Главные вкладки

    " Формирование ключевых компетенций ученика на основе методов активного обучения"
    статья по теме

    Галеоттинова Елена Николаевна

    Активные методы обучения - это методы, которые побуждают ученика к активной мыслительной и практической  деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metody_aktivnogo_obucheniya.doc71.5 КБ
    Office presentation icon aktivnye_metody_obucheniya.ppt107.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ Новобатайская СОШ №9

     «Формирование

    ключевых компетенций ученика

    на основе использования

    методов активного обучения»

                                               Подготовила:

                                             учитель начальных классов

                                                    Галеоттинова Е.Н.

                                           

        Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

    - формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
    - развивали бы в первую очередь универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
    - формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
    - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
    - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

    Я понимаю, мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения: деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные и прочие

    Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
    Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
    Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.
    Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий. Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.
    Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

       

         Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

          Метод проектов является одним из АМО. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве

    В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

    Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

    Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

    Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

    Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

    Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

         Хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. Метод проектов даёт ученикам возможность  учиться весело и интересно, создаются условия для активизации личностного потенциала, индивидуализации освоения знаний, коллективных форм их применения. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и является предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников, приходят к выводу, что для успешной разработки интересного для них проекта им нужно многому научиться.

         1.Технологию проектного обучения часто использую на уроках окружающего мира.

         3 класс «Разнообразие растений»

    Работают 5 групп. Каждая группа изучает самостоятельно особенности  определённой группы растений, а затем знакомит всех .

    1 группа – водоросли

    2 группа – мхи

    3 группа – папоротники

    4 группа – хвойные растения

    5 группа – цветковые растения

     Задания для самостоятельной работы:

    Дать краткую характеристику:

    1. Особенности жизнедеятельности.
    2. Части растения.
    3. Представители.

     У каждой группы есть инструкция по выполнению задания.

    Затем идёт сбор, структуирование информации (учащиеся выполняют исследование: анализируют информацию, формируют гипотезу, предлагают варианты решения проблемы, выбирают оптимальный вариант, конструируют ответ для обмена информацией) оформление результатов работы (рисуют плакат), экспертиза проекта (учащиеся представляют свою работу), рефлексия.

          4 класс: «Природные зоны России. Зона Арктических пустынь»

    Класс  - это научная экспедиция. Членами экспедиции являются географы, ботаники, зоологи, экологи. Мы отправляемся в большое путешествие по природным зонам России.

    Работают 4 группы самостоятельно : 1 группа – географы, 2 группа – ботаники, 3 группа – зоологи, 4 группа – экологи. Каждая группа решает поставленную перед ней задачу, а затем знакомит всех нас.

    Экспедиция выясняет: Почему здесь такие суровые условия? (задача для географов); Какие растения встречаются в этой зоне? (задача для ботаников); Какие животные населяют арктическую пустыню? (задача для зоологов); Какие экологические проблемы возникли в зоне арктических пустынь? (задача для экологов).

    2. Во 2 классе провожу проблемно – диалоговый урок окружающего мира.

    Проблемно – диалоговый урок окружающего мира «Наши помощники – память и ум». 2 класс

        На уроке совместное открытие нового.

    1.Соэдание проблемной ситуации.

    -Как же человек познаёт окружающий мир? (С помощью органов чувств)

    - Назовите органы чувств, которые являются нашими помощниками. (Органы зрения, вкуса, обоняния, осязания, слуха)

    - А могут ли органы чувств ошибаться?

    Мнения детей разделились.

    А) Демонстрация опыта. Карандаш в стакане с водой.

    - Каким нам кажется карандаш в стакане с водой? (Сломанным)

     -А на самом деле? (Прямой)

    - Значит, органы чувств могут ошибаться? (Да)

    Б) Демонстрация предметов с близкого и дальнего расстояния.

     - Сравните предметы на картине. (Цветок больше коровы)

     - А что мы знаем на самом деле? (Цветок находится ближе, а корова дальше)

     - Какой вывод можно сделать? (Органы чувств могут ошибаться).

    2. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

     - Вы сначала как думали? А на самом деле? (Наши органы чувств могут ошибаться.)

     - Какой же возникает вопрос? (Что же ещё, кроме органов чувств, помогает нам познавать окружающий мир?

    1. Побуждающий диалог к выдвижению и проверке гипотез.

