ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
материал по теме

Скворцова Ольга Викторовна

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь главной цели, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» – подготовка разносторонней развитой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_rabota.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников образования Московской области

(ГОУ Педагогическая академия)

Итоговый практико-значимый проект

«ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА»

по курсу инвариантного академического учебного модуля

«Образование и общество. Актуальные проблемы

 педагогики и психологии»

Слушатель:

Скворцова Ольга Викторовна,

Учитель математики и физики

МСКОУ Юровской

школы-интерната VI вида

Раменского района Московской области

2012


СОДЕРЖАНИЕ

Введение        …..3  

Основная часть

  1. Информационно – коммуникационные технологии как составляющая основа  информационной культуры  учителя…………..………………….. 5

2. Применение информационно-коммуникационных технологий  в образовательном процессе современной школы………………………… ..10

Заключение        …13

Список литературы……………………………………………………………. 14

Приложение……………………………………………………………………. 16

ВВЕДЕНИЕ

      В современном обществе интенсивно развивается процесс информатизации. Ускоренные темпы, которыми продвигается данный процесс, выдвигают новые требования и к информатизации образования, и к информационному образованию. Информатизация – глобальный процесс, затрагивающий все стороны жизни общества, активно влияющий на темпы развития экономики, качество жизни, национальную безопасность, образование. Качество, содержание образования в значительной мере претерпевают изменения под влиянием бурного развития современных информационных технологий.

          В Федеральной целевой программе развития образования на 2011 -2015 годы (Постановление Правительства Российской Федерации  от 7 февраля 2011 года №61) выделяются главные направления решения научной и практической проблемы информатизации образования, которые предусматривают обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой, изменение содержания, форм и методов обучения в связи с приходом в учебный процесс информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), создание целостной электронной образовательной среды как фактора повышения качества образования, организация подготовки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, повышение квалификации преподавателей образовательных учреждений в области использования ИКТ. Поэтому владение информационно-коммуникационными технологиями является одним из элементов профессиональной компетентности современного педагога.  Современный учитель должен считаться с тем, что ИКТ обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся  в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания  и созданию условия для их успешной самореализации в будущем. Но среди педагогов, родителей существуют опасения по поводу введения компьютеров в учебный процесс. С  одной стороны существует мнение, что компьютер предоставляет:

  1. новые возможности для творческого развития детей;
  2. повышение качественной успеваемости школьников;
  3. достижение целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов;
  4. развитие навыков самообразования и самоконтроля;
  5. повышение уровня комфортности обучения;
  6. снижение дидактических затруднений у учащихся;
  7. повышение активности и инициативности, учащихся на уроках и во внеурочное время;
  8. приобретение навыков работы на компьютере.

С другой стороны:

  1. компьютер может стать средством отвлечения внимания детей;
  2. использование компьютеров приведет к тому, что «целое поколение людей не сможет складывать и вычитать числа, если рядом не будет компьютера»;
  3. «дети будут гораздо меньше общаться друг с другом», т.к. будут большую часть времени сидеть за компьютером.

       Но жизнь не стоит на месте  Ю. М. Горвиц (1998г.) «Обучать надо не тому, что есть, а тому, что будет». И учитель обязан идти в ногу со временем, а значит использовать все средства на благо своих детей. Навыки владения компьютером, умение использовать в своей повседневной работе, работа в Интернете, знание основ теоретической информатики, информационная культура, умение создавать и использовать информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества, - таковы приоритеты нового века.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Информационно – коммуникационные технологии как составляющая основа  информационной культуры  учителя.

       Информационные и коммуникационные технологии играют значительную роль в развитии современного образования. Использование ИКТ необходимо для удовлетворения образовательных потребностей современного общества и его устойчивого социально-экономического развития.

         В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационно-коммуникационные технологии". Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), ИКТ – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта). В современных источниках ИКТ представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

         Информационно-коммуникационная компетентность современного преподавателя, определяющая его готовность к работе в новых условиях

информатизации образовании, это:

    - способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и ИКТ;

     - его, уже состоявшееся, личностное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности;
      - особый тип организации предметно-специальных  знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ.
 
      Понятие «информационная компетентность» не является однозначно определенным. Его рассматривают с разных сторон, и как составляющую профессиональной компетентности, и как составляющую информационной культуры личности. К числу значимых признаков относят знание информатики как предмета, использование компьютера как необходимого технического средства, выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства, совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации.

