Как писать научную работу
материал по теме

Зиневская Лариса Николаевна

Если тема подобрана правильно, то по мере знакомства с литературой  у вас будет вырисовываться четкий план работы. Пока же в ходе сбора материала, можно ограничиться рабочим планом. Он тоже нужен, для того чтобы было понятно, какую литературу вам нужно подобрать и прочесть, в каком направлении должно проводиться ваше исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pisat_nauchnuyu_rabotu.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Как выбрать тему

Во-первых, должно быть соответствие темы и содержания исследования по объему. Тема должна соответствовать требованиям:

Актуальность. Тема должна быть актуальной. Вопрос об актуальности не так прост, как некоторым это кажется. То, что одним представляется актуальным, на самом деле может либо не иметь актуальности, либо быстро ее потерять. И вообще в этом много субъективного.

Начало курсовой – это обоснование актуальности. Считается, что разговор об актуальности темы – это то, что нужно сегодня для развития науки и практики. Автор пишет, что данная тема является актуальной в связи с тем то и тем то.

Тема должна быть научной. Тема должна укладываться в предмет какой-то науки: лингвистика, лингвокультурологии, этнолингвистики.

Тему надо выбирать и с учетом интересов, возможностей и способностей обучающегося. Тема может понравиться своим названием. Но надо подумать сможет ли он ее интересно написать.

Прежде чем выбрать тему, надо посмотреть материал в учебниках, учебных пособиях, монографиях.

Объем проводимого исследования. Название темы должно соответствовать объему предполагаемой работы. Тема может оказаться слишком широкой. Тогда есть риск, что исследование станет поверхностным. Для школьного исследования лучше выбрать более узкую тему. Выбор должен быть адекватным и соответствовать знаниям и способностям учащегося.

Структура работы. Научно-исследовательская работа состоит из введения, глав и заключения. Каждую главу обычно делят на (три) параграфа. Если вы запланируете больше глав или параграфов, то есть риск, что работа станет поверхностной. Если у вас все же получается слишком много вопросов, которые выстраиваются как главы или параграфы, то либо вы плохо представляете содержание работы, что поправимо, либо, что намного хуже – неправильно выбрали тему.

Структура работы

Научно-исследовательская работа (в виде рукописи), обычно, имеет следующую структуру:

  1. титульный лист (страница № 1 не нумеруется),
  2. оглавление (содержание),
  3. введение,
  4. ….главы, заключение /выводы,
  5. список литературы
  6. список условных сокращений (если таковые имеются)
  7. приложения.

Во введении (3-страницы) автор должен обосновать выбор темы исследования, отразить ее актуальность, показать научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы, сформулировать цель и задачи исследования.

Обычно  приводят также объект и предмет исследования. Объектом исследования является контингент испытуемых (группы людей, животных и д.т. (В постоянно приводимом здесь примере объектом являются крысы линии «Вистар»), а предметом - то, что Вы исследуете у данного контингента (психологические, физиологические или иные параметры. (В нашем примере это - умственная работоспособность).

Предмет – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Предмет часто отождествляют с объектом. Один и тот же объект может быть предметом различных исследований, напр., совокупность организмов одного вида (популяция) может выступать предметом математич., генетич., эпидемиолог. и др. исследований. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (т.е. с точки зрения данного исследования) свойства и признаки.

«Методы исследования»  обычно содержит описание методик исследования и изучаемый материал. Следует описать методы и методики, используемые в работе. Прочитав это описание, не должно возникать вопросов о том, как получены те или иные данные. Любой прочитавший ее должен понять, как провести аналогичное исследование (например, с целью проверки полученных   результатов).

Главы (общий объем работы не должен превышать 15-20 станиц) должны называться в соответствии с содержанием,  глава 1 может содержать обзор и анализ литературных источников по теме исследования. 

