Повышение духовно-нравственного воспитания учащихся в школах VIII вида
материал по теме

Максимова Надежда Львовна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshenie_duhovno.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

        -  -Министерство образования И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Повышение

духовно-нравственного воспитания учащихся

в школах VIII вида

Доклад воспитателя

Максимовой Н.Л.

Оглавление

вВЕДЕНИЕ

3

бИБЛИЯ – ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

3

рОЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

4

о РОЛИ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

7

зАКЛЮЧЕНИЕ

11

сПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

12

Повышение духовно-нравственного воспитания учащихся

в школах 8 типа

Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как духовно-нравственный кризис, не случайно проблема духовности личности обозначена одной из важнейших общенаучных проблем в законах Российской Федерации «Об образовании», в Национальной доктрине образования Российской Федерации и Федеральной программе развития образования, программе «Шаг в будущее» и др.

Духовный кризис проявился не только в расслоении общества на бедных и богатых, но и в утрате ценности нравственных ориентиров, радикальном изменении опыта молодого поколения в сравнении с опытом их родителей. Есть серьезные основания полагать, что мы вступили в «полосу кризиса детства», что вызвало отчуждение детей от взрослых, нарушилось духовное единство семьи.

Духовно-нравственное воспитание представляется  актуальной задачей еще и потому, что оно непосредственно определяет те ориентиры, которые влияют на природу отношений личности.
     Решение этих проблем возможно уже в начальной школе через приобщение детей первой ступени обучения к духовно-нравственным ценностям, через формирование отношения к себе и к другим людям, к окружающему миру как к ценности, развитие сознания младшего школьника и его душевных качеств.

Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, необходимо вести целенаправленную работу над формированием мотивов, и их дальнейшим развитием. В данном процессе педагог исходит из общественных требований времени. А поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания.

Основным является необходимость познакомить детей с Библией – самой великой книгой человечества, духовной опорой на всю жизнь. Где еще можно впитать великую мудрость и святость Слова Божия? И нет смысла  доказывать то, что написано в Библии. А верить или не верить – дело каждого.

Наши представления о сути духовно-нравственного воспитания школьников изменяются не только под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания.

Распространенный в недавние годы подход к воспитательной работе ориентировал учителя на словесные формы передачи ценностей. Поэтому преобладали длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Явно не хватало индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ребенка, учета его личных особенностей.

Очень нравится учащимся работать над темами, посвященными изучению кириллицы. Дети выясняют, что именно кириллица явилась основой нашего алфавита. Важно обратить внимание на подвиг братьев Кирилла и Мефодия. Ведь благодаря их переводу Библии и богослужебных книг христианство смогло глубоко повлиять на народную нравственность, народную совесть, смогло преобразить человеческие души.

Большая роль в системе духовно-нравственного воспитания отводится и воспитательной работе. Темы бесед могут быть самыми разными: «Моя первая священная история», «Моя первая русская история», «Святыни Русской земли», «Кто они – великие  русские люди?», «Искусство родного края и народные художественные промыслы России», «Народный календарь и наши имена» и др.

Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством и болеть за него душой, желание служить ему не за страх, а за совесть – это те душевные качества, без которых человек не может считать себя личностью.

Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и духовно-нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

У нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно считать утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть методы нравственного воспитания.

Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать, ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Эффективной формой социализации школьников является их добровольное участие в деятельности различных детско-юношеских общественных объединений. Такое участие позволяет учащимся осваивать различные социальные роли, получать опыт общественно значимого нравственного поступка, которая является формой самореализации детства, что и обусловливает необходимость ее педагогической и организационной поддержки со стороны педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей школьников.

Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление, представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании.

Школу-интернат необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития.

Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно.

Очевидно, что состояние души, которое обходится молчанием в наших образовательных учреждениях, — одна из тех фундаментальных задач, которые стоят перед всеми нами. Это не просто задача, например, повышения качества гуманитарного образования, когда нужно ввести какие-то духовно-нравственные дисциплины, а это та задача, которая стоит сейчас в самой основе нашей жизни. Если мы ее не решим, можем просто потерять наших  детей.

Таким образом, духовно-нравственное развитие ребенка происходит под влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни, труда, учебы; нравственной атмосферы семьи; примеров взрослых и сверстников; увиденного и услышанного в процессе повседневного общения и контактов с окружающими, по телевидению, радио и т.д.

Искусство воспитания заключается в создании условий, при которых человек убеждался бы в необходимости соблюдения нравственных норм и привыкал к их соблюдению.

