Актуализация навыков развития речи на уроке литературы.
статья по теме

Статья "Актуализация" навыков развития речи на уроке литературы" предназначена для учителей литературы и развития речи, носит методический характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gridilevoy_4.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Актуализация навыков развития речи на уроке литературы.  

       Развивать речь обучающихся – значит совершенствовать её, применять такие методы, которые делали  бы её  более логичной, точной, выразительной  и  образной. Все уроки понемногу делают речь школьника правильной  содержательной, но выразительность  и  образность, экспрессивность  и интонационная  насыщенность приобретаются  в большей степени благодаря урокам литературы. Поэтому одной из важнейших задач учителя-словесника, на наш взгляд, является  обучение детей навыкам устной  письменной речи.

      Анализ результатов ЕГЭ за последние годы по русскому языку позволяет сделать вывод  о недостаточном уровне развития речи у выпускников общеобразовательных учреждений. С учетом того, что подобный навык необходим не только для экзамена по русскому языку и литературе,  но и для тех экзаменов, где есть развернутые ответы на вопросы и эссе, решение проблемы становится особенно актуальной. На наш взгляд, система работы учителя словесника может быть более эффективной, если будут учтены следующие аспекты:

 - Одним из главнейших условий организации любой  письменной работы является ее отчетливая целенаправленность. Учитель должен ясно представлять себе цель предлагаемой учащимся работы и те результаты, к  которым она должна привести учащегося:  

- Предлагаемое учащемуся задание  для письменной работы должно  быть подготовлено учителем, т.е.  просмотрено и продуманно.  

- Ученики, выполняющие письменную  работу, должны отчетливо понимать  задание и знать пути и приемы, при помощи которых выполняется  задание. Иначе говоря, ученики  должны быть подготовлены к  выполнению письменной работы. Ей  должна предшествовать аналогичная  работа в устном исполнении, обеспечивающая  конкретное понимание того, как  и как нужно делать.

- Должны быть учтены результаты  письменной работы, т.е. работы  учащихся должны быть тщательно  проверены, и учитель должен  сделать выводы, определяющие дальнейшее  направление его преподавания.

- Письменные  работы, связанные с развитием  речи учащихся, можно разделить на две основные группы: работы вспомогательного характера и работы, имеющие самостоятельное  значение. К работам первой группы относятся  планы  работы по цитированию, письменные ответы на вопросы; ко второй группе относятся  изложения, сочинения по картине, творческие сочинения различных видов, характеристики, описания.

- Формы работы по развитию речи  на уроках литературы многообразны. Школьная программа основными  видами называет сочинение, изложение  и анализ.

     Среди разнообразия видов сочинений  и изложений особое внимание стоит уделить следующим - сочинения, где ученик рассказывает о себе или о своих близких, носящее, так сказать, исповедальный характер;  сочинения, описывающие художественные памятники прошедших эпох;  это описания природы, различных ее уголков;  творческое изложение, где учащийся не только излагает текст, но и рассуждает о нем, делает из него выводы; это сочинения по картине, причем картины могут быть любых жанров, и очень хорошо, если они будут созвучны изучаемому в этот момент литературному материалу (например, «Бурлаки на Волге» И.Репина и «На Волге» Н.Некрасова); сочинение публицистического характера;  сочинения, касающиеся читательских вкусов и предпочтений детей;  это сочинения собственно литературные, то есть посвященные произведениям по внеклассному чтению или изучаемым в классе, со сравнительной характеристикой персонажей; это сочинения с грамматическими заданиями.

     Обучающиеся часто испытывают затруднения при написании сочинений по проблематике прочитанных художественных произведений.  А ведь большая часть сочинений по литературе уделена именно им. Не все обучающиеся понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Для выполнения комплекса таких заданий  ученик должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания.

