Главные вкладки

    «Изучение искусства Древней Греции на примере греческих ваз»
    статья по теме

    Представленные материалы носят рекомендательный характер и адресованы педагогам образовательных учреждений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_grecheskie_vazy.docx54.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

    Центр детского (юношеского) технического творчества

     Московского района Санкт-Петербурга

    СТАТЬЯ

    Изучение искусства Древней Греции на примере греческих ваз

    Автор-составитель:

    Кмитто Юлия Михайловна

    Педагог дополнительного

     образования

    Санкт-Петербург

    2012 год


    Оглавление:

    Введение ……………………………………………………………….. …3

    Основное содержание……………………………………………….... ….5

    Ориентализирующий или ковровый стиль………………………….. .. ..6

    Греческий орнамент………………………………………………………7

    Чернофигурные вазы …………………………………………………. … 7

    Краснофигурные вазы ……………………………………………….. .. ..10

    Словарь………………………………………………………………….. ..12

    Библиография…………………………………………………………… .14

     

     

    Введение

            Изобразительное искусство – это прекрасный, удивительный и притягательный мир. Мир этот - часть всей жизни. Но просто и сразу войти  в него может не каждый. Ведь живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринять всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картин.

            Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо привести его взрослый. И прежде всего педагог-профессионал, который способен научить понимать и чувствовать мир художника, а через него – красоту и смысл жизни.  

            Изучение изобразительного искусства в школе призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Знакомство с историей искусств - это основа основ эстетического воспитания. Оно расширяет кругозор, внушает уважение к творчеству предков и народов мира, пробуждает симпатию к художественному творчеству.

            Каждый ребёнок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче будет и его личное воображение, тем вероятней, что интуитивная тяга к искусству станет впоследствии осмысленней.

            Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятию картин, рисунков, скульптуры, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играют уроки истории изобразительного искусства. Человек, понимающий язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимает и другие виды искусства. Знакомство с подлинными памятниками культуры и искусства не только обогащает знания учащихся, но и воспитывает у них художественный вкус, учит понимать и ценить прекрасное.

    Эталоном прекрасного считается античное искусство.

       Античным (от лат. antiquus - древний) принято называть искусство Древней Греции и Древнего Рима. Древнейшим видом изобразительного искусства в Древней Греции была роспись на вазах – вазопись. Этот вид искусства был широко распространен и, в отличие от памятников скульптуры, его произведения сохранились в большом количестве до наших дней.

     Декоративные сосуды - ритуальные, парадные - были известны издавна.

              Ваза – глиняный сосуд, имеющий не только повседневно-бытовое, утилитарное, но и декоративное значение. Сосуды, в зависимости от

    предназначения, имели разные формы и объемы. Самой распространенной и, пожалуй, самой красивой формой греческих сосудов была двуручная амфора с

    яйцевидным туловищем и узкой горловиной, предназначенная для хранения вина. Существовали и многие другие: килик – плоская чаща на подставке, из которой пили вино; узкий кувшин - лекиф, в который наливали масло и благовония. Большие широкие кратеры служили для смешивания вина с водой, их форма давала простор для росписей.

    К сожалению, время не пощадило античную вазопись — многие из ваз разбились. Но, благодаря труду археологов и реставраторов, некоторые удалось склеить, и они по сей день радуют нас совершенным блеском черного лака. Самая большая в России коллекция античных расписных ваз находится в Эрмитаже, а так же в Государственном музее изобразительного искусства имени А.С. Пушкина.

             Античные вазы – не просто изделия декоративно- прикладного искусства. По мастерству исполнения многие из них ни в чём не уступают лучшим произведениям греческой скульптуры.