      Обычно при исследовании проблем формирования конкретной компетентности  выделяются три уровня владения ИКТ – компетенциями:
        - базовый - на данном уровне накапливаются базовые знания, умения и навыки, необходимые для знакомства с компьютерной грамотностью; применение ИКТ на данном уровне минимально (владение общими приемами создания, редактирования, сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде, представление информации средствами презентационных технологий, освоение навыков поиска информации в сети Интернет и т.д., выбор способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее соответствующего характеру проблемы и позволяющего выработать пути ее решения наиболее оптимальными способами); 
        - технологический (на данном уровне ИКТ становятся инструментом в осуществлении прикладной деятельности (оценка потенциала Интернет-ресурсов, степени их интерактивности и информативности с позиций целевой предметной области; анализ программных средств и ресурсов сети глобальной компьютерной сети с учетом основных технологических, экономических, эргономических и технических требований; оценка качества, средств и форм представления в глобальной сети Интернет программно-технологического и информационного обеспечения и др.); 

        - практический (профессиональный) - на данном уровне целесообразно говорить о создании новых инструментов для осуществления   информационной деятельности.

          В соответствии с трехуровневой моделью ИКТ - компетенции у преподавателя-предметника можно выделить:

       - базовый уровень – инвариант знаний, умений и опыта, необходимый преподавателю-предметнику для решения образовательных задач средствами ИКТ общего назначения;

       - предметно-ориентированный уровень – освоение ИКТ и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета; 
       - педагогический (психолого-педагогический, методический, творческий) уровень – разработка собственных электронных средств учебного назначения, использование средств ИКТ для решения профессиональных и личных задач.

        Следует отметить, что четко определенной и единой системы показателей ИКТ-компетенций нет, как и самого перечня ИКТ- компетенций, характерных для конкретных преподавателей ОУ различного уровня и направленности. В соответствии с этим набор базовых ИКТ- компетенций для преподавателя может включать в себя следующие группы: наличие общих представлений в сфере ИКТ; наличие представлений об электронных образовательных ресурсах; владение интерфейсом операционной системы; наличие общих представлений в сфере мультимедиа; владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе растровой графики; владение навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов; владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями; владение основами технологии построения web-сайтов.
      Информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности педагога. Информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде.

        В условиях информатизации образования общий комплекс профессионально-важных качеств, необходимых для успешности профессиональной деятельности, дополняется специфическими качествами, которые характеризуют уровень информационной культуры педагога. К ним относится следующее.

Стремление:

  1. интерес к современным способам информационного обмена и поиск все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе;
  2. потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде;
  3. профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе.

Личностные качества: 

  1. ответственность при работе с техническими средствами, сочетание личной свободы и ответственности за информационную безопасность общества и личности;
  2. согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием средств информационных технологий;
  3. уверенность в правильности принятия нестандартных решений.

Позиция:

  1. отношение к информации, объектам и явлениям в быстроменяющейся информационной среде, критическое отношение к информационному потреблению;
  2. стиль педагогического общения и взаимодействия с людьми внутри информационной среды, самооценка и рефлексия на уровне информационных контактов;
  3. утверждение нравственности и толерантности в компьютерной коммуникации.

           По мнению Лазаревой Л. И. информационная культура учителя – это разновидность информационной культуры специалиста, часть информационной культуры личности, детерминированная сферой профессионально-педагогической деятельности, представляющая собой совокупность информационного мировоззрения и информационной компетентности, транслируемую в образовательный процесс, определяющую качество информационно-образовательных продуктов и направленную на формирование информационной культуры учащихся. Умение извлекать, структурировать, анализировать и порождать новую информацию на основе получаемых сведений характеризует то, что можно называть «информационной культурой личности». Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека и выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе.          Овладение целостной информационной культурой, информационным миром объяснений и понимания - одна из задач подготовки современного специалиста образования. Информационная культура становится новым важным качеством профессиональной подготовки специалиста образования XXI века.

   2.  Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе современной школы.

       Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. В своей работе со сложными детьми (нарушение опорно-двигательного аппарата в сочетании с нарушением слуха, речи, зрения и другими дефектами) применяю ИКТ в изучении физики. Предмет физика, как ни какой другой предмет, обладает мощными междисциплинарными связями. Использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании физики, а именно  дает возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету.  Основной особенностью учебной деятельности учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата  является  несформированность необходимых  предпосылок учебной деятельности, для большинства детей характерна низкая и неустойчивая работоспособность и повышенная истощаемость внимания, а возможность использование компьютерных технологий  на уроке, а именно:

