Рабочая программа учебного предмета ПРАВО
рабочая программа по теме

 

Рабочая программа учебного предмета

 ПРАВО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета

 ПРАВО

2012 

 

 Рабочая программа учебного предмета «Право» разработана на основе «Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007    № 03-1180). Право в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования по профессиям начального профессионального образования  : 100116.01 «Парикмахер»

Организация-разработчик: 

ГБОУ НПО ПУ № 61 МО

Разработчики:

Соколовская Е.В. – преподаватель спецдисциплин

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                          стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                          4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ                5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ          11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                     12

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРАВО

Область применения программы 

Программа учебного предмета  является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО:

    100116.01 «Парикмахер»

Рабочая программа учебного предмета «Право» разработана на основе «Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007    № 03-1180).

При получении профессий НПО технического профиля право изучается по программе учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право).

Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:

формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты  прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

          В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

          Приоритетным направлением является формирование правовой компетентности и приобретение определенного правового опыта в рамках учебной и вне учебной деятельности.

          Содержание программы предусматривает развитие у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, акцентирует внимание на формировании навыков самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том числе нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.

         Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

ДИСЦИПЛИНА ОТНОСИТСЯ К ГРУППЕ ПРОФИЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА.

1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  – ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

В результате изучения учебной дисциплины «Право» обучающийся должен:

знать/понимать

права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

максимальной учебной нагрузки обучающегося   137 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  104 часов;

самостоятельной работы обучающегося  33 часов.

 

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

137

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

104

в том числе:

 

     лабораторные занятия

     практические занятия

 -

     контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

В  том числе:

- выполнение домашнего задания,

- подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций. Оформление практической работы, отчета по практической работе, подготовка к защите.

33

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 

2.2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВО»

             

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел 1.

 Правовое регулирование общественных отношений

Тема 1.1.

Введение

Содержание учебного материала

8

2

1

 Происхождение государства и права

6

2

Становление права

3

Развитие права в России

4

Современно Российское  право

Самостоятельная работа обучающихся:

   выполнение домашнего задания

2

Тема 1.2. Основы теории государства и права

 Содержание учебного материала

13

2

1

Государство, его признаки и формы

9

2

Понятия права. Правовая норма. Источники

3

Понятия и признаки правового государства

4

Право и другие сферы общества

5

Местное самоуправление

Самостоятельная работа обучающихся:

 1. выполнение домашнего задания

  2. составление глоссарий

4

Тема 1.3. Конституционное право

Содержание учебного материала

16

1

Понятия конституции и ее виды

12

2

2

Конституция в России

3

Общая характеристика конституции в РФ

4

Основы конституционного строя

5

Федеральная собрание, совет федерации. Государственная Дума

6

Правительство РФ

7

Местное самоуправление

8

Законодательная власть. Исполнительная власть.

9

Правоохранительные органы РФ. Судебная власть. Прокурор.

Самостоятельная работа обучающихся:

   выполнение домашнего задания

4

Тема 1.4. Правовые статус гражданина

 

Содержание учебного материала

20

1

Права и свобода человека и гражданина

14

2

Гражданские права

3

Политические права

4

Экономические и социальные права

5

Права ребенка

6

Нарушение прав человека

7

Защита прав человека

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Выполнение домашних заданий по разделу 2.

2.Составить глоссарий.


6

 

Тема 1.5. Основы трудового права

Содержание учебного материала

24

 

1

Понятия и источники. Трудового права

20

2

Социальное партнерство, коллективные договора и соглашения

3

Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Правовой статус безработного

4

Коллективный договор. Трудовой договор.

5

Рабочее время и время отдыха

6

Оплата труда

7

Дисциплина труда. Материальная ответственность работников

8

Правовые вопросы охраны труда

9

Правовые и социалистические гарантии работникам, предусмотренные трудовым законодательством.

10

 Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.

