Эссе "Имидж педагога"
статья по теме

ситникова ольга владимировна

Эссе посвящено созданию имиджа педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему:

«Слагаемые профессионального имиджа педагога»

Педагог дополнительного образования РЦРТДиЮ

Ситникова                                            Ольга Владимировна

В связи с переходом на новые стандарты образования особое внимание уделяется профессионализму личности педагога, достижение ею высокого статуса, развитию информационной и личностной культуры, инновационного творческого мышления.

Инновационное творческое мышление, на мой взгляд, это ориентированность педагога на саморазвитие и самообразование, объединение логического и образного, интеграция понятийного и наглядного, нахождение новых, оригинальных решений профессиональных задач, формирование интеллектуальной образности и чувственного моделирования.

Сегодня, когда образование воспринимается обществом как одна из высоких ценностей жизни, возрастает значимость профессиональной деятельности, а также имидж самого педагога.      Имидж - это рассказ о себе, символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент, вкус, ваши финансовые возможности . В идеале личное обаяние — это искусная подача всех личностно-деловых качеств и умений, т. е. самопрезентация. Умение подать себя с наилучшей стороны,  вызвать у другого определение представление о себе — это своеобразное искусство , овладение которым требует постоянной работы над собой.

Имидж, с одной стороны, является результатом определенных психологических процессов проявления личности, а с другой — служит внешним источником формирования впечатления о данном человеке у партнеров по общению. Поэтому все стратегии самопрезентации имеют целью установить, уточнить или поддержать свой образ в глазах других.

Существуют три уровня воспринимаемого имиджа:

·биологический, когда существенную роль оказывает пол, возраст, состояние здоровья, темперамент, физические данные;

·психологический, когда на принятие имиджа влияют те качества или черты характера, которые приписываются или могут быть приписаны предъявителю имиджа: воля, память, мышление, характер, способности. Приписываемые качества могут быть объяснены или не объяснены. Важность этого уровня восприятия состоит в том,  что  благодаря  ему учитываются цели, ценности, интересы социальной группы, а система отношений выстраивается в соответствии с провозглашенными требованиями;

·социальный , который представляет собой систему фактов, слухов, сплетен, легенд, формирующих в целом готовность воспринимающего к принятию или отвержению предлагаемого имиджа

Важным моментом, завершающим создание имиджа, является его презентация.

Все технологии презентации направлены на встречу с аудиторией, а также произвести на нее впечатление обаянием собственной личности, энтузиазмом и способностями. Такая встреча дает возможность создателю имиджа сформировать собственную позицию и выяснить насколько он заслуживает доверия коллег.

Центральным моментом презентации является создание первого впечатления. Между имиджем и обыденным сознанием существует своеобразная связь: имидж выступает как символ, набор сигналов (зрительных и слуховых), вызывая простейшие эмоции.

Итак, образ личности педагога многократно усиливает ее воздействие как на самого имидженосителя, повышая ватерпас педагога-мастера, так и на его потребителя (студента, коллегу, родителей), значительно повышая тем самым эффективность взаимодействия.

В заключение следует отметить, что формирование профессионального имиджа, в конечном счете, поможет преподавателю понять значимость педагогического мастерства.

МОУ ДОД Раменский центр развития творчества детей и юношества

Практико-значимый проект на тему:

Формирование информационно - комуникационной культуры педагога.

Педагог дополнительного образования Ситникова Ольга Владимировна

Раменское 2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Понятие и качество коммуникативной культуры педагога профессионального образования
2. Факторы, влияющие на развитие коммуникативной культуры педагога профессионального образования
3. Методические рекомендации по организации общения педагога и учащегося
4. Заключение
5. Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ

Прогностический этап общения – моделирование педагогом предстоящего общения с группой в процессе подготовки непосредственной деятельности - включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного дела, планирование. Кроме того,   идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности,  что помогает конкретизировать вероятную картину общения,  предусмотреть многие конфликтные ситуации на занятии или вне его,  настроить себя на предстоящее общения. Нередко удачно спланированная система на уроке диктует и отбор материала, и методы обучения. 
Начальный этап общения – организация непосредственного общения с группой в момент начального взаимодействия с ним. Этот этап, занимающий на практике от 2 до 5 минут, очень важен. Условно его называют «коммуникативной атакой», во время которой педагог завоевывает инициативу в общении. На этом этапе нужны техники быстрого включения группы в работу, владение приемами самопрезентации и динамичного воздействия.
За чрезвычайно малый промежуток времени конкретизируется спланированная ранее модель общения, уточняются условия и структура предстоящего взаимодействия, начинается управление инициативой в общении.
Актуальность выбранной темы доклада обусловлена тем, что профессионально-педагогическое общение имеет определенную структуру, которая соответствует логике педагогического процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. Исходя из этого можно выделить соответствующие этапы профессионально-педагогического общения: прогностический, начальный период общения, управления общением, анализ осуществленной системы на предстоящую деятельность.
Цель доклада состоит в определении коммуникативной культуры педагога.
Практическая значимость может быть обусловлена тем, что работа может быть рекомендована студентам и начинающим педагогам для самостоятельного изучения категории «коммуникативная


