Новости школьной жизни
материал на тему

Разинкина Илона Александровна

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 Разинкина И.А., заместитель директора по УВР

Выступление на педагогическом совете, декабрь 2012г.

В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Заканчиваются возможности экстенсивного пути развития образования, при котором повышение образованности и профессиональности связывалось с увеличением объема знаний, и продолжается переход к интенсивному пути развития образования. Он требует становления принципиально новых образовательных подходов в противовес широко распространенным сегодня репродуктивным технологиям, основанным на простом воспроизводстве информации. Новые технологии должны базироваться на продуктивности, креативности, мобильности и опираться на научное мышление, формирование которого у обучающихся становится основной задачей образовательного процесса.  

 Проведенные   исследования   в области педагогики позволили обобщить данные относительно эффективности   различных методов обучения. Эти результаты представлены на схеме «Пирамида обучения»

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. В основе которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно выделяют три метода:

1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем – источником  знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.  

2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.

3) Интерактивные: От англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг.XX в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия ххв. Там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе.

Исследования проведенные в 80-х ггг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить % усвоения материала. Результаты этого исследования отражены в таблице, получившей название “пирамида обучения”. Из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.

Многие педагоги, в частности и российские, критически оценивают эту “Пирамиду”. Действительно, трудно точно измерить “усвоение материала”. К тому же мы знаем прекрасных преподавателей, чьи лекции, почти дословно запечатлелись в нашей памяти. Бывают также ученики, прекрасно усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память). Но можно согласиться, что в среднем закономерность, выраженную “пирамидой”, могут проследить практически все педагоги.

 Значит, для обучения важны все виды методов и все уровни познания. “Плюсы” и “минусы” применения пассивных и интерактивных методов я также представила в виде таблицы. Эта таблица также поможет преподавателю выбрать методы обучения в зависимости от цели и условий работы.

Далее целесообразно представить перечень наиболее распространенных активных и интерактивных методов. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов:

1. Работа в парах

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Работу в парах начинаю вводить в свою практику с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы;

2.Ротационные (сменные) тройки;

3.Карусель;

4. Аквариум;

5. Незаконченное предложение;

6. Мозговой штурм;

7. Броуновское движение;

8. Дерево решений;

9. Суд от своего имени…

и другие.

   Итак, выведем формулу  интерактивной технологии:

Вперед и вместе:

          через живое общение,

          через работу в группах,

          где каждый обучающийся СУБЪЕКТ  познания нового.

 

   



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ   ЭОР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, ИНФОРМАТИКИ

Разинкина И.А., учитель информатики, математики

Выступление на педагогическом совете, декабрь 2012г.

Что такое ЭОР нового поколения?

ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).

В самом простом изложении это электронные учебные продукты , позволившие решить три основные проблемы современных ЭОР:

  1. ЭОР, распространяемые в Интернете, были преимущественно текстографическими. В ЭОР нового поколения проблема сетевого доступа к высокоинтерактивному, мультимедийно-насыщенному контенту решена.  
  2. До настоящего времени интерактивные мультимедиа продукты выпускались на компакт-дисках, при этом каждый производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы. Часто это приводило к тому, что изучение методов работы с диском требовало практически такого же усердия и времени, какое требовалось на учебное содержание. Сегодня   для использования любых ЭОР НП требуется один комплект клиентского программного обеспечения, и во всех ЭОР НП контентно-независимая часть графического пользовательского интерфейса одинакова.
  3. ЭОР обеспечивает личностно-ориентированное обучение, помогает учителю создавать собственные учебные курсы.

Как устроено содержание открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС)?

По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система. Например, ОМС по истории, ОМС по математике и т.д. В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Обыкновенные дроби», ТЭ «Теорема Пифагора», ТЭ «Деление с остатком» и т.д.

Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):

 модуль получения информации (И-тип);

 модуль практических занятий (П-тип);

 модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).

При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный

мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Иными словами, каждый ЭУМ – это самостоятельный учебный продукт объёмом несколько Мбайт, так что получение его по сетевому запросу не представляет принципиальных трудностей даже для узкополосных (низкоскоростных) компьютерных сетей.

Для  чего нужны ЭОР?

Использование грамотно разработанных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) позволяет   добиться более эффективных результатов в обучении. ЭОР нового поколения как раз относятся к этому «новому учебному средству». Во-первых, учитель может использовать ЭОР при подготовке к занятию – как источник информации – имеется дополнительный информационный материал.  Во-вторых, это наглядные примеры, которые можно использовать для собственных презентаций. В-третьих, это средство, которое можно использовать при подготовке раздаточного материала. Кроме этого, имеются различные видеофрагменты, которые помогут учителю при изложении нового материала.  Немалую помощь ЭОР окажут на всех этапах урока. На уроках математики, информатики я часто работаю с ЭОР «Математика» и «Информатика» («Образовательная коллекция 1С»). ЭОР очень удобно использовать для создания проблемной ситуации в проблемно-развивающем обучении, которое стоит в основе многих современных образовательных технологий. Также модули помогают решить еще одну очень важную педагогическую проблему, которая остро стоит до сих пор: проблема межпредметных связей.  Проведя несколько занятий с использованием ЭОР, учитель сам приходит к необходимости перехода от традиционной модели обучения к инновационной.

Где найти ЭОР?

  1. http://fcior.edu.ru/   

  1. http://school-collection.edu.ru/

  1. ЭОР НП в комплекте СБППО «Первая помощь»

  1.  и другие

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание-концерт "Наша школьная жизнь"

Привлечь родителей в школу всегда нелегкая задача. Поэтому я провожу собрания с привлечением детей, которые по-новому раскрываются своим родителям.  Родительское собрание-концерт проходит в...

Презентация "Качество школьной жизни" (школьный мониторинг)

В основу презентации положена статья Барбер М,.М. Муршед " Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах", в которой популярно рассказывается о реформе образования в 25 стр...

Урок английского языка в 7 классе по теме "Школьная жизнь. Введение школьной формы"

Урок построен по технологии проблемного обучения. В течении урока учащиеся должны обсудить необходимость введения школьной формы и предложить свои модели....

Театральная миниатюра для школьного театра "Сцены из школьной жизни"

"Сцены из школьной жизни" - сценарий миниютюры, состоящей из пяти сценок про учеников и учителей. Миниатюру актуально показывать на День учителя....

Школьное образование, школьная жизнь. Школа», 5 класс, УМК «Spotlight»

Материал содержит технологическую карту(методическую разработку) по теме "Школьное образование,  школьная жизнь. Школа" по УМК "Spotlight" в 5 классе...