Особенности календарно-тематического планирования курса химии 11 класса в рамках компетентностно-ориентированной модели образования.
статья по химии (11 класс) на тему

В статье дан сравнительный анализ традиционного календарно-тематического планирования и планирования материала курса химии в 11 классе по компетентностно-ориентированной модели образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koo_po_khimii.doc70.5 КБ
Office presentation icon ktp_11_klass_v_ramkakh_koo.ppt925 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности календарно-тематического планирования курса  химии 11 класса в рамках компетентностно-ориентированной модели образования.

    Захарова Светлана Геннадьевна

Россия, г. Сызрань, ОУ СОШ № 21

E-mail:  zaxarova.swetlana@yandex.ru

           

                                                                                                        «Знание только тогда знание,

                                                                                              когда оно приобретено усилиями своей мысли,

                                                                                                          а не одной памяти»             Л.Н.Толстой

 Концепция модернизации российского образования  определила новые социальные требования к современной школе и результату ее деятельности.                                                                   

В настоящий момент основной ценностью становиться не сумма знаний, а способы эффективного действия в различных жизненных ситуациях. Меняется функция знаний – сегодня они  -  средством  развития и самоопределения личности. Роль учителя в современных условиях – научить ребенка учиться – добывать знания самому, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои умения и знания в разных областях, но при этом  учителем остается  организатором  познавательной деятельности.

Химическое образование в школе претерпевает непростой этап своего реформирования, связанный с изменением взглядов на роль и цели общего образования в контексте задач его модернизации.

И нельзя сказать, что эти изменения идут в лучшую сторону: уменьшается количество учебных часов, сокращается число практических работ, ухудшается оснащение школьных химических лабораторий и постепенно такая интереснейшая  наука превращается в сложный, «никому не нужный» предмет.

И сегодня перед нами, учителями химии, стоят очень трудные задачи обеспечения качественного  химического образования. Реализация этих задач возможна  только при внедрении новых педагогических технологий. Способ преодолеть негативные стороны традиционного репродуктивного обучения  я нашла в технологии компетентностно-ориентированного образования. 

Компетентностно-ориентированное обучение позволяет учителю применить инновационные методы, которые помогают учащимся  легко и просто освоить программный материал и в тоже время проявить творческие способности путем развития личностного роста.

Компетентностно-ориентированная парадигма образования предполагает изменения в организации учебного процесса. Сравним структуру учебной деятельности при традиционном и компетентностно-ориентированном подходах. Учебную деятельность можно свести к следующим этапам:

Традиционный подход

Компетентностно-ориентированный подход

1.Восприятие и запоминание одной дидактической единицы

1.Осознание структуры изучаемого явления через укрупненную дидактическую единицу

2.Тренировка способов деятельности по образцу

2.Конструирование собственной мысли на основе обобщенного алгоритма способов деятельности

3.Закрепление информации в стандартных ситуациях под контролем  учителя

3.Построение плана решения задач с использованием способов деятельности в процессе коллективной работы

4.Работа над ошибками после проверке знаний

4.Пошаговая рефлексия процесса решения задач и собственной деятельности

ИТОГ:  восприятие – память – понимание - суждение

ИТОГ: восприятие – понимание – суждение - рефлексия

ВЫВОД:  память – главный элемент обучения

ВЫВОД: учитель учит видеть смысл в изучаемых объектах

В компетентностно-ориентированной модели обучения учебная деятельность делится в соответствии со следующим распределением времени:

Этапы учебной деятельности

Способы деятельности

1.Осознание структуры изучаемого явления (30%)

- четкая формулировка пакета задач по теме

- представление новых знаний в рабочей гипертекстовой форме

Выполнение ключевых задач

2.Осознание генезиса способов деятельности(10-20%)

- распознавание типа заданий, выполняемых во внешней речи

- расчление комбинированных задач и приведение их к ключевым

3.Самореализация (40-50%)

- решение задач с наращиванием сложности, выполняемые учащимися во внутренней речи и коллективной деятельности

4.Рефлексия (10-20%)

- выполнение предварительного и итогового контроля

Рассмоторим  тематическое планирование учебного материала при традиционном и компетентностно-ориентированном подходах на примере планирования курса химии в 11 классе.

Задачи курса:

1.Внутрипредметная интеграция учебной дисциплины, которая позволяет сформировать у выпускников школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость.

2.Межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания естественных наук в единое понимание мира.

3.Интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами, которая позволяет показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности

Предметные результаты изучения курса должны отражать:

1.В предметном направлении: овладении символьным языком химии, приемами составления и решения различных химических задач, уравнений; умения моделировать химические процессы на языке химии, интерпретировать полученный результат.

2.В направлении личностного роста: развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту, формирование качеств личности, необходимых для адаптации в современном информационном  обществе,  самостоятельность мышления.

3. В метапредметном направлении: формирование представлений о химии как части общечеловеческой культуры, о значимости химических знаний в современном обществе, создание условий для приобретения первоначального опыта химического экспериментирования.

                           ТЕМА 1  «Строение атома и периодический закон»

Темы уроков:

1.Основные сведения о строении атома.

2.Периодический закон в свете строения атома.

3.Значение периодического закона.

1.Лекция «Строение атома и периодический закон в свете строения атома»      

2.Семинар «Особенности электронного строения атомов малых и больших периодов»  1ч

3.Практикум «Электронно-графические формулы химических элементов  1ч

4.Обобщение и контроль знаний  1ч

                                       ТЕМА 2 «Строение вещества»        14ч

1.Ионная химическая связь.

2.Ковалентная химическая связь.

3.Металлическая химическая связь.

4.Водородная химическая связь.

5. Полимеры: пластмассы, волокна.

6. Газообразное состояние вещества

7.Практическая работа «Получение, собирание и распознавание газов».

8. Жидкое состояние вещества

9.Твердое состояние вещества.

10. Дисперсные системы.

12.Состав вещества и смесей.

13. Решение задач с применением понятия «доля».

14. Контрольная работа по теме «Строение атома и вещества»

1.Лекция  «Химическая связь. Основные виды химической связи»  1ч

2.Семинар «Механизмы образования химических соединений с разным типом связей»  2ч.

3.Практикум «Образование веществ с разным типом связи»  2ч

4.Обобщение и контроль

5.Лекция «Три состояния вещества. Дисперсные системы»  1ч

6.Семинар «Особенности трех состояний вещества. Решение расчетных задач на состав вещества и смеси»  2ч

7.Практикум «Решение задач по теме «Состав вещества и смесей»   2ч

8.Практическая работа «Получение, собирание и распознавание газов»  1ч.

9. Обобщение и контроль знаний.   1ч

10. Контрольная работа по теме «Строение атома и вещества»  1ч

                                         ТЕМА 3 «Химические реакции»    8 ч

1.Реакции, идущие без изменения состава вещества

2.реакции, идущие с изменением состава вещества.

3.Скорость химических реакций.

4.Обратимость химических реакций.

5.Роль воды в химической реакции. Теория электролитической диссоциации.

6. Гидролиз органических и неорганических веществ

7.Окислительно-востановительные реакции. Электролиз.

8.Контрольная работа по теме «Химические реакции»

1.Лекция  «Классификация химических реакций (основные типы, ОВР, гидролиз, электролиз. Химическая кинетика»    3ч.

2.Семинар «Особенности прохождения химических реакций»  2ч

3. Практикум «Решение задач по типам химических реакций»  2ч

4.Обобщение и контроль знаний  1ч

                                      ТЕМА 4  «Вещества и их свойства»     8 ч.

1.Металлы: общая характеристика, свойства 2ч

2.Неметаллы: общая характеристика, свойства 2ч

3. Кислоты неорганические и органические.

4.Основания неорганические и органические.

5. Соли: классификация, свойства.

6.Генетическая связь между классами веществ

7.Практическая работа «Решение экспериментальных задач на идентификацию веществ»

1.Лекция «Генетическая связь между классами веществ»  2ч.

2.Семинар «Особенности генетических рядов веществ органических и неорганических»  3ч.

3. Практическая работа «Решение экспериментальных задач на идентификацию веществ»  2ч

4. Обобщение и контроль знаний

Выводы:

- на каждом уроке новый теоретический материал,

- нет времени на отработку составления формул  веществ, химических реакций,

- нет времени для решения задач

Выводы:

- теоретический и практический материал разделен во времени,

- есть возможность для отработки заданий различного типа сложности

- есть возможность отработать навык решения расчетных и экспериментальных  задач,

- имеется возможность провести полноценный контроль знаний.

Таким образом, компетентностно-ориентированная модель организации образовательного процесса предполагает, при условии выполнения учащимися обязательного минимума, автономную самостоятельную работу на уроке. Всем предоставлены равные возможности, но решение об уровне своих достижений учащийся принимает сам, сам своим трудом достигает своего интеллектуально максимума.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: