Урок ОРКСЭ в свете новых стандартов.
материал по теме

 

 Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для учителя, урок любого из модулей ОРКЭС  интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ur.orkse_v_svete_sovremennyh_standartov-yulkova.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок ОРКС. (Доклад Юльковой М.В.  Выступление на семинаре  учителей комплексного учебного курса ОРКСЭ).

                                                                           Мы воспитываем вовсе не примером,

                                           а  отношением, собеседничеством, сотрудничеством…

                                                                                                                     С. Соловейчик.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как  основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения, в том числе и для комплексного курса ОРКЭС.Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

 Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для учителя, урок любого из модулей ОРКЭС  интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

По сути, происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; к изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. Этот переход обусловлен сменой ценностных ориентиров образования.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

  1. формирование   основ   гражданской   идентичности личности на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

  1. формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

—        доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

 - уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

  1. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

—        принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,  развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

—        формирования  чувства прекрасного и эстетический чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

 - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

  1. формирование самоуважения и эмоционально -положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  2. развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  3. формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненному оптимизму;
  4. формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития.

Согласимся с мнением доктора исторических наук, культуролога А.В. Камкина о том, что если, по-прежнему, не говорить с детьми (уважительно и благодарно) о сберегаемых веками нашим народом и Церковью духовно-нравственных ценностях, то – «свято место пусто не бывает»! Немедленно хлынет волна сектанства, разрушительную силу которой трудно даже представить. Религиозный раскол станет еще одним средством разрушения российского единства. Речь идет о том, что религиозная образованность отныне должна стать необходимой частью национальной культуры. Именно религиозная образованность поможет предостеречь наших детей от духовных подмен и безликих суррогатов массовой культуры.

В то же время, мы помним, что наш предмет культорологический, целевой установкой программы которого является воспитание, духовное развитие ребёнка на основе социокультурного опыта. Он призван дать целостную картину мира, в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не только логических законов.

Напомню: культурологический подход направлен на изучение и понимание смыслов, которыми наполнен для человека мир.

 Объектом изучения являются:

картина мира (система представлений о сущности времени, пространства, природы, общества, человека);

стиль мышления (рациональные и эмоциональные установки, диктующие логику мышления);

кодекс поведения (система установок, определяющая единую направленность поведения человека, социальные нормы и правила).

Культурологический подход в общеобразовательной школе:

1) вопрос веры является тайной каждого учащегося, педагога и огласке не подлежит;

2) система категорий духовно-нравственного и социокультурного характера — главный предмет изучения курса ОРКСЭ;

3) объективный подход к изучаемым произведениям, искусствоведческая оценка произведений литературы, музыки, изобразительного искусства;

4) экскурсии в музеи и храмы;

5) объяснение материала от третьего лица;

6) учащиеся только читают молитвы и анализируют их как жанр со своими выразительными средствами, хоры-молитвы слушают; творческие работы по изобразительному искусству опосредованно связаны с духовно-религиозным содержанием;

7) исторический, искусствоведческий методы изучения материала; прослеживание связи с народным и светским профессиональным искусством;

8) возможно ознакомление с традициями, обычаями, произведениями искусства других мировых религий и направлений христианства.

Нам  «надо говорить культурологически, влюбить в мир православной культуры, без призыва к этому» ( протодьякон Андрей Кураев).

В нашем предмете ярко представлено искусство, которое связано с нравственными критериями личности, со специфическими особенностями мировосприятия людей искусства.Способность поставить себя на место другого человека  вот что дает нам опыт искусств, опыт проживания многих жизней,опыт переживания, осмысленный передовыми людьми прошлого и настоящего. И это создает возможность сочувствия и понимания, создает способность чувствовать боль другого как свою. Тематика курса ОРКСЭ (все его модули) направлены на развитие таких качеств личности, как милосердие, сострадание, любовь и уважительное отношение к ближним. Поэтому используемые произведения искусства (рекомендованные в качестве иллюстрации или прочтения) на уроках этого предмета могут стать большими «помощниками», при условии грамотного методического изложения сути художественного произведения.

Предмет ОРКСЭ с его культурологической направленностью развивает не только рационально-логическую, но и эмоционально-образную форму мышления.

