Главные вкладки

    Рабочая программа по ОЗОЖ 5-9 класс
    рабочая программа (5 класс) по теме

    Рабочая программа по ОЗОЖ 5-9 класс. М.Ю Михайлина, М.В. Лысогорская, М.А Павлова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ozozh_7_klass.docx27.05 КБ
    Файл ozozh_8_klass.docx26.08 КБ
    Файл ozozh_9_klass.docx24.24 КБ
    Файл ozozh_6_klass.docx33.4 КБ
    Файл ozozh_5_klass.docx28.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2009 № 104-ФЗ) «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области образования и статьи 12 Закона РФ «Об образовании».                          

            Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области.                                                                  

    Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной.

     В  рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования. И предназначена  для учащихся  7  класса. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение  в объеме 1 часа в неделю, всего в год -34часа

     МБОУ «ООШ с. Старицкое» реализует права граждан на образование, гарантирует общедоступность и бесплатное начальное общее, основное общее образование.

    Модель выпускника основной школы                                                                                                  - любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ. Его культуру и его традиции .                                                                                                                  – осознающий и понимающий ценность человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.                                                                                                                                         – активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.

    Цели работы школы:                                                                                                               - Сформировать личность, готовую к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира, к саморазвитию;

    - Обеспечить реализацию к праву каждого учащегося на получение образованию в соответствии с его потребностью и возможностями;

    - Сформировать у учащихся школы устойчивые познавательные интересы;

    - Включить каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активных участников и организаторов образовательного процесса;

    - Повысить качество обучения школьников за счет освоения технологий, обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика;

    - Усилить влияние школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределения в отношении бедующей профессии.                                

     Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:    

     Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.        Программа предусматривает: получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей; формирование потребности в здоровом образе жизни; формирование  навыков гигиены и профилактики заболеваний; формирование навыков ухода за больными;  формирование навыков  рационального питания и других способов самосовершенствования.          Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового  образа жизни.

    Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
    Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе .

    По окончанию курса учащиеся будут знать:  Нравственные законы развития общества.  Ткаие понятия как нравственность, мораль, этика, этикет. Нравственные категории. Понятие чести, совести, порядочности. Понятие добра и зла. Моральные нормы и критерии поведения. О последствия наших поступков для жизни общества. О воздействие стресса на организм. Особенности развития подросткового организма, правила и аспекты гигиенической работы на компьютере.

    Уметь: Применять полученные знания на практике. Правильно и грамотно вести себя в обществе. Создавать образные обобщения. Видеть в одном предмете признаки других. Создавать образы принципиально новых предметов. Смотреть на мир непредвзято, воспринимать предметы во всем потенциальном богатстве их признаков и функций.

    Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. С использованием ИКТ и проектной деятельности.

    Учебно-тематический план ОЗОЖ 7 класс

    № п/п

    Тематический блок

    Кол-во часов

    Использование

     ИКТ

    Использование

    проектной деятельности

    Использование исследователь

    ской деятельности

    1

    Этический блок

    6

    1

    Нравственные законы развития общества

     

