Главные вкладки

    Рабочая программа по ОЗОЖ 8 класс
    рабочая программа (8 класс) по теме

    Воротнёва Наталья Андреевна

    Рабочая программа

    по основам здорового образа жизни

     8 класс

    Воротневой Натальи Андреевны

     

     

                                                                                          

                                                                                                                                                                                  Принято на заседании

     

                                                                                                                                                                                   педагогического совета

                                                                                                                                                                                       протокол №1 от «29 » августа 2013 г.

     

     

     

    2013 – 2014 учебный год

     

     

     

     

     

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по ОЗОЖ составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области, Пример­ной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной.  

    В  рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования.

    Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

    Задачи: программа предусматривает:

     -получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей;

    - формирование потребности в здоровом образе жизни;

    - формирование  навыков гигиены и профилактики заболеваний;

    - формирование навыков ухода за больными;

    - формирование навыков  рационального питания и других способов самосовершенствования.

    Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса преду­сматривает обучение  в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год.

      На основании примерной программы, содержащих требования к минимальному объему содержания по ОЗОЖ в 8-х классах, реализуется базисный и продвинутый уровни преподавания, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационных компетентностей учащихся.

      Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

    Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий.

    Раздел программы изучаемый в 8 классе называется: «Все начинается с любви»

    Рабочая программа для 8 класса предполагает блочный принцип построения курса, состоит из 5 блоков:

    Этический блок

    Психологический блок

    Правовой блок

    Семьеведческий блок

    Медико-гигиенический блок

    Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
    Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_ozozh_8_klass.docx29.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рассмотрено:                                                                                 Согласовано:                                                                            Утверждено:

    Руководитель МО естественно-                               Заместитель директора по УВР филиала                                Директор МОУ «Ерышовская сош

    научного цикла                                                           МОУ «Ерышовская сош                                                           Ртищевского района

    ________/Воротнева Н.А./                                         Ртищевского района Саратовской                                           Саратовской области»

    Протокол №1 от « 28  » августа 2013 г.                       области» в с.Каменка                                                                    __________/Березкина Л.А./

                                                                                           ________/Степанова Г.Н./                                                          Приказ №  

                                                                                           от «  30 »   августа  2013 г.                                                                от «31»  августа  2013г.          

                    

     

     Рабочая программа

    по основам здорового образа жизни

     8 класс

    Воротневой Натальи Андреевны

     

             

                                                                                                                                                                                  Принято на заседании

                                                                                                                                                                                   педагогического совета

                                                                                                                                                                                       протокол №1 от «29 » августа 2013 г.

    2013 – 2014 учебный год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по ОЗОЖ составлена на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области, Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной.  

    В  рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования.

    Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

    Задачи: программа предусматривает:

     -получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей;

    - формирование потребности в здоровом образе жизни;

    - формирование  навыков гигиены и профилактики заболеваний;

    - формирование навыков ухода за больными;

    - формирование навыков  рационального питания и других способов самосовершенствования.

    Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение  в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год.

      На основании примерной программы, содержащих требования к минимальному объему содержания по ОЗОЖ в 8-х классах, реализуется базисный и продвинутый уровни преподавания, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационных компетентностей учащихся.

      Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

    Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий.

    Раздел программы изучаемый в 8 классе называется: «Все начинается с любви»

    Рабочая программа для 8 класса предполагает блочный принцип построения курса, состоит из 5 блоков:

    Этический блок

    Психологический блок

    Правовой блок

    Семьеведческий блок

    Медико-гигиенический блок

    Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
    Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

    Учебно – тематическое планирование

    №п/п

    Тема

    Кол-во часов

    1

    Этический блок

    6

    2

    Психологический блок

    8

    3

     Правовой блок

    6

    4

     Семьеведческий блок

    6

    5

    Медико-гигиенический блок

    8

    Всего

    34

    Содержание тем учебного курса

    1. Этический блок (6 часов)

    Понятие любви. Любовь, как этическое понятие. Религиозные учения о сущности любви.

    Христианство, как основа русской культуры. Христианское понимание любви.

    2. Психологический блок (8 часов)

    Мотивы межличностных отношений, Свобода выражения чувств. Способы расслабления. Умение слушать собеседника. Представление об идеалах. Проблемы в отношениях с людьми.

    Эмоции человека. Симпатия, дружба, влюбленность, любовь.

    3. Правовой блок (6 часов)

    Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.).

    Способы защиты. Приемы самообороны. Службы срочной помощи: милиция, скорая помощь, служба спасения.

