Компетентностно-ориентированное образование в современной школе.
статья по теме

Зинина Галина Юрьевна

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компетентностно-ориентированное образование в современной школе.

  Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда  и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

   Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

   Перспективным компетентностное обучение является еще и  потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практикоориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. А его внедрение в практику обучения как раз позволит решить  типичную для российских школ проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.

   Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих  личностно- деятельный характер.

   Образовательная компетенция обусловлена личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относится исключительно к личности ученика и проявляется, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.

  Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

 Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

  1. Ценностно-смысловые компетенции.
  2. Общекультурные компетенции.
  3. Учебно-познавательные компетенции.
  4. Информационные компетенции.
  5. Коммуникативные компетенции.
  6. Социально-трудовые компетенции.
  7. Компетенции личностного самосовершенствования.

  Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование.      Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Компетентностно – ориентированное образование

Слайд 2

Цель: формировать такие новые качества ученика, при которых будущий выпускник должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Слайд 3

Компетенции Ключевые Общепредметные Предметные

Слайд 4

Ключевые компетенции- относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; Общепредметные компетенции- относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; Предметные компетенции- частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов;

Слайд 5

Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие: 1. ценностно – смысловые 2. общекультурные 3. учебно –познавательные 4. информационные 5. коммуникативные 6. социально - трудовые 7. личностного самосовершенствования

Слайд 6

Место метода проектов в образовательном процессе Проект - это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования. И его представления в рамках устной или письменной презентации» Метод проектов - набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации. В которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Метод проектов является базовой педагогической технологией, позволяющей формировать ключевые компетентности учащихся. Проекты Исследовательские Творческие Приключенческо-игровые Информационные Практикоориентированные

Слайд 7

Первая ступень общего образования Темы проектов учащихся этого возраста оказываются достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку, наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.

Слайд 8

Вторая ступень общего образования Реализация метода проектов на данной ступени является наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям возраста деятельностью. Опыт познавательной деятельности и знаниевая база достаточны для резкого увеличения уровня самостоятельности на этапе реализации проекта.

Слайд 9

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций в современной школе.

  Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда  и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно- репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

   Формируя компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

   Перспективным компетентностное обучение является еще и  потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практикоориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. А его внедрение в практику обучения как раз позволит решить  типичную для российских школ проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.

 Считаю, что компетентностно-ориентированное  образование - один из ответов системы образования на социальный заказ. В связи с этим на своих уроках и во внеурочное время формирую ключевые компетенции: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, общекультурных, также умение добывать знания непосредственно из реальности, формирование умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее, формирование навыка работы в группе.  

   На своих уроках  использую проектный метод,  развивая познавательный интерес учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развиваю критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

  На моих уроках ребята сталкиваются с творческими проектами: «Деревня», «Театр кукл», «Мой будущий дом», «Классный букет» данные проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах. Учащиеся выполняют и информационные проекты: «Народные гуляния», «Древнерусское сражение» которые направлены на сбор информации о каком – либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализом и обобщением фактов.

  Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование.            Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка качества образования в современной школе

Почему сегодня проблема  оценки качества образования становится столь актуальной? Ведь созданная в нашей стране в середине прошлого века система школьного образования считалась одной из лучших. О...

Проектные технологии обучения как разновидность интегративного образования в современной школе.

В городе Волгограде проводятся ежегодные Макаренковские педагогические чтения. Конференции имеют международный статус, их материалы публикуются. Вэтом году мы во второй раз принимали участие в конкурс...

Особенности организации обучения химии в рамках компетентностно-ориентированной модели образования

Мастер-класс посвящен организации обучения химии в 10 классе по компетентностно-ориентированной модели. Дан сравнительный анализ традиционного подхода в обучении и компетентностно-ориентированного. На...

Особенности календарно-тематического планирования курса химии 11 класса в рамках компетентностно-ориентированной модели образования.

В статье дан сравнительный анализ традиционного календарно-тематического планирования и планирования материала курса химии в 11 классе по компетентностно-ориентированной модели образования....

Компетентностно-ориентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно-деятельностного подхода

Презентация-выступление на республиканском семинаре для учителей-слушателей курсов в рамках программы повышения квалификации.Как известно, в учебном пространстве проблема "чему учить" состоит в опреде...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Особенности управления воспитательным процессом в школе" (№3-4, 2016)

В статье рассматриваются вопросы управления воспитательным процессом в школе. Авторы рассказывают о внеаудиторной деятельности в школе как сознательно организованном и управляемом процессе, делятся оп...

«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»

Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравст­венного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...