11

Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Выполнение индивидуального проекта по темам

2.Составить трудового договора

4

Тема 1.6. Основы семейного права

Содержание учебного материала

10

1

Понятия и источники семейного права

10

2

Брак, условия его заключения

3

Права и обязанности супругов

4

Права и обязанности родителей

Тема 1.7. Основы гражданского права

Содержание учебного материала

16

1

Понятия и источники права

10

2

Понятия и источники гражданского права

3

 Обязательное право

4

Право собственности и его защита

5

 Гражданская правоспособность и дееспособность

6

 Гражданско-правовой договор

7

 Правовое регулирование творческой деятельности

8

 Обязательства, возникшие вследствие причинения вреда

9

Наследственное право

10

Порядок разрешения гражданских дел в арбитражных судах

11

Защита материальных и нематериальных прав

12

Причинение и возмещение вреда

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Выполнение индивидуального проекта по темам

6

Тема 1.8. Административное право

Содержание учебного материала

4

1

Понятия и источники административного права

4

2

Административная ответственность граждан

Тема 1.9. Основы уголовного права

Содержание учебного материала

14

1

Понятия и источники уголовного права

10

2

Преступление

3

Наказание

4

Уголовная ответственность

5

Обстоятельства, смягчающие и отягощающие наказание

6

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Выполнение индивидуального проектного задания по темам

2. Составление искового заявления в суд

4

Тема 1.10. Законодательство о налогах

 

Содержание учебного материала

4

1

Налоговое право. Налоговые органы 

4

2

Виды налогов

3

Налогообложение юридических лиц и налоги с физическим лицом

4

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

 

Тема 1.11. Основы экологического права

Содержание учебного материала

5

1

Общие положения экологического права понятия, виды и формы природопользования

5

2

 Экологический контроль. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

 

ВСЕГО:                          

137

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно-наглядных пособий по Праву

Технические средства обучения:

интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.

 3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

Шкатулла В.И., Надвигова В.В.,  Сытинская М.В.. Учебник для начального профессионального образования «Основы правовых знаний» – М.; 2001.

Яковлев А.И. Учебник для начального профессиональногообразования «Основы правоведения» – М.; 2001.

Кашанина Т.В., Сизикова Н.М.. Основы права: Учебник. – М.: Юрайт, 2010. –413с. Серия: учебники для средних специальных учебных заведений.

Маилян С.С., Эриашвили М.И., Петров Н.В., Косякова Н.И., Маркина Э.В., Эриашвили М.И., Петрик М.Ю., Кирсанов А.Л. Правоведение: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008– 319 с. Серия: профессиональное образование.

Мелихова Л.В. Основы права: учеб. пособие. – Ростов-на-Дону, Феникс,2008-416 с.

Шкатулла В.И. Основы правовых знаний: учеб. пособие.– М.: Изд-во Форум, 2008. – 320

 Дополнительные источники:

Конституция Российской Федерации – М.: 1993.

Степное Уложение Республики Калмыкия. – Элиста.:1994.

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ.

Гражданский кодекс РФ ч.1,2, 3,4 от 26.11.2001г. № 146-ФЗ.

Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. № 138-ФЗ.

Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001г. № 195-ФЗ.

Уголовный кодекс от 13.06.1996г. № 63-ФЗ.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001г. № 174-ФЗ

Соловьев А.А.Правоведение: конспект для колледжей и ПТУ. Форма доступа http://www.biblioclub.ru/book/56341//

Законодательство для бухгалтера: приложение к журналу «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Учрежден издательским домом «Панорама».

Справочник кадровика: журнал руководителя кадровой службы. Учрежден Издательским домом "МедіаПро".

Человек и Закон: правовой журнал. Учрежден Министерством юстиции Российской Федерации и ООО «Журнал «Человек и Закон».

«Электронная библиотека. Право России» Форма доступа http://www/allpravo.ru/library

Справочная система «Консультант-плюс. Форма доступа http://www.cons-plus.ru.

 

2.         КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство)

тестирование

характеризовать основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу

домашняя работа, индивидуальное проектное задание

объяснять взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы

домашние задания

различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом 

домашние работы, индивидуальное проектное задание

 

приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности

тестирование

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью

домашние задания

анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации

Контрольная работа

 

выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав 

индивидуальные задания, домашние работы

 

изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права

индивидуальные задания, контрольная работа 

решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций)

индивидуальное проектное задание, контрольная работа 

Знания:

 

права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, работника налогоплательщика, потребителя, супруга, абитуриента)

контрольная работа, домашняя работа, индивидуальные задания

 

механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России

Домашняя работа, индивидуальное проектное задание

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...