1. ПОНЯТИЕ И КАЧЕСТВО КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Управление общением. На этом этапе педагог решает массу коммуникативных задач, связанных с педагогическими. Педагогу приходится быстро принимать решения при возникающих затруднительных или непредвиденных ситуациях, отклонения от заранее смоделированного общения. В этом случае вносятся необходимые поправки или заменяется вариант общения.
Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность.
На этом этапе педагогического общения учитель должен выявить сильные и слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми, спланировать систему предстоящего общения с коллективом с учетом необходимых корректив.
Для организации педагогического общения важно представит, каковы его логика и технология. 
Проектирование (моделирование) общения .
Анализ педагогической ситуации .
Постановка целей .
Конкретизация целей в задачах .
Выбор методов, средств, содержания .
Прогнозирование результатов
Технологичность придает педагогическому проектированию другое качество, другую сущность - мастерство владения педагогическими технологиями, проектированием и др., а не методикой подачи информации.
Владение педагогическими технологиями совершенствует педагогическое проектирование.
Совершенствование технологий формирования коммуникативной культуры личности - одно из центральных инновационных направлений отечественной педагогической теории и практики. Оно обусловлено социо культурными процессами современности. Глобализация всех сфер общественной жизни сопряжена с изменениями масштабов коммуникации (они стали планетарными), колоссальным ростом ее интенсивности. Сегодня коммуникация глубоко проникает в сознание людей, затрагивает каждого человека, живущего на планете, благодаря современным информационным технологиям приобщает его к общим идеалам. Система глобальной коммуникации становится условием осознания личностью своей индивидуальности, свободы, ответственности за собственную судьбу.
Для педагогической науки и практики важно развиваемое в философии и психологии представление о том, что внутренней сущностью коммуникации являются процессы формирования и развития общественного и индивидуального сознания. Коммуникация органично связана с культурой, ее материальной («внешней») и духовной («внутренней») составляющей. Это - два универсальных общественных явления, образующих «коммуникативную культуру», природа которой раскрывается на основе культурологического подхода.
Наряду с культурологическим подходом к пониманию и исследованию коммуникативной культуры педагога плодотворным является и системный подход. Речь идет о концепции самоорганизации сложно структурированных систем, возникшей в рамках синергетики и кибернетики. С этих общенаучных системных позиций, коммуникативная культура учителя является одним из важнейших функционально значимых элементов культуры общества в целом. Одновременно она имеет имманентную структуру той сложности и цельности, которая необходима для осуществления самоорганизации и развития. Каждый из внутренних элементов коммуникативной культуры педагога сам имеет сложное строение:
личность учителя - ее индивидуальные и социальные «образующие»; 
коммуникативная деятельность учителя - ее сложная мотивационная и предметная структура;
предмет коммуникативной деятельности - осознанная цель, ее содержание.
Формирование и развитие коммуникативной культуры учителя как системы, имеющей собственную структуру, и ее вхождение в систему более высокого порядка происходит в реальной жизни, во всеобщем «хаосе» активности социальных явлений, во взаимодействиях и столкновениях интересов и целей различных коммуникантов, таких как государственные институты, общественные организации, личности. В поле общественных деловых отношений и общественного сознания, в практической и познавательной активности людей складывается целеустремленная, предметно-мотивированная деятельность человека и его индивидуальное мировоззрение.
Культурологический и системный подходы к исследованию коммуникативной культуры учителя взаимодействуют с современными психолого-педагогическими концепциями. Особое значение в данном контексте приобретают основные положения теории деятельности, теории социализации, представления о самовоспитании.
Анализ современных тенденций развития коммуникативной культуры общества и существующих в нем противоречий приводит к пониманию необходимости создания дифференцированной технологии формирования коммуникативной культуры педагога с учетом социально-экономических, национально-этнических условий и образа жизни учеников .
Формирование коммуникативной культуры необходимо начинать с ее детальной диагностики. Показатели коммуникативной культуры, которые полно ее характеризуют с результативной и процессуальной стороны: успешности коммуникативной деятельности, коммуникативных способностей, умений и навыков, в том числе - общительности и речи. Особенности формирования коммуникативной культуры: проявления гуманизма и этической ответственности, организации и самопознания, технологической коммуникативной вооруженности.
Одним из главных направлений изучения коммуникативной культуры должно стать определение ее особенностей в свете личностной и социально-культурной дифференциации студенческой аудитории. 
Особое значение надо придать исследованию различий в исходном состоянии коммуникативной культуры девушек и юношей, что связанно с тенденциями феминизации как общества в целом, так и учительской профессии. 
Общеизвестно, что учительские коллективы общеобразовательных учреждений России главным образом женские. Практически каждая школа испытывает дефицит «мужского влияния» на учебно-воспитательный процесс. Известно также, что к учительской профессии тяготеют, главным образом, девушки. Значительно чаще именно они после окончания педагогического вуза продолжают свой жизненный путь на педагогическом поприще. Однако школа не может полностью обойтись без «мужского влияния» (в школе мальчиков и девочек как минимум поровну), поэтому учителя-женщины в немалом числе педагогических ситуаций вынуждены брать на себя мужские функции.
Формирование коммуникативной культуры учащихся с учетом выявленных различий предполагает как работу по самовоспитанию, так и создание соответствующей педагогической среды. Студента увлекает понимание того, что его коммуникативная культура - это система, в центре которой находится он как личность. Вместе с тем, необходимо обеспечить в т соответствующие организационные и управленческие условия, обеспечивающие создание коммуникативной инфраструктуры - непременной составляющей всех видов деятельности учащихся, предусмотренных образовательными программами. Эти задачи решаются в процессе реализации технологии поэтапного формирования коммуникативной культуры учащихся, пронизывающей учебно-воспитательный процесс. 

