Рабочая программа по ОЗОЖ для 7 класса
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Литневская Елена Федоровна

Рабочая программа по ОЗОЖ для 7 класса включает пояснительную записку и  календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_ozozh_7_klass_2012-2013_uch._g.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНО»                                                                 «СОГЛАСОВАНО»                                                                 «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО _________/_________________/     Заместитель директора по                                           Директор

Протокол №__от «____» _______ 20    г.                          УВР МОУ-СОШ с. Звонаревка                                           МОУ-СОШ с. Звонаревка

                                                                                           ___________/______________________/              ___________/______________________/

                                                                                                            «____» _______ 20    г.                                                     «____» _______ 20    г.

Рабочая программа

Ф.И.О. учителя       Литневская Елена Федоровна

Предмет                                           ОЗОЖ

Класс                                                 7

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

протокол №___от«___»_____________20    г.

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании программы:

 Основы здорового образа жизни: Программа для средних классов общеобразовательных учреждений и методические рекомендации для учителя. Аккузина О.П., Буланый Ю. И. и др. Саратов, 2001

Рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение ОЗОЖ в объеме 1 часа в неделю.

Необходимость введения образовательного курса "Основы здорового образа жизни" продиктована многими причинами. Прежде всего - это' ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и других токсических веществ. Опросы свидетельствуют о том, что 40% учеников 8-11 классов имеют опыт употребления различных наркотических веществ, а еще 20% живут и общаются с людьми, употребляющими наркотики.

Вследствие истощения душевных и физических сил у людей повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, разводах, проблемах "отцов и детей", росте взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.

Как проявление душевного нездоровья населения можно рассматривать повышение агрессивности и жестокости, увеличение числа убийств, изнасилований и др.

Крайние проявления кризисного состояния личности видятся в росте количества самоубийств.

Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к сообществу. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи, высоком риске безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытке информации, ухудшении состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушении культурных ценностей.

Отсутствие у молодых людей знаний в области репродуктивного здоровья приводит к ранним беспорядочным половым связям, венерическим заболеваниям. Известно, что около 60% российских подростков начинают сексуальные отношения в возрасте до 17 лет. За последние 5 лет в России возросло количество заболеваний сифилисом более чем в 30 раз. Анализ анкет, индивидуальные и групповые беседы с молодежью, проводимые Саратовским ОЦПСиР, показывают низкую осведомленность молодых людей по основным вопросам пола, что еще больше обостряет указанные проблемы.

Актуальным остается вопрос прерывания беременности. Ежегодно в России около 300 тысяч девочек-подростков прибегает к абортам. Это, а также последствия перенесенных заболеваний половой сферы, нередко являются причиной того, что каждая 10-я супружеская пара в России

страдает от бесплодия.

Впервые за всю историю России смертность в стране превысила рождаемость. В настоящее время эта проблема обострилась до такой степени, что можно говорить о реальной угрозе существования нации.

В этих условиях в системе образования отводится особая роль по подготовке молодежи к взрослой жизни.

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.

Современное определение понятия "здоровье" впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было признано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. "При этом подразумевается гармоничное сочетание психического, социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, уровнем развития личности, убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.

Феномен здоровья можно рассматривать на телесном, психологическом, духовном и социальном уровнях. Из здоровья отдельных людей складывается духовное, нравственное и физическое здоровье поколения, нации, человеческого общества в целом, что, в конечном счете, является воплощением законов существования Земли и Вселенной. Поэтому проблема здоровья не может рассматриваться как личное дело одного человека.

Современный уровень знаний и человеческого мышления позволяет осознать  гармоничную связь всех событий и явлений окружающего мира, ощутить себя частью Вселенной.

Здоровый образ жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков. Такая личность обладает способностью приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия.

Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, игровое моделирование, анкетирование и тестирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.

Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков.

Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

Содержание психологического блока формирует понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

Каждый год обучения имеет девиз, который определяет общую направленность занятий.

Учебно - тематический план

Темы разделов

Количество часов

Уроки обобщения и повторения, практические работы


1


Этический блок


5


1


2


Психологический блок


10


1


3


Правовой блок


5


1


4


Семьеведческий блок


5


2


5


Медико-гигиенический блок


7


2

6

Повторение материала курса

3

3

Итого

35

9

Содержание курса

(1 час в неделю, всего - 35 часов)

Девиз курса: «По законам Вселенной».

ЭТИЧЕСКИЙ БЛОК (6 ЧАСОВ) Общество, нравственность, мораль, ценностный базис общества, культура межличностных отношений, этика, этикет, сознательность и ответственность за поступки. Понятия чести, совести, добра и зла.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК (10 ЧАСОВ) Способности человека. Развитие воображения, мышления, навыков коллективного творчества. Способность смотреть на мир непредвзято. Конструктивное реагирование в ситуации обиды. Навыки регулирования эмоционального состояния.

ПРАВОВОЙ БЛОК (5 ЧАСОВ)

Возраст наступления уголовной ответственности. Преступление. Вовлечение в совершение преступления. Жестокое обращение. Правовая защищенность. Формы обращения за помощью.

СЕМЬЕВЕДЧЕСКИЙ БЛОК (5 ЧАСОВ)

Женственность и мужественность. Знакомство и установление отношений. Культура взаимоотношений юношей и девушек.

МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ БЛОК (7 ЧАСОВ)

Здоровье, духовность, эмоции. Личная ответственность за собственное здоровье и благополучие. Режим дня. Гигиенические аспекты работы на компьютере.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Темы разделов и уроков

Дата

Домашнее задание

Примеча

ние


1

Этический блок.

Нравственные законы общества.

С. 41,42

2

Последствия наших поступков для жизни общества.

С. 43

3

Нравственные категории. Понятие чести, совести, порядочность.

С. 44,45

4

Понятие добра и зла.

Моральные нормы и критерии поведения.

С.47, задание 2

С.49, задание 5

5

Обобщение и повторение  материала этического блока.

Мини-сочинение по одной из тем на с.51 (по желанию)


6

Психологический блок.

Способности человека. Развитие собственных способностей.


С.17-20

7

Воображение. Гибкость мышления.

Задание на с. 22-23

8

Образные обобщения. Коллективное творчество.

Задание на с. 27

9

Самоуважение.

Упражнение «Ассоциация»

10

Способность смотреть на мир непредвзято.

Упражнение «Формулировка необычных вопросов»

11

Самосознание. Самопринятие.

Упражнение «Незаконченные предложения»

12

Конструктивное реагирование в ситуации обиды.

Упражнение

«Как выразить обиду и досаду»

13

Навыки регулирования эмоционального состояния.

Упражнение

«Чувствую себя хорошо»

14

Учимся снимать раздражение.

Упражнения

на регулирование эмоционального состояния

15

Обобщение и повторение  психологического блока.

Задания на с. 28   (по желанию)


16,17

Правовой блок.

Преступления против морали.


С.30-33

18,19

Преступления против семьи и несовершеннолетних.

С.34-37, задания на с. 38

20

Обобщение и повторение  правового блока.

Задания на с. 40   (по желанию)


21

Семьеведческий блок.

Женственность и мужественность.


С. 52-55

22

Знакомство и установление отношений.

С. 55

23

Ролевая игра «Планета мужчин и планета женщин»

Д. з. нет

24

Культура взаимоотношений юношей и девушек.

С.56, задания на с. 57

25

Обобщение и повторение  материала семьеведческого блока.

Задания на с. 53   (по желанию)


26

Медико-гигиенический блок.

Здоровье – нравственная категория.


С. 3,4

27

Здоровье и благополучие.

Конспект, с. 10-13

28

Режим учебы и  отдыха

С.4-7

29

Режим  питания.

С. 4-8

30

Гигиенические аспекты работы на компьютере.

конспект

31,32

Практическая работа «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья».

Задания на с. 16   (по желанию)

33-35

Повторение.

Учебно-методическое обеспечение

Методическая литература для учителя:

  1. Основы здорового образа жизни: Программа для средних классов общеобразовательных учреждений и методические рекомендации для учителя. Аккузина О.П., Буланый Ю. И. и др. Саратов, 2001
  2. 2.Образование в области здоровья. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие. Павлова М. А.- Саратов: ЗАО «Сигма-плюс», 2002
  3. Методические материалы к образовательной программе «Основы здоровой семьи» для подростков. Пособие для преподавателей. Тяпкина М. А. .-Саратов, 2001
  4. Методические материалы проведения занятий с молодежью по актуальным проблемам подготовки к семейной жизни. Лысогорская М. В. –Саратов, изд. «Научная книга»,1999
  5. Права несовершеннолетних и их охрана в Российском законодательстве. Прозументов Л. М. -Томск, 2002
  6. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет. Соловов А. Л.- Москва, 2000
  7. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма. Наглядно- методическое пособие для проведения занятий с детьми 8-10 лет. Климович В. Ю. –Москва, Центр Планетариум, 2004
  8. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании. Наглядно- методическое пособие для проведения занятий с подростками 12-16 лет. Белогуров С. Б., Климович В. Ю. –Москва, Центр Планетариум, 2004

Учебные пособия для учащихся:

1. Здоровый образ жизни. Учебное пособие для учащихся 7-х классов. Михайлина М. Ю., Павлова М. А, Лысогорская М. В.–Саратов, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОЗОЖ для 5 класса к учебному пособию М.Ю.Михайлиной,М.В.Лысогорской,М.А.Павловой"Здоровый образ жизни"

Рабочая программа по ОЗОЖ для 5 класса содержит пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематический план....

Рабочая программа по ОЗОЖ 5-9 класс

Рабочая программа по ОЗОЖ 5-9 класс. М.Ю Михайлина, М.В. Лысогорская, М.А Павлова....

Рабочая программа по ОЗОЖ 8 класс

Рабочая программа по основам здорового образа жизни  8 классВоротневой Натальи Андреевны...

рабочая программа по ОЗОЖ 7 класс

рабочая программа по ОЗОЖ 7  класс...

рабочая программа по ОЗОЖ 8 класс

рабочая программа по ОЗОЖ 8  класс...

рабочая программа по ОЗОЖ 9 класс

рабочая программа по ОЗОЖ 9  класс...

Рабочая программа по ОЗОЖ 5 класс ФГОС

Рабочая программа по ОЗОЖ 5 кл ФГОС...