Воспитание трудолюбия у детей и уважения к людям труда (статья)
статья на тему

Жигалова Ирина Федоровна

 

Любовь к труду, ответственное отношение к нему, творческий подход, заинтересованность в достижении наилучшего результата, осознание общественной красоты и полезности своей деятельности формируются постепенно и при  одном обязательном условии – ребенок должен быть непременно участником общих дел – дел своей семьи, школы, общества, в котором он живет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание трудолюбия у детей и  уважения к людям труда.

В  основе организационной структуры  детского дома семейного типа заложен принцип «замещающей семьи», то есть организация проживания детей максимально приближена к семейной. Семейная ориентированность привела нас к смене привычной позиции воспитателя: функции контроля и организации перестают быть главными, на первый план выходит развитие личности каждого ребенка, помощь в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых детьми событиях. Главная задача педагогического коллектива детского дома – создание отношений доброжелательности, взаимопомощи, взаимоответственности между детьми. Воспитатель должен уважать права детей, помогать им правильно пользоваться ими.

Основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский писал: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».

Воспитание должно зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. Тот, кто серьезно относится к труду, скучает без него. Привыкший трудиться легко переходит от одного вида деятельности к другому, везде ищет труд и находит его.

Задачи трудового воспитания настолько широки и разнообразны, что для их успешного решения необходимо самое тесное взаимодействие семьи и детского учреждения, созидательная физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его моральных и духовных потребностей, развивающие его физические и духовные силы. Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудолюбия, умения соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда. Чтобы трудовое воспитание протекало успешно, нужно приобщать к труду через самообслуживание. Сначала труд для себя, потом помощь самым близким. Чем старше ребенок, тем естественней требовать от него добросовестного отношения к любому труду. Важно день ото дня расширять круг обязанностей ребенка, наращивая их сложность, чтобы уберечь ребенка от разочарования, нужно заранее спокойно и неторопливо объяснить ему, как он должен выполнять ту или иную работу, стараясь в то же время вселить в него уверенность в том, что он сумеет выполнить ее хорошо, поддержка стимулирует деятельность ребенка, формирует нравственные привычки поведения. Постепенно нужно внушать ребенку, что, хотя среди домашних дел и есть неинтересные не слишком приятные, все они необходимы, а потому важно научиться выполнять их быстро  тщательно. Например, покушал – убрал, насорил – подмети, замарал – постирай и т.д. В подростковом возрасте ребята, привыкшие под руководством взрослых к любой работе, чувствуют себя в коллективе сверстников легко и уверенно, пользуются уважением и доверием именно за то, что на них можно положиться во всем.

Любовь к труду, ответственное отношение к нему, творческий подход, заинтересованность в достижении наилучшего результата, осознание общественной красоты и полезности своей деятельности формируются постепенно и при  одном обязательном условии – ребенок должен быть непременно участником общих дел – дел своей семьи, школы, общества, в котором он живет.

Успехи трудового воспитания во многом зависят от того, как взрослые люди относятся к труду друг друга, к труду окружающих. Уважительная оценка, доброе слово, сочувственная улыбка – все это может пробудить в душе ребенка внимательное и благодарное отношение к человеческому труду. Нельзя жалеть времени на то, чтобы обучить ребенка приемам выполнения той или иной, с точки зрения взрослого, совершенно простой работы. Целесообразно поощрять попытки ребенка достичь цели своим путем, даже если он  лишь кажется  более близким. Убедившись в собственном промахе, ребенок, как правило, возвращается к тому пути, который ему указали взрослые, а впредь относится к советам более опытных людей с большим доверием.

Уважение к окружающим – ведущее требование нравственных взаимоотношений между людьми. Оно подразумевает отношение к человеку, практически признающее достоинство личности, равенство прав, чуткость, деликатность, скромность. Нарушение требований и уважительного отношения к окружающим связано с несправедливостью, неравенством, угнетением более сильным слабого, унижением человеческого достоинства, грубостью.

Такое поведение наблюдается у детей, поступивших в детский дом из неблагополучных семей, где вышесказанное – норма жизни и человеческих взаимоотношений.

В нашем примере ведущим методом в воспитании трудолюбия является убеждение, показателен личный пример взрослых людей. Требования должны быть понятны ему: входя в квартиру, не забывай вытирать обувь – пол в коридоре вымыт, братик упал и ушибся – пожалей, ему больно.

Доброжелательный, деловой тон общения создает спокойную атмосферу, которая необходима для развития взаимного уважения и любви между детьми и взрослыми.

На повседневных примерах ребенок привыкает испытывать уважение к логике старших, к их делам, взглядам и привязанностям.

Воспитание уважения к другому человеку, к его переживаниям, потребностям и интересам – одна из важных сторон подготовки подростков к будущей семейной жизни, к родительским и супружеским обязанностям.

Бережливость – непримиримость к бесхозяйственности и расточительству. Важно объяснить детям, что призывы к экономии – это не громкие слова и помощи людям, попавшим в беду. Быть бережливым и бережно относиться к труду других людей – все это помогает сохранить накопленное до нас, а также приумножить и развить все, чем мы дорожим.

Каждая вещь в семье – это труд многих людей, поэтому в отношении к вещам, предметам проявляется и отношение к трудолюбию, к людям и всему обществу. Дети должны быть участниками распределения семейного бюджета. Необходимо привлекать их к поиску резерва, экономии: как сберечь электроэнергию, воду и пр.

При воспитании бережливости важно проявлять глубокое отношение и доверие к ним, а вместе с тем и требовать. Важно, чтобы дети понимали необходимость этой требовательности.

Трудовой воспитание лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет психологический фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности, спорте, художественной самодеятельности.

В процессе жизненного взаимодействия, под влиянием социальных зависимостей, различных воздействий у детей складывается представление о мире, формируются навыки, привычки деятельности и поведения, системы привычного сознания, происходит развитие всех психических свойств их личности и мышления. В результате ребенок становится подготовленным участником жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воспитание трудолюбия в семье

вопитание трудолюбия...

воспитание трудолюбия в семье

родительское собрание на котором ведется разговор с родителями о привитии трудовых навыков обучающихся...

"Роль семьи в воспитании трудолюбия подростка." Памятка для родителей.

Здесь родителям даются советы о том, как воспитать трудолюбие в ребенке и как правильно организовать труд школьника....

Воспитание трудолюбия и взаимопомощи на примере русских народных сказок

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребё...

Воспитание трудолюбия в ручном труде

Статья, в которой раскрывается методика воспитания детей по средством труда на уроках технологии....

Публикация на тему "Воспитание трудолюбия у младших школьников"

Воспитание  трудолюбия у младших школьников, формирование представлений о личностной и социальной ценности труда, потребности в деятельности на благо общества....

Воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи и чувства коллективизма у детей с ОВЗ на примере школьной футбольной команды.

В 2020-2021 году были организованы две спортивные группы учащихся в составе: младшая группа - 19 человек, старшая группа - 9 человек. Обучающиеся работали по программе дополнительного образования.Зада...