    Нравственность, общество

    1

    2

    Последствия наших поступков для жизни и общества

     1

    3

    Нравственные категории понятие чести, совести, порядочности

    1

    4

    Понятие добра и зла

    1

    5

    Моральные нормы

    1

    6

    Критерии поведения

    1

    2

    Психологический блок

    8

    7

    Способности человека

    1

    8

    Одаренность, талант, гениальность

    1

    9

    Ассоциативное мышление

    1

    10

    Творческие возможности и их развитие

    1

    11

    Воображение

    1

    12

    Развитие самосознания

    1

    13

    Конструктивное реагирование в ситуации обиды

    1

    14

    Контроль над эмоциями

    1

    3

    Правовой блок

    6

    15

    Преступления против морали

    1

    16

    Возраст наступления уголовной ответственности

    1

    17

    Понятие преступление

    1

    18

    Преступления против семьи и несовершеннолетних

    1

    19

    Жестокое обращение

    1

    20

    Основные права человека

    1

    4

    Семьеведческий блок

    6

    21

    Женские и мужские особенности

    1

    22

    Мужественность

    1

    23

    Женственность

    1

    24

    Вопросы общения юношей и девушек

    1

    25

    Виды и формы знакомства

    1

    26

    Культура взаимоотношений юношей и девушек

    1

    5

    Медико-гигиенический

    8

    27

    Здоровье как нравственная категория

    1

    28

    Здоровье духовное, нравственное, психологическое

    1

    29

    Здоровье и благополучие

    1

    30

    Здоровый образ жизни

    1

    31

    Режим дня

    1

    32

    Режим учёбы, отдыха и питания

    1

    33

    Здоровье и гигиена

    1

    34

    Гигиенические аспекты работы на компьютере

    1

    Основное содержание тематического плана ОЗОЖ 7 класс

    Тематический блок, тема учебного занятия

    Количество часов

    Этический блок

    Нравственные законы развития общества. Нравственность. Мораль. Ценностный базис общества. Культура межличностных отношений. Этика. Этикет. Нравственные категории. Понятие чести, совести, порядочности. Понятие добра и зла. Моральные нормы и критерии поведения. Последствия наших поступков для жизни общества.

    6

    Психологический блок

    Способности человека. Задатки, способности, одаренность, талант, творчество. Развитие собственных способностей в рамках самовоспитания.

    Способность комбинирования, Способность выделять характерное и существенное в предмете. Способность выделять индивидуальные особенности других людей и учитывать их при построении собственных действий.

    Ассоциативный фундамент воображения. Способность создавать образные обобщения. Способность видеть в одном предмете признаки других. Навыки коллективного творчества.

    Способность создания образов принципиально новых предметов. Способность смотреть на мир непредвзято, воспринимать предметы во всем потенциальном богатстве их признаков и функций.

    Самосознание, самопринятие, конструктивное реагирование на ситуацию обиды. Преднамеренное и непреднамеренное нанесение обиды, переживание обиды, выражение обиды и досада

    8

    Правовой блок

    Преступления против морали. Возраст наступления уголовной ответственности. Понятие преступление

    Преступления против семьи и несовершеннолетних

    Жестокое обращение. Основные права человека

    6

    Семьеведческий блок

    Женские и мужские особенности: мужественность и женственность. Различия мужчин и женщин: физиологические, психологические, социальные. Понятие мужественности в различные исторические эпохи. Современные отношения мужчин и женщин. Процессы феминизации мужчин и мускулизации женщин.

    Знакомство. Виды и формы знакомств. Особенности современных форм знакомств. Проявление мужской и женской инициативы при знакомстве. Взаимоотношения юношей и девушек

    6

    Медико-гигиенический блок

    Здоровье - нравственная категория. Болезни, как безответственность и невежество.  Воздействие стресса на организм. Создание установки на благополучие. Обзор различных систем «Здорового образа жизни». Возрастные особенности режима дня, труда и отдыха, питания подростка. Гигиена сна.

    Гигиена одежды и обуви. Детская косметика. Уход за кожей. Гигиенические аспекты работы на компьютере

    8

    Перечень учебно-методического обеспечения

    1. М.Ю Михайлина, М.В. Лысогорская, М.А. Павлова Здоровый образ жизни. Пособие для учащихся 7 классов. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2006



    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2009 № 104-ФЗ) «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области образования и статьи 12 Закона РФ «Об образовании».                          

            Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области.                                                                  

    Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной.

     В  рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования. И предназначена для учащихся  8 класса. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение  в объеме 1 часа в неделю, всего в год -34часа

     МБОУ «ООШ с. Старицкое» реализует права граждан на образование, гарантирует общедоступность и бесплатное начальное общее, основное общее образование.

    Модель выпускника основной школы                                                                                                  - любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ. Его культуру и его традиции .                                                                                                                  – осознающий и понимающий ценность человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.                                                                                                                                         – активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.

    Цели работы школы:                                                                                                               - Сформировать личность, готовую к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира, к саморазвитию;

    - Обеспечить реализацию к праву каждого учащегося на получение образованию в соответствии с его потребностью и возможностями;

    - Сформировать у учащихся школы устойчивые познавательные интересы;

    - Включить каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активных участников и организаторов образовательного процесса;

    - Повысить качество обучения школьников за счет освоения технологий, обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика;

    - Усилить влияние школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределения в отношении бедующей профессии.                                

     Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:    

    Курс ОЗОЖ в 8 классе носит название «Все начинается с любви». Предлагаемая программа является научной, комплексно последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.  Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

    По окончанию курса ученику будут знать: основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Такие понятия как, забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть. О  правах и обязанностях человека в семье,  навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости. О гигиене и профилактике болезней; связь состояния психики с состоянием нашего тела; основы правильного питания, режима труда и отдыха. Основы репродуктивного здоровья,  о пагубности вредных привычек, употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.                                                  

    Уметь: применять полученные знания на практике, бережно относится к своему здоровью и здоровью окружающих, приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Правильно взаимодействовать в группе.