    - Какие у вас есть предположения? (Может нам помогает ум)

    - Как проверить эти предположения? (Помощь учителя)

    - Продолжите предложения:

    Зрение показывает, что…

    Память показывает, что…

    Благодаря уму можно подумать и решить, что…

    Какова же тема нашего урока? (Ум и память – наши помощники)

    3. Даю творческие задания.

    Урок чтения Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» 3 класс

     - Нужен ли ум, чтобы совершать добрые поступки?

    Послушайте древнюю китайскую историю «Добро без ума».

       Один император очень любил птиц. Однажды он узнал,  что мальчишки их обижают. Тогда издал император указ о том, чтобы мальчишки приносили птиц во дворец живыми. За это император каждому давал по горсти риса. И вот весь дворец наполнился птицами. Рад император, что спас птиц от мальчишек. Но вскоре пришёл во дворец мудрец. Увидел он птиц во дворце и сказал: «Ты, император, спасая сотню птиц, не подумал о том, что тысячи птенцов могут погибнуть у них в лесу»

     - Что же можно сделать?

     - Как спасти птенцов?

     - Как уберечь птиц от мальчишек?

    Дети в группах обсуждают способы спасения птиц и птенцов.

    После работы над произведением Н.А. Некрасова, дети сравнивают поступок императора и Мазая.

    1. На уроках использую дидактические игры и игровые приёмы.

    Применение игр повышает прочность и качество усвоения знаний, мотивацию учения, интерес к предмету. Дидактические игры воспитывают в учениках доброжелательность, инициативность,  высокую работоспособность; стимулируют и активизируют познавательные процессы: мышление, память воображение. Играя, дети становятся более дружелюбны, умеют по собственной инициативе выдвигать гипотезу, при этом устанавливать сходство и связи между явлениями, смело отстаивают свою точку зрения, при решении задачи предлагают несколько вариантов решения.

    1. Игра «Изобретатель»

    Комбинирование несовместимых объектов, используя слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова

    Детские изобретения.

    Пальто с пуговицами – прожекторами, чтобы видеть в темноте

    Пальто с зонтиком

    Портфель – холодильник

    Портфель – телевизор

    Тетрадь – телефон

    Карандаш – точилка

    Сапоги – грелка для холодной погоды

    1. Игра «Загадай объект, используя глаголы прошедшего времени»

    Смотрел, не слушал, отвлекался  - ученик

    Пел, читал, танцевал – артист

    Объяснял, кричал, выгонял – учитель

    1. Игра с номерами билетов.

    Исследовательское задание в игровой форме.

    Суть игры: из цифр билета для проезда на транспорте надо получить число 100, используя арифметические действия и скобки. Любые две соседние цифры при желании можно использовать как одно число. Если с одним номером играет несколько человек, то выигрывает тот , кто находит больше вариантов (время можно ограничить). Так, имея билет с номером 114455, можно составить несколько выражений со значением 100:

    1. 1:1+44+55=100
    2. 1+1х44+55=100
    3. 114 - (4+5+5)=100
    4. (1+1+4+4)х(5+ 5)=100
    5. (11-4:4)х(5+5)=100
    6. (1-1)х4+4х5х5=100

    В данной игре развиваются такие качества творческого мышления, как вариативность (способность находить несколько способов решения теоретических и практических задач при отсутствии специальных указаний на это и выбирать из них оптимальный); гибкость (способность переходить от явлений одно класса к явлениям другого класса, часто далёким по содержанию); оригинальность (способность выдвигать новые идеи).

    Эта игра развивает общие умственные действия (анализ, сравнение, обобщение), умение устанавливать причинно-следственные связи. Она способствует более глубокому проникновению в процесс вычислений, усвоению правила порядка выполнения действий, формированию вычислительных умений.

         К активным методам обучения отношу работу над  загадками. Загадки – «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку. Она обладает большими возможностями для наблюдения  за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и  память, развивают любознательность. Дети хорошо знают загадки и очень их любят, могут составлять их сами.

        Загадки использую на разных этапах урока: при знакомстве с новым словарным словом, при написании орфограмм, для активизации внимания и постановке проблемного вопроса: Например, о чём? (о ком?) будем сегодня читать рассказ, вы узнаете, отгадав загадку:

              Лесом катится клубок,                 Он охотится ночами

              У него колючий бок.                    За жуками и мышами.

     К загадке дети рисуют отгадки.