2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения. 
Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия с другими людьми, включающий коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. 
Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся. 
Человеческие взаимоотношения, в т.ч. и в учебном процессе, должны строится на субъект-субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт «преподаватель- ученик », а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения. Т.о., замена межролевого общения общением межличностным способствует отходу от формализма и догматизма в обучении. 
Основные формы педагогической деятельности протекают в условиях общения. Содержание общения составляет обмен информацией, но этим общение не исчерпывается. Важнейшей стороной общения является стремление запечатлеть облик одного человека в другом, транслировать себя в другого через совместную деятельность. Это уже личностное общение. Общающиеся люди стремятся поделиться своим бытием с другими, обсудить какие-то события, волнующие обе стороны. Это - личностное взаимодействие в совместной деятельности преподавателя и студента. В этом смысле общение выступает как важнейший инструмент решения учебно-воспитательных задач. 
Общение выступает в трех аспектах:
как средство решения учебных задач;
как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса;
как способ организации взаимоотношений преподавателей и учеников в котором сочетаются обучение и воспитание;
как процесс воспитания личности и творческой индивидуальности.
Итак, преподаватель предстает как инициатор и руководитель процесса общения, суть которого составляют система, приемы и навыки взаимодействия педагога и студенческого коллектива, содержанием которого являются обмен информацией, учебно-воспитательное воздействие, организация взаимоотношений и трансляция личности педагога обучаемым. 
Исследования проблем коммуникации в учебном процессе дают возможность выделить следующую структуру педагогического общения, органично связанную с творческой работой преподавателя. 
Этапы педагогического общения:
Прогностический этап: в процессе моделирования педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:
педагогическим целям и задачам;
общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории;
творческой индивидуальности самого педагога;
индивидуальным особенностям учащихся 
предлагаемой системе методов обучения и воспитания.
Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой. Важнейшими элементами этого этапа являются:
конкретизация спланированной модели общения;
уточнение условий и структуры предстоящего общения;
осуществление изначальной стадии непосредственного общения.
Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. Кроме дидактических и методических требований к уроку, существует ряд социально-психологических требований к ней:
становление психологического контакта с группой для передачи информации и ее личностного восприятия учащимися;
создание обстановки коллективного поиска и совместных раздумий;
управление познавательной деятельностью учащихся
единство делового и личностного аспектов;
целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений.
Профессиональное училище отличается от школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм. Основная функция училища- формирование личности специалиста. И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и учащихся. 
Основные требования к отношениям «преподаватель - студент» можно сформулировать следующим образом:
взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса;
формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогом;
ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия;
использование профессионального интереса учащихся как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы.
Такой стиль формируется под влиянием двух активных факторов:
увлеченности наукой, предметом;
стремления превратить область научного поиска в материал педагогического воздействия, так называемого педагогического чувства. 
Училище предъявляет высокие требования к психологическому климату, реализуемом в повседневном педагогическом общении. Формирование собственного индивидуального стиля общения с учащимися связано с развитием творческой индивидуальности мастеров производственного обучения, преподавателей.
Важной задачей начинающего педагога является поиск оптимального для целей воспитания собственного индивидуального стиля общения с учащимися. Его выработке способствуют такие приемы:
включение учащихся в начальные формы исследовательской деятельности;
создание форм совместного общения для лучшей личностной социализации учащихся, участие в конференциях, лекциях, выступления в печати и т.д.;
совместная практическая работа
совместные нерегламентируемые, неофициальные контакты, беседы о науке, искусстве, профессии, книгах;
участие преподавательского состава в студенческом досуге (смотры, олимпиады, конкурсы, «круглые столы»).
Педагогическое воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебно-ориентированного к научно-поисковому, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному общению..
Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
Общение на основе дружеского расположения.
Общение - дистанция.
Общение - устрашение.
Общение - заигрывание.
Общение - превосходство.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.
МОДЕЛЬ 1 - «СОКРАТ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
МОДЕЛЬ 2 - «РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии. 
МОДЕЛЬ 3 - «МАСТЕР». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
МОДЕЛЬ 4 - «ГЕНЕРАЛ». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает , что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
МОДЕЛЬ 5 - «МЕНЕДЖЕР». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
МОДЕЛЬ 6 - «ТРЕНЕР». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.
МОДЕЛЬ 7 - «ГИД». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен. 
Следует не только развивать собственное коммуникативное мастерство, но и прививать студентам культуру общения. Педагогу нужны как знание их психологии, так и постоянный учет социологических данных, касающихся особенностей социализации и ценностных ориентаций современной молодежи. Особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБШЕНИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩЕГОСЯ

Под общением в педагогической науке понимают взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации, а результатом - установление взаимоотношений между людьми.
Общение - сложный социальный процесс, выполняющий целый ряд важных функций. Первая из них - информационная. По подсчётам учёных, четыре пятых всей информации люди получают по каналам межличностного общения. Исключительно важное значение для формирования личности современного специалиста имеет общение преподавателя и студента. Вот почему чрезвычайно важное значение приобретает проблема педагогического такта на экзамене - соблюдение наставником принципа меры в общении со студентами, умение выбрать правильный подход к юношам и девушкам в системе воспитательных отношений с ними.
Преподаватель на экзамене, как и в процессе повседневного общения со студентами, призван показывать пример доброжелательности, гуманизма, подлинной нравственности, высокой культуры поведения, а вместе с тем требовательности и принципиальности.
Подготовка современного специалиста не имеет ничего общего с действиями, унижающими личность, оскорбляющего студента. Педагогический такт - один из важнейших компонентов педагогического мастерства, регулятор поведения преподавателя, воспитателя, наставника. На экзамене он проявляется в корректном отношении педагога к студенту, в умении терпеливо и предельно внимательно выслушать ответ, поставить уточняющие вопросы, вежливо и точно высказать суждения о качестве ответа (аннотация).
Одним из приемлемых путей, например, является сообщение студентам точных критериев оценки успеваемости по данной дисциплине. Во время общения преподавателя и студентов на экзаменах решаются и иные проблемы: развитие у будущих специалистов глубокого профессионального интереса, побуждение молодых людей к научному творчеству, формирование мировоззрения и другие.
Психолого-педагогическими условиями, способствующими успешному решению этих проблем, являются:
- всестороннее и глубокое изучение студентов, их индивидуальных особенностей, тех видов деятельности, к которым они склонны;
- чёткая (экономная) организация общения на экзамене;
- организация общения не только на информационном, но и на дискуссионном уровне;
- проявление доброжелательного отношения преподавателя к студентам, что должно проявляться в речи, мимике, пантомимике;
- формирование у будущих специалистов высоких мотивов учебной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система образования в нашей стране – это один из наиболее влиятельных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства. Образованность, интеллект, духовное здоровье человека, стремление к творчеству и умение ориентироваться в изменяющихся условиях являются важнейшими факторами прогресса страны. Эти условия объективно порождают необходимость решения проблемы профессиональной подготовки будущего специалиста в контексте личности и деятельности педагога, его самоопределения в общей и профессиональной культуре.
Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение. 
Эффективности процесса формирования коммуникативной культуры учителя во многом способствует коммуникативная грамотность педагога, умение реализовать принципы партнерства в учебном и внеучебном взаимодействии. Коммуникативная грамотность обеспечивается владением будущим учителем знаниями философских, психолого-педагогических положений о человеке как высшей ценности общества, о роли общения в развитии личности; степенью сформированности педагогического мышления. 
Профессионально-коммуникативная культура формируется также при условии освоения учителем технологической стороны коммуникативного взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Владение технологиями коммуникативного обеспечения педагогической культуры, в конечном счете, может привести будущего учителя к осмыслению своей профессиональной деятельности на том или ином этапе и личностно-профессиональному совершенствованию с учетом параллельного овладения студентами технологиями обучения, воспитания, развития, управления, коррекции как системой педагогических знаний и способов деятельности, обеспечивающих процесс целесообразных отношений учителя и учащихся. 
Профессионально-коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения в ходе осуществления субъектного взаимодействия и развития соответствующих личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников образовательного процесса



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 2005. – 380 с.
2. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 2004. – 434 с.
3. История педагогики. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII вв. /Под ред. А.И.Пискунова. - М., 1997. - Ч. 1. – 416 с.
4. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование. М., 1999. – 416 с.
5. Косова А.Г., Егоров С.Ф. История педагогики. -М., 1984. – 395 с.
6. Латышина Д.И. История педагогики. - М., 2002. – 412 с.
7. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 2004. – 384 с.

8.Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – № 4. – 2005. – с. 19-27.

9.Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия.– Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. – 216 с.

10.Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии, М.: Магистр, 1995, 111 с.

11.Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. – М.: Школьная б-ка, 2002. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

Апрель 2012 года.IIIтур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц».  ...

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

 Апрель 2012 года.III тур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц»....

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"...

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"

Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...