Целесообразно рассмотреть, в каком состоянии на современный момент находится избранное научное направление, что уже сделано другими авторами, что в этом вопросе еще неясно и поэтому требует дальнейшего исследования. Если затрагиваются несколько крупных проблем, то глава может иметь параграфы (они нумеруются 1.1.     1.2 и т.д.).

Логичным заключением главы 1 будет формулировка рабочей гипотезы (что предполагалось получить в результате исследования) и, возможно,  основных положений, выносимых на защиту.

Интерес представляет изложение собственных результатов исследования. Можно размещать таблицы с полученными данными (не первоначальными, а уже обработанными), рисунки, обобщающие или иллюстрирующие результаты, пояснения автора по поводу тех или иных полученных данных.

Необходимо сопоставить полученные данные с результатами исследований других авторов, а во-вторых, предварительно изучив современные научные концепции, определить - с позиции какой из них можно объяснить Ваши данные (либо в какую из них «вписываются» Ваши результаты).

Количество выводов должно соответствовать количеству поставленных задач (и в идеале - представлять собой решение этих задач). Однако, на практике такое встречается редко. Одной задаче может соответствовать два вывода, реже - выводы мало соответствуют поставленным задачам. Несоответствия выводов поставленным задачам следует избегать. Если выводы совсем не соответствуют задачам - измените задачи, никто не заметит.

Список литературы (обычно, не менее 10, не более  20 источников) оформляется по текущему  ГОСТу. Вначале по алфавиту приводятся отечественные источники, затем по алфавиту - иностранные. Соответствие списка литературы ГОСТу можно проверить в библиотеке (в информационно-библиографическом отделе).

Таким образом, по структуре научно-исследовательская работа (в виде рукописи) похожа на научную статью, чем, впрочем, она и является в несколько расширенном виде.

В приложения включают не вошедшие в основной текст таблицы, схемы организации эксперимента, иногда приводятся образцы анкет, тестов (если они разработаны Вами) и т.д. Каждому разделу приложений присваивается номер (1, 2, 3 и т.д.). Если приложение состоит из нескольких листов, то первый подписывается сверху: Приложение 1, а каждый последующий: Приложение 1 (продолжение) (без кавычек). Если приложения слишком объемны, они могут издаваться в виде отдельного тома.

Объем работы (без учета списка литературы, приложений, рисунков и таблиц) обычно составляет 12-15 машинописных страниц (1800 знаков на странице - 29-30 строк, 62-64 знака в строке. При наборе на компьютере применяется шрифт Times, размер 14 пт, межстрочное расстояние 24 пт). 

Если тема подобрана правильно, то по мере знакомства с литературой  у вас будет вырисовываться четкий план работы. Пока же в ходе сбора материала, можно ограничиться рабочим планом. Он тоже нужен, для того чтобы было понятно, какую литературу вам нужно подобрать и прочесть, в каком направлении должно проводиться ваше исследование.

Следует составить библиографию, которую нужно изучить, для того чтобы вы могли написать работу. Все это тоже, в ходе чтения и конспектирования может еще корректироваться.

Что-то вы можете посмотреть на сайте, - в разделе, где приведены темы лекций вопросы и литература по изучаемой проблеме.

Поработать с каталогами в библиотеках.

Нужно почитать монографии, учебные пособия и статьи по теме. Лучше, когда по теме есть монографии. Это научные работы. В них по определению должна быть новизна.

Но если по теме нет монографий, то придется ограничиться учебными пособиями. Что касается учебников, то они не считаются научной литературой, а скорее относятся к разряду учебной литературы. Но и среди них могут быть работы, в которой представлено новое видение той или иной проблемы, ранее уже разработанное автором в науке. Значит, это тоже можно эффективно использовать.

Важно посмотреть также статьи в периодических изданиях. Может получиться, что по теме нет монографий, но есть статьи. Поэтому нужно посмотреть содержание журналов за несколько лет.

Надо просмотреть подшивки периодики и включить в список те статьи, которые имеют отношение к теме, и которые вы можете использоваться, сославшись на то, что ново и интересно.

