Программа Природный мир вокруг человека
рабочая программа по теме

Скоркина Мария Дмитриевна

Рабочая программа круковой работы для начальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_prirodnyy_mir_vokrug_cheloveka.doc306 КБ

Предварительный просмотр:

бюджетное муниципальное общеобразовательное учреждение

Белогорская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

кружковой работы

Природный мир вокруг человека

Автор:

Скоркина Мария Дмитриевна

Белогорск, 2011

Пояснительная записка

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением природы или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Между тем поселок Белогорск расположен в уникальном месте – в самом сердце заповедной, сибирской горной тайги. Предлагаемая программа включает материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края. Она предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Цель программы кружковой работы «Природный мир вокруг человека»  – формирование личности с экологически ориентированным мышлением, с осознанным духовно- нравственным отношением к жизни.

Задачи программы:

  1. формировать интерес к изучению природы родного края;
  2. воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
  3. углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
  4. изучать и исследовать с детьми конкретные объекты и явления природы.

В программу включены: тематические занятия, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  составление памяток  и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов

Программа «Природный мир вокруг человека»  предназначена для учащихся 1-4 классов. Количество часов:  общее 136,  34 учебных часа в год, 1 час в неделю.

Планируемые результаты кружковой работы

«Природный мир вокруг человека»:

1. Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

2. Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3. Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Тематическое планирование кружка «Природный мир вокруг человека», 1-4 класс

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1 класс

1

Наблюдаем природный мир вокруг человека

8

2

6

2

Влияние природы на жизнь человека

10

4

6

3

Учимся воспринимать красоту природы

10

1

9

4

Безопасно для природы, безопасно для человека

6

3

3

2 класс

5

Введение

9

1

8

6

В гости к осени

5

2

3

7

Зимушка зима

11

3

8

8

Весна красна

9

3

6

3 класс

9

Природа живая и неживая

9

2

7

10

Путешествуем по Родному краю

8

1

7

11

История изучения природы Родного края

6

2

4

12

Сокровища Родного края

11

4

7

4 класс

13

Растительный мир

13

2

11

14

Животный мир

16

4

12

15

Сокровища Земли под охраной человека

5

3

2

Итого

136

37

99

Содержание программы кружковой работы

«Природный мир вокруг человека, 1класс»

1 час в неделю, всего 34 часа

Тема 1. Наблюдаем природный мир вокруг человека

Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек.

Вода – источник жизни. Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира?

Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека.

При изучении первой темы учащиеся активно накапливают практические знания об окружающем мире. Основные методы занятий – наблюдение и исследование.

Экскурсии: «Обнаружить себя окруженным природой» - учащиеся знакомятся с природой Белогорска; «Умение общаться с лесом; умение наблюдать жизнь леса» - темнохвойная тайга, наблюдение за муравейником около школы.

Видеопросмотры: «Явления природы», «Солнце как источник жизни. Планеты, как соседи Земли в космосе», «Звездные имена. Красота ночного неба. Человек поднимает глаза к звездам»

Дидактический материал:  фотографии животных и растений, ландшафтов и пейзажей Кузнецкого Алатау; карта звездного неба; коллекции кабинета химии «Минералы и горные породы Кузнецкого Алатау», «Растения Кузнецкого Алатау», «Насекомые Кузнецкого Алатау».

Тема 2. Влияние природы на жизнь человека  

Осенние изменения в природе. Зимние изменения в природе. Как измеряют температуру и количество осадков. Погода. Погодные явления и условия. Как предсказывают погоду. Поведение в любых погодных условиях таких, как дождь, снег, мороз, жара, засуха, метель, буран, гроза, ливень. Умение одеваться адекватно погоде, вести себя во время дождя, метели, морозов, жары, грозы, описывать разницу погодных условий.

Природа украшает нашу жизнь. Элементы природы как украшение дома. Природный дизайн двора, дачного участка, сада, парка, сквера, городской и сельской улицы. Неживая природа в культуре жизни: камни, вода, песок. Выращивание растений в домашних условиях.

На занятиях учащиеся конкретизируют знания природных явлений и погодных условий п.Белогорск. На основании своих наблюдений учатся выстраивать причинно-следственные связи. Например, уличный термометр показывает низкую температуру, значит на улице холодно, значит следует одеваться теплее.

Экскурсии:  «Неживая природа в культуре жизни: камни, вода, песок»

Практические работы: «Измерение температуры», «Выращивание растений в домашних условиях», «Составление проекта сада, дачного участка, клумбы и т.д.)»

Дидактический материал и оборудование: Различные термометры; комнатные растения; репродукции и фотографии природы, различных дизайнерских садово-парковых объектов.

3. Учимся воспринимать красоту природы

В природе черпает человек вдохновение. Природные мотивы в музыке. Природы в живописи, известные русские пейзажисты. Описание природы в литературе. Стихи о природе.

Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные  экогруппы  растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с  исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области. История организации государственного природного заповедника «Кузнецкий Алатау» на территории Кемеровской области. Значение заповедника. Результаты двадцатилетней работы заповедника.

Стороны света. Почему наши горы называются «Кузнецкий Алатау». Происхождение названий гор Чемодан, Таскыл, Заяц, Плоская, Бобровая, Церковная. Происхождение названий рек Кия, Кийский Шалтырь, Бердовка; ручьев Корчугановский, Карелинский.

Видеопросмотры: «Увидеть и услышать природу», «Картины полей, лужаек, степей. Ароматы. Звуки», «Жители полей и степей»

Практические работы: «Умение воспринимать природу через  музыку», «Умение воспринимать природу через  искусство слова»

Дидактический материал: Видеозаписи природы; аудиозапись природных звуков, голосов птиц; образцы сухих пряных растений (душицы обыкновенной, мелисы лимонной); фотографии и рисунки птиц, животных, природных ландшафтов; сборники стихов о природе.

4. Безопасно для природы, безопасно для человека

Что значит «жить в ладу с природой». Работа Кия-Шалтырского рудника – как источник загрязнения воздуха и воды. Отвалы рудника. Рекультивация земель. Автотранспорт – как источник загрязнения. Свалки мусора – как источник загрязнения. Вырубка лесов. Как вести себя на природе, чтобы не навредить лесу и лесным жителям.

Какие опасности могут подстерегать человека в лесу. Разработка памятки «Поведение человека на природе».

Животные и растения разных климатических зон. Какие есть приспособления у животных и растений, чтобы переносит жару и холод, засуху. Чем отличается жизнь людей  в жарком и холодном климате.

Государственные меры охраны природы. Красная книга. Особо охраняемые территории. Экологическое просвещение населения.

Видеопросмотры: «Погода. Погодные явления»

Практические работы:  «Оказание  помощи в неблагоприятных природных условиях»

Дидактический материал: Фотографии отвалов и карьера Кия-шалтырского нефелинового рудника, видеофильм «Взрывные работы на Кия-Шалтырском нефелиновом руднике»; фотографии, рисунки и таблицы растений и животных разных климатических зон; Красная Книга. 

Содержание программы кружковой работы

«Природный мир вокруг человека, 2 класс»

1 час в неделю,  всего 34 часа

Тема 1. Введение

Местоположение п.Белогорск. История поселка.

Неживая и живая природа. Водоемы в районе п.Белогорск на примере р.Шалтырь и пруда на стадионе. Сбор образцов горных пород по берегам водоемов. Чистый воздух леса и источники загрязнения воздуха в поселке. Наблюдения за муравейником рядом со школой. Устройство муравейника, общественная жизнь муравьев, распределение обязанностей в муравьиной семье, подготовка к зиме. Растения темнохвойной тайги на примере растений п.Белогорск. Отличительные особенности деревьев, кустарников и трав. Почему осенью листья растений желтеют.

Периодичность изменений в природе. От чего происходит смена времен года. Календарь природы.

На занятиях учащиеся конкретизируют знания природных явлений и погодных условий п.Белогорск. На основании своих наблюдений учатся выстраивать причинно-следственные связи. На экскурсиях накапливают фактические знания о растениях, животных и природных условиях п.Белогорск.

Экскурсии: «Поселок Белогорск» - учащиеся знакомятся с историей поселка, который 19.09.2012 празднует свой 50-летний юбилей. «Наблюдение за жизнью муравьев» - наблюдение за муравейником рядом со школой. «Растения школьного двора» - знакомство с растениями, произрастающими на школьном дворе.

Практическая работа: Знакомство с минералами и горными породами

Творческая работа: Рисунки осенних изменений в природе, деревьев, кустарников и трав осенью; поделки из природного материала.

Проектная работа: Изготовление календаря природы.

