МУЖСКИЕ БОЖЕСТВА В ДРЕВНЕМ ГЕРМАНСКОМ ПАНТЕОНЕ
статья по теме

Полетыкина Юлия Анатольевна

 

Древние германцы были сильными и воинственными людьми. «Суровая природа, изнурительная борьба за выживание создали из человека машину-убийцу. Сформировалась философия грабителя, его особый взгляд на мир». В образах богов-мужчин древних германцев отразились представления германского народа о роли, месте и предназначении мужчины в обществе. Цель данной статьи рассмотреть мужские божества древнегерманского пантеона как воплощение этих древних представлений.
Племенные боги древних германцев - чаще всего боги-воители, поскольку испокон веку германские племена славились своей ратной доблестью и воинственностью. Наиболее почитаемыми и известными богами войны были Один, Тор, и Тюр. Более подробно написано в этой статье .
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogi-_statya_1_lihomanova_yu_-_kopiya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

МУЖСКИЕ БОЖЕСТВА В ДРЕВНЕМ ГЕРМАНСКОМ ПАНТЕОНЕ

Ю.А. Лихоманова

Научный руководитель: Л.А. Нагорная, к.ф.н. доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации ФИЯ ТГПУ

Томский государственный педагогический университет

Древние германцы были сильными и воинственными людьми. «Суровая природа, изнурительная борьба за выживание создали из человека машину-убийцу. Сформировалась философия грабителя, его особый взгляд на мир»[3]. В образах богов-мужчин древних германцев отразились представления германского народа о роли, месте и предназначении мужчины в обществе. Цель данной статьи рассмотреть мужские божества древнегерманского пантеона как воплощение этих древних представлений.

Племенные боги древних германцев - чаще всего боги-воители, поскольку испокон веку германские племена славились своей ратной доблестью и воинственностью. Наиболее почитаемыми и известными богами войны были Один, Тор, и Тюр [2].

Один потеснил Тюра, первоначально бога неба германо-скандинавской мифологии. Тюр остался "богом битвы", а Один взял под свое покровительство воинскую элиту. Имя Одина означает шаманский экстаз, одержимость. То, что именно Один занял место верховного бога, показывает, какую важную роль в жизни северян играла война. Следует, однако, отметить, что сам бог не был подвержен воинственному экстазу; он был, скорее всего, сеятелем военных раздоров.

Один был богом неба, а также и богом мертвых. Мореходы и пираты Севера поклонялись 6oгy, любящему битвы [2]. Этот бог был наделен сверхчеловеческими качествами, что не мешало ему продолжать собирать мудрость и знания повсюду. На плечах Одина сидят два ворона: Гугин (мысль) и Мунин (память), а у его ног лежат волки Гери и Фреки. Гугин и Мунин каждый день облетают землю, а Гери и Фреки каждую ночь обегают её и рассказывают своему хозяину обо всем, что они видели и слышали. Конь отца богов, восьминогий серый жеребец Слейпнир, может скакать не только по земле, но и по воздуху. Владыка мира часто объезжает на нем землю [1, c.51].

Тор (Thor) - бог грома. В самом имени бога содержится общий корень со словом thunder – 'гром'. Примечательно, что общегерманское имя этого бога – Доннар. Ср.: немецкое выражение ‘гремит гром’ звучит 'Es donnert'. Тор - сын Одина и богини земли Ёрд (совр. англ. earth, нем. Erde). Тор высок, мускулист, рыжеволос. Тор считался самым могущественным богом. Он поражал всех своей силой и мощью. В детстве он был веселым и добрым ребенком, но иногда у него были приступы странной ярости — он становился совершенно неуправляемым. Тор покровительствует крестьянам-хлебопашцам и зорко охраняет их дома и поля от нападений злобных великанов. У Тора есть волшебный пояс, который в два раза увеличивает его силу, на руках у него толстые железные рукавицы, а вместо копья, меча или лука он носит тяжелый железный молот Мьёлльнир, разбивающий вдребезги самые толстые и крепкие скалы. [2].

Тюр (Tyr) - бог войны, сын Одина и сестры морского великана Хюмира, третий из асов после Одина и храбрейший среди них. Его имя означает просто 'бог'. Он считается германским эквивалентом Зевса и Юпитера, «небесного отца» для индоевропейцев. В древнегерманской мифологии этот бог появляется только в одном мифе о волке Фенрире. У Тюра одна левая рука, так как правую он потерял, спасая богов от молодого свирепого волка Фенрира. Однако отсутствие руки не мешает Тюру быть искусным воином и принимать участие в сражениях.[1,c. 40].

Другие боги прямым образом не были связаны с войной и кровопролитием. Вот некоторые из них:

Локи (Loki) - бог огня; побратим Одина. Локи высок ростом, смел и красив, но он очень насмешлив и коварен [2]. Локи – само воплощение двойственности. Являясь всё-таки асом, он умудрился натворить столько же бед своим собратьям, сколько и их врагам. Асы не раз попадали из-за него в беду, но часто он же выручал их своей изворотливостью. Существует предположение, что он является многоликим злом под различными масками. Он волшебник, способный менять обличья. Тем не менее, Локи является одним из двенадцати главных (после Одина) богов [1,c.52]. Возможно, это указание на то, что корень зла всегда внутри нас. Это бог не так почитаем, как другие божества германского пантеона, однако он наполняет удивительным юмором древнегерманские сказания и мифы.

Фрейр (Frey) (др .-исл. господин) - бог плодородия и растительности, а также бог лета, которому подвластны солнечный свет и дожди. Этому богу подвластен солнечный свет, он прекрасен собой и могущественен, он ван, посылающий богатства. Он не любит войн и ссор и покровительствует миру на земле как между отдельными людьми, так и между целыми народами.В Швеции во время уборки урожая статую Фрейя возили в повозке по всей округе. Крестьяне верили, что так можно обеспечить богатый урожай [1,c. 25].

Бальдр(сканд.) - «господин» - юный прекрасный бог, сын Одина и Фригг, всеобщий любимец, живущий в Асгарде, в чертоге Брейдаблик, где не допускаются дурные поступки. Бальдр - бог интеллекта, набожности, мудрости, а также весны.

Браги древнескандинавский бог поэзии. Браги был так красноречив, что про него говорили, что у него руны вырезаны на языке [2].

Форсети- бог правосудия. Его имя означает «председательствующий». О нем сказано, что это «бог, который разрешает все споры»[2]. 

Эгир - его имя похоже на древнескандинавское слово, служившее для обозначения воды. Эгир - это персонификация океана. Он известен своим гостеприимством, чаши в его доме всегда полны, так как они магическим образом наполняются по приказанию.

     Хеймдалль, Хеймдалр - сын Одина и девяти матерей, страж богов, обитающий у края мира. Его обязанностью была охрана радужного моста Биврёст, соединявшего Асгард с Мидгардом (небо с землей), от великанов-ётунов. Первоначально он, возможно, являлся всеведущим богом неба, слышал, как растет трава и овечья шерсть, и видел за сотню миль. Звук его рога возвестит о начале Рагнарёка, во время которого Хеймдалль должен погибнуть в поединке с Локи  [2].

Хермод ("мужественный") был сыном Одина и братом Бальдра и исполнял обязанности вестника и посланца богов. Кроме того, Хермод, видимо, имел отношение к подземному царству, так как именно ему поручили отправиться к Хель просить о вызволении умершего Бальдра и о возвращении в Асгард чудесного кольца Одина [2].

Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. Исследователи германской мифологии отмечают, с одной стороны, воинственность, азартность и часто неумеренность в еде богов-мужчин германского пантеона. Но, с другой стороны, это хорошие семьянины, любящие отцы и трудолюбивые главы семейств. Среди мужских божеств германцев вы не найдёте ни одного холостяка. Институт брака и функция продолжения рода высоко ценились древними германцами. Боги-мужчины умели постоять за честь и достоинство любимой жены. Бог грома Тор готов был переломать кости коварному Локи за срезанные белокурые волосы его жены Сиф, и тот, испугавшись, приложил все усилия, чтобы уговорить карликов изготовить для неё золотые волосы, которые росли бы как настоящие.