Могут быть работы, которые напрямую не относятся к вашей теме, но в них затрагиваются те же проблемы, что и в вашем исследовании. Поэтому само по себе название работы только может свидетельствовать о том, что она касается вашей темы. Надо пролистать, посмотреть содержание. В общем – это поиск.

Нужно конспектировать то, что интересно и относится к вопросам вашей работы. При этом не забывайте правила относящиеся к авторскому праву. Нужно ссылаться на автора, положения которого вы заимствуете. Надо соблюдать корректность использования чужих мыслей в своей работе.

Запомните, что если вы приводите дословно какую-то фразы или ее часть, то они берутся в кавычки. Посмотрите, в какой-нибудь книге, как в этом случае оформляется ссылка на источник заимствования.

Ссылки на литературу надо оформлять по ГОСТУ. Но проще всего взять какую-нибудь недавно изданную книгу и посмотреть в ней, как там оформлены ссылки. Один момент подчеркну. В ссылке нужно указывать страницу.

Для того чтобы потом, когда вы будете оформлять работу, вам не пришлось искать все то, что относится к ссылкам, когда вы читаете книгу или статью и делаете выписки, сразу же отмечайте ссылки в этих выписках. Иначе потом вы уже не будете помнить, из какой работы та или иная мысль, фраза.

По мере чтения литературы у вас будет накапливаться материал. Когда его будет достаточно много, распределите его по параграфам глав. Сразу станет видно, для каких параграфов материала недостаточно.

Когда у вас материала достаточно по каждому параграфу, начинайте писать работу. Не забывайте, что в ней должен присутствовать элемент творчества. Не сводите ее к большому реферату, а тем более – к компиляции того материала, который вы собрали.

Чтобы вам было легче написать работу, сделайте подробный, или как иногда говорят – сложный план. По каждому параграфу. Если вы можете сделать сложный план, значит все нормально. Если сложный план не получается, прочтите еще несколько раз тот материал по данному параграфу, который вами собран. Или его недостаточно. И надо дальше набирать материал. Если вырисовывается, то это означает, что вы видите структуру параграфа, связи между отдельными понятиями.

Если сложный план усложнять дальше, то в какой-то момент вы получите черновой вариант параграфа. И так с каждым параграфом.

Как написать введение и заключение.

Введение формализовано. В нем должны быть предусмотрены соответствующие разделы. Посмотрите в диссертациях. Самое сложное – новизна. Ее нужно показать.

В заключении подводятся итоги и делаются краткие выводы, к которым вы пришли в результате проведенного исследования.

Работу нужно грамотно оформить.

Оформление текста

 Довольно сложным моментом является правильное оформление. Нужно очень строго выдержать все требования (такой-то отступ от начала главы до текста, такой-то - от начала параграфа до текста и т.д.). Запомнить все требования трудно, к тому же они имеют тенденцию постоянно меняться.  

Оформление - одна из важнейших стадий работы. Придание соответствующей формы тексту имеет принципиальное значение, поскольку техническое оформление научно-исследовательской работы должно соответствовать общепринятым требованиям. Причем определенные элементы оформления нельзя откладывать «на потом» - на то время, когда текст в своей основе уже будет написан. Об оформлении нужно думать по ходу работы над темой, в процессе создания черновой рукописи. Ведь научно-исследовательская работа состоит не только из текстовое части, но включает в себя формулы, приложения, таблицы, диаграммы, графики, иллюстрации. Все эти виды материала должны бытъ представлены  и оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам.

Объем работы (без учета списка литературы, приложений, рисунков и таблиц) обычно составляет 12-15 машинописных страниц (1800 знаков на странице - 29-30 строк, 62-64 знака в строке. При наборе на компьютере применяется шрифт Times, размер 14 пт, межстрочное расстояние 24 пт). Поля: верхнее и нижнее 2 см; левое – 3 см, правое 1,5.