    Они пленительны и нежны,
    Они изысканно-небрежны,
    То гармонически-размерны,
    То соблазнительно-неверны,
    Всегда законченны и цельны,
    Неизмеримо-нераздельны,
    И завершенность линий их
    Звучит, как полнопевный стих.
    От грозных и огромных пифов
    До тонких, выточенных скифов,
    Амфоры, лекифы, фиалы,
    Арибаллы и самый малый
    Каликий, все – живое чудо:

    В чертах разбитого сосуда,
    Загадку смерти разреша,
    Таится некая душа!
    Глубокий мрак тысячелетий,
    Расходится при этом свете!
    И преданья мира – немы!
    Как стих божественной поэмы,
    Как вечно ценные алмазы,
    Гласят раздробленные вазы,
    Что их творец, хотя б на миг,
    Все тайны вечности постиг.

    (Валерий Брюсов“Античные вазы”).

    1916 –1917 гг.

     

    Основное содержание

    «Постичь тайны вечности» через понимание того далекого мира - завораживающего и многоцветного мира греческой античности - и можно научить детей через знакомство с вазописью. Ведь собрание античных ваз знакомит не только с развитием керамического производства и лучшими образцами изделий, оно расширяет представление о жизни древних греков, характере их искусства, верованиях, обычаях, о культуре в целом.

    Хотя классической древностью (от лат. classicus - образцовый) современные историки называют время приблизительно от 8 до 4 века до н.э., вазы из глины на территории современной Греции начали делать гораздо раньше - около восьми тысяч лет назад. Примерно в это время её тогдашние жители открыли первые секреты гончарного производства. Самый важный из них таков: если обжечь глиняный горшок в огне, он станет крепче, не рассыплется со временем и не размокнет от воды. В огне глина превращается в новый материал – керамику (от греч. keramos – глина).  

    Керамика – это всё что сделано из глины и обожжено в печи. Сырые глины из разных месторождений различаются по химическому составу, а потому из них при обжиге получаются изделия разного цвета (от чисто белого до тёмно-коричневого). Одним из наиболее сложных этапов в процессе изготовления вазы был именно ее обжиг. В печи, где находился сосуд и куда был свободный доступ воздуха, температуру постепенно повышали до 800 градусов. Ваза становилась красной. Потом печь плотно закрывали, чтобы в неё не попадал воздух, и добавляли зелёные веточки или влажные дрова. Доводя температуру до 950 градусов. В этот момент ваза чернела, но не вся, а только то, что написано «чёрной краской». Чтобы сохранить этот чёрный цвет, надо было подложить ещё дров и снова приоткрыть печь для доступа воздуха. Печка начинала медленно остывать. Если же мастер случайно добавлял дров больше, чем следовало, и температура в печи достигала 1050 градусов, чёрный цвет снова становился красным.  Всё это выявляли мастера путем множества проб и ошибок.

    Прежде чем вылепить сосуд, глину надо было приготовить. Для этого её долго и последовательно вымачивали в больших специальных бассейнах, очищая от грубых примесей – камешков, песка и растений. Потом из чистой мягкой глины мастер, используя гончарный круг, сделанный из дерева или камня, формовал тулово, ножку и горло вазы. Круг был очень тяжёлым, а приводился в действие вручную. Как правило, его крутил подмастерье.

    Позднее появились приспособления для вращения гончарного круга ногами. Отдельные части сосуда соединяли вместе с помощью длинных узких полосок глины. Поверхность вазы следовало делать гладкой, поэтому во время формовки её выравнивали  влажной тканью, кожей или губкой, а затем полировали кусочками  кости, камня или дерева. Чтобы ваза получилась более красивой, гончар усиливал цвет глины, то есть делал его более ярким. Для этого он наносил на поверхность изделия широкой кистью красную охру – минеральную краску, разведённую в воде.

    Постепенно возникла потребность сделать керамический сосуд еще более красивым, сочетая различные цвета глины. Но начиналось всё с линии, ставшей первоэлементом греческой живописи. В течение трёх тысячелетий гончары-художники греческих племён расписывали свои изделия простыми геометрическими узорами. Мастера того времени наносили роспись тёмной краской, а фон оставляли светлым. Украшением глиняных ваз служили только геометрические узоры - линии, ряды чёрточек, крестиков, кругов, полукругов, зигзаги и другие орнаментальные мотивы.

    Появляется излюбленный греческий орнамент – меандр – узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки Меандр. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр, а затем и волнообразный орнамент.

     Благодаря геометрической росписи глиняных ваз, целую эпоху в истории Греции  называют периодом геометрического стиля. Произведения лучших мастеров позднего геометрического стиля, способных вылепить и расписать вазы почти в два метра высотой, отличались высоким качеством работы и строгой красотой.  Условный характер изображений, упрощенность форм – результат стремления выразить  графическим знаком общее понятие какого-либо вполне определенного реального мира.

    Ограниченность такого принципа изображения – в отсутствии конкретных, индивидуальных черт образа. Ценность его в том, что человек на ранней ступени развития начинает вносить в мир, кажущийся еще непонятным  и хаотическим, элемент системы, упорядоченности. В этом отношении росписи гомеровского периода – первые шаги в развитии античного художественного мышления.  

    Так в лаконизме росписей ваз формировались качества, развившиеся позднее в пластически сочные формы греческого искусства. Эта эпоха была школой для греческих художников. Сдержанная гармоничность образов архаики и классики вышла именно из строгой чёткости рисунков  геометрического стиля.

    Ориентализирующий или ковровый стиль

    С конца 8 века до. н. э. в греческом обществе начали формироваться новые вкусы и интересы. Упрощенные, условные, геометрические изображения перестали удовлетворять художников, и  в рисунках на вазах появились растительные мотивы и сюжетные сцены.  

    В 7 в. до н.э. в Коринфе,  возникает особый стиль вазописи  - «Ориентализирующий» (от латинского orientalis – восточный), вобравший в себя восточные мотивы.   

    Поверхность вазы, расписанной восточными узорами, заполнялась полностью, покрывая её ковром узора. Поэтому этот стиль называют еще «ковровый». В отличие от сухих линий геометрических узоров ковровые вазы насыщены сочностью и жизнерадостной энергией.  В этом стиле широко

    применяются пальметты, стилизованные цветы и бутоны лотоса, образуя пояса и кольца.

    Изображение начинает отделяться от поверхности сосуда и становиться самостоятельным. Орнаментальность пронизывает фигурные изображения и поглощает их, растворяет в певучих ритмах своих мотивов. Орнаментальны контуры людей и животных, узорами старательно заполнены промежутки между фигурами и предметами.  Пестрым ковром лежит роспись на островных сосудах (лутофорах). На родосских вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические - сфинксы, сирены с красивыми динамичными линиями упругих контуров.

    Греческий орнамент

    Греческий орнамент во многом заимствовал и использовал особенности египетского, частично финикийского и ассирийского орнамента, но все воспринятое было переосмыслено и переработано по-своему. Созданный орнамент был оригинальным. Основными его качествами становятся легкость и гармония, символическое содержание отодвигается на второй план. Строгая симметрия геометрического орнамента, составленного из простой комбинации вертикальных, горизонтальных линий и прямых углов, превращена греками в гармоническое совершенство.

    Правильность и симметрия – постоянное правило греческого орнамента. Основных форм орнамента мало, но они варьируются и комбинируются до бесконечности.

    Широко применялся меандр – квадратный или круглый, ионики, перлы, плетенка, комбинации из всевозможных кривых, яйцеобразный орнамент (овы) и др. Очень распространен был мотив пальметы (стилизованное изображение пальмового листа). Этот орнамент был заимствован греками, это шумерский орнамент, который олицетворял в Шумере, в Передней Азии, огненную богиню Иштар. Греки отождествили богиню Иштар с Афродитой, и “пальметта” стала знаком мира и любви. Подобные пальметты украшают не только посуду. Они появляются на коньке древнегреческих храмов.

    Широко применялся стилизованной формы акант, который появился вместе с коринфским ордером. Часто использовалось изображение листьев алоэ, всевозможных водяных растений, винограда, плюща, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева. Из зоологических форм особое распространение получила голова быка. Впоследствии все эти формы были использованы как мотивы многими народами.

    Чернофигурные вазы

    В 6 в. до н.э. на смену восточному ковровому стилю пришла так называемая чернофигурная вазопись, зародившаяся еще в 7 в. до н.э.