Развитие речи сопряжено с развитием памяти, так как  для эффективной речевой деятельности надо запоминать написание многих слов, обогащать словарь, помнить значение слов. Важно удерживать в памяти и быстро извлекать из неё большое количество речевых оборотов, так называемых клише и стереотипов, которые мы используем почти не задумываясь в типичных ситуациях общения. Но главное здесь – это насыщение “творческой “ памяти, памяти культуры (по выражению Д.С. Лихачёва) художественными словесными образцами “высокой духовности”, которые часто цитируются и узнаются при общении. [1]

      Различные недостатки в письменных работах школьников отражают особенности этой сложной мыслительной деятельности. Одной из причин недочетов ученических сочинений является  и отсутствие самоконтроля, и неумение оценивать создаваемый ими текст с точки зрения восприятия его читателем. К сожалению, в школьной практике упускаются такие важные моменты, как совершенствование написанного и редактирование.

      Повысить эффективность  работы над изложением можно «обогатив её  при помощи дополнительных лингвистических заданий» [2], представляющих собой разнообразные виды разбора, включая элементы анализа текста.

        Если говорить об анализе текста, то, прежде всего,  надо говорить о многообразии его видов: лингвистический, лексический, стилистический, литературный. В последний входят анализ лирического произведения и анализ прозаического произведения. Кроме целостного анализа, можно выделить и такие виды анализа как «анализ отдельного эпизода, характеристика героя, групповая характеристика героев, сравнительная характеристика двух героев, двух произведений, анализ художественной детали» [3](портретной, пейзажной и т.д.)

     Для развития речи важно  отрабатывать  навык пересказывания, постепенно от урока к уроку усложняя виды пересказов, один урок целиком посвящать словарной работе, основанной на изученных текстах, другой — диалогической речи, третий — пересказам, четвертый — рассказам.      А потом подвести  к различным видам конкурсных работ: викторинам, выразительному чтению стихотворных и прозаических произведений.  В словарную работу, как бы контролирующую или подводящую итог предыдущим занятиям, могут входить упражнения: дать объяснение или определение тому или иному слову, подобрать синонимы, вспомнить, в каких произведениях встречались эти слова, ввести их в собственные предложения.

       Можно организовать и  другие виды уроков, однако все они должны быть подчинены единой цели: проверить, насколько развивается у учащихся вкус к художественному слову, проследить, как формируется навык составления вопросов и ответов, навык владения различными видами пересказов и рассказов, навык выразительного чтения стихотворного и прозаического текстов.

       С развитием речи развивается и сфера нравственности, чувств и эмоций. «Нравственное просвещение невозможно без слова»[4]. Эмоциональное развитие личности также связано с развитием речи, а именно с развитием таких сторон языковой способности, как чувство языка (умение неосознанно, но правильно пользоваться речью), языковая интуиция, восприимчивость к выразительности речи, к оттенкам поэтической речи, к тонким нюансам многозначности слова.

    Кроме того, обучая речи, следует обращать внимание и на развитие волевых качеств личности. Важно вырабатывать умение убеждать и доказывать, просить и отказывать, прощать и соглашаться, вести дискуссию, идти на компромисс в ходе общения. Проблема воспитания толерантности сегодня также становится одной из важнейших в процессе развития языковой личности, в процессе речевого развития ребёнка.

Литература:

  1. Коровина В. Я. От упражнений к системе развития речи.— М., 1996.
  2. Антонова Е.С. методическая система формирования коммуникативной компетенции учащихся. – М., 2007.
  3. Арефьева С.А. Сочинение по прочитанному тексту. – М., 2006.
  4. Павлова А.И. О технологии развития навыков критического мышления учащихся на уроках русского языка// Русский язык. – 2007. - № 8.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка. Значение изучения иностранного языка бесспорно. Но при обучении возникает множество проблем. К ним относятся проблема повышения эффективн...

Выступление на РМО иностранные языки По проблеме: «Работа по развитию навыков письменной речи на уроках английского языка».

Работу по развитию навыков письма на уроках английского языка я веду в соответствиями с требованиями к уровню подготовки выпускников...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Не секрет, что современные школьники не очень любят читать. Следствием этого стало то, что у детей плохо развита устная (разговорная) речь. Многим детям зачастую бывает сложно выразить сво...

Развитие речи на уроках литературы

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлечь дете...

Статья "Развитие речи на уроках литературы"

Статья о роли чтения в жизни ученика...

Презентация "Развитие речи на уроках литературы"

Методический материал как для педагогов, так и для учащихся по развитию речи на уроках литературы....

Развитие речи на уроках литературы

В презентации представлена система работы по развитию речи учащихся....