Формирование информационно-коммуникационной культуры педагога
материал по теме

Власенко Людмила Вадимовна

Проект к зачету по курсу академического модуля «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_inform_kommunikac_kultury_pedagoga.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации специалистов Московской области)

Педагогическая академия последипломного образования

Проект по теме:

«Формирование

информационно-коммуникационной

культуры педагога»

Курс «Образование и общество.

Актуальные проблемы

психологии и педагогики»

(36 часов)

учитель МОУ лицей

г.о. Орехово-Зуево

Власенко Людмила Вадимовна

                                       

г. Москва

2011 год

Оглавление                  стр.

Введение        3

Основная часть

1. Теоретические основы процесса формирования         5

    информационно-коммуникационной компетентности учителя.

     1.1. Сущность, содержание и структура информационно-        5

          коммуникационной компетентности учителя.

    1.2. Классификация ИКТ-компетенций.        7

    1.3. Модель процесса формирования информационно-

           коммуникационной компетентности учителя.        11

2. Применение ИКТ в образовательном процессе современной школы.        14  

Заключение        16

Список литературы        18

Введение.

   Современное образование, являющееся источником социального прогресса, фундаментом развития культуры, нацелено на расширение возможностей, предоставляемых молодежи, которой предстоит жить и трудиться в условиях инновационного, информационного общества. Образовательные системы сегодня ориентируются на развитие интеллектуального потенциала обучаемых с точки зрения не только освоения содержания предмета, но и обработки, адаптации и использования существующей информации, генерирования новых идей. Возросшая значимость интеллектуального труда, основанного на использовании все увеличивающихся информационных ресурсов, требует от современного человека, вне зависимости от его профессии и особенностей деятельности, умений работы с электронными средствами поиска, обработки, сохранения и передачи информации.

   Следствием этих процессов является широкое проникновение информационных и коммуникационных технологий в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют распространение в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятие государственных и межгосударственных программ информатизации образования.

   В Федеральной целевой программе развития образования на 2011 -2015 годы (Постановление Правительства Российской Федерации  от 7 февраля 2011 года №61) выделяются главные направления решения научной и практической проблемы информатизации образования, которые предусматривают обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой, изменение содержания, форм и методов обучения в связи с приходом в учебный процесс информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), создание целостной электронной образовательной среды как фактора повышения качества образования, организация подготовки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, повышение квалификации преподавателей образовательных учреждений в области использования информационно-коммуникационных технологий.

ИКТ играют ведущую роль в деле удовлетворения образовательных потребностей высокотехнологичной экономики. Организация обучения в новых условиях требует комплексного подхода к применению технических, методических и информационных средств обеспечения учебных занятий. Использование новых технических устройств, информационных и коммуникационных технологий ведет к новому пониманию педагогического процесса, установлению новых учебно-воспитательных задач и способов их решения, изменению требований к современному учителю.

   Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационно-коммуникационной компетентности учителя, уровень которой определяется знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; умением использовать современные средства ИКТ в профессиональной деятельности.

   Различные аспекты процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности раскрываются в работах H.JL Дашниц, Т.В. Капустиной, С.В. Панюковой и др., которые исследуют динамику и диалектику таких понятий, как «информатизация образования», «информационная культура», «педагогическая культура», «информационная компетентность», «информационная грамотность», «информационно-коммуникационная грамотность», «информационно-коммуникационная компетентность» и т.д.

   При этом отмечается необходимость формирования информационно- коммуникационной компетентности на четырех уровнях: методологическом, теоретическом, методическом и технологическом.

   

Теоретические основы процесса формирования

информационно-коммуникационной компетентности учителя.

Сущность, содержание и модель процесса формирования

информационно-коммуникационной компетентности учителя.

   Информационно-коммуникационная компетентность учителя - это интегративное личностное образование, характеризующееся совокупностью системных научных знаний, умений и навыков, формируемых в специально организованном процессе обучения информатике и информационным и коммуникационным технологиям; способностью ориентироваться в образовательной среде на базе современных средств ИКТ и готовностью их творческого использования в своей профессионально-педагогической деятельности.

   Содержание информационно-коммуникационной компетентности учителя, структуру которой представляют когнитивный, деятельностный, рефлексивный и мотивационно-ценностный компоненты, определяется современными тенденциями информатизации образования: оснащение образовательных учреждений средствами ИКТ и использование их в качестве нового педагогического инструмента; увеличение зависимости образовательных технологий от средств ИКТ; трансформация функций учителя в образовательном процессе, протекающем в условиях информатизации и др.  

   Модель процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности у педагога, основанная на идее его непрерывности, включает в себя совокупность целевого, потребностно-мотивационного, содержательного, процессуального, контрольно-регулировочного и результативного компонентов, а также методологические подходы, принципы, педагогические условия, положенные в основу комплексной технологии формирования исследуемого личностного образования при взаимодействии субъектов образовательного процесса.

   Комплексная технология формирования информационно- коммуникационной компетентности у педагога представляет собой совокупность традиционных и инновационных технологий с использованием проникающих технологий, характер и многофункциональность которых позволяют выстроить динамику восхождения от адаптационно-репродуктивного этапа к поисково-творческому и творческо-преобразующему этапу в течение всего периода обучения.

   Эффективность процесса формирования информационно- коммуникационной компетентности у педагога обеспечивается специальным диагностическим сопровождением, позволяющим на основе информационного, технологического и результативного критериев оценить степень готовности учителя осуществлять педагогическую деятельность в условиях информатизации образования на низком (интуитивном), среднем (нормативном) или высоком (творческом) уровне.

   Информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ-компетентность) современного преподавателя, определяющая его готовность к работе в новых условиях информатизации образовании -  это способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); его состоявшееся личностное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности; особый тип организации предметно-специальных  знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности.

   Следует помнить, что ИКТ-компетентность преподавателя пронизывает все виды его профессиональной деятельности и носит «надпредметный», общеучебный, общеинтеллектуальный характер. Связано это, в первую очередь, с необходимостью и готовностью работать в новой информационной образовательной среде (ИОС), принципиальное отличие которой от традиционной заключается  в специфике ее технологической подсистемы. Ведь интеграция ИКТ в образовательный процесс любого образовательного учреждения сопровождается радикальными  изменениями во всех других подсистемах (дидактической, организационной, экономической, теоретико-методологической) образовательной системы.

   Но для эффективного использования возможностей  ИОС педагог сам должен обладать полным набором пользовательских, ориентировочных, инструментальных компетенций. Являясь участником единой ИОС, образовательной среды ОУ, преподаватель сам должен уметь формировать  локальную образовательную среду на своем учебном занятии. Под информационной образовательной средой учебного занятия обычно понимается специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию ИКТ в педагогическую систему учебного занятия с целью построения личностно ориентированной педагогической системы.

Классификация ИКТ- компетенций.

   Понятие «информационная компетентность» не является однозначно определенным. Его рассмат ривают с разных сторон, и как составляющую профес сиональной компетентности, и как составляющую информационной культуры личности. К числу значимых признаков относят знание инфор матики как предмета, использование компьютера как необходимого технического средства, выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства, совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использова нию информации.

 При исследовании проблем формирования конкретной компетентности  выделяются три уровня владения ИКТ-компетенциями :
        - базовый - на данном уровне накапливаются базовые знания, умения и навыки, необходимые для знакомства с компьютерной грамотностью; применение ИКТ на данном уровне минимально (владение общими приемами создания, редактирования, сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде, представление информации средствами презентационных технологий, освоение навыков поиска информации в сети Интернет и т.д., выбор способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее соответствующего характеру проблемы и позволяющего выработать пути ее решения наиболее оптимальными способами);
        - технологический (на данном уровне ИКТ становятся инструментом в осуществлении прикладной деятельности (оценка потенциала Интернет-ресурсов, степени их интерактивности и информативности с позиций целевой предметной области; анализ программных средств и ресурсов сети глобальной компьютерной сети с учетом основных технологических, экономических, эргономических и технических требований; оценка качества, средств и форм представления в глобальной сети Интернет программно-технологического и информационного обеспечения и др.); 
        - практический (профессиональный) - на данном уровне целесообразно говорить о создании новых инструментов для осуществления информационной деятельности.