    С течением времени узоры на сосудах усложнялись, разнообразнее становились и их формы. Схематические образы

    геометрики стали насыщаться всё большей конкретностью. Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком.

    Легенда рассказывает, что первой художницей была девушка, очертившая на стене тень, отбрасываемую фигурой её возлюбленного. Позднее подобные «тени» - силуэты - стали возникать и на сосудах.

    Почти все древнегреческие вазы были расписаны двумя красками, красной и чёрной. Красная краска – это красная глина, и чёрная, как это ни странно, - тоже красная глина, только немного другая, по качеству. А чёрной она становилась  в процессе обжига в печи. Заранее приготовленной краской, которая на самом деле была глиной иногда чуть более тёмного оттенка, чем та, из которой делались вазы, художник расписывал сосуд, становившийся после обжига либо чёрнофигурным, либо краснофигурным. Название говорит само за себя. Чёрнофигурные – основные фигуры – черные. Краснофигурные - фигуры красные.

    Детали картины вазописец либо процарапывал острым инструментом, либо рисовал тонкой кистью, используя пурпурный, серый, розовый или другие цвета. Эти цвета получились при смешивании белой, красной и чёрной красок. Делая же чёрную краску более жидкой, можно было получить при обжиге коричневатый оттенок, очень подходивший для передачи цвета волос. Готовую подсохшую роспись вазописец снова полировал и завершал работу нанесением тонкой кисточкой надписей, имён изображенных персонажей.

    Затем мастер приступал непосредственно к росписи. Сначала он заострённой палочкой из древесного угля или свинца делал набросок будущей картины на ещё непросохшей поверхности вазы. Иногда художник обводил контур  фигур тонкой кистью. Он мог использовать и циркуль, когда поверх наброска фигуры воина рисовал щит.

    Так постепенно ремесло изготовления необходимой для жизни простой посуды  переходило в искусство, дающее радость творчества и восприятия прекрасного.

    Художественный образ начинает освобождаться от орнаментальных «одежд», приобретать конкретность реальных контуров.  На сосудах часто изображаются воины или охотники, сцены из греческих мифов. В стиле росписей выступает графичность и манера живописи иная, характеризующая общий облик фигуры, и выразительно передающая жест и движение. Особенных успехов добились в этом мастера Коринфа.

    Коринфские гончары делали вазы из местной глины бледно-жёлтого цвета. При обжиге она получалась плотной, сосуды не нуждались ни в какой обмазке. На светлом фоне особенно яркой и сочной выглядела роспись с большим количеством пурпурных и белых деталей.

    Коринфские мастера чёрнофигурной вазописи при помощи кисти наносили лаком или пурпуром общий силуэт фигуры, а затем острым инструментом прочерчивали детали фигур. Вазописцы дополняли изображение разноцветными

    деталями поверх лакового силуэта (их называют накладными). Они наносились при помощи специальных красок, чаще всего – белой и пурпурной. Пурпур для росписи ваз получали, смешивая тонко растёртую глину с красной охрой, белую краску – из глины чисто белого цвета. Накладные краски не блестят и плохо

    прилегают к поверхности  сосуда, особенно к частям, покрытым лаком. Поэтому часто на древних греческих вазах остаются лишь следы от накладных красок.

            Другим достижением коринфских вазописцев первой половины 7 в. до н.э. стало умение помещать во фризах, на которые была разделена роспись поверхности, массу миниатюрных фигур людей и животных. Иногда коринфские

    художники украшали свои вазы целыми сюжетными сценами из жизни горожан. Это позволяло им, создавая многофигурные сцены, языком вазописи рассказывать целые истории.

             Украшая вазы фризами с вереницами животных, мастера коринфского зрелого периода почти не оставляли в своих росписях свободного фона – так плотно располагались крупные фигуры зверей и большие розетты. Розетта (или розетка) – это узорное изображение, напоминающее  цветок со множеством лепестков. Коринфские художники зрелого периода рисовали на своих вазах очень крупные розетты, которые больше всего похожи на подобные узоры в ассирийском искусстве.

    Коринфские живописцы были знамениты. В одной из древних легенд упомянут корифнянин Экфант, который первым в Греции начал писать цветными красками. И теперь уже мастера Афин и других областей Греции во многом подражали изделиям коринфских мастеров. Особенно это заметно в творчестве художников, создавших «чаши Сиана». Эти чаши были впервые найдены на острове Родос в древнем некрополе около современного селения Сиана, отсюда их название.

    От коринфян гончары Афин переняли чёрнофигурную технику росписи и обычай делить вазу на несколько фризов с небольшими фигурами. Но возросший интерес к сюжетным изображениям, стремление к точной передаче образов реального мира, желание художника больше рассказать, сильнее взволновать и ярче выразить ту или иную идею заставили вазописцев отойти от орнаментальности 7 века. И мастера афинской школы чёрнофигурной вазописи с самого начала её развития чаще коринфян оставляли фон незаполненным, делали фигуры более крупными, употребляли меньше цветов и всегда следили, чтобы детали по лаку были прочерчены исключительно чётко. Теперь узору отводится лишь роль обрамления сцен. Украшения донца, горла, мест крепления ручек. Оттеснение декоративности и выдвижение сюжетного начала приводит также и к цветовому упрощению. Выступающий на оранжевом фоне глины контур фигуры заливается чёрным лаком, всё реже используется пурпур и красная краска.

    Греческие гончары и вазописцы редко подписывали свои произведения, а до 6 века до н.э. почти этого не делали. И всё же среди памятников этого времени современные исследователи научились распознавать целые группы ваз, явно

    расписанных одной рукой или в очень похожей манере – художниками, работавшими бок о бок в одной мастерской.

    Методы определения авторства ваз в первой половине 20 столетия разработал выдающийся английский исследователь Джон Бизли. Они применимы к расписным сосудам, прежде всего, созданным в таких процветающих центрах вазописи, какими были Афины и Коринф. Специалисты выявляют одинаковые приёмы росписи, сходные детали исполнения фигур и композиций и так определяют, какие вазы мог расписать один мастер. Поскольку настоящие имена открытых таким образом художников неизвестны, им дают условные наименования. Например, мастера называют по месту обнаружения их

    произведений (Дипилонский мастер); по названию города, в музее которого хранится лучшее его произведение (мастер Детройт); по имени коллекционера, владеющего вазой, важной для открытия авторской индивидуальности (мастер Киджи); по самой любимой, часто встречающейся в работах одного художника фигуре (мастер Грифона-птицы) и т.д. 

    Но дошли до наших дней и вазы, на которых сохранились имена художников-вазописцев: Евфорния, Дириса, мастера Брига и других.

    .                                         .

    Краснофигурные вазы

    Около 530-х годов до н.э. на смену чёрнофигурной вазописи  приходит краснофигурная, со светлыми фигурами на черном фоне. В ранних краснофигурных росписях рисунок проще, но совершеннее, чем в чернофигурных. Художник больше обращает внимание на реальность форм, чем на их декоративное значение. Детали изображаются тонкими линиями лака, а не процарапыванием, как раньше. Это

    облегчает мастеру передачу трудных ракурсов и положений фигур. Наглядно выступают эти новшества в трактовке глаз, которые хотя и очерчиваются замкнутым овалом, но зрачки, переместившиеся ближе к краю, придают конкретность взгляду, показывают его направление. Расширяется круг сюжетов. В росписях можно встретить эпические сцены, эпизоды военной жизни, состязания атлетов, пиршества и дионисийские празднества.

    В краснофигурной технике внимание сосредоточено на главном. Светлые фигуры воспринимаются более реальными, им нужно больше простора для движения и деятельности, нежели плоскостным чёрным, которых можно больше поместить на одном и том же участке. Реальность краснофигурных изображений начинает прорывать поверхность вазы, и роспись постепенно теряет свою декоративную роль украшения.

    Резкость линий, свойственная ранним краснофигурным рисункам, уже не удовлетворяла мастеров более позднего периода, они стремились сделать очертания фигур более  плавными.

    В краснофигурных росписях середины 5 века до н.э. заметно тяготение к печальным, задумчивым образам. Будто после бурной динамики раннеклассических композиций мастерам захотелось передать тишину,

    лирические чувства. Эпоха классики – время господства краснофигурной вазописи.  Однако она была не единственной техникой, распространенной в то время.

    В вазописи можно отметить две тенденции. Одна проявлялась в возвышенно-монументальных решениях – и ей хорошо отвечала специфика  

    краснофигурной техники, для другой было характерно решение художественных задач в лирико-элегическом плане. Это так называемая белофонная техника,

    занимавшая особое место в вазописи 5 в. до н.э. По белому, иногда чуть тонированному фону вазописцы наносили свободной линией изображение, используя два-три цвета палитры. 

    Белофонная техника широко использовалась при росписи лекифов, посвященных культу умерших. (Вообще лекиф  /греч. lе́kythos/ - древнегреческий керамический сосуд для масла на низкой ножке, с узким горлом, переходящим в раструб, и вертикальной ручкой, обеспечивающими аккуратный разлив жидкости). Краснофигурные и чернофигурные лекифы предназначались для хозяйства. Но белофонные сосуды было принято помещать на надгробиях.  На белофонных лекифах обычно изображались умершие и их близкие, ещё живущие. Главное в таких росписях не действие, но глубина чувств, стремление выйти за пределы реальности и проникнуть в сферы, где, по представлениям живых, обитают умершие родственники и друзья. В сценах нет мистического страха. Трагедийность растворена сознанием высокого достоинства человека. Среди сюжетов – изображение гениев сна и смерти, несущих убитого воина, сцена прощания воина с подругой (показана девушка с дарами – лекифом и корзинкой у надгробия, смотрящая на юношу с копьём).

    Краска на белофонных лекифах, часто накладная, непрочная, со многих сосудов стёрлась, и это позволило увидеть манеру работы художника: сначала он наносил контур фигуры и лишь потом начинал как бы «одевать» её, изображать красками хитон, гиматий. Со второй половины 5 века до н.э. мастера белофонных лекифов все реже пользуются широкими цветовыми плоскостями, рисунок же становится все свободнее и живописнее.
    В последней трети 5 века до нашей эры вновь возрастает стремление к поэтизации повседневных мотивов, что получило свое дальнейшее развитие в искусстве более позднего периода.

    Так через знакомство с древнегреческими вазами, являющими собой высокие образцы классического античного стиля, можно познакомиться не только с искусством Древней Греции, но и с её мифологией и историей, с жизнью народа, его вкусами и потребностями. Так через знакомство с лучшими произведениями античной вазописи можно заложить в человеке основы эстетического восприятия мира – восприятия прекрасного.

    Словарь

    Алабастр – древнегреческий сосуд для масла, имеющий продолговатую, закруглённую книзу форму, плоский венчик и ушко, сквозь которое пропускался шнурок для подвешивания на поясе.

    Амфора – сосуд с двумя ручками овальной формы, суживающийся книзу. В Древней Греции использовался для хранения масла и вина.

    Арибалл – небольшой шарообразный или грушевидный сосуд для масла.


    Аск (аскос) - небольшой плоский древнегреческий сосуд из керамики с трубкообразным горлом и прикрепленной к его тулову и горлу ручкой.


    Гидрия – сосуд для воды с тремя ручками. Две из них располагались по бокам горизонтально, а третья вертикально у горла – пользуясь ей, из сосуда выливали воду.


    Канфар – древнегреческий сосуд для питья в виде кубка на ножке с двумя высокими петлеобразными ручками. Атрибут бога виноделия Диониса.


    Киаф – тип древнегреческого сосуда из керамики или металла в форме чаши или черпака с одной длинной петлеобразной ручкой.


    Килик – древнегреческий сосуд для питья: широкая и низкая чаша на высокой ножке с двумя горизонтальными ручками.


    Кратер – большой сосуд в форме чаши или колокола на ножке  двумя ручками. Предназначался для смешивания вина с водой.


    Лебес – сосуд, предназначенный для умывания или приготовления пищи. Представляет собой чашу с двумя ручками и крышкой на высокой ножке или треножнике.


    Лекиф – небольшой керамический сосуд для масла конусообразной или цилиндрической формы с узким длинным горлом и высокой ручкой. Лекифы использовались также в похоронном церемониале.


    Лутрофор – сосуд с высоким туловом, длинным и узким горлом, широким венчиком и двумя ручками. В нем приносили воду для совершения обряда омовения невесты, позднее начали использовать в заупокойном культе.


    Ойнохоя – античный сосуд, предназначенный для разливания жидкостей, чаще всего вина. Имел длинную ручку и горло с тремя стоками, что позволяло наливать вино сразу в три чаши.


    Пиксида – небольшая круглая коробочка для украшений, мазей и пряностей. Первоначально изготавливалась из самшита, позже – из слоновой кости, металла или керамики.


    Пифос – большой сосуд яйцевидной формы для хранения зерна.


    Псиктер – древнегреческий сосуд для охлаждения жидкостей, форма которого позволяла вставлять его в более широкие сосуды.


    Ритон – древний парадный сосуд в виде изогнутого рога. Предназначался для ритуальных возлияний или питья. Может иметь ручку со скульптурным изображением головы животного.


    Скифос – древнегреческий сосуд для питья в форме чаши с двумя горизонтально расположенными ручками, то же, что котила (античная мера объема, равная 0,27 литра).


    Стамнос форма древнегреческого широкого сосуда для вина с большим горлом и двумя ручками.


    Фиала – плоская и широкая чаша для возлияний богам.

    Пальметка – орнаментальный мотив, напоминающий лист пальмы.

    Ионики (гр.- ионический), рельефный орнамент, представляющий ряд срезанных сверху яйцеобразных элементов, обрамленных валиком (греческий и римский варианты) и чередующихся со стрельчатыми листьями.

    Библиография

    Букина А.Г.. Круговращенье колеса гончарного. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2005. 55с.

    Воробьёва О.Я., ПлещукЕ.А., Андриенко Т.В. Изобразительное искусство 1-8 классы. В.:Учитель2010. 71с.

    Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. СПб.: АО Икар;1993.272с.

    Давыдова Л.И. Искусство Древней Греции. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2008. 128с.

    Кузин В.С. Изобразительное искусство. М.: Дрофа, 2001. 288 с.

    Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М.: Искусство, 1980.270 с.

    Соколова Н.М.Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Академия, 1999.368 с.

    Шапиро Ю.Г. Эрмитаж путеводитель по выставкам и залам. Л.: Искусство, 1989. 229с.

    Юный художник. М.: Молодая гвардия, 1985. 48с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-игра ИЗО«Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс

    Урок-игра изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского «Искусство Древней Греции. Вазопись» 5 класс. Сегодня нам предстоит совершить путешествие далеко-далеко, в бассейн Средиземномо...

    Конспект урокаДекор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древней Греции. Древнегреческая вазопись.

    Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.Формирование представления об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов....

    Презентация учебного материала по истории изобразительного искусства "Искусство Древней Греции.Вазопись"1 класс

    В презентации рассматриваются следующие темы: Этапы изготовления ваз(в картинках)Формы античной керамикиКерамические плитыВотивные табличкиТерракотовые статуэткиТри способа изготовлен...

    Презентация учебного материала по истории изобразительного искусства "Искусство Древней Греции.Вазопись"1 класс

    В презентации рассматривается тема  декоративной росписи  сосудов, выполненная керамическим способом, т.е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывается период с догр...

    Урок "Искусство Древней Греции"

    Методическая разработка урока "Искусство Древней Греции" (5 класс)...

    Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

    В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

    Презентация "Искусство Древней Греции. Древнегреческие сосуды"

    Данная образовательная технология позволит дать детям исчерпывающую информацию об изучаемой теме. С помощью презентации ученики совершат интересный экскурс в древнегреческую культуру. Презентация...