конспек занятия по познанию для подготовительной группы "Осенние месяцы"
план-конспект урока по теме

 

 

Программное содержание:

1. Научить детей узнавать и называть осенние месяцы. Познакомить                                           

с народными названиями сентября, октября и ноября.

2. Развивать память, речь, сообразительность.

3. Воспитывать любознательность. Расширить знания детей о явлениях природы.

 

Словарная работа:

Ревун, листопадник, листогной.

 

Материал:

Осенние листья, пенёк, костюм лесовика и осени, 12 рисунков «Времена года», грамзапись «В гостях у сказки».

 

Предварительная работа:

Повторить понятия в форме дидактических игр: год, месяц, недели, день. Чтение  стихов об осени, осенних  примет.

 

 

Ход занятия:

 

Воспитатель: « Ребята сегодня к нам в группу пришла телеграмма.» (Показываем детям)

- Вы хотите узнать, что там написано? (ответы детей)

(Читаем телеграмму)

Дорогие ребята, приглашаю

 всех вас ко мне в гости.

Воспитатель: Но, кто написал эту телеграмму, я не знаю. Давайте ребята сходим в лес и узнаем: «Кто же нас пригласил?»

 (Дети входят в группу). Включается  грамзапись «В гостях у сказки».

 

Воспитатель: Посмотрите- кА , ребятки, как красиво-то в лесу. Что вы здесь видите? (Ответы детей)

 

Появляется старичок - лесовичок.

 

Старичок – лесовичок: - Здравствуйте ребятки!

(Дети здороваются)

Воспитатель и дети спрашивают: « Ты не знаешь, кто нас в гости в лес пригласил, не ты ли это?»

 

Старичок – лесовичок:  Нет, это не я. Но я вам помогу. Но только вы сначала должны разгадать и растолковать мою сказку.

 

Воспитатель:  Попробуем ребята!

(усаживаем детей полукругом)

 

Старичок - лесовичок: - Живет – поживает старик – годовик, где поживает – никто не знает. Как - то раз стал он махать руками, да  птиц пускать. И каждая птица со своим именем. Вот махнул старик – лесовичок первый раз, полетели первые три птицы. От крыльев холодом повеяло, с перьев белый снег осыпается. Махнул старик – лесовичок второй раз и полетела вторая тройка. Стал снег таять, трава ожила, показались цветы. Махнул старик – лесовичок третий раз – и полетела третья тройка. Стало солнышко греть, поспел в поле хлеб. И в четвёртый раз махнул старик – лесовичок  и полетели ещё три птицы. Подул ветер, пожелтели листья и трава, земля оделась в золотой наряд. А птицы–то были не простые у каждой птицы по 4 крыла, а в каждом крыле по 7 перьев, а всякое перо со своим именем. Одна половинка белая, другая черная. Махнет птица раз, станет светло – светло, махнет другой - темным - темно.

 

Старичок- лесовичок:  «Вот скажите теперь ребятушки, что за тройки выпускал старик – лесовик? Какие 4 крыла у каждой птицы? А какие 7 перьев в каждом крыле? И как это понять, что у каждого пера одна половина-  черная, а вторая - белая?»       

 

(Ответы детей)

 

Старичок – лесовичок: - Н молодцы ребята! Сказка – то мудреная, а вы во всех хитростях разобрались. А теперь угадайте, кто же вас сюда пригласил: Приходит она, когда пусты поля, желта земля, лист опадает, дождь поливает, когда это бывает?

 

(Ответы детей)

 

Старичок – лесовичок: - Да, это осень. Пришла пора пригласить к нам нашу матушку осень:

- Осень, осень золотая (идем по  кругу)

  Приди осень с радостью (поклон)

  С великой милостью

  С караваем высоким (подтянуться)

  С корнем глубоким (наклониться)

  С дождями сильными (в ладоши)

  С дарами обильными (руки вперед)

     (  Повторяем 2 раза)

 

( Входит осень)

 

Осень: Я леса разукрасила

                Паутинки развесила

                Землю к празднику прибрала

                Я из далека шла, много радости, веселья принесла. 

Осень: - Здравствуйте гости, дорогие, как же вас много. А моих ребятушек не видали?

 

Воспитатель: - А кто твои ребятки?

Осень: - У меня три сына: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. (показывает картинки)

Самый старший Сентябрь, в народе его часто зовут Ревун.

 

Старичок – лесовичок: - Ребята, а как вы думаете, почему его так зовут?

 

(Ответы детей)

 

Воспитатель: - А как его еще можно назвать?

 

(Ответы детей)

 

Осень: - Средний сын - это Октябрь. Он приходит сразу за сентябрем. Народ ему то - же имя ласковое дал – листопадник.

 

Старичок – лесовичок: - А почему его так назвали?

 

Воспитатель: - А как вы бы его назвали?

 

(Ответы детей)

 

Осень: - А самый младший сын- это Ноябрь. Народ тоже  его любит и прозвал его листогной. ( воспитатель задает тот же вопрос))

- У меня есть фотографии и их двоюродных братьев. (Достает другие картинки)

 

(Старичок отбирает фотографии и путает)

 

Осень: - Что же ты наделал лесовичок, как же я теперь среди них своих ребят найду?

 

Воспитатель: - Ребята давайте поможем осени отыскать ее ребят на фотографии.

 

(Дети ищут)

 

Осень: - А как вы узнали ребята, что это именно мои ребятки?

(Ответы детей)

Осень: Спасибо ребятки, а за вашу помощь получите подарки от меня. (Раздает по одному желтому листочку)

- До свидания, гости дорогие. А теперь мы с лесовичком пойдем в лес искать ребят моих. А если, ребята, они к вам придут, то вы их по фотографиям узнаете.

 

(Осень и лесовичок уходят)

 

Воспитатель:  Ребята,  куда же мы ходили сегодня?

 

(ответы детей)

 

Воспитатель:  Ой, ребята, осень фотографии – то с собой унесла. Видать оставить забыла. Что же теперь делать? Как же мы ее детей – то узнаем? Давайте нарисуем.

-А вы все запомнили?

 

(Ответы детей)

Усаживаем детей за стол

 

Воспитатель:  Дети что вы нарисовали?

(Ответы детей)

- А как в народе их называют?

(Ответы детей)

- А почему же их так называют?

(Ответы детей)

- Молодцы, ребята, хорошие у вас получились рисунки. Теперь мы повесим их  в наш уголок, и будем знать, кто такой: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми логопедической подготовительной к школе группы с элементами арт- терапии ОО Познание, Художественное творчество, «Путешествие по временам года». Педагог- психолог: Токарева Инна Александровна

Конспект НОД с детьми  логопедической подготовительной к школе группы с элементами арт- терапии ОО Познание, Художественное творчество, «Путешествие по временам года».Педагог- психолог: Токарева ...

Календарный план воспитательно – образовательной работы в подготовительной группе на ноябрь месяц.

Данный календарный план был составнен в соответствии с ФГТ. Поэтому, прежде чем использовать в работе, помните, что в ФГОС изменились области образовательной деятельности....

Театрализованная деятельность в подготовительной группе.Постановка сказки "Двеннадцать месяцев"

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр,которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей.Театрализованная деятельность в детском саду является источником развити...

Сценарий Новогоднего праздника « 12 месяцев» Подготовительная к школе группа №5

Цель:Приобщение детей к традициям и обычаям современного российского общества посредством интерактивных методов, игр и сказок. Раскрыть творческие способности детей через различные виды деятельности....

Развлечение для старшей и подготовительной групп «Путешествие по зимним месяцам с музыкой П.И.Чайковского Времена года»

Материал предназначен для проведения зимнего развлечения с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект по познанию в подготовительной группе «Домашние животные».

Цель: систематизировать представления детей о домашних животных.Задачи:1. Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами: повадки животных, особенности питания, условия жизни, польза...