    Учебно-тематический план ОЗОЖ 8 класс        

    № п/п

    Тематический блок

    Кол-во часов

    Использование

     ИКТ

    Использование

     проектной деятельности

    Использование исследователь

    ской деятельности

    1

    Этический блок

    6

    1

    Понятие любви. Любовь, как этическое понятие.

    1

    2

    Религиозные учения о сущности любви.

    1

    3

    Христианство, как основа русской культуры.

    1

    4

    Христианское понимание любви.

    1

    5

    Повторение  материала

    1

    6

    Конкурс проектов «Любовь в жизни исторических личностей».

    1

    2

    Психологический блок

    8

    7

    Мотивы межличностных отношений,

    1

    8

    Свобода выражения чувств. Способы расслабления.

    1

    9

    Умение слушать собеседника. Представление об идеалах

    1

    10

    Проблемы в отношениях с людьми.

    1

    11

    Общительность.

    1

    12

    Эмоции человека.

    1

    13

    Симпатия, дружба, влюбленность, любовь.

    1

    14

    Тестирование по блоку

    1

    3

    Правовой блок

    6

    15

    Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.).

    1

    16

    Способы защиты. Приемы самообороны. Службы срочной помощи: милиция, скорая помощь, служба спасения.

    1

    17

    Болезнь, как опасная для жизни ситуация. Ответственное и безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

    1

    18

    Инфекционные заболевания.

    1

    19

    Ответственность за заражение  заболеваниями.

    1

    20

    Тестирование по блоку

    1

    4

    Семьеведческий блок

    6

    21

    Понятие конфликта, особенности семейных конфликтов.

    1

    22

    Причины возникновения конфликтных ситуаций.

    1

    23

    Пути разрешения конфликтов:

    1

    24

     Семейно-бытовая культура,  телефоны доверия, центры планирования семьи.

    1

    25

    Различие установок супругов на разделение домашних обязанностей. Борьба за лидерство.

    1

    26

    Тестирование по блоку

    1

    5

    Медико-гигиенический блок

    8

    27

    Гигиена физического развития подростков.

    1

    28

    Проблема акселерации

    1

    29

    Половые отношения и стиль жизни

    1

    30

    Последствия ранних половых связей

    1

    31

    Гигиены учебного процесса восьмиклассника

    1

    32

    Утомление и переутомление.

    1

    33

    Гигиена труда подростков

    1

    34

    Тестирование по блоку

    1

    Основное содержание тематического плана ОЗОЖ 8 класс

    Тематический блок, тема учебного занятия

    Количество часов

     Этический блок

    основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

    6

    Психологический блок

    понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым

    8

    Правовой блок

    знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости

    6

    Семьеведческий блок

    комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности

    6

    Медико-гигиенический блок

    основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

    8



    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2009 № 104-ФЗ) «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области образования и статьи 12 Закона РФ «Об образовании».                          

            Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области.                                                                  

    Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной.

     В  рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования. И предназначена для учащихся  9 класса. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение  в объеме 1 часа в неделю, всего в год -34часа

     МБОУ «ООШ с. Старицкое» реализует права граждан на образование, гарантирует общедоступность и бесплатное начальное общее, основное общее образование.

    Модель выпускника основной школы                                                                                                  - любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ. Его культуру и его традиции .                                                                                                                  – осознающий и понимающий ценность человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.                                                                                                                                         – активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.

    Цели работы школы:                                                                                                               - Сформировать личность, готовую к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира, к саморазвитию;

    - Обеспечить реализацию к праву каждого учащегося на получение образованию в соответствии с его потребностью и возможностями;

    - Сформировать у учащихся школы устойчивые познавательные интересы;

    - Включить каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активных участников и организаторов образовательного процесса;

    - Повысить качество обучения школьников за счет освоения технологий, обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика;

    - Усилить влияние школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределения в отношении бедующей профессии.                                

     Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:    

     Курс ОЗОЖ в 9 классе носит название «И каждый миг неповторим!»         Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.                                  

    Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.        

