СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И БИБЛИОТЕКИ
статья на тему

Стребежева Алла Макаровна

Статья"Сотрудничество школы и библиотеки".Основная задача ( если не самая главная), стоящая перед современным обществом,-  формирование личности. Школа и библиотека отвечают за  сохранение и пропаганду нравственных ценностей,  за воспитание патриотизма, духовности , за пропаганду здорового образа жизни  и, как следствие, через этот комплекс -  воспитание толерантного отношения к людям . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И БИБЛИОТЕКИ

Начало ХХI в. ознаменовалось пристальным вниманием к проблеме чтения в профессиональных журналах и на страницах газет. Что читать, как читать, - над этими вопросами размышляют министры и депутаты, ученые и учителя. Неожиданным стало Послание Президента РФ Федеральному Собранию В.В. Путина. Отрадно, что и наше правительство понимает проблемы современной школы.

Сегодня , как никогда, очевиден социальный запрос российского общества на духовно нравственную, деятельную личность -  патриота и гражданина России .Я думаю, ни у кого не вызовет сомнения, что основой формирования облика новой России, страны с развитым гражданским обществом, конкурентоспособной экономикой, должна стать высокая нравственность.

         Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является приобщение подрастающего поколения к миру литературы и искусства. На это нацеливает Национальная программа поддержки и развития чтения (21 ноября 2006 г., Москва), задача  которой - "повышение культурной компетентности граждан России за счет: повышения читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях; роста читательской активности (охвата и интенсивности) граждан-субъектов чтения до уровня, соответствующего адекватной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа". В реализации данной программы призваны участвовать все социальные институты. В первую очередь - это семья, школа и библиотека. Именно эти «три кита»  должны способствовать "повышению интеллектуального потенциала нации ,должны стать важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержать и приумножить богатство родного языка и способствовать решению жизненно важных проблем, достижению стратегических целей развития страны".

        Основная задача ( если не самая главная), стоящая перед современным обществом,-  формирование личности. Школа и библиотека отвечают за  сохранение и пропаганду нравственных ценностей,  за воспитание патриотизма, духовности , за пропаганду здорового образа жизни  и, как следствие, через этот комплекс -  воспитание толерантного отношения к людям . Школа в силу своих возможностей всегда выполняла наиважнейшую функцию общества, проводя информационную, образовательную, а в последние годы и социальную работу. Годы перестройки России как нового государства не могли не сказаться на одной из самых чутких ее ветвей – на культуре. Именно учителя литературы чувствуют серьезные изменения в духовной и нравственной сферах жизни общества. Никогда, наверное, никакое время не требовало от учителя таких духовных усилий, такой самоотдачи, такой огромной работы по самовоспитанию и  воспитанию юных душ, как сегодняшнее непростое время. «Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет…, заметил Д.С.Лихачев. Я думаю, что таким предметом является книга.  

В практике работы педагогического коллектива МОУ СОШ №25 г.Балашихи важная роль отводится литературе и искусству как основе воспитания. На уроках Зиннатуллиной М.А., Рубцовой О.М., Сороки Е.Ю., Стребежевой А.М. Лучшие произведения классической и современной литературы служат материалом непосредственного и благотворного влияния на формирование нравственного облика ученика. Литературные образы, облагороженные высокой духовностью, являются  примерами для подражания, всесторонне раскрывая нравственно-эстетические гуманистические идеалы.

Воспитательная сила искусства так велика, что опыт героев литературно-художественных произведений часто становится собственным опытом, формирует новый уровень чувств и человеческих отношений.

В результате длительного общения с литературой и искусством развиваются эстетические потребности, эстетические чувства, художественный вкус, формируется внутренний мир подрастающей личности, мировоззрение, складывается нравственный и эстетический идеал. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только критерием, но и показателем уровня развития юного читателя. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, товарищами по классу и школе. Большую помощь в этом  учителям оказывает школьная библиотека. Е.Е.Печенкина ,заведующая школьной билиотекой,проводит выставки книг, библиотечные уроки ,круглые столы с обзором литературы, организовывает продажу методической литературы. Большой интерес у читателей библиотеки вызывает ежегодная выставка творческих работ учащихся.

Закладывая основы мировоззрения будущего гражданина, педагоги  заботятся о духовном богатстве личности, его эмоциональных и художественных интересах. Школа,  под руководством директора Акимовой Н.Г, сотрудничает с библиотечной системой города Балашихи, в частности,  с библиотекой семейного чтения им  Н.Ф.Дмитриева (заведующая библиотекой З.Ф.Артюхина),  и Центральной районной библиотекой им. Ф.И.Тютчева,  директором которой является кандидат педагогических наук  Покрасова Л.Н.  Ежегодно заключаются договора о творческом сотрудничестве и составляются планы совместных мероприятий, которые реализуются в течение года. Учащиеся 10-х - 7-х классов для закрепления и расширения знаний, полученных в процессе обучения, приняли участие в мероприятиях, проводимых городской юношеской библиотекой-филиалом МУК «ЦБС»,которые были посвящены творчеству А.С.Пушкина, С.Есенина, Л.Н.Толстого.