    В соответствии с трехуровневой моделью ИКТ-компетенции у преподавателя-предметника можно выделить: базовый уровень – инвариант знаний, умений и опыта, необходимый преподавателю-предметнику для решения образовательных задач средствами ИК-технологий общего назначения; предметно-ориентированный уровень – освоение ИКТ и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;
педагогический (психолого-педагогический, методический, творческий) уровень – разработка собственных электронных средств учебного назначения, использование средств ИКТ для решения профессиональных и личных задач.

   Причем, следует отметить, что четко определенной и единой системы показателей ИКТ-компетенций нет, как и самого перечня ИКТ-компетенций, характерных для конкретных преподавателей ОУ различного уровня и направленности.
  К примеру, Цветкова М.С. предлагает более сложную, чем представленная, структуру уровней формирования ИКТ-компетентности.  На основе анализа разработок в области повышения квалификации педагогических работников в сфере информатизации образования за последние пять лет, она выделяет  общие для всех региональных систем повышения квалификации направления повышения квалификации и переподготовки учителей в области ИКТ. Эти общие направления представлены двумя ступенями: «Базовые ИКТ-компетенции педагогических кадров» и «Профессиональные ИКТ-компетенции педагогических кадров», и в каждой из ступеней предусматривается несколько уровней.

   Согласно данной структуры базовые ИКТ-компетенции педагогических кадров включают два уровня: уровень (А1) «Пользовательские ИКТ-компетенции педагога и уровень (А2) «Специальные ИКТ-компетенции педагогических работников». Для ступени «Профессиональные ИКТ-компетенции педагогических кадров» характерно формирование профессиональных компетенций в области ИКТ так же на двух уровнях: формирование умения  использовать в работе автоматизированное рабочее место (АРМ) педагогического работника (уровень Б); регулярное использование ИКТ в образовательном процессе (уровень С).
Причем, уровни Б и С могут быть представлены несколькими профильными направлениями. Так для уровня Б предлагается рассматривать пять профилей подготовки педагогических работников: учебно-предметный (Б1), дистанционно-методический (Б2), информационно-методический (Б3), учебно-административный (Б4), медиатечный (Б5). А для уровня С - предлагается выделять еще четыре специализации обучения: С1 «Проектирование очного учебного процесса с помощью ИКТ», С2 «Проектирование дистанционной поддержки конкретного учебного процесса», С3 «Стратегическое планирование процессов и программ информатизации образования», С4 «Основы педагогического дизайна».
  В свою очередь Елизаров А.А. при определении ИКТ компетенции педагога-предметника выделяет только два уровня: базовый и предметно-ориентированный.
  Под базовым уровнем понимается инвариант знаний, умений и опыта, необходимый педагогу-предметнику для решения образовательных задач, прежде всего, средствами технологий общего назначения. Предметно-ориентированный уровень предполагает освоение и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета.
  В соответствии с этим набор базовых ИКТ-компетенций для преподавателя может включать в себя следующие группы: наличие общих представлений в сфере ИКТ; наличие представлений об электронных образовательных ресурсах; владение интерфейсом операционной системы; наличие общих представлений в сфере мультимедиа; владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе растровой графики; владение навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов; владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями; владение основами технологии построения web-сайтов.