Для счастья своих детей боги-отцы ничего не жалели. Фрейр, ласковый бог лета, издали увидев лучезарную великаншу Герду, полюбил ее с первого взгляда и, не зная, как добиться расположения девушки, заболел. Его отец Ньёрд, узнав о сердечных страданиях юноши, отправил верного слугу Скирнира ("сияющего") в Ётунхейм, страну великанов, пообещав ему волшебного коня и меч. В дар невесте Скирнир вез молодильные яблоки, умножающее богатство кольцо Драупнир и сверкающий портрет Фрейра на роге, наполненном медом. Ему было велено без Герды в Асгард не возвращаться. Сопротивление девушки было сломлено, но это стоило больших материальных затрат со стороны отца жениха.

Велико было горе Одина, потерявшего сына, если он в порыве отчаяния надел на палец мертвого Бальдра своё чудесное кольцо, которое потом пришлось с большими трудностями возвращать из царства мёртвых.

Люди чувствовали свою связь с богами. Боги-мужчины давали начала славным человеческим династиям, и это считалось почётным. Хеймдалль, страж богов, обитающий у края мира, мог принимать облик Рига, смертного первопредка трех социальных групп — знати, свободных крестьян и рабов. Под именем Рига бог по очереди посетил три дома в Мидгарде, в царстве людей, и рожденные от него пригожие дети становились конунгами, крепыши — крестьянами, а уродцы — рабами [2]. Необходимо заметить, что внебрачные связи богов не осуждались и их жёны не преследовали ни их любовниц, ни рождённых ими детей.

Свою связь с богами люди ощущали ещё и благодаря эйнхериям.  В скандинавской мифологии это - "доблестно павшие" воины, постоянно после своей героической смерти живущие в небесной Вальхалле и составляющие дружину бога Одина. Унесенные с поля боя валькириями, они проводили дни в сражениях, а ночи в пирах, причем раны, полученные ими в дневном бою, к вечеру чудесным образом затягивались. У германцев считалось постыдным для мужчины умереть в своей постели, поэтому они охотно участвовали в битвах, показывая чудеса воинской доблести. Древние германцы знали, что «боги любят только воинов»[3]. В день гибели мира Рагнарёк эйнхерии должны будут принять участие в последней битве богов с великанами и чудовищами.

Война как мифологический сюжет германского эпоса нередко связана с творением Космоса из Хаоса и включает в себя защиту творения. Боги зачастую вмешиваются в дела людей и покровительствуют разным аспектам их жизни, в том числе их интересуют войны между народами, племенами, государствами. Конфликты между богами часто перетекали в наземные войны между людьми. Верховный бог Один часто появлялся в людском обществе в образе старца, высматривал, расспрашивал, слушал и подстрекал людей на военные конфликты [2].

Однако древние боги и покровительствовали людям в их житейских делах и проблемах. О мужестве богов свидетельствует тот факт, что они были смертны и знали, что им суждено погибнуть во время Рагнарёка, германского конца света. Боги-мужчины подавали пример людям своим жизнелюбием, умением справляться с трудностями, готовностью постоять за честь и достоинство любимой женщины. Такой идеал мужчины был сформирован в далёком прошлом тяжёлыми условиями жизни и бытом человека, едва вышедшего из первобытной дикости.

В мужчине ценились не только его сила и ловкость, но и сметливость и жажда знаний. Ради знания, Один неоднократно приносил в жертву собственное тело: первый раз — пожертвовав свой глаз, во второй — распяв себя на стволе Иггдрасилля – мирового дерева [1,c.50]. Таким образом он достиг просветления, добыл и даровал асам, ванам, гномам, великанам и людям смысл рун. Им же рождены многие искусства, включая поэзию.

Следует отметить, что древнегерманские сказания награждали богов-мужчин незаурядными внешними данными: они были не только высоки, статны, сильны и выносливы, но и обладали привлекательной внешностью, а многие из них, такие как Бальдр, Фрейр, считались непревзойдёнными красавцами. Красивыми были бог огня Локи и Хеймдалль, золотозубый хранитель радужного моста Биврёст. Однако их красота сочеталась с силой и выносливостью, которые были необходимы мужчине в далёкие эпохи.

Поскольку многочисленные военные баталии и победы, необходимо было донести до остального населения страны в привлекательной форме, значимость для общества бардов-сказителей находит своё воплощение в образах Одина, покровителя бардов, и Браги, бога-скальда. Самовосхваление – другая сторона военных сказаний. В древнем человеческом обществе, особенно у викингов, «никто не противоречил бахвальству. Проявление силы и ловкости были возможны, выражение же сомнения грозило злобной, кровавой ссорой, а стычка влекла риск наказания смертью, так как вождь не допускал убийства между своими» [3].

В суровых условиях почти первобытной дикости «мужчине не полагалось быть излишне доверчивым – легковерие вызывало обидные насмешки. Викинги были постоянно на стороже, между ними не было братства, товарищества, а только боевое содружество, в котором каждый стоял за себя, а за других лишь по деловой необходимости» [3]. Этот факт находит своё отражение в преданиях Эдды. Боги смеются над Тюром, который потерял руку, спасая богов от свирепого волка Фенрира. Став калекой, Тюр лишается своего титула бога правосудия, поскольку откушенная Фенриром рука была правая, а без правой руки нельзя быть правым.

Коварный Локи, ради своего спасения всегда готов был пожертвовать жизнью любого бога, как в случае с громовником Тором, который считался его другом. Когда Локи заманил безоружного Тора в чертог великана Гейррёда, тот лишь чудом избежал гибели. Локи обманул приятеля единственно потому, что такова была цена, назначенная Гейррёдом за его собственное освобождение. Локи неосмотрительно убил сына Гейррёда в обличье выдры и пытался умилостивить отца убитого юноши.

Древние германские сказания и мифы имеют фантастические сюжеты, в них богам помогают волшебные предметы. Однако эти сказания дают возможность понять психологию людей, едва вышедших из периода дикости. Боги-мужчины у германцев наделены лучшими человеческими и мужскими качествами: они мужественны, покровительствуют и помогают не только друг другу, но и людям. Большинство мужских божеств является прекрасными главами семейств, способными защитить своих жён и детей.

Литература:

  1. Уингейт Ф., Миллард. Э. Викинги.  – М. : Росмэн, 1995. –  64 с.
  2. Планета Gods bay [Электронный ресурс] Энциклопедия мифологии –

Режим доступа:http://godsbay.ru/vikings/index.html

  1. Лимарев В.Н. Мировосприятие  ВИКИНГОВ – охотников на китов,  потомков Древних Германцев [Электронный ресурс]: Энциклопедия  –

Режим доступа:http://frank-history.narod.ru/gi.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная работа.Тема: «Сходство романо-германских и славянских языков». Цель: установить сходство между романо-германскими (английским) и славянскими языками (русским), причины взаимопроникновения и влияния.

Научная работа«Сходство романо-германских  и славянских языков».Мурманская область, г. Гаджиево, МОУ СОШ №276, 6 Б Выполнила:Волошенко Маргарита,ученица 6 класса БМОУ СОШ №276 г. Гаджиево....

Презентация "Пантеон кельтских богов"

Презентация "Пантеон кельтских богов" может быть использована на уроках истории средних веков в 6 классе...

Пантеон открытий Древнего Востока

Презентация является проверочной работой для обучающихся 5 класса и посвящена открытиям и изобретениям Древнего Востока....

Методическая разработка "Музыкальное путешествие в 19 век. ... и божество , и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь ..."

Автор методической разработки стремится сделать близким и понятным образное содержание русской музыки 19-го века. В доступной и занимательной форме автор раскрывает исторические события, характерные ч...

Древние германские племена и Римская империя

Презентация и конспект к уроку «Древние германские племена и Римская империя» для 7 класса по Всемирной истории. Состоит из 12 слайдов. Представлены карты, кластер для самостоятельной работы, вопросы ...

Пантеон Богов Эллады

КТМУ. работа учащегося. Дисциплина МХК. Преподаватель Данилова Ольга Викторовна....