«Я всю Россию ненавижу, Марья Кондратьевна, - хвастливо заявляет герой Достоевского, лакей Смердяков,- В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора французского, отца нынешнему, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую – с и присоединила к себе, совсем даже были бы другие порядки – с».

Синдром смердяковского отношения к отечественной истории и культуре устойчив и поныне. Современный человек, вовлеченный в круговерть политических игр, испытывает недоверие к тем нравственным основам, на которых испокон веку держалась русская земля, а это честность, доброта, совестливость, трудолюбие.

Поэтому важнейшие нравственные проблемы: добра и зла, совести  и хамства, духовности и бездуховности сегодня остаются важными.

Учащиеся на уроках и внеклассных мероприятиях должны открыть для себя, сколь богата   духовно именно та земля, на которой они живут, почувствовать, какая яркая и разнообразная жизнь существовала во все времена в краю их отцов, дедов и прадедов.

Только на этой основе можно вырастить истинные любовь и уважение к Родине, а без этого все реформы окажутся пустой трескотней.

Люди не мыслили себе красоты в отрыве от добра и правды. Более того, правду и добро они ставили  на первое место.

Любовь к Родине нельзя воспитать громкими лозунгами и красивыми фразами, это чувство взращивается с самого рождения, оно начинается с любви и почтения к «малой» Родине, к родному краю, к дому, где ты родился и вырос, к родной земле.

Внеклассные мероприятия помогают подросткам разобраться в своих чувствах, развивают способность понимать окружающих людей, воспитывают  доброту и милосердие, побуждают учащихся к размышлению об ответственности за свои поступки.

Неудержимо бегут годы, меняя лицо времени, лицо страны, мироощущение человека. Трудно вести разговор с подростками, потому что они - плоть от плоти своего времени, а мы стараемся приобщить их к той культуре, которая является центром притяжения поколения их родителей. Но и не вести такого разговора нельзя. Пусть подростки задумаются над тем, что вечно, а что временно, преходяще, недолговечно, а что оставалось всегда и остается мерилом нравственности, чистоты, духовности. Выстоять и не потерять себя, свое человеческое лицо, не застудить свою душу- этому служила и продолжает служить (как бы ее ни забивали телевидение и массовая культура) традиционная, истинная отечественная литература.

Как удержать от всепоглощающего цинизма наших детей, как разъяснить им губительность ядовитых соблазнов нынешнего века? Нравственное пробуждение народа в наше время происходит через инстинктивное движение людей к Православию как основной опоре нравственности. Среди социальных институтов, решающих эту задачу, наряду с семьей, нравственные устои которой также подорваны, церковью, которая пока, увы- пристанище немногих, средствами массовой информации, которые должны были бы играть главную роль в деле духовного пробуждения народа (а, играют, к сожалению, роль его отравителя и развратителя), большая роль принадлежит школе. Именно наша школа, материально обессиленная и духовно дезориентированная, остается, тем не менее, основным инструментом нравственного воспитания подрастающего поколения. Ушинский писал: “Дух школы, ее направление, ее цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии”.

В жизни современного общества проблема духовно-нравственного воспитания приобретает особую  актуальность.

Нравственное воспитание умственно-отсталых детей, как и их сверстников в массовой школе, осуществляется в комплексе со всеми другими направлениями воспитательной работы, особенно тесно оно связано с нравственным воспитанием.

Во вспомогательной школе-интернате  созданы определенные условия для духовно-нравственного воспитания умственно-отсталых учащихся. Фактически оно начинается с момента поступления ребенка в школу и включает воспитание патриотизма, любви к Родине, к своему краю, к родной природе; воспитание уважительного отношения к труду взрослых и посильное участие детей в этом труде; воспитание чуткого, заботливого отношения к людям, а также необходимых навыков поведения в обществе.

В процессе нравственного воспитания школьников важно не только сформировать у них моральное сознание, нравственные чувства, но главное – включить их в различные виды деятельности. В процессе учебной, трудовой, игровой,  общественно полезной деятельности школьники вступают в разнообразные нравственные отношения, в результате которых осуществляется формирование личности. Ни одна даже самая малая возможность внушить воспитанникам понятия о долге и честности, добре и справедливости не должна быть упущена педагогами.

Среди нравственных качеств, определяющих отношение человека к обществу, основное место занимает  патриотизм.

А что такое патриотизм?

Если следовать словарю, то нужно сделать вывод: «патриотизм – это любовь к Родине»

Родина в свою очередь – это Отечество, Отчизна, страна, в которой человек родился; более узко – чье-либо место рождения.

Следовательно, быть патриотом, значит любить свою малую Родину, свой дом, свой поселок, район, свой край, нашу Родину.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, селу, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к народным традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения  взрослыми и сверстниками

Воспитание патриотических чувств у детей начинается с воспитания  любви к своей школе, к своему городу, селу, где они родились и выросли; к людям, которые живут и трудятся  в этом городе или селе; к природе. Подобно тому, как реки начинаются с ручейков, любовь к Родине возникает, развивается и крепнет из чувства привязанности к родному краю. Поэтому изучение его природы, истории, жизни и труда населения  являются неотъемлемой частью нравственного воспитания школьников.

Перед обществом стоит проблема патриотического воспитания, воспитание у детей любви к своему краю, к Родине. И эту проблему  эффективно можно решить через краеведение.

В словаре Ожегова слово «краеведение» объясняется так: краеведение – это совокупность знаний об отдельных местностях страны. Значит краеведение – это знание своего края, изучение местности, в которой человек живет.

Интерес к изучению своего края, краеведению вполне закономерен, во-первых, отвечает тенденциям современных демократических преобразований, а во-вторых, связан с осознанием обществом преемственности национальной и общечеловеческой духовной культуры.

Главная цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край. Краеведческая работа способствует развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей семье, родному дому. Благодаря краеведению воспитанник имеет возможность глубже уяснить следующие положения:

- история – это история людей;

- корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны

В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.

Краеведение способствует подготовке учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, их адаптации в конкретных социальных и природных условиях.

Важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная  воспитательная работа.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач  образовательного учреждения.

.Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с родными местами,  а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у школьников представление о том, чем славен  родной край.

Надо показать ребенку. что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к малой родине, необходимо подвести их к пониманию, что их деревня — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

люди берегут и охраняют природу;

есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в школе поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от чего зависит его быт, характер труда и т.д.

Воспитанник должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

В своей педагогической деятельности для привития интереса к изучению родного края я использую различные формы. К ним относятся:

- экскурсии на природу;

- конкурсы  рисунков;

- народные игры;

- материалы по истории и культуре родного края и т. д.

В процессе наблюдений за изменениями в природе знакомлю детей с некоторыми народными приметами, правильность которых проверяется на прогулках и экскурсиях. Например, в средней полосе нашей страны погоду можно предсказать по следующим приметам: ветер усиливается к вечеру – к осадкам; мошкара летает тучами над головой – к ясной погоде; ранний прилет птиц – к ранней весне; ранний отлет –к ранней осени; опавшие листья шуршат под ногами – к дождю, снегу; ночью выпали иней или роса – к ясной погоде.

Немалое место в формировании у воспитанников патриотических взглядов и чувств  занимает изучение исторического прошлого родных мест, его связи с настоящим.

Воспитанники проявили большой интерес в обсуждении содержания книги чувашского писателя М.Юхмы «Улица братьев Алексеевых»,в которой рассказывается  о простой чувашской женщине, вырастившей восьмерых сыновей и проводившей их на фронт на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны.

Чем больше памятных мест у человека, тем он ближе связан  с малой и большой Родиной, тем он сильнее любит свою Родину. По крылатому выражению академика РАО Г.Н.Волкова, «без исторической памяти – нет традиции, без традиции – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет нации, народа (как исторической личности)».

Мы приходим к выводу, что высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Отечества. Школа вне воспитания стоять не может, она обязана ориентировать учащихся на общечеловеческие и отечественные ценности, помогать им разобраться в окружающем мире и учить делать осознанный нравственный выбор. Современная школа не имеет права отдавать души наших детей  наркоманам, алкоголикам, телевизионным пиратам, пропагандирующим на всех каналах телеэкрана секс, вседозволенность, жестокость, убийство и т. д.

Список использованной литературы

  1. Т.И. Пороцкая Работа воспитателя вспомогательной школы.М., «Просвещение», 1984
  2. Дорохов А.А. Это стоит запомнить: Книга о том, как себя вести, чтобы и себе и другим было лучше и приятнее жить. М., 1980
  3. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М., 1981
  4. Протоиерей Артемий Владимиров. Учебник жизни: Книга для чтения в семье и школе.- М., 2001
  5. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б., Пашкович А.П. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных рукодителей, педагогов дополнительного образования. М., Из-во «Глобус», 2007.