   Таким образом, в представленном перечне указаны большинство  возможных умений и навыков в использовании средств ИКТ, которые педагог может использовать в своей профессиональной деятельности. При- чем очень важно при выделении набора базовых ИКТ компетенций педагога и их последующего формирования не отождествлять данный процесс с "компьютерным всеобучем", поскольку ключевым моментом формирования компетентности является именно опыт деятельности, освоение преподавателем ИКТ общего назначения, что в свою очередь должно предполагать реализацию контекстного обучения, позволяющего преподавателю отработать различные приемы и навыки деятельности в  информационной образовательной среде. При этом следует подчеркнуть, что общего перечня требуемых ИКТ-компетенций в настоящее время нет, исследователи и ученые в своих работах предлагают только некоторый набор этих компетенций, в зависимости от решаемых педагогом задач.

Модель процесса формирования информационно-

коммуникационной компетентности учителя.


  Не менее важной проблемой после выделения конкретного перечня ИКТ-компетенций для педагогов является проблема формирования компетентности в области ИКТ у педагогических работников. Причем, если варианты решения данной проблемы для обучающихся (учащихся ОУ НПО, СПО, студентов вузов) уже представлены в ряде научных исследованиях (Плаксина Ю.Г., Войнова Н.А., Хуторской А.В., Коробкова К.В., Гудкова Т.А. и др.), где разрабатываются и предлагаются к использованию различные модели данного процесса, то для системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров таких решений очень мало.
  Как правило, для формирования ИКТ-компетентности педагогических работников предлагается перечень очных или дистанционных курсов, тематически охватывающий представляющую интерес предметную область.
Так, типовой (наиболее распространенный) учебно-методический комплекс (адаптированный и для дистанционного изучения) для повышения квалификации преподавателей в области ИКТ включает около десяти тематических разделов: основы информационных технологий; технологии дистанционного обучения; сервисы сетевых технологий; основы операционных систем; основы подготовки текстовых документов; основы информационных сетей; основы подготовки табличных документов; основы работы с компьютерной графикой и мультимедиа; основы работы с базами данных и информационными системами; основы создания и использования веб-ресурсов и др.

   Как правило, каждый раздел имеет набор модулей, в содержании которых есть базовая и углубленная части. В зависимости от базовой компьютерной подготовки, технического или гуманитарного образования преподавателей, результатов анкетирования, а также позиции преподавателя в образовательном процессе повышения квалификации строится соответствующая образовательная программа.

   Очная часть обучения может предполагать чтение установочных лекций, обучение начальным навыкам ИКТ, дистанционного самостоятельного обучения, проведение практических занятий по темам, которые могут вызвать трудности при самостоятельном изучении, выполнении лабораторных работ, семинаров. Участникам курсов обычно предоставляются учебно-методические материалы  и лекционные материалы в печатном и электронном виде на компакт-дисках и в Интернет-версии.
  Промежуточный контроль знаний участников курсов осуществляется в соответствии с определенным рабочим планом и программой, в том числе и  дистанционно. Зачеты и экзамены принимаются очно или с помощью компьютера очно/дистанционно. При необходимости, после освоения базовых компетенций в области ИКТ для педагогических работников могут организовываться курсы освоения специализированных  ИКТ-компетенций.
  Таким образом, содержательно наиболее распространенная модель формирования ИКТ-компетентности педагога предполагает последовательную реализацию процессов формирования базовой, повышенных и специальных ИКТ-компетенций, вписанных в контекст формирования  профессионально-педагогической компетентности, и в итоге представляет их целостное единство.

   Кроме того, в целом процесс формирования у педагогов ИКТ-компетенций должен представлять собой комплексную систему регулярной методической поддержки педагогов в области применения ИКТ в образовательном процессе, включая сетевую инфраструктуру поддержки инновационной деятельности педагогов и учебной деятельности обучающихся, которая могла бы объединить (координировать) следующие процессы: непрерывное повышение квалификации педагогов в области использования ИКТ в обучении, поддержка их мотивации к образованию и самообразованию средствами ИКТ; программно-аппаратное обновление и
сопровождение функционирования оборудования и информационных ресурсов учреждений профессионального образования, предоставление доступа к Интернету; информационно-методическое сопровождение педагогической деятельности учителей с использованием ИКТ.
  В качестве основных принципов формирования ИКТ-компетентности педагога следует выделять, в первую очередь, принцип профессиональной направленности и принцип комплексной информатизации образовательного процесса. При этом принцип профессиональной направленности предполагает сочетание теоретического обучения и межпредметных связей для подготовки педагога к активному использованию ИКТ в профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами и задачами образования, а реализация прин ципа комплексной информатизации образовательного процесса - предусматривает определение комплекса ИКТ, позволяющего сформировать ИКТ-компетентность педагога требуемого уровня.

Применение ИКТ в образовательном процессе

современной школы.

   Использование новых информационных техно логий в преподавании являет ся одним из важнейших аспектов совершенство вания и оптимизации учебного процесса, обога щения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

   К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

  1. электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  2. электронные энциклопедии и справочники,
  3. тренажеры и программы тестирования,
  4. образовательные ресурсы Интернета,
  5. DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  6. видео и аудиотехника,
  7. научно-исследовательские работы и проекты.

   В своей работе использую следующие возможности информационных технологий:

  1. для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);
  1. для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ MicrosoftOffice: MicrosoftWord позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; MicrosoftExce - lвыполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; MicrosoftOfficePublisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.
  1. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
  1. для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash-диски);
  1. для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent и т.д.);
  1. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.

   Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык.

   Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов ИКТ и опыте практического применения данных ресурсов на уроках английского языка, можно выделить ряд рекомендаций для преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии на уроках:

   1.Учитель и учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

   2.Учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование.

   3.Необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения.

   4.Учителю следует  планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ИКТ.

Заключение

   Эпоха научно-технической революции в корне изменила представления о современном мире, захлестнув общество потоком разнообразной информации. В наши дни информацию рассматривают как источник ресурсов наравне с трудовой деятельностью, а информационные технологии — как средство повышения производительности и эффективности труда. Сегодня ни одно предприятие и производство не может обойтись без таких технологий. Несомненно, информация и все, что с ней связано, играет и будет в дальнейшем играть решающую роль во всех сферах жизнедеятельности. Человечество находится на пути к информационному обществу, основанному на разуме, интеллектуальных способностях, эрудиции, умении ориентироваться в самых разнообразных нестандартных ситуациях.

   Вхождение человеческой цивилизации в такое информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Новая образовательная парадигма предполагает:

• переход от усвоения значимых объемов информации, накопленных при изучении какой-либо дисциплины, к овладению способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;

• освоение навыков работы с любой информацией, с самыми разнородными данными и формирование на этой основе самостоятельного (критического), а не репродуктивного типа мышления;

• дополнение традиционной цели «формировать знания, умения и навыки» целью «формировать компетентность обучающегося».

   Такие кардинальные изменения в системе образования необходимы для целенаправленной подготовки учащихся к жизнедеятельности в информационном обществе. Одним из путей решения данной проблемы является формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов, так как именно они являются проводниками новых идей в массовой школе, функционирующей в условиях информатизации.

Список литературы:

1. Авдеева С.М. Возможности и проблемы развития интернет-образования. Электронный ресурс. URL: http://www.ito.Su/2001/ito/P/P-0-5.html

2. Акуленко B.JI. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации // Применение новых технологий в образовании: материалы XV междунар. конференции. Троицк, Тровант, 2004. - С. 344—346.

3.Антонова С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования // Высшее образование в России. 1994. - № 1. — С. 82-87.

4. Горячев А.В. Формирование информационной грамотности в образовательной системе «Школа 2100». Электронный ресурс. URL: www.school2100.ru.

5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х т. Т.2 — М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.

6. Прокудин Д.Е. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы. Электронный ресурс. URL: http://anthropology.ru /ги/texts/ pro-kudin/art inf edu.html.

7. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». Электронный ресурс. URL: http://www.programs-gov.ru/ext/129/content.htm.