    По окончанию курса ученик должен знать: Основные понятия о человеке, семье, обществе. О правильном построение карьеры и месте семьи в построении успешной карьеры. Основы межличностных отношений, о важности чувства ответственности и благодарности. Такие понятия как правосубъективность, правоспособность, гражданин, гражданство. Об уголовной ответственности за детоубийство и жестокое обращение с детьми. О значении этики семейного общения, основы ведения семейного бюджета. О значении нравственного поведения, профилактики ВИЧ и венерических заболеваний, о пользе контрацепции и вреде аборта. Уметь: применять полученные знания на практике. Определять истинные мотивы своего поведения и поведения окружающих. Быть терпеливыми. Грамотно оценивать перспективы личностного развития. Соблюдать режим дня, питания, личной гигиены. Осуществлять профилактику переутомления.

    Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. С использованием ИКТ и проектной деятельности.

    Учебно-тематический план ОЗОЖ 9 класс

    № п/п

    Тематический блок

    Кол-во часов

    Использование

     ИКТ

    Использование

     проектной деятельности

    Использование исследователь

    ской деятельности

    1

    Этический блок

    5

    1

    Человек. Семья. Общество.

    1

    2

    Я и общество

    1

    3

    Семья и государство

    1

    4

    Я – семьянин. Я -гражданин

    1

    5

    Карьера и семья

    1

    2

    Психологический блок

    8

    6

    Индивид. Личность. Индивидуальность

    1

    7

    Я – мой характер, темперамент

    1

    8

    Человек среди людей

    1

    9

    Межличностные отношения

    1

    10

    Чувство благодарности

    1

    11

    Мотивы собственного поведения

    1

    12

    Терпение

    1

    13

    Перспективы личностного развития

    1

    3

    Правовой блок

    5

    14

    Права человека.

    1

    15

    Правосубъектность. Равенство перед законом.

    1

    16

    Права гражданина России.

    1

    17

    Право на жизнь.

    1

    18

    Уголовная ответственность за детоубийство и жестокое обращение с детьми.

    1

    4

    Семьеведческий блок

    7

    19

    Проблемы семьи и одиночества.

    1

    20

    Причины одиночества и пути решения проблем.

    1

    21

     Причины трудностей в семейной жизни.

    1

    22

    Значение этики семейного общения.

    1

    23

    Основы ведения семейного бюджета.

    1

    24

    Режим экономии в семье.

    1

    25

    Тестирование по блоку

    1

    5

    Медико-гигиенический блок

    9

    26

    Анатомия и физиология пола.

    1

    27

    Заболевания иммунной системы. СПИД. Профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний.

    1

    28

    Заболевания, передающиеся половым путём.

    1

    39

    Профилактика венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции

    1

    30

    Контрацепция

    1

    31

    Аборт

    1

    32

    Интимность как нравственное понятие

    1

    33

    Режим дня, питания, личной гигиены

    1

    34

    Профилактика переутомления

    1

    Основное содержание тематического плана ОЗОЖ 9 класс

    Тематический блок, тема учебного занятия

    Количество часов

    Этический блок

    Человек. Семья. Общество. Я и общество. Семья и государство. Я – семьянин. Я –гражданин. Карьера и семья. Социализация. Образование. Работа

    5

    Психологический блок

    Индивид. Личность. Индивидуальность. Я – мой характер, темперамент. Человек среди людей. Межличностные отношения. Чувство благодарности

    Мотивы собственного поведения. Терпение. Перспективы личностного развития

    7

    Правовой блок

    Права человека. Правосубъектность. Равенство перед законом. Права гражданина России. Право на жизнь.

    Уголовная ответственность за детоубийство и жестокое обращение с детьми. Детоубийство. Жестокое обращение с детьми. Преступления против жизни и  здоровья. Защита прав на жизнь. Защита прав новорождённого ребёнка.

    5

    Семьеведческий блок

    Проблемы семьи и одиночества. Причины одиночества и пути решения проблем. Причины трудностей в семейной жизни. Значение этики семейного общения. Основы ведения семейного бюджета. Режим экономии в семье.

    7

    Медико – гигиенический блок

    Анатомия и физиология пола. Заболевания иммунной системы. СПИД. Профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний. Заболевания, передающиеся половым путём. Профилактика венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции. Контрацепция. Аборт. Интимность как нравственное понятие. Режим дня, питания, личной гигиены

    Профилактика переутомления. Женская и мужская репродуктивные системы. Противозачаточные

    Контрацепция как альтернатива аборту

    Ответственность мужчины и женщины за нежелательную беременность. Способы расслабления.

    9



    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области.

    Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной.

     В  рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования. И предназначена для учащихся  6 класса. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение  в объеме 1 часа в неделю, всего в год -34часа.

     МБОУ «ООШ с. Старицкое» реализует права граждан на образование, гарантирует общедоступность и бесплатное начальное общее, основное общее образование.