 На протяжении многих лет в рамках православного абонемента библиотекой семейного чтения им. Н.Ф.Дмитриева проводятся традиционные беседы, направленные на укрепление духовности и нравственности подрастающего поколения .Основам православной культуры школьников обучает настоятель храма Неопалимая Купина о. Дмитрий Савин. Постоянными слушателями  абонемента являются учащиеся 7 б класса во главе с кл. руководителем Сорокой Е.Ю. Ученики начальной школы вместе со своим учителем Хомяк Л.Н. являются членами детского досугового клуба «Почемучка». Начиная с первого класса, посещают ребята занятия клуба, готовятся к ним вместе с родителями и учителями. «Почемучки», как ласково называет их заведующая библиотекой З.Ф.Артюхина, с радостью бегут на занятия клуба. Ведь эти занятия помогают раскрыть личность каждого. В клубе проводятся литературные игры, встречи с интересными людьми (В.Карпушин,А.Глотин, Крупин В. И др.).С удовольствием ребята вместе со своими старшими наставниками готовят устный журнал  «Хочу все знать», интеллектуальную, ставшую традиционной игру«Что? Где? Когда? Почему?»  

В библиотеке открыта литературно-музейная экспозиция, посвященная жизни и творчеству русского поэта Н.Ф. Дмитриева (1953-2005).В открытии этой экспозиции приняли участие и школьники. Жизнь и творчество Дмитриева- открытие для многих, и не только для учеников, ведь Н.Ф.Дмитриев жил в м/р-не «Новый Свет» и работал в школе № 25 учителем русского языка и литературы. Традиционными для старшей и средней школы стали уроки литературы, вечера поэзии, круглые столы. 6 февраля уже который год походит вечер памяти Н.Дмитриева, в подготовке и проведении которого принимают активное участие ученики и учителя школы №25.

          Традиционны  и уроки,  которые проходят в Центральной районной библиотеке им. Ф.И.Тютчева.  В  библиотеке в 2005году при поддержке российского ученого Чагина Г.В. был открыт Литературный музей жизни и творчества Ф.И.Тютчева. Хранителем наследия Ф.И.Тютчева на Балашихинской земле является заведующая литературного музея Л.В.Казакова. Частыми посетителями музея стали и ученики нашей школы (со дня открытия музея его посетили около 5 тысяч человек). В музее насчитывается 500 экспонатов .Это и портреты, и стенды с биографией поэта ,картины ,иконы, рукописи ,бюсты и т.д. Основу литературной экспозиции составляют, конечно же, книги . Интересно, необычно проходят уроки литературы в музее. Урок «Мое открытие Тютчева», посвященный творчеству Ф.И.Тютчева, прошел 29января 2011г. Ученики читали стихи ,анализировали, делились своими поэтическими открытиями, внимательно рассматривали экспозицию. Думаю, никто не ушел с  такого урока разочарованным. Многие захотели принять участие в ежегодном литературном конкурсе «Ф.И.Тютчев и Россия : пророк в своем Отечестве».

          С 2010г. в нашей школе стал работать литературный кружок. Ребята занимаются сбором материалов о жизни и творчестве Н.Ф.Дмитриева -  поэта и педагога ,пропагандируют творчество поэтов – балашихинцев, пробуют писать сами. Вместе с библиотекой семейного чтения им. Н.Ф.Дмитриева  готовятся к юбилею Н.Ф.Дмитриева, который будут торжественно отмечать в 2013 году. Сейчас ученики школ № 25 и № 2 совместно с городской библиотекой и отделом культуры г.о .Балашиха начали подготовку к Дмитровским чтениям проходящим вот уже который год в феврале – марте.

 Активно участвуют ученики нашей школы и в  литературном  творческом конкурсе «Первоцвет»  им. Н.Дмитриева. Павлова Елена ,ученица 10 а класса, в номинации «Поэзия» в 2010 г. заняла третье место. Ребята  из школьного научного общества «Пегас» занимаются  различными проектами : «Влияние жаргонизмов на нашу речь», «Роль прецедентных феноменов в речи различных социальных слоев общества», «Влияние Q » , «СМИ и наша речь» и т. д. Сейчас работают  над проектом «Книга и ее роль в нашей жизни». Юных исследователей  волнует многое: что читают сегодня современные школьники? Какие книги, газеты, журналы лежат на их столах и живут в сердцах?

        Люди различных социальных групп читают абсолютно разную литературу. Чтобы узнать, что именно предпочитают люди различных социальных групп, юные исследователи обратились к библиотекарю городской библиотеки семейного чтения им.Н.Ф. Дмитриева г.Балашихи З.Ф.Артюхиной. Вот какие выводы удалось сделать ребятам:

- Младшие школьники (1-4 кл.) читают русские народные сказки, сказки зарубежных читателей, а также классиков советской детской литературы (Гайдара, Драгунского, Паустовского, Носова)

- Среди школьников 5 – 9 классов популярностью пользуется фантастика, фэнтези , приключения.

- Учащиеся старшей школы (10-11 кл.) чаще обращаются в библиотеку за  русской и зарубежной прозой, которой нет в школьной программе.

- Студентов интересует профессиональная литература, непосредственно  связанная с видом их деятельности.

- Молодые женщины обращаются в библиотеку с просьбой найти что-нибудь из сентиментальной литературы, их  чаще всего интересуют романы, детективы, мемуары. Бывает, что они приходят с целью перечитать мировые классические произведения, которые являются школьной программой. Также их интересуют обучающие книги (кулинария, этикет, уход за детьми и др.)

- Мужчины обращаются в библиотеку не так часто, как женщины, однако  если они всё-таки туда приходят, то либо интересуются профессиональной литературой, либо берут русскую и зарубежную прозу или поэзию. Это, конечно, неплохо, но в современном мире редко увидишь человека, увлеченно читающего классику. О роли книги верно сказал Д.С. Лихачев: «Книга – одно из самых великих созданий человеческой культуры».

Ввиду заявленной темы актуальной на сегодняшний день остается проблема чтения, поднятая еще в открытом письме М. Ф. Ненашева. В частности, в нем говорится, что в России более 50% россиