"Свобода и ответственность"
методическая разработка по теме

Разработка урока по предмету "Основы светской этики" для 4 класса. Урок 10 "Свобода и ответственность".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizacionnyy_moment.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Свобода и ответственность"

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием “ответственность”; обучать коммуникативным методам общения посредством интерактивных форм взаимодействия учащихся.
  2. Развивать речь, мышление учащихся, умение работы в группе, умение высказывать свою точку зрения и аргументированно ее отстаивать.
  3. Воспитывать интерес к изучению моральных норм поведения людей, стремление быть ответственным, дружелюбное отношение друг к другу.

Оборудование: мультимедийный проектор; листы бумаги, фломастеры, карточки с изображением символов

Ход урока

1.Организационный  момент. 

2.Приветствие.

3.Работа с высказыванием:

2 слайд. Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим людям.

                                     М. Клаудиус

- Как понимаете данное высказывание? (Нести ответственность дело не простое, трудное, этому нужно учиться.)

3 слайд.- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о свободе, о роли свободы в жизни каждого человека и общества в целом.

- Узнаем, какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность.

- Ответим на вопрос: «Связана ли ответственность с необходимостью и  умением человека сделать правильный и свободный выбор?».

  1. Проверка домашнего задания:

Для того чтобы начать наш разговор проверим домашнее задание

Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?

Вывод: Слушая ваши рассказы, мы можем сказать, что у каждого из вас случались ситуации морального выбора, и чтобы поступить правильно, честно, порядочно, обязательно нужно все взвесить, подумать, потом принять решение. Недаром в народе говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

  1. Изучение нового материала: 

Сегодня мы как раз и поговорим о том, как научиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами.

4 слайд.

(Выходят дети, читают заранее подготовленное стихотворение А.Барто «Уехали»)

Уехали

Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком —
 
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увёз.

Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовёт на сбор.
И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.

Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нём —
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

(Агния Барто.)

Вопросы для обсуждения:

- Как вы думаете, почему именно это стихотворение А.Барто прозвучало на сегодняшнем уроке?

- Как бы вы поступили, оказавшись в такой ситуации?

5 слайд.- О какой ответственности идет речь в стихотворении?

Работа с учебником

6 слайд.

 - Найдите в тексте учебника ответ, что такое ответственность.    (Ответственность эта черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.)

 7 слайд.

          - Прочитайте стр. 24 и найдите, какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры к каждому условию.

        1. ответственность только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора.(человек не несет ответственность за то, что он не совершал, или за то, что от него не зависит)(пример: один толкнул другого, разбили вазу…)

        2.Преднамеренность.  (Заранее обдуманный, умышленный. )

        3.Отдавать отчет в последствиях совершаемых действий.(например, выбрасывая что-то из окна, человек не подумал,что может попасть в прохожего и нанести ему травму. Однако это не значит, что он не несет за это ответственности)

Поэтому, прежде чем сделать что-то, человек должен подумать: «А к каким последствиям приведет мой поступок?», «Не нанесу ли я кому-нибудь вред?» Способность задавать себе такие вопросы – внутренняя обязаноость человека. Она свидетельствует о его ответственности перед собой и другими людьми.

- Ответственность — это черта личности, которая является важнейшей жизненной ценностью. Она нужна как обществу, так и самому человеку, является залогом уважения его другими людьми. Ответственность регулирует действия человека. Ответственность предполагает наличие у него чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. 

  Внутренняя обязанность человека- это способность человека задавать себе вопросы, прежде, чем совершать какой-либо поступок

- Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы? (чтобы проанализировать и не совершить порочных поступков)

 

Слайд 9- За что в этой жизни человек несёт ответственность? (По слайдам заполняют каждый свою таблицу)

Слайд 10.Определите отношения  ответственности и заполните таблицу

Кто?

За кого?

Родители

Учителя

Дети

Ученики

Люди

Друг

Человек

Слайды 11-19.

Слайд 20.- Ответственность у всех разная. Она зависит и от возраста, и от воспитания, и от того какое место человек занимает в обществе слайд 21

Слайд 22- Люди связаны друг с другом разнообразными обязанностями, одну из которых трудно выполнить, не нарушив другой.
Как, например, сдержать обещание хранить доверенную тайну, если её сокрытие может нанести вред другим людям.

Слайд 23.Практикум (работа в группах):

Перед вами ситуация морального выбора.

Какое решение вы примите?

Готовы ли вы взять на себя ответственность?

(по рядам или по группам) Слайд 24.

Ситуация 1.

Ситуация 2.

Ситуация 3.

 

Вы зашли в школьную раздевалку и увидели, как один озорник связывает шнурки у обуви, хранящейся на полках. При этом вы поняли, что безобразник вас заметил. Каковы будут ваши действия?

Вы видите, что одноклассник на переменке рисует на парте. Как вы поступите?

В школьной столовой ваш одноклассник пытается съесть порцию задержавшегося ученика.  Как же поступить?

25 слайд.

Рефлексия (Можно в виде физкультминутки: Согласен: руки на парте, голову наклонить; не согласен: руки вверху, мотаем головой; сомневаюсь, не уверен: плечами вверх-вниз)

Можно в виде Игры «Да-нетка». Детям раздаются карточки красного, желтого и зеленого цвета («Согласен», «Сомневаюсь, не уверен», «Не согласен»)

  1. Умение внимательно слушать и слышать;
  2. Перебивание друг друга, нетерпение;
  3. Похвала, согласие с правом других на иное мнение;
  4. Стремление разобраться, понять чужую точку зрения;
  5. Обвинения упрёки, угрозы в адрес другого человека;
  6. Интересоваться заботами и делами родных и близких;
  7. Оскорбление, обзывание;
  8. Совет, предложение;
  9. Утешение, подбадривание;
  10. Поддержка;
  11. Приказ, указание;
  12. Уважение;
  13. Благожелательность;
  14. Осуждение, критика;
  15. Вежливо разговаривать, не повышать голоса, не хлопать дверью, сдерживаться в любой ситуации;
  16. Обращаться по имени, потому что имя – самое приятное для человека слово.

Слайд 26  Внутренняя обязанность человека – это способность задавать себе вопросы прежде, чем совершить какой-либо поступок

: РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМ ТЕКСТОМ.

В.А.Сухомлинский

Как воспитать настоящего человека

(Отрывок)

Самое большое счастье для отца и матери - твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы - усердие в учении. Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи.

Если люди считают тебя плохим человеком - это большое горе для твоей матери и твоего отца.

По-настоящему любить отца и мать - это значит приносить в дом мир и покой.

Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья - это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твое поведение, твои поступки. Со всеми людьми надо быть правдивыми, но для матери и отца малейшая капелька лжи, если только они дорожат своей честью, - это большое несчастье.

Спрашивай у отца и матери разрешения и позволения на то, что без их воли делать нельзя. Настоящая свобода сына и дочери - быть послушными детьми. Подчинение воли родителей - первая школа гражданского воспитания, твоей совести. Если ты не научился подчиняться воле родителей и в этом подчинении видеть настоящую свою свободу - ты не сможешь стать верным отцом своих детей, любящей матерью, настоящим человеком.

ВОПРОСЫ:

1. Каким надо быть, чтобы родители были по-настоящему счастливы, гордились тобой?

2. В чем заключается настоящая свобода сына и дочери?

3. Что нужно для того, чтобы стать настоящим человеком?

Слайд 27. Задание:. Продолжи перечень поступков, которые будут приятны близким тебе людям: 

1. Доставлять радость.

2. Интересоваться заботами и делами родных и близких.

3. Вежливо разговаривать, не повышать голоса, не хлопать дверью, сдерживаться в любой ситуации.

4. Обращаться по имени, потому что имя - самое приятное для человека слово.

IV. Итог урока. Слайд 28.

- Согласны ли вы с утверждением, что основой наших отношений к ближним должны быть следующие великие истины: «Никогда не делать другим того, чего мы сами себе не желаем и поступать с другими так, как бы мы желали, чтобы с нами поступали»?

- Получается ли у вас так жить?

- Свобода и ответственность неотделимы друг от друга, поэтому истинно свободный человек может сам принимать решения и отвечать за результаты принятых им решений, будь они хорошими или плохими.

Домашнее задание: 

Д/З  1  . Согласны ли вы с утверждением, что основой наших отношений к ближним должны быть следующие великие истины: "Никогда не делать другим того, чего мы сами себе не желаем и поступать с другими так, как бы мы желали, чтобы с нами поступали"?

Получается ли у вас так жить? Приведите примеры.

2. Хороший человек - кто он?

Попробуйте составить словесный портрет хорошего человека

3. Ответственный человек - кто он?

 Дополнительно, если остается время, или на следующий урок

  1. Поднимите руку, кто хочет быть свободным? Почему?
  2. От чего вы хотите быть свободны?
  3. Как вы понимаете слово СВОБОДА?

2. Чтение притчи.

- Послушайте притчу о короле, который дал свободу своим сыновьям.

Король стал стар и призвал к себе двух сыновей.

- Сыновья, я назначаю вас правителями двух областей. Покажите, на что вы способны, и я решу, кто будет моим преемником, — сказал правитель двум принцам. Юноши поклонились и разъехались в разные стороны. Старшему сыну досталась равнинная восточная провинция. Младший сын стал править горной западной провинцией..Прошёл год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, а потом провёз короля по стране. Люди всюду убирали урожай. При виде королевских экипажей крестьяне падали лицом на землю и лежали так, пока экипажи не исчезали. В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию. Вечером на пиру певцы и музыканты воспевали короля

.— Видите, отец, какую власть я приобрёл за год! Всё в моей провинции держится на страхе и повиновении, — с гордостью сказал принц.

— Хорошо, теперь я посмотрю, чего достиг младший сын, — ответил король.В горной провинции короля тоже встретили с почётом. Горцы низко кланялись королевской свите и снова приступали к работе. Они строили дороги и мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники.

— Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных, — сказал младший принц королю.Вскоре король объявил, что назначает своим преемником младшего принца.

— У него нет власти, народ его не боится, он даже армию не создал! — обиженно заявил старший принц.

— Не власть украшает правителя, а ответственность перед людьми, — спокойно объяснил король.

  1. Обсуждение притчи 

- Кто герои этой притчи?

- Чем отличается жизнь одного брата от жизни другого через год?

- За что извинился младший сын перед отцом?

- Кто стал преемником короля?

- Как король объяснил свое решение?

- Кого бы вы выбрали преемником короля?

- Как вы думаете, что значит быть ответственным перед людьми?

- Каким образом эта притча связана с темой нашего урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Свобода и ответственность".

Разработка урока №10 по предмету ОРКСЭ, модуль  "Основы светской этики"....

Свобода. Выбор. Ответственность.

Классный час к 1 сентября. Тема направления этого года "Свобода. Выбор. Ответственность."...

Классный час «Свобода и ответственность»

Классный час о возможности задуматься над понятиями «свобода» и «ответственность»....

Презентация к уроку ОРКСЭ "Свобода и ответственность".

Презентация содержит вопросы, задания, пояснения к уроку ОРКСЭ  "Свобода и ответственность" и дополнит материалы учебника....

Методическая разработка мастерской "Свобода и ответственность"

Цель занятия - создать условия для осознания обучающимися ценности свободы и единства свободы и ответственности. Использование различных приемов и средств, в том числе и видеоролик из социальных сетей...

Методическая разработка урока по обществознанию в 10 классе "Единство свободы и ответственности личности"

Целью урока является ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода". Дать представление о том, что абсолютной свободы не бывает. Закрепление материала проводится в тестовой ...

Свобода в деятельности человека. Свобода и ответственность.

11 класс Урок-исследование по обществознанию....