         Рядом идёт работа над пословицами и поговорками. Ребята сразу замечают такие короткие, выразительные, поэтические произведения, полные ярких образов. Это как «живая вода» для малышей. Это приносит радость, учит ценить в жизни честность и справедливость. Пословицы и поговорки более ценны, когда работаем над произведением. Например, при чтении рассказа  А.Толстого «Два товарища», нужно выбрать ту пословицу, которая раскрывает смысл произведения и подходит к рассказу:

         Нет друга, так ищи, а нашёл – береги.

         Настоящий друг познаётся в беде.

         В настоящей дружбе так – сам пропадай, а друга из беды выручай.

    (Объяснить выбор и смысл пословиц)

        Считалки, скороговорки, чистоговорки помогают детям развивать фонематический слух, память. Как важно произносить правильно каждый звук, чтобы не произошла такая смешная история. Например, усатый кит сидит на печке, выбрав тёплое местечко.

         В дальнейшем такая работа способствует формированию  грамотного письма, способствует развитию  голосового аппарата, темпа и выразительности речи. Дети будут внимательны к слову.

    Для активизации внимания использую весёлые стихи. Они помогают доступно и понятно объяснить новый материал, строить выводы. Например, чем артикуляция гласных звуков отличается от согласных? Приходит на помощь стихотворение:

      - Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричат.

      - А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть, но не хочется им петь.

    Мир звуков можно представить для них, как сказочный мир, где каждый звук – загадка. Звуки эти разные – гласные согласные.

        Неоценимую помощь оказывают весёлые стихи при знакомстве с буквами и цифрами. А больше всего дети  любят решать задачи в стихотворной форме. (Использую иллюстрацию)

          По траве бежал котёнок,      

          А за ним бежал щенок.

          Кто, ребята посчитает,

          Сколько здесь бежало ног?

       Легче в стихах и выучить  правило: Знаем твёрдо – ЖИ и ШИ

                                                                  Пишем только через  И  

       Стихи, ролевые игры помогают детям познакомиться с правилами общения и культуры поведения. Они заменяют скучные нравоучения.  Учитель: Создадим  хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь. Руки? (На месте)  Ноги? (На месте)…

        К активным методам обучения относится работа  с головоломками, ребусами, шарадами, логическими задачами, заданиями повышенной трудности. 

    Эта работа требует использования знаний в нестандартной ситуации. Важнейший метод активного усвоения знаний является решение проблемных ситуаций. Этот метод сочетает в себе элементы практического и словесного. Решение проблемных ситуаций позволяет построить обучение так: не получать знания в готовом виде, а в процессе коллективного рассуждения приобрести их. Учитель руководит процессом активной деятельности  по приобретению знаний. Например, перед чтением рассказа «Галка» ставлю перед детьми проблемный вопрос -  Как галка смогла напиться? Прочитав рассказ, дети находят ответ на поставленный вопрос, удивляясь смекалке и находчивости галки.

        Для активных методов обучения особое место занимают формы организации образовательного процесса – нестандартные уроки: урок – сказка, игра, путешествие, сценарий, викторина, уроки -  смотры знаний.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование ключевых компетенций ученика на основе использования методов активного обучения и воспитания

    МЕТОДИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ МОУ "СОШ № 13" Обучать - значит вдвойне учиться. Формирование ключевых компетенций ученика  Несколько полезных советов тем, кто готовится к НОУ  Участвовать - и...

    Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)

    Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...

    «Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках химии и биологии через активные формы и методы обучения»

    Психологи доказали, что на каждом возрастном этапе жизни человека преобладает определенный тип ведущей деятельности, который развивает какую-либо компетенцию: от 0 до 1 года – эмоционально-м...

    «Формирование ключевых компетенций у учащихся через активные формы и методы обучения».

    Выбор мною методической темы обусловлен  в первую  очередь основными целями химического и биологического  образования:- ознакомить учащихся  с многообразием и единством веществ и х...

    Презентация к докладу "Формирование ключевых компетенций ученика через внеклассную работу".

    Презентация для выступления на педагогичесом совете по формированию ключевых компетенций школьников....

    Презентация по теме "Использование ТСО и визуальных методов для активизации языковых компетенций студентов" к конференции "Методы активного обучения в практике преподавания"

    Данные тезисы и презентация были представлены мною на научно-практической конференции для преподавателей "Методы активного обучения в практике преподавания", которая проводилась в медицинском колледже...