Текстовой материал научно-исследовательская работа обычно содержит числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т.п.

Количественные числительные записываются цифрами, если они являются многозначными, и словами, если они однозначны; например: десять автомобилей (не: 10 автомобилей). Если при числительном даются в сокращенном обозначении единицы величины, то такое числительное (даже однозначное) записывается цифрами; например: 28 кг, 5 л и т.д. После сокращений единиц меры, длины, массы, объема точка не ставится. При перечислении однородных величин и отношений сокращенное обозначение единицы величины ставится только после последнего числа.

Количественные числительные согласуются с именами существительными во всех падежных формах, кроме форм именительного и винительного падежей; например: до сорока метров (род. п.), к семидесяти тоннам (дат. п.) и т.д. В формах именительного и винительного падежей количественные, числительные управляют существительными; например: имеется сто (им. п.) литров (род. п.), получить восемьдесят (вин. п.) рублей (род. п.).

При количественных числительных, записанных арабскими цифрами, падежные окончания не пишутся, если числительные сопровождаются существительными; например: не 15-ти рублей, а 15 рублей.

Порядковые числительные пишутся словами: седьмой, двадцать пятый, двестипятидесятый. Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся; например: в гл. 11, на рис. 9, в табл. 6, и имеют падежные окончания, если они стоят перед существительным; например: 3-й раунд.

При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз; например: капитаны 1 и 2-го рангов.

Записанные римскими цифрами порядковые числительные падежных окончаний не имеют; например: IV курс, XX век (не: ХХ-й век).

В научно-исследовательской работе может использоваться сокращения. При этом применяются три основных способа: 1) сохраняется только первая (начальная) буква слова (город - г.); 2) сохраняется часть слова, отбрасываются окончание и суффикс (медицинский - мед.); 3) пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (университет - ун-т). При этом сокращение должно оканчиваться на согласную и не должно оканчиваться на гласную (если она не начальная буква в слове), на букву «и», на мягкий и твердый знак.

Необходимо правильно оформлять общепринятые условные сокращения. После перечисления пишут т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие); при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни); при цифровом обозначении веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

Оформление цитат подчиняется следующим правилам. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой, буквы). Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием, например: Г. Спенсер считал явления общественной жизни «...следующими общим мировым законам, как и все другие естественные явления».

Цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике; например: П.А. Сорокин писал, что «уникальные условия революции дают возможность проверить многие социологические положения».

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка №, например: рис. 7, табл. 9, с. 73, гл. 6. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений;
например: «из рисунка видно, что...», «данные таблицы показывают, что...» и т.д.

Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящей в строй данной фразы, заключают в круглые скобки, и используют сокращение «см.»; например: (см. приложение 5).

Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа арабскими цифрами без скобки и размещают выше текста строки. От основного текста сноска отделяется сплошной короткой чертой. Нумерация ссылок осуществляется в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают с первой.

Перечисления, встречающиеся в тексте, рекомендуется оформлять следующим образом. Если перечисления состоят из отдельных слов или словосочетаний, то они пишутся в строчку и оформляются с помощью нумерации арабскими цифрами или латинскими буквами и запятых; например: В современной России можно выделить такие социальные слои: 1) верхний, 2) средний, 3) базовый, 4) нижний и 5) «социальное дно».

Если перечисления состоят из развернутых фраз со своими знаками препинания, то части перечисления чаще всего пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой; например:

Капиталистический строй характеризуется:

а) наличием буржуа и пролетариев;

б) ломкой старых социальных связей;

в) усиленной национальной интеграцией.

Все элементы перечисления в целом должны грамматически подчиняться вводному предложению, которое предшествует перечислению; например: согласно 3. Фрейду, личность характеризуется следующими элементами:

1) это, или Я;

2) подсознанием, или «оно»;

3) суперэго, или «сверх-я».