    Модель выпускника основной школы                                                                                                  - любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ. Его культуру и его традиции .                                                                                                                  – осознающий и понимающий ценность человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.                                                                                                                                         – активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.

    Цели работы школы:                                                                                                               - Сформировать личность, готовую к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира, к саморазвитию;

    - Обеспечить реализацию к праву каждого учащегося на получение образованию в соответствии с его потребностью и возможностями;

    - Сформировать у учащихся школы устойчивые познавательные интересы;

    - Включить каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активных участников и организаторов образовательного процесса;

    - Повысить качество обучения школьников за счет освоения технологий, обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика;

    - Усилить влияние школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределения в отношении бедующей профессии.                                

     Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:    

    Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.        Программа предусматривает: получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей; формирование потребности в здоровом образе жизни; формирование  навыков гигиены и профилактики заболеваний; формирование навыков ухода за больными;  формирование навыков  рационального питания и других способов самосовершенствования.          Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

    Раздел программы изучаемый в 6 классе называется: «Жизненный путь личности»                                                                                        Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
    Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе . По окончанию курса учащиеся будут
     знать:  вопросы отношения к окружающему миру,  правила поведения  в тренинговой группе , формы поведения человека (успешные и неуспешные, уверенное и неуверенное, грубое), права человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе, статьи из Уголовного  кодекса РФ, что такое  расслабление,  что такое  чувство собственного достоинства, что такое  просьба, что такое  генеалогическое дерево своей семьи, что такое  семейные реликвии , что такое  семейные традиции, что такое  личная гигиена,  о таинстве появления на свет, как ухаживать за ребенком,  о факторах окружающей среды, влияющих на здоровье человека, виды искривления позвоночника, о профилактике нарушения осанки ,правила закаливания.

    Уметь: характеризовать  взаимосвязь элементов  живой природы, характеризовать  правила поведения в обществе , характеризовать  основные способы принуждения, характеризовать  способы  противостояния принуждению, характеризовать  понятие семейные реликвии, слушать собеседника, овладевать  вербальными и невербальными формами поведения, выявлять  зависимость уверенности и неуверенности от других людей, определять, что такое чувство собственного достоинства, отстаивать свои права, высказывать просьбу, принимать согласие или отказ  о её выполнении, различать успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав, уверенно вести себя в определенных ситуациях, составлять генеалогическое древо своей семьи, пользоваться средствами личной гигиены, вооружиться навыками безопасного взаимодействия с миром, осуществлять собственный индивидуальный выбор в отношении с миром, развивать способность самостоятельно строить свою судьбу, характеризовать  процесс рождения ребенка, характеризовать состояние окружающей среды обитания, проводить закаливание организма, правильно сидеть при работе за столом .

    Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий.

    Учебно-тематический план ОЗОЖ 6 класс

    № п/п

    Тематический блок

    Кол-во часов

    Использование

    ИКТ

    Использование

     проектной деятельности

    Использование исследовательской деятельности

    1

    Этический блок

    6

    1

    Я и мир. Все взаимосвязано.

    2

    Все взаимосвязанно.

    3

    Экологический подход к миру.

    4

     Осознанность человеческой жизни.

    5

    Потребительский подход к миру.

    6

    Взаимосвязь компонентов природы.

    2

    Психологический блок

    8

    7

    Поведение и его формы.

    8

    Отношение к себе и другим.

    9

    Уверенное и неуверенное поведение.

    10

    Чувство собственного достоинства.

    11

    Формы выражения (вербальные и невербальные).

    Чувство собственного достоинства.

    12

    Обида, оскорбление. Трудности в понимании друг друга.

    13

    Права человека.

    +

    14

    Просьба.

    15

    Успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав.

    16

    Тестирование по теме.

    3

    Правовой блок

    6

    17

      Уголовный кодекс РФ.

    18

     Понятие принуждения.

    19

    Склонение  к преступлению.

    20

    Ответственность за принуждение.

    21

    Способы противостояния принуждению.

    22

    Развитие навыков уверенного поведения.

    4

    Семьеведческий блок

    6

    23

    Генеалогия моей семьи.

    +

    24

    Семейные реликвии.

    +

    25

    Семейные традиции.

    +

    26

    Семейные традиции.

    27

    Мои бабушка и дедушка.

    +

    28

    На кого я похож?

    +

    5

    Медико-гигиенический блок

    8

    29

    Таинство появления человеческой жизни.

