уделяется вопросам разработки и внедрения тестовых технологий в различных отраслях знаний. Такое внимание к проблемам тестирования не случайно, т.к. в качестве серьезного недостатка Российской системы образования отмечалось: «Особенность Российской системы состоит в том, что установление стандартов и оценивание осуществляется одними и теми же структурами, в отличие от распространенной на Западе традиции, осуществлять оценку независимыми структурами или агентствами».

Мы живем в развивающем обществе, где востребованы только образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, мобильные, динамичные специалисты, обладающие развитым чувством ответственности. В связи с этим идет постоянное совершенствование процесса преподавания, применяются более эффективные методы обучения и контроля знаний студентов.

В июне 2000г. распоряжением правительства РФ было предусмотрено формирование «независимой системы аттестации и контроля качества образования», а в апреле 2004г. при реформировании правительства этот факт был закреплен функционально. Служба аттестации и служба, отвечающая за обучение, были разведены по разным ведомствам. Главным инструментом аттестации в процессе модернизации образования было выбрано тестирование (в том числе и при проведении единого государственного экзамена – ЕГЭ).

В рамках ГОУ СПО «СГППК им. Ю.А. Гагарина» с 2003г. постоянно исследуется состояние контроля знаний студентов колледжа с применением тестовых технологий. Тестирование проводится в дух направлениях:

выдача бланков с заранее сформированными вопросами и вариантами ответов на них;

использование технических средств (ЭВМ и автоматизированные компьютерные программы).

Тестовый контроль имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами контроля, а именно:

более высокую степень объективности контроля;

высокую технологичность контроля, позволяющую быстро определить степень усвоения знаний одновременно всех студентов в учебной группе;

возможность более полного охвата изученной по тому или иному разделу темы;

представляется возможность большей самостоятельности на занятиях, т.к. каждому студенту выдается индивидуальное задание;

возникает меньше конфликтных ситуаций между преподавателем и студентом, т.к. объективность в оценке знаний в данном случае неоспорима.

Формы тестов могут быть разными:

закрытыми, с выбором – одного правильного (неправильного), нескольких правильных (неправильных) или наиболее правильного ответов;

открытыми – где требуется дополнить ответ не более чем 2-3 словами;

на установление соответствия;

на установление правильной последовательности.

В условиях нарастающей компьютеризации образования наиболее актуальным является разработка специализированных систем проверки знаний студентов – компьютерное тестирование. Активное использование таких систем помогает поддерживать нужный образовательный уровень студентов, предоставляет преподавателю возможность уделять больше внимания индивидуальной работе со студентами.

Компьютерное тестирование широко применяется в нашем колледже при промежуточном и итоговом контроле знаний по  юридическим дисциплинам («Уголовное право», «Нотариат», «Уголовный процесс» и др.), дисциплинам гуманитарного цикла («Русский язык и культура речи», «Основы права», «Основы философии», «Отечественная история» и др.).

При более активном  использовании компьютерного тестирования в учебном процессе колледжа мы сталкиваемся с рядом трудностей:

Отсутствие навыков пользования ПК у студентов I-го курса и педагогов, которые не имеют достаточной компьютерной подготовки.

 В настоящее время данная проблема на пути решения: организованы специальные компьютерные курсы.

Сложность и дороговизна разработки программного обеспечения. До сих пор в колледже, по многим дисциплинам технического профиля не удается осуществлять автоматизированное тестирование  средствами ПК, из-за сложности ввода формул и чертежей в программу.

Проблема распознавания ответов произвольной формы в открытых тестовых заданиях.

Программа, действующая на базе колледжа разработана только для тестов, которые предусматривают выбор правильных ответов из предложенных.

Не достаточное техническое оснащение, но в перспективе предполагается увеличить количество ПК.

По сравнению с развитыми странами России отстает в области научной организации и обработке результатов тестирования, по подготовке тестологов, по уровню и качеству развития теории тестов, по технической и программной оснащенности тестового процесса. Хотя интерес к тестам в последнее время вырос, ситуация с ними не улучшилась. Особенно остро встает проблема создания качественных тестов, которые могли бы быстро, объективно и адекватно измерить уровень знаний студентов, т.к. кажущаяся простота создания тестов и возросший спрос на них породили множество некачественных материалов, называемых тестами. Министерство образования РФ приняло ряд мер для устранения (уменьшения) несоответствий в области тестирования международным стандартам был издан приказ Министерства образования РФ «О сертификации качества педагогических тестовых материалов», создан координационный совет Минобразования России по вопросам сертификации качества педагогических тестовых материалов, разработано временное положение о сертификации тестовых материалов, используемых для оценки знаний обучающихся в образовательных учреждениях РФ.

Составление тестов – это нелегкое дело, необходимо владеть определенной методикой их создания. Преподаватели нашего колледжа разрабатывают тестовые задания по дисциплинам на основе научных методов, которые подразумевают экспертизу качества содержания теста, анализа полноты содержания теста, стратегическое обоснование качества теста и многократную апробацию. Правильно составленный тест, грамотное и логическое соответствие ответов заданию в результате дают обоснованную роль в мотивировании и стимулировании учебной деятельности, развитий обучающихся, их активности.

При интерпретации результатов тестирования возникает проблема их шкалирования. Централизованное тестирование оценивает уровень подготовленности учащихся по стобальной шкале с учетом трудности и дифференцирующей силы верно и неверно выполненных заданий. Стобальная шкала предназначена для использования вузовскими приемными комиссиями уровня подготовки абитуриентов в вузах с разными условиями приема. Не отстают от вузов и средние специальные учебные заведения. Уже второй год в нашем колледже практикуется прием вступительных испытаний у абитуриентов в форме тестирования, результаты которого оцениваются по стобальной шкале.

При внедрении тестирования, как основного элемента контроля знаний, умений и навыков студентов в ГОУ СПО «СГППК им. Ю.А. Гагарина» используется другая критериальная шкала рекомендуемая Центром тестирования для перевода тестовых баллов в традиционные оценки:

Процент правильных ответов

Оценка

0% - 6%

2

61% - 75%

3

75% - 85%

4

86% - 100%

5

Использование данной системы оценивания абитуриентов позволяет производить оценку и в рамках Болонских соглашений, когда с 2006г. в РФ будет введена стобальная система, которая позволяет установить критерии оценки в соответствии с европейским стандартом, и позволит студентам обучаться в иностранных учебных заведениях и сделать наши дипломы дипломами международного образца. Это позволит нашим выпускникам быть востребованными на международном рынке труда и получать достойную оплату труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические чтения.Опыт и перспективы развития системы начального профессионального образования.

Современные концепции воспитания: формирование образа жизни достойной Человека....

Cтатья "Салют Победе!". Итоги реализации социального проекта. Журнал Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования", "Практика школьного воспитания" №3, 2010 год.

Журнал Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования", "Практика школьного воспитания" №3, 2010 год....

Тестовые задания для проведения оперативного контроля знаний по дисциплине "Химия" для всех специальностей среднего профессионального образования технического профиля на базе основного общего образования

Данный материал включает тестовые задания и варианты простых расчётных задач по темам: "Классификация неорганических соединений" и "Химические реакции". Данные задания могут быть использованы как для ...

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Смоленский областной институт развития образования» Творческий отчет методического объединения учителей математики Вяземского района Смоленск

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования(повышения квалификации)«Смоленский областной институт развития образования» Творческий отчет ...

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Соответствие профессиональному  стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»...