Акцент в методике преподавания должен быть поставлен на развитие у учащихся целостности и образности восприятия материала. Именно это способствует развитию творческих способностей ребенка, его одаренности. Важно не изучение реальности, а отношение педагога и учащихся к этой реальности, не изучение содержания, а переживание (проживание) его. Учителю крайне необходимо в преподавании данного предмета использовать педагогические технологии и методы художественно-образного преподавания, потому что воспитание в преподавании этого предмета занимает главное место (знания, умения и навыки – средство, духовное развитие – цель). Эта методика поможет  глубоко воздействовать на эмоционально-нравственную сферу в развитии личности ребенка, духовно развивать его. Новый предмет ОРКСЭ, как компонент гуманитарного цикла, с использованием методики, направленной на развитие эмоций и чувств учащихся, поможет нашим детям ярче раскрыться, проявить свои дарования.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо наполнять учеников знаниями , умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Можно долго говорить о том , каким должен быть  современный урок  ОРКСЭ.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

 (Н. Рыленков.)

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Педагогический анализ личностно-ориентированного урока.

Схема анализа личностно-ориентированного урока:

Мотивационно-ориентированный аспект.

1.      Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке? Какие педагогические приёмы для этого были использованы?

Насколько точно и доходчиво разъяснены целевые ориентиры учебного занятия? Стали ли они личностно значимыми для учеников? Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию и самостроительству?

Содержательный аспект.

Является ли отобранный учебный материал адекватным требованиям образовательной программы, цели, задачам и ведущим идеям урока?

Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся, установить взаимосвязь учебного материала с субъектным опытом ребёнка? Насколько изучаемое является интересным и значимым для школьников?

Пытался ли учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе, выявить в нём наиболее важное и характерное, обнаружить и установить внутрипредметные и межпредметные связи?

Очевидна ли практическая направленность учебного материала. Какое значение он имеет для формирования эмоционально-волевой сферы, ценностных отношений и творческих способностей ребёнка?

Организационный аспект.

1.      Какие педагогические приёмы использовались для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся?

Применялись ли диалоговые и полилоговые формы общения в ходе учебного занятия?

Стимулировал ли учитель учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора вида занятия, формы и способов его выполнения?

Создавалась ли на уроке ситуация успеха для каждого учащегося? Чувствовалось ли проявление педагогом толерантности и доверия в учебном взаимодействии?

Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся? Оптимальна ли мера помощи учителя? Учитывались ли индивидуальный темп и стиль ученической деятельности учащихся?

Присущ ли домашним заданиям дифференцируемый характер? Обладали ли ученики реальным правом выбора домашнего задания?

Насколько соответствовали технологические приёмы и методы содержанию изучаемого на уроке учебного материала?

Оценочно-результативный аспект.

Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?

Способствовала ли оценочно-аналитическая деятельность учителя формированию положительной Я-концепции личности учащихся, выработке у ребёнка индивидуального стиля познания?

Критерии эффективности современного урока

- Обучение через открытие

- Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

- Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

- Развитие личности

- Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

- Демократичность, открытость

- Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.

- Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

- Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию

- Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения.

- Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

 

 

Речь идет о том, что религиозная образованность отныне должна стать необходимой частью национальной культуры.

 Именно религиозная образованность поможет предостеречь наших детей от духовных подмен и безликих суррогатов массовой культуры.

аправлен на изучение и понимание смыслов, которыми наполнен для человека мир.

 Объектом изучения являются:

  1. картина мира (система представлений о сущности времени, пространства, природы, общества, человека);
  2. стиль мышления (рациональные и эмоциональные установки, диктующие логику мышления);
  3. кодекс поведения (система установок, определяющая единую направленность поведения человека, социальные нормы и правила).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД: Внеурочная деятельность в свете новых стандартов

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное)   в таких формах как...

«Урок на основе требований новых стандартов»

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения...

Развитие дополнительного образования как одно из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.

Интеграция  основного и дополнительного образований становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не до...

Активные формы и методы работы на урока истории в рамках новых стандартов ФГОС ООО - СОО

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор ...

Некоторые особенности уроков технологии в свете новых требований развивающегося образования

Материал описывает современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области "Технология", реализуемый в двух направлениях. Описаны требования...

Отчёт по самообразованию на тему: «Использование современных информационных технологий на уроках ОБЖ, в свете новых государственных стандартов»

Отчёт по самообразованию на тему:«Использование современных информационных технологий на уроках ОБЖ, в свете новых государственных стандартов»...