    Процесс рождения ребенка. Уход за новорожденным.

    +

    30

    Знание своего тела и уход. Личная гигиена мальчиков и девочек-подростков. Средства личной гигиены.

    31

    Здоровье. Гигиена окружающей среды: воздух, почва, вода.

    32

    Гигиена физического воспитания. Закаливание. Профилактика нарушений осанки и искривлений позвоночника.

    33

    Закаливание и его методы.

    34

    Спорт и здоровье.

    +

    Основное содержание тематического плана ОЗОЖ 6 класс

    Тематический блок, тема учебного занятия

    Количество часов

    Этический блок

     Философские понятия о мире, жизни, закономерности существования Вселенной.  Понятия о заботе, ответственности, любови, красоте, гармонии, счастье, смысл жизни творчестве,  свободе,  добре и зле, жизни и смерти.

    6

    Психологический блок

    понятие о строении проявлении  психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции.  Формирует и развивает умение приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. упражнения, направленные на развитие  личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувство собственного достоинства, профилактике болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

    8

    Правовой блок

    права и обязанности человека в семье, навыки правового поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

    6

    Семьеведческий блок

    знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье;  развитие полоролевого  поведения, мужественности и женственности.

    6

    Медико – гигиенический блок

    семье;  развитие полоролевого  поведения, мужественности и женственности семье;  развитие полоролевого  поведения, мужественности и женственности

    8

    Календарно-тематический план ОЗОЖ 6 класс

    урока

    Наименование

    тем  уроков

    Кол-во

    час.

    Дата проведения

    Основные понятия и термины

    по плану

    по факту

    1

    Я и мир. Все взаимосвязано.

    1

    Я – ребёнок

    Мир

    Я – часть мира

    2

    Все взаимосвязано.

    1

    Взаимосвязь элементов природы

    3

    Экологический подход к миру.

    1

    Образ мира

    Экология

    Экологический подход

    4

     Осознанность человеческой жизни.

    1

    Самоценность жизни

    Осознанность жизни

    Свободоспособность

    5

    Потребительский подход к миру.

    1

    Потребительский подход к миру

    6

    Взаимосвязь компонентов природы.

    1

    Природа

    Компоненты природы

    Взаимосвязи

    7

    Поведение и его формы.

    1

    Поведение .

    8

    Отношение к себе и другим.

    1

    Самооценка

    Самореализация

    Самовосприятие

    9

    Уверенное и неуверенное поведение.

    1

    Поведение человека

    Формы поведения

    10

    Чувство собственного достоинства.

    1

    Чувство собственного достоинства

    11

    Формы выражения (вербальные и невербальные).

    Чувство собственного достоинства.

    1

    Чувство собственного достоинства

    Самоутверждение

    12

    Обида, оскорбление. Трудности в понимании друг друга.

    1

    Обида

    Взаимопонимание

    13

    Права человека.

    1

    Права человека

    14

    Просьба.

    1

    Просьба

    15

    Успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав.

    1

    Формы поведения

    16

    Тестирование по теме.

    1

    17

      Уголовный кодекс РФ.

    1

    Основные статьи УК РФ

    18

     Понятие принуждения.

    1

    Принуждение как действие к которому могут принудить человека

    19

    Склонение  к преступлению.

    1

    Склонение к преступлению

    20

    Ответственность за принуждение.

    1

    Уголовная ответственность за принуждение

    Основные статьи УК РФ

    21

    Способы противостояния принуждению.

    1

    Провокация сексуальных посягательств

    Манипулирование в ситуациях связанных к принуждению к наркотикам и алкоголю

    22

    Развитие навыков уверенного поведения.

    1

    Личностная самоценность

    Уверенное поведение

    23

    Генеалогия моей семьи.

    1

    Генеалогия

    Родословная

    24

    Семейные реликвии.

    1

    Реликвия

    Духовные ценности

    25

    Семейные традиции.

    1

    Семейные традиции

    26

    Семейные традиции.

    1

    Семейные традиции

    27

    Мои бабушка и дедушка.

    1

    Наши предки
    Жизненный опыт

    Передача опыта из поколения в поколение

    28

    На кого я похож?

    1

    Внешние сходства и схожесть характера

    29

    Таинство появления человеческой жизни.

    Процесс рождения ребенка. Уход за новорожденным.

    1

    Новорожденный

    Уход за младенцем

    30

    Знание своего тела и уход. Личная гигиена мальчиков и девочек-подростков. Средства личной гигиены.

    1

    Гигиена

    Средства личной гигиены

    Значение гигиены

    31

    Здоровье. Гигиена окружающей среды: воздух, почва, вода.

    1

    Здоровье

    Окружающая среда

    Безопасное взаимодействие с окружающим миром

    32

    Гигиена физического воспитания. Закаливание. Профилактика нарушений осанки и искривлений позвоночника.

    1

    Гигиена

    Закаливание

    Профилактика болезней позвоночника

    33

    Закаливание и его методы.

    1

    Закаливание

    Различные виды закаливания

    34

    Спорт и здоровье.

    1

    Спорт

    Спортивный образ жизни – здоровый образ жизни



    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2009 № 104-ФЗ) «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области образования и статьи 12 Закона РФ «Об образовании».                          

            Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области.                                                                  

    Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной.

     В  рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования. И предназначена для учащихся  5 класса. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение  в объеме 1 часа в неделю, всего в год -34часа

     МБОУ «ООШ с. Старицкое» реализует права граждан на образование, гарантирует общедоступность и бесплатное начальное общее, основное общее образование.

    Модель выпускника основной школы                                                                                                  - любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ. Его культуру и его традиции .                                                                                                                  – осознающий и понимающий ценность человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.                                                                                                                                         – активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.

    Цели работы школы:                                                                                                               - Сформировать личность, готовую к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира, к саморазвитию;

    - Обеспечить реализацию к праву каждого учащегося на получение образованию в соответствии с его потребностью и возможностями;

    - Сформировать у учащихся школы устойчивые познавательные интересы;

    - Включить каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активных участников и организаторов образовательного процесса;

    - Повысить качество обучения школьников за счет освоения технологий, обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика;

    - Усилить влияние школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределения в отношении бедующей профессии.                                

     Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:

     Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.        Программа предусматривает: получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей; формирование потребности в здоровом образе жизни; формирование  навыков гигиены и профилактики заболеваний; формирование навыков ухода за больными;  формирование навыков  рационального питания и других способов самосовершенствования.          Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового  образа жизни.

    Раздел программы изучаемый в  классе называется: «Моё место в этом мире»                        

    Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
    Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе .

    По окончанию курса учащиеся будут знать:  вопросы отношения к окружающему миру,   формы поведения человека (успешные и неуспешные, уверенное и неуверенное, грубое), что такое  расслабление,  что такое  генеалогическое дерево своей семьи, что такое  семейные реликвии , что такое  семейные традиции, что такое  личная гигиена, о факторах окружающей среды, влияющих на здоровье человека.

    Уметь: характеризовать  взаимосвязь элементов  живой природы, характеризовать  правила поведения в обществе , характеризовать  понятие семейные реликвии, слушать собеседника, составлять генеалогическое древо своей семьи, пользоваться средствами личной гигиены, вооружиться навыками безопасного взаимодействия с миром, осуществлять собственный индивидуальный выбор в отношении с миром, развивать способность самостоятельно строить свою судьбу. характеризовать состояние окружающей среды обитания, проводить закаливание организма, правильно сидеть при работе за столом .

    Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. С использованием ИКТ и проектной деятельности.

    Учебно-тематический план ОЗОЖ 5 класс

    № п/п

    Тематический блок

    Кол-во часов

    Использование

    ИКТ

    Использование

     проектной деятельности

    Использование исследователь

    ской деятельности

    1

    Этический блок

    6

    1

    Непрерывность и цикличность жизни

    1

    2

    Происхождение жизни на земле

    1

    +

    3

    Цикличность жизни человека

    1

    4

    Прошлое,

     настоящее, бедующее в жизни человека

    1

    5

    Преемственность поколений

    1

    +

    6

    Передача жизненного опыта от поколения к поколению

    1

    2

    Психологический блок

    8

    7

    Формы самоопределения

    8

    Креативность

    +

    9

    Логическое мышление

    10

    Чувство юмора

    11

    Умение обратиться к другому

    12

    Умения слушать собеседника

    13

    Взаимодействие в группе

    14

    Наблюдательность и интеллектуальная гибкость

    3

    Правовой блок

    6

    15

    Знакомство с декларацией прав ребёнка

    +

    16

    Права и обязанности детей

    +

    17

    Права ребёнка в Российской Федерации

    18

    Справедливость, правоспособность

    19

    Реализация прав в повседневной жизни

    20

    Интересы детей в социальной инфраструктуре

    4

    Семьеведческий блок

    6

    21

    Семья и её функции

    +

    22

    Психологическая функция семьи

    23

    Хозяйственная функция семьи

    24

    Социальная функция семьи

    25

    Развитие семьи на протяжении веков

    +

    26

    Изменение семейных ценностей

    5

    Медико – гигиенический блок

    8

    27

    Перестройка деятельности организма в подростковом возрасте (у девочек)