    Болезнь, как опасная для жизни ситуация. Ответственное и безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Инфекционные заболевания. Ответственность за заражение заболеваниями.

    4. Семьеведческий блок (6 часов)

    Понятие конфликта, особенности семейных конфликтов. Объективные и субъективные предпосылки конфликтов в семье: изменение общественных процессов и их влияние на характер семейно-брачных отношений; проблемы соотношения домашнего и общественного труда; изменение положения женщин в обществе; жилищные и материальные трудности; уровень притязаний супругов и их реализация в браке. Причины возникновения конфликтных ситуаций: недостаток культуры общения, эмоциональная отчужденность, интимная дисгармония, вредные привычки, различие установок супругов на разделение домашних обязанностей; бытовые неурядицы; различие взглядов и убеждений супругов; борьба за лидерство.

    Пути разрешения конфликтов: взаимопонимание; компромисс; сопереживание; обоюдная забота; единство целей и средств в воспитании детей; эмоциональное переключение, тактичность,  принципиальность, уступчивость.

    Помощь семье: факультеты семейно-бытовой культуры, консультации «Брак и семья», телефоны доверия, центры планирования семьи.

    5. Медико-гигиенический блок (8 часов)

    Гигиена физического развития подростков. Проблема акселерации.

    Биология пола и половое поведение. Компоненты полового влечения. Особенности полового влечения юноши и девушки. Половые отношения и стиль жизни. Ранние половые связи и их влияние на здоровье.

    Утомление и переутомление. Нетрадиционные методы оздоровления. Лечение музыкой, камнем, цветом.


    Календарно – тематическое планирование

    п/п

    Наименование раздела,

    темы

    Кол -во

    часов

    Дата

     Оборудование, технические   средства

    план

    факт

    1. Этический блок

    6

    1

    Симпатия Дружба.

    1

    2

    Влюбленность. Любовь.

    1

    Ловушки

    Влюбленности

    С.45-47

    3

    Понятие любви.

    1

    Стихи о любви

    4

    Религиозные учения о сущности любви.

    1

    Мифы о любви

    С. 48-49

    репродукции картин на религиозную и библейскую тематику

    5

    Мировые религии.

    1

    Эмоциональные состояния с. 49

    Репродукции картин на религиозную и библейскую тематику, фотографии  храмов и святых мест, звучит духовная музыка.

    6

    Христианство как основа русской культуры.

    1

    Тест «Твое отношение к любви» с. 50

    ознакомление с обрядами христианства, (свадебный обряд)

    ПК

    2. Психологический блок

    8

    7-8

    Эмоции и чувства

    С.33-34

    2

    Упражнение «Учимся расслабляться»

    9-10

    Эмоции «полезные и вредные для здоровья» с. 35-36

    2

    «Словарь Эмоций»

    С. 35

    «Умение вести разговор»

    11

    Тревога и страх

    1

    Ситуации тревоги и страха с. 37-38

    12

    Злость и агрессия

    1

    Примеры видов  проявления агрессии

    С. 41- 42

    13

    Части моего «Я»

    1

    «Таможня» игра тренинг

    Оцени свое  обычное состояние с. 38-40

    14

    Здоровье и стресс  с. 42- 44

    1

    Таблица «Адаптационный синдром»

    3. Правовой блок

    6

    15

    16

    Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.).

    2

    17

    Ответственность за заражение заболеваниями (сифилис, СПИД и т.д.)

    1

    Игра «Черное и белое»

    Презентация «Мы выбираем жизнь»

    ПК

    18

    19

    20

    Уголовный кодекс РФ.

    3

    4. Семьеведческий блок

    6

    21

    22

    23

    Конфликты в семье. Причины. Пути разрешения

    3

    Игра «Посиди с ребенком»

    «Выходной день»

    «День рождение»

    24

    25

    26

    Семейный договор и другие пути согласия

    3

    5. Медико-гигиенический блок

    8

    27

    28

    29

    Гигиена физического развития подростков.  Проблема акселерации.

    3

    Презентация

    ПК

    30

    31

    Половые отношения и стиль жизни.

    Последствия ранних половых связей.

    2

    Презентация

    ПК

    32

    33

    34

    Гигиена учебного процесса

    восьмиклассника. Утомление и переутомление. Гигиена труда подростков.

    3

    Презентация

    «Гигиена учебного процесса»

    ПК

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

    Учащиеся должны знать:

    - что такое симпатия, дружба

    -определения понятия любви, влюбленности.

    - определения понятия любви

    - определение сущности любви с точки зрения религиозного учения

    - мировые религии

    - что такое христианство

    - мотивы межличностных отношений

    -  способы расслабления

    - что такое вина и стыд

    - что такое тревога, страх

    - что такое агрессия; виды агрессии

    - понятие здоровье,  стресс, фазы стресса

    - правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.); способы защиты, приемы самообороны; телефоны служб срочной помощи: милиция, скорая помощь, городской телефон спасения

    -  наиболее опасные инфекционные заболевания, их эпидемиологию (симптоматику , пути заражения, инкубационный период, течение болезни, ее последствия); что является носителем  инфекции; правила безопасности в общении с больными (дезинфекция, безопасный секс ); понятие  проституция, беспорядочные сексуальные связи; об уголовной  ответственности (соответствующие статьи УК РФ)

    - cпособы принуждения: угроза, шантаж, вымогательство, обман, психологическое или физическое давление и т.д.; об  ответственности  за принуждение

    - что такое конфликт, причины возникновения конфликтных ситуаций. Пути разрешения конфликтов. Научить способам профилактики и разрешения семейных конфликтов

    - понятие семейного договора; формы обсуждения договора

    - о последствиях ранних половых связей

    - об особенностях полового влечения юноши и девушки

    -  о правильной организации учебного процесса, о профилактике переутомления

    Учащиеся должны уметь:

    - характеризовать  

     -  отличать симпатию от дружбы.

    - отличать любовь от влюбленности

    - объяснять понятие любви

    - объяснять понятие любви с точки зрения мировых религий

    - объяснять христианское понимание любви

    - характеризовать  проблемы в отношениях с людьми

    - слушать собеседника

    - характеризовать  эмоции человека

    - характеризовать  формы проявления агрессии

    - выходить из сложных ситуаций

    - характеризовать наиболее опасные инфекционные заболевания

    - противостоять принуждению

    - характеризовать причины конфликтов в семье. Находить выход из конфликтных ситуаций

    - заключать различные  формы согласия

    - характеризовать взаимоотношения полов

    - характеризовать влияние на здоровье ранних половых связей

    - правильно организовать свой режим дня

    Перечень учебно-методического обеспечения

    1. Программа для средних классов общеобразовательных учреждений ,методические рекомендации для учителя Основы здорового образа жизни  авторы М.В.Лысогорская, М.М. Орлова, М.А.Павлова, Т.В.Парсикова, М.А.Тяпкина, Л.Е.Федкулина. Изд. 2-е, доп. и перераб. Саратов: Слово, 2001.  

    2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Просвещение. 1990.

    3. Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1988.

    4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

    5. Воспитание детей в школе. Новые подходы и технологии. Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1998.

    6. Гребенщиков И. В. Семья: воспитательные возможности. М., 1985.

    7. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1992.

    8. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Учебн. пособие к спецкурсу. Л., 1969.

    9. Ковалев С. В. Психология семейных отношений М.: Педагогика. 1987.

    10. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям М., 1994.

    11. Макеев Т. А. Семейная жизнь и дети. Волгоград, 1987.

    12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988.

    13. Риклефс Р. Основы общей экологии. М.: Мир, 1979.

    14. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

     

    Приложение

    Список сообщений

    1. Невзаимная любовь – счастье или беда?

    1. Бывает ли любовь с первого взгляда?

    1. Культ любви в Древней Греции.

    1. Конфликты в семье. Почему они происходят?

    1. Гигиена подростка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по ОЗОЖ для 5 класса к учебному пособию М.Ю.Михайлиной,М.В.Лысогорской,М.А.Павловой"Здоровый образ жизни"

    Рабочая программа по ОЗОЖ для 5 класса содержит пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематический план....

    Рабочая программа по ОЗОЖ 5-9 класс

    Рабочая программа по ОЗОЖ 5-9 класс. М.Ю Михайлина, М.В. Лысогорская, М.А Павлова....

    Рабочая программа по ОЗОЖ для 7 класса

    Рабочая программа по ОЗОЖ для 7 класса включает пояснительную записку и  календарно-тематическое планирование....

    рабочая программа по ОЗОЖ 7 класс

    рабочая программа по ОЗОЖ 7  класс...

    рабочая программа по ОЗОЖ 8 класс

    рабочая программа по ОЗОЖ 8  класс...

    рабочая программа по ОЗОЖ 9 класс

    рабочая программа по ОЗОЖ 9  класс...

    Рабочая программа по ОЗОЖ 5 класс ФГОС

    Рабочая программа по ОЗОЖ 5 кл ФГОС...