  1. программные продукты,
  2. мультимедийные презентации, видеофрагменты, научно-документальные фильмы, аудиофрагменты, схемы, таблицы, фотографии,
  3. on-line тесты, электронные образовательные комплексы, Интернет-ресурсы,
  4. виртуальные лабораторные работы (учащиеся   в связи с нарушением двигательных функций: наличие насильственных движений (гиперкинезы), нарушение мышечного тона, ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи) одной из рук,  тремор рук, с затруднением могут выполнить лабораторные работы по некоторым разделам физики, поэтому использование виртуальных лабораторных работ является неотъемлемой частью в обучении),

позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач.  ИКТ важны и для коррекционной направленности, поскольку выполнение заданий компьютерной программы  способствует  развитию  моторного, слухового и зрительного анализаторов.  Применение интерактивных технологий активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса (приложение). За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, запись в видеофайл, которую можно использовать как раздаточный материал, таким образом, объяснение материала становится ярче, информативнее и увлекательнее.

      В настоящее время развиваются следующие направления новых информационно-технических средств обучения:

1)универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т. п.);

2)компьютерные средства телекоммуникаций;

3)компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;

4)мультимедийные программные продукты.

       В век новых технологий значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Общение детей со сверстниками всё чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте заменяют «живое слово». Поэтому широкие возможности, которые предоставляет нам Интернет, мы в свою очередь используем для приобщения учащихся к информационной культуре.

Важно научить ребенка за короткое время осваивать, преобразовывать и использовать в жизни огромное количество информации. Помогает учителю в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Опыт работы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся. Наглядность ИКТ, простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности, вызывает живой интерес учащихся, создаёт положительную мотивацию к самообразованию. Преимущества ИКТ открываются с самого начала и, по мере их использования, дают толчок к саморазвитию педагога, позволяют ему оставаться современным, интересным и необходимым.

 

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Современная система образования призвана готовить детей, которые будут жить в информационном обществе. Учитель должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.

  1. Учитель и учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
  2. Учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование;
  3. Необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения;
  4. Учителю следует  планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ИКТ.

        При постоянном росте технического прогресса в области информационных технологий, именно школа, являясь первым, наиболее ответственным элементом системы образования, призвана осуществлять качественную подготовку к грамотному и эффективному использованию новых информационных технологии, чтобы не быть "слабым" звеном в системе и способствовать повышению уровня общественного развития.

       Таким образом, использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь главной цели, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» – подготовка разносторонней развитой личности.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Акуленко B.JI. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации // Применение новых технологий в образовании: материалы XV междунар. конференции. Троицк, Тровант, 2004. - С. 344—346.
  2. Антонова С. Г. Информационная культура личности: вопросы формирования / С. Г. Антонова. − Спб.: Высшее образование России, 1994. − 243 с.
  3. Беспалько В.П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. – М.: Просвещение, 2002. – 124 с.

4. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. — М.: Школьная б-ка, 2002. — 288 с.

5. Гендина Н.И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований) // Школьная библиотека. 2005. - № 3. - С. 18-19.

6. Денисова С.А. Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал "Эйдос".
7
.  Информационно-коммуникационные технологии в подготовке учителя

технологии и учителя физики : в 3-х ч. Ч. 3. Сборник материалов научно-

практической конференции / отв. ред. А. А. Богуславский – Коломна :

Коломенский гос. пед. институт, 2008 – 72 с

8. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2001.-192с.

9. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. - 110 с.

10. Погодина И.А. Понятие информационно-коммуникационной компетенции личности: сущность и противоречия//Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2009. – № 14. – С. 85-87.

11.  Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001. – 77 с.

12. Севрунова Н.В. Формирование информационной культуры будущего учителя: из опыта работы научной библиотеки Красноярского государственного педагогического университета / Н. В. Севрунова // Библиотечное дело. 2009. №22. С. 6-7.

13. Словарь педагогического обихода / Под ред. проф. Л.М. Лузиной. - Псков: ПГПИ, 2003. - 71 с.

14. Хеннер Е.К., Шестаков А.П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. 2004. - № 12. - С. 5-9.

15. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. -  № 2. –  с. 58-64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникационной культуры педагога

Проект к зачету по курсу академического модуля «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики»....

Формирование информационно - коммуникационной культуры педагога

Вступление в информационный век самым существенным образом оказало влияние на систему профессионального образования. Умение осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях компьютерных и ко...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Формирование информационно-коммуникационной культуры учителя

Применение современных мультимедиа технологий помогают учителю в формировании и развитии коммуникативной культуры школьников, обучении практическому овладению иностранным языком....