Оформление библиографического аппарата

Библиографический аппарат - весьма значимая часть диссертации. Во-первых, это ценное указание на источники по теме исследования для тех, кто будет читать диссертацию; во-вторых, он позволяет судить о научной культуре автора, глубине его проникновения в тему и этичности его позиции по отношению к авторам используемых источников.

Библиографический аппарат оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.84 «Библиографическое описание документа» и с учетом кратких правил «Составления библиографического описания» (2-е изд., доп. М.: Кн. палата, 1991). Приведем образцы оформления библиографического списка как приложения к диссертации.

Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия одного или нескольких авторов

Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.

Турсунов А. Основания космологии: Критич. очерки. - М.: Мысль, 1979.-237с.

История социологии в Западной Европе и США: Учебник /Отв. ред. Г.В.Осипов.- М.: Норма - Инфра, 1999. - 576с.

Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичева, А.В.Кабыща и др. / Под ред. Г.В.Осипова, Л.Н. Москвнчева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 461 с.

Ссылки на статьи из журналов и газет

Рукавишников 5.0. Социальная напряженность // Диалог. - 1990. № 8. - С. 32-45.

Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // Вопросы философии. - 1990. № 7. - С. 25-31.

Райцын И. В окопах торговых войн //Деловой мир. - 1993. - 7 окт.

Ссылки на статьи из энциклопедии и словаря

Бирюков 5.5.,. Гастев Ю.А.. Геллер Е.С. Моделирование // БСЭ. - 3-е изд. М.. 1974. - Т. 16. - С. 393-395.
Диссертация // Советский энциклопедический словарь. М., 1985. - С. 396.

Ссылки на материалы конференций, съездов

Проблемы вузовского учебника: Тез. докл. Третья Всесоюз. науч. конф. - М.:МИСИ, 1988.-156с.

Ссылки на сборники

Сборник одного автора:

Философские проблемы современной науки / Сост. В.Н. Иващенко. - Киев: Радуга, 1989. - 165 с.

Сборники коллективов авторов:

Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. / НИИ высшего образования / Отв. ред. Н.Н. Нечаев. - М.: НИИВО, 1995. - 156 с.

Продолжающееся издание

Сафронов ГЛ. Итоги, задачи и перспективы развития книжной торговли // Кн. торговля. Опыт, пробл., исслед. - 1981. - Вып. 8. - С. 3-17.

Ссылки на статьи из ежегодника

Народное образование и культура СССР в цифрах в 1985 г. М. 1986. С. 241 -255.

Ссылки на иностранную литературу

AusubelD-P. Das Jugendalter. - MOnchen, 1968. - 284 S.
2. Collier P.. Horowitz L. Destructive Generation: Second Thoughts about the / Sixties. - N.Y., 1989. - 312 p.

Homans G. Social Behaviour as Exchange //American Journal of Sociology. - 1958. - Vol. 63. - P. 32-49.
Mannheim К. The Problem Generations // K. Mannheim. Esseys on the Sociology of Knowledge. - London, 1952. - P. 131-154.

Ссылки на диссертации и авторефераты диссертаций

Рудакова Ж.И. Управление организацией: согласование интересов и социальный конфликт: Дис. ... канд. социол. наук. Новочеркасск. 1999. - 146 с.

Родионов И.Н. Государственная молодежная политика (Сущность, этапы, основные тенденции): 1980-1993 гг.: Автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 1994.-20с.

Ссылки на депонированные работы

Котряхов Н.В. Теория и практика подготовки учителя единой трудовой школы 1 ступени к трудовому обучению и воспитанию учащихся // Рукопись деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика МП и АПН СССР 27.10.86., № 265-86. - 26 с.

Ссылки на препринты

Иванова С.И. Применение психологических знаний в воспитании школьников: Препринт - 87-5. СПбГУПМ, 1998. - 24 с.