    28

    Перестройка деятельности организма в подростковом возрасте (у мальчиков)

    29

    Гигиена тела и полости рта

    30

    Режим дня и его особенности

    +

    31

    Гигиена питания

    32

    Профилактика близорукости

    33

    Профилактика инфекционных заболеваний

    34

    Вредные привычки

    +

    Основное содержание тематического плана ОЗОЖ 5 класс

    Тематический блок, тема учебного занятия

    Количество часов

    Этический блок

    Философские понятия о мире, жизни, закономерности существования Вселенной.  Понятия о заботе, ответственности, любови, красоте, гармонии, счастье.  Смысл жизни творчество,  свобода,  добро и зло, жизнь и смерть. Вселенная. Планета Земля. Жизнь. Происхождение жизни на Земле. Разнообразие видов живых существ. Человека как вершина эволюции живой природы. Цикличность жизни. Прошлое. Настоящее. Будущее. Поколение. Младенец. Ребёнок. Взрослый человек. Передача жизненного опыта. Смена и связь поколений.

    6

    Психологический блок

    понятие о строении проявлении  психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции.  Формирует и развивает умение приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. упражнения, направленные на развитие  личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувство собственного достоинства, профилактике болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

    8

    Правовой блок

    права и обязанности человека в семье, навыки правового поведения, правильное понимание свободы и необходимости. Ребёнок как субъект права. Справедливость. Правоспособность. Социальные службы для детей. Государственная политика в интересах детей

    Права и обязанности детей. Конвенция о правах ребёнка

    6

    Семьеведческий блок

    знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье;  развитие полоролевого  поведения, мужественности и женственности

    6

    Медико-гигиенический блок

    семье;  развитие полоролевого  поведения, мужественности и женственности семье;  развитие полоролевого  поведения, мужественности и женственности. Ребенок, подросток, взрослый. Переходный возраст. Первичные и вторичные половые признаки. Гормоны. Железы внутренней секреции

    Ребенок, подросток, взрослый. Переходный возраст

    Первичные и вторичные половые признаки. Личная гигиена. Уход за кожей, волосами, ногтями, зубами

    Защита кожных покровов. Профилактика болезней

    Рациональный режим для школьника. Режим трудового воспитания и обучения. Рациональное питание

    Состав пищи. Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества. Сбалансированное питание. Санитарно-гигиенические требования к хранению продуктов

    Орган зрения и его световоспринимающий аппарат

    Близорукость и необходимость борьбы с ней, профилактика косоглазия. Факторы, приводящие к чрезмерной нагрузке на зрительную систему. Снятие зрительного утомления. Иммунитет. Инфекционные заболевания условия их возникновения и течения

    Профилактика инфекционных заболеваний. Вредные привычки. Вредные вещества. Психотропные вещества

    Отравление. Привыкание. Физическая и психическая зависимость. Социальный статус. Самочувствие. Самосознание. Наркотический вещества и их неблагоприятное влияние на органы и системы организма человека.

    8


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по ОЗОЖ для 5 класса к учебному пособию М.Ю.Михайлиной,М.В.Лысогорской,М.А.Павловой"Здоровый образ жизни"

    Рабочая программа по ОЗОЖ для 5 класса содержит пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематический план....

    Рабочая учебная программа по ОЗОЖ для 7 класса авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной

    Рабочая учебная программа к учебному курсу по основам здорового образа жизни для 7 класса составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Сар...

    Рабочая учебная программа по ОЗОЖ для 8 класса авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной

    Рабочая учебная программа к учебному курсу по основам здорового образа жизни для 8 класса составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Сар...

    Рабочая учебная программа по ОЗОЖ для 9 класса авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной

    Рабочая учебная программа к учебному курсу по основам здорового образа жизни для 9 класса составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Сар...

    Рабочая программа по ОЗОЖ для 7 класса

    Рабочая программа по ОЗОЖ для 7 класса включает пояснительную записку и  календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа по ОЗОЖ 8 класс

    Рабочая программа по основам здорового образа жизни  8 классВоротневой Натальи Андреевны...

    рабочая программа по ОЗОЖ 7 класс

    рабочая программа по ОЗОЖ 7  класс...