Дидактический материал: фотографии животных и растений, ландшафтов и пейзажей Кузнецкого Алатау; фотографии природы в разные времена года; коллекции кабинета химии «Минералы и горные породы Кузнецкого Алатау», «Растения Кузнецкого Алатау», «Насекомые Кузнецкого Алатау».

Тема 2. В гости к осени

Наблюдение погодных явлений осенью. Осенние изменения в природе. Погода. Погодные явления и условия. Как предсказывают погоду. Как измеряют температуру и количество осадков. Поведение в любых погодных условиях таких, как дождь, снег, мороз, жара, засуха, метель, буран, гроза, ливень. Умение одеваться адекватно погоде, вести себя во время дождя, метели, морозов, жары, грозы, описывать разницу погодных условий.

Экскурсия: «Осенние изменения в природе»

Практическая работа: Измерение температуры

Дидактический материал: термометры

Тема 3. Зимушка  зима

Знакомство с зимними изменениями в природе. Почему деревья сбрасывают листву на зиму. Хвойные растения горной тайги. Приспособления животных к  зимним условиям. Зимняя спячка животных. Пищевые связи в зимнем лесу. Разнообразие животных тайги. Комнатные растения – гости из теплых стран.

Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Особенности жизни животных области. Знакомство с  исчезающими растениями и животными родного края. Причины их исчезновения и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области. История организации государственного природного заповедника «Кузнецкий Алатау» на территории Кемеровской области. Значение заповедника. Результаты двадцатилетней работы заповедника.

Знакомство с профессиями: егерь, лесничий, инспектор заповедника.

Экскурсии: «В гости к зиме» - наблюдение природы зимой

Практическая работа: «Комнатные растения» - полив комнатных растений в школе. «Красная книга» - знакомство с Красными книгами России и Кемеровской области.

Творческая работа: Изготовление листовок «Сбережем елочку».

Проектная работа: Изготовление презентации про заповедник «Кузнецкий Алатау».

Дидактический материал: Фотографии и репродукции картин с изображением животных, растений, природы Сибири. Фотографии отвалов и карьера Кия-Шалтырского нефелинового рудника, видеофильм «Взрывные работы на Кия-Шалтырском нефелиновом руднике»; Красные книги России и Кемеровской области.

Тема 4. Весна красна

Знакомство с понятием сезонных ритмов в природе. Пробуждение природы весной после периода зимнего покоя. Разнообразие климатических условий на Земле. Приспособление растений и животных к разным  климатическим условиям.

Коварство весенней погоды. Ослабление здоровья людей в зимне-весенний период. Как уберечь себя от простуды. Опасности, которые поджидают человека на природе. Правила безопасного поведения на природе.

Экскурсии:  «Первая оттепель» - наблюдение за природными явлениями ранней весной. «Весенние изменения в природе» - наблюдение за природными явлениями поздней весной.

Творческая работа: Изготовление памяток с правилами поведения на природе и способами уберечь себя и своих близких от простуды.

Дидактический материал: фотографии, рисунки и таблицы растений и животных разных климатических зон. Листовки и буклеты по противопожарной тематике, с правилами поведения  на природе

Содержание программы кружковой работы

«Природный мир вокруг человека, 3 класс»

1 час в неделю, всего 34 часа

Тема 1.Природа живая и неживая.

Природа вокруг человека. Неживые объекты окружающей природы. Признаки живого. Явления природы. Погодные явления. Работа метеостанций. Температура. Осадки: дождь, снег. Атмосфера. Загрязнения атмосферы. Живые организмы на территории п.Белогорск. Признаки живого.

Экскурсии: «Природа вокруг нас», «Неживые объекты природы».

Практическая работа: «Измерение температуры»

Творческая работа: Изготовление поделок и рисунков «Жители школьного двора».

Дидактический материал: Фотографии и репродукции картин с изображением животных, растений, природы Сибири. Коллекция минералов и горных пород.

Тема 2. Путешествуем по Родному краю

Стороны света. Направление север, юг, запад, восток. 26.01.1943 г – образование Кемеровской области. Положение. Географическое положение Кемеровской области, Тисульского района,  поселка Белогорск Соседи Кемеровской области. Символика Кемеровской области и Тисульского района.. Кузнецкий Алатау, положение, происхождение названия, природные особенности.

Экскурсии: «Поселок Белогорск» - в школьный музей

Практическая работа: «Стороны света» - работа с компасом, «Кемеровская область. Город Кемерово – областной центр» - знакомство с достопримечательностями Кемеровской области и г. Кемерово

Дидактический материал: Атлас Кемеровской области. Изображения гербов Кемеровской области и Тисульского района, аудиозапись гимна Кемеровской области. Видеофильм «Заповедник «Кузнецкий Алатау».

Тема 3. История изучение природы Родного края.

 Археологические исследования в Кузбассе. Археологические находки в Кузбассе. Древнейшие люди на территории Кемеровской области.  Археологические памятники Кемеровской области: Стоянка Моховского разреза, Шестаковская стоянка. Наскальные изображения Томской писаницы. Поселения бронзового века на территории Кемеровской области: Арчекас, Мариинск. Коренное население Кемеровской области.

Исследователи земли Кузнецкой: С.У.Ремезов, М.Волков, Д.Г. Мессершмидт, П.Н.Крылов.

Практическая  работа: «Археологические находки в Кузбассе»,  А»рхеологические памятники Кемеровской области»

Дидактический материал: карты-схемы археологических памятников Кемеровской области. Описания древних  могильников, стоянок, поселений. Петроглифы Томской писаницы. Рисунки предметов из древних захоронений. Атлас Кемеровской области для школьников.

Тема 4. Сокровища Родного края

Природные ископаемые. Запас и размещение месторождений природных ископаемых Кемеровской области, особенности их использования. Характеристика полезных ископаемых: угля, руд черных и цветных металлов. Кия-Шалтырский нефелиновый рудник.  Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Экологические проблемы добычи и использования полезных ископаемых Кемеровской области.

Реки Кемеровской области. Томь – главная водная артерия Кемеровской области. Крупные притоки Томи: Нижняя, Средняя, Верхняя Терси. Озера Кемеровской области. Самое крупное озеро Кемеровской области Большой Берчикуль.  Особенности горных рек Кузнецкого Алатау на примере рек Шалтырь, Урюп, Кия. Минеральные источники и минеральные воды: терсинка, борисовская, березовская.

Экскурсии: Кия-Шалтырский нефелиновый рудник

Проектная работа: составление схемы использования алюминия

Практическая работа: «Полезные ископаемые», «Уголь – черное золото» - знакомство с коллекциями полезных ископаемых.

Дидактический материал: физическая карта Кемеровской области, фотографии горных рек и озер Кузнецкого Алатау, минеральная вода терсинка, борисовская, березовская. Карта полезных ископаемых Кемеровской области. Образцы полезных ископаемых: угля, торфа, нефелина, нефти, мрамора, известняка. Фотографии отвалов Кия-Шалтырского рудника.

Содержание программы кружковой работы

«Природный мир вокруг человека, 4 класс»

1 час в неделю, всего 34 часа

Тема 1. Растительный мир

Признаки живого. Признаки растений. Разнообразие растительного покрова Кемеровской области. Причины разнообразия Кемеровской области. Жизненные формы растений: травянистые растения, однолетние и многолетние; древесные растения, деревья и кустарники. Хвойные и лиственные растения. Вечнозеленые растения и листопадные. Смена растительного покрова с севера на юг. Смена растительного покрова при продвижении в горы. Характеристика темнохвойных, смешанных лесов, лугов Кемеровской области. Реликты. Значение растений в жизни человека. Лекарственные растения. Декоративные растения.

 Практическая работа: «Знакомство с гербарием»

Дидактический материал: Карта растительного покрова Кемеровской области, гербарий, фотографии реликтовых, эндемичных, лекарственных, красивоцветущих, редких  растений Кемеровской области, презентация «Растительные сообщества г.Дедова»

Тема 2. Животный мир

Разнообразие животного мира Кемеровской области. Наиболее распространенные животные Кемеровсокй области. Редкие животные Кемеровской области. Красная книга Кемеровской области. Животные аборигены Кемеровской области. Акклиматизация и реакклиматизация животных.

Экскурсия: в школьный музей «Насекомые окрестностей п.Белогорск»

Дидактический материал: Атлас Кемеровской области, фотографии и рисунки животных, Красные книги, видеофильм «Переселение баргузинского соболя в Кузнецком Алатау», коллекция чучел животных и птиц, презентация «Насекомые окрестностей п.Белогорск».

Тема 3. Сокровища Земли под охраной человека

Глобальные экологические проблемы. Загрязнение океана. Вырубка лесов. Утилизация мусора. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений. Всемирный фонд дикой природы. Гринпис.

Охрана природы. Красная книга. Особо охраняемые территории.

Дидактический материал: Красные книги. Видеофильм «Экологическая школа-содружества «Перспектива».

Календарно-тематическое планирование занятий кружковой работы

«Природный мир вокруг человека», 1 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Форма занятия

План.

Факт.

План.

Факт.

1-8



1.

Наблюдаем природный мир вокруг человека


Обнаружить себя окруженным природой: небом, землей, облаками, ручьями, деревьями, травой, птицами, рыбами, камнями…

1





экскурсия

2.

Умение наблюдать явления природы, умение взаимодействовать с явлениями природы, умение воспринимать красоту природы.

1

видеопросмотр

3.

Умение общаться с лесом; умение наблюдать жизнь леса

1

экскурсия

4.

Вода в жизни Человека. Природные бассейны воды.

1

беседа

5.

Бесконечное многообразие флоры.  Связь жизни человека с растительным миром.

1

Круглый стол

6.

Животный мир в природном доме. Особенности природного дома.

1

Конкурсная программа

7.

Солнце как источник жизни. Планеты, как соседи Земли в космосе.

1

видеопросмотр

8.

Звездные имена. Красота ночного неба. Человек поднимает глаза к звездам.

1

видеопросмотр

9-18


9.

Влияние природы на жизнь человека

 Поведение в любых погодных условиях таких, как дождь, снег, мороз, жара, засуха, метель, буран, гроза, ливень. Практическая работа «Измерение температуры»

1



Практическая работа

10.

Умение одеваться адекватно погоде, вести себя во время дождя, метели, морозов, жары, грозы, описывать разницу погодных условий.

1

соревнование

11.

Элементы природы как украшение дома.

1

беседа

12.

Природный дизайн двора, дачного участка, сада, парка, сквера, городской и сельской улицы

1

Составление презентации

13.

Бережное отношение человека к природе рядом.

1

беседа

14.

Неживая природа в культуре жизни: камни, вода, песок.

1

экскурсия

15.

Выращивание растений в домашних условиях.

1

Практическая работа

16.

Наблюдение за ростом, развитием,  цветением и плодоношением домашних растений.

1

анкетирование

17.

Планирование благоустройства двора, садового участка.

1

Проектная деятельность

18.

Конкурс на  лучший садовый дизайн.

1

Конкурс творческих работ

19-28

19.

Учимся воспринимать красоту природы

Умение видеть и слышать природу.  

1



видеопросмотр

20.

Умение воспринимать природу через  живопись.

1

Практическое занятие

21.

Умение воспринимать природу через  музыку.

1

Практическое занятие

22.

Умение воспринимать природу через  искусство слова.

1

Практическое занятие

23.

Природа в разное время суток.

1

Заочная  экскурсия

24.

Ритмы природной жизни в человеческой жизни: активность – отдых; бодрствование – сон; наплыв энергии – угасание сил; и т.д.

1

Круглый стол

25.

Картины полей, лужаек, степей. Ароматы. Звуки.

1

видеопросмотр

26.

Жители полей и степей. Осторожность человека по отношению к ним.

1

видеопросмотр

27.

Дорожки, дороги, шоссе через поле и степь.

1

Конкурс «Эх, дороги»

28.

Умение любоваться цветами, описывать цветок, собирать и составлять букеты.

1

Конкурс творческих работ

29-34

29.

Безопасно для природы, безопасно для человека

Взаимодействие с растительным миром без его уничтожения.

1

Составление презентации

30.

Различия климатических условий на земле.

1

беседа

31.

Приспособление к условиям климата флоры и фауны, а также человека.

1

беседа

32.

Умение описывать разницу погодных условий, находить красоту в любых природно-погодных условиях.

1

видеопросмотр

33.

Умение оказывать  помощь в неблагоприятных природных  условиях.

1

Практическое занятие

34

Подведем итоги

Беседа

Календарно-тематическое планирование занятий кружковой работы

«Природный мир вокруг человека», 2 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

Форма занятия

план

факт

план

факт

1-9

1

Введение

Поселок Белогорск.

9

1


Экскурсия

2

Наблюдение за жизнью муравьев

1

Экскурсия

3

Растения школьного двора

1

Экскурсия

4

Календарь природы

1

Проектная работа

5

Неживая природа. Воздух и вода.

1

Беседа

6

Знакомство с минералами и горными породами

1

Практическая работа

7

Живая природа

1

Конкурсная программа

8

Деревья, кустарники, травы

1

Творческая работа

9

Многообразие животных Родного края

1

Конкурсная программа

10-14

10

В гости к осени


Осенние изменения в природе

5


1



Экскурсия

11

Явления природы

1

Круглый стол

12

Погода

1

Беседа

13

Как измеряют температуру

1

Практическая работа

14

Поведение в любых погодных условиях. Умение одеваться адекватно погоде

1

Конкурсная программа

15-25

15

Зимушка  зима


В гости к зиме

11


1



Экскурсия

16

Сбережем елочку

1

Творческая работа

17

Листопадные и вечнозеленые растения

1

Творческая работа

18

Как зимуют животные?

1

Беседа

19

Невидимые нити в зимнем лесу

1

Проектная работа

20

Дикие и домашние животные

1

Конкурсная программа

21

Комнатные растения

1

Практическая работа

22

Как защитить природу

1

Круглый стол

23

Красная книга

1

Практическая работа

24

Заповедник «Кузнецкий Алатау»

1

Составление презентации

25

Профессия – природу охранять

1

Беседа

26-34

26

Весна красна


Сезонные ритмы в природе

9


1



Беседа

27

Коварная весенняя погода

1

Конкурсная программа

28

Как уберечь себя от простуды

1

Творческая работа

29

Первая оттепель

1

Экскурсия

30

Различные климатические условия на Земле

1

Творческая работа

31

Приспособление растений, животных и человека к разным климатическим условиям

1

Круглый стол

32

Весенние изменения в природе

1

Экскурсия

33

Правила поведения на природе

1

Творческая работа

34

Подведем итоги

1

Беседа

Календарно-тематическое планирование занятий кружковой работы

«Природный мир вокруг человека», 3 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

Форма занятия

план

факт

план

факт

1-9

1

Природа живая и неживая

Природа вокруг нас

9

1


экскурсия

2

Неживые объекты природы

1

экскурсия

3

Явления природы

1

беседа

4

Как измеряют температуру и количество осадков

1

практическая работа

5

Погода. Как предсказывают погоду

1

беседа

6

Воздух. Источники загрязнения воздуха в п.Белогорск

1

исследовательская работа

7

Вода. Источники загрязнения воды в п.Белогорск

1

исследовательская работа

8

Признаки живого

1

исследовательская работа

9

Живые организмы школьного двора

1

творческая работа

10-17

10

Путешествуем по Родному краю


Стороны света

8


1


практическая работа

11

Почему наши горы называют «Кузнецкий Алатау»

1

Просмотр видеофильма «Заповедник Кузнецкий Алатау»

12

Происхождение названия гор Кузнецкого Алатау

1

Исследовательская работа

13

Происхождение названий рек  и ручьев Кузнецкого Алатау

1

Исследовательская работа

14

Кемеровская область. Город Кемерово – областной центр

1

Практическая работа

15

Тисульский район. Районный центр – п.г.т.Тисуль

1

беседа

16

Поселок Белогорск

1

Экскурсия в школьный  музей

17

Военные и трудовые подвиги наших бабушек и дедушек

1

презентация

18-23

18

История изучения природы Родного края

Археология

6


1



беседа

19

Археологические находки в Кузбассе

1

Практическая работа

20

Древнейшие люди на территории Кемеровской области

1

Исследовательская работа

21

Археологические памятники Кемеровской области

1

Практическая работа

22

Наскальные  рисунки Томской писаницы

1

Творческая работа

23

Знаменитые исследователи Родного края

1

беседа

24-34

24

Сокровища Родного края


Лесные богатства

11


1



беседа

25

Лесные ягоды.

1

Творческая работа

26

Лекарственные растения

1

Практическая работа

27

Съедобные и несъедобные грибы

1

Практическая работа

28

Чистая вода

1

беседа

29

Пресные и соленые водоемы

1

презентация

30

Полезные ископаемые

1

Практическая работа

31

Уголь – черное золото

1

Практическая работа

32

Кия-Шалтырский нефелиновый рудник

1

экскурсия

33

Проблемы использования полезных ископаемых

1

беседа

34

Конкурс «Сокровища Родного края»

1

Итоговое занятие

Календарно-тематическое планирование занятий кружковой работы

«Природный мир вокруг человека», 4 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

Форма занятия

план

факт

план

факт

1-13

1

Растительный мир


Признаки живых организмов

13


1



Круглый стол

2

Признаки растений

1

Исследовательская работа

3

Растения школьного двора

1

Проектная работа

4

Деревья школьного двора: хвойные и лиственные, вечнозеленые и листопадные

1

5

Кустарники школьного двора

1

6

Многолетние травы

1

7

Однолетние травы. Цветники и клумбы

1

8

Раз ромашка, два ромашка

1

Творческая работа(изготовление поделок)

9

Тайга дремучая

1

Творческая работа

10

Во поле березонька стояла

1

Творческая работа

11

Полюшко широкое

1

беседа

12

Они видели мамонтов

1

Работа с гербарием

13

Лекарственные растения

1

презентация

14-29

14

Животный мир


Разнообразие животного мира

16


1

Просмотр видеофильма

15

Животные Кемеровской области

1

беседа

16

Миллион видов – многообразие насекомых

1

Изучение коллекции насекомых

17

Осторожно, клещ!

1

Беседа

18

Насекомые вредители

1

Беседа

19

Божьи коровки

1

Презентация

20

Бесплатные помощники

1

Исследовательская работа

21

Ночные и дневные

1

Просмотр видеофильма

22

Общественные насекомые

1

Просмотр видеофильма

23

Инстинкт или  разум

1

беседа

24

Травоядные

1

Исследовательская работа

25

Хищники

1

Исследовательская работа

26

Хозяин тайги

1

Просмотр видеофильма

27

Речной строитель

1

Просмотр видеофильма

28

Видеть ушами

1

Просмотр видеофильма

29

Редкие животные Кемеровской области

1

Исследовательская работа

30-34

30

Сокровища Земли под охраной человека

Охрана природы

5


1



Беседа

31

Кранная книга

1

Практическая работа

32

Особо охраняемые территории

1

Просмотр видеофильма

33

Охрана природы – дело каждого

1

Беседа

34

Подведем итоги

1

Беседа

Литература для учителя

  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст  /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
  2. Безруков, А. Занимательная география  Текст  /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
  3. Бугров, А. Н. Шабалин, В. М. География Прокопьевского района  Текст/ А. Н. Бугров, В. М. Шабалин. – Администрация Прокопьевского района , 1999.
  4. Времена года. Православный календарь.  Текст  - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.
  5. Гаев, Л. Наши следы в природе  Текст  /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
  6. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы  Текст  /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников  Текст  /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
  8. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы  Текст  /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.
  9. Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли»  Текст  /В. А. Кошевой. – М.: Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999.
  10. Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей.  Текст  / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.
  11. Клёнов, А. Малышам о минералах  Текст  / А. Клёнов. – М.: Педагогика - Пресс, 1993.
  12. Крылов, Г. Растения здоровья  Текст  / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география  Текст  / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.
  13. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению  Текст  / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.
  14. Мытарев, А. А. Наш край родной  Текст / А. А. Мытарев. – Кемерово, 1977.
  15. Моисеев, В. Земля Кузнецкая   Текст /В. Моисеев. – Кемерово, 1986                    Мир и человек  Атлас. – М.,1987.
  16. Моисеев, В. Наедине с природой  Текст  /В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 1993.
  17. Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл.: учебник – тетрадь №3  Текст  / М. Ю. Новицкая. –М.: Дрофа, 1997.
  18. Моложавенко, В. С. Тайна красоты  Текст  / В. С. Моложавенко. – М., 1993.
  19. Попов, А. Траволечебник  Текст  / А. Попов. – Кемерово, 1993.
  20. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа  Текст  /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
  21. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики  Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
  22. Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст  /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
  23. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география  Текст  /  О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  24. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам  Текст  / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.
  25. Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа.  Текст  /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2006.
  26. Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса. Текст  /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2008.
  27. Сухарев, Ю. Ф. Природоведение  Текст  / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998.
  28. Сосновский, И. П. Уголок природы в школе  Текст  / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. – М.: Просвещение, 1986.
  29. Симаков, Ю. Г. Живые приборы  Текст  / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.
  30. Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь  Текст  / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.
  31. Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа  Текст  / Ч. Шиппард. – Ленинград: Гидрометиздат, 1987.
  32. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
  33. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
  34. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
  35. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
  36. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

 37.    Юный натуралист: журнал. – 1988. - № 5.