Ссылки на архивные источники

Государственный архив Российской Федерации. Ф. 9412, on. I, д. 355, л. 32. Государственный архив Челябинской области. Ф. П-2. on. 1, д. 15. Текущий архив Управления народного образования Свердловской области. Ф. 12, on. 1,д. 7, л. 13.

Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений о цитируемом или упоминаемом в тексте другом документе, которые необходимы для его идентификации и поиска (Составление библиографического описания: Краткие правила. - 2-е изд., доп. - М.: Кн. палата, 1991. С. 116.). Их также следует оформлять по правилам.

При оформлении ссылок допустимы некоторые отклонения от общих правил библиографического описания источников. Так, если ссылка включена в текст, то на нее распространяются правила оформления текста, а не библиографического описания. Например, в тексте названия книг даются в кавычках, а в библиографическом списке - без кавычек, инициалы авторов в ссылке должны идти перед фамилией, а в списке - вслед за фамилией. Между областями описания знак «точка и тире» можно заменять точкой, допускается использование формы краткого описания.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать так: «Цит. по:» либо «Цит. по кн.:» или «Цит. по ст.:». Если невозможен плавный логический переход к ссылке от текста, к которому она относится, то пользуются начальными словами «См.», «См. об этом». Когда надо подчеркнуть, что источник, на который дается ссылка. - лишь один из многих, где подтверждается или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях пишут: «См., например,», «См., в частности». Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу, указывают «См. также:».

По месту расположения относительно основного текста диссертации библиографические ссылки бывают:

1) внутритекстовые, т.е. являющиеся неразрывной частью основного текста;

2) подстрочные, т.е. вынесенные из текста вниз страницы;

3) затекстовые, т.е. вынесенные за текст всего произведения или его части.

Внутритекстовые ссылки используют, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст так органично, что изъять ее невозможно. Тогда в скобках указывают лишь выходные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место, или только выходные данные (если номер страницы указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная).

Подстрочные ссылки на источники дают в тексте, если ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно.

Если ссылки приводят в конце каждой страницы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используют знаки сносок в виде цифры или звездочки. Если ссылок более четырех, то использовать звездочки нецелесообразно.

Полное описание источника дается только при первой сноске. При повторных ссылках вместо заглавия, пишут «Указ. соч.». Если несколько ссылок на один тот же источник размещается на одной странице, то в сносках пишут «Там же» и номер страницы, на которую дается ссылка.

Существует несколько способов связи основного текста с описанием источника. Обычно для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке, а в основном тексте этот номер берется в квадратные скобки. При указании в основном тексте на страницу источника последняя также заключается в квадратные скобки; например: (73. С. 62], что означает: источник в списке 73, страница 62.

Когда в основном тексте упомянуты фамилия автора и заглавие статьи, в подстрочной ссылке можно ограничиться описанием самого издания. В тех случаях, когда приходится оперировать большим числом источников, применяют затекстовые библиографические ссылки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как писать исследовательскую работу

В материале указаны основные требования к исследовательскому материалду для школьников...

Методические материалы к практикуму "Как научиться писать научно-исследовательские работы с учениками"

В этом году мы  в педагогическом коллективе договорились объединить имеющийся опыт по написанию научно-исследовательских работ с учениками через занятия  методического практикума. ...

Как писать исследовательскую работу

Исследовательская работа должна содержать следующие разделы:Введение (актуализация темы, историческая справка об изучении данного вопроса). Цели и задачи исследования, методы его провед...

Презентация:" Как правильно писать исследовательскую работу"

Очень часто в школе ученики не знают, как написать правильно исследовательскую работу. Эта презентация поможет им в написании таких проектов....

Как писать исследовательскую работу

Исследовательская работа...

Учимся писать творческие работы

Опыт работы с учащимися по написанию творческих работ....

Памятка "Как писать исследовательскую работу"

Памятка "Как писать исследовательскую работу". Памятка как  ученику, так и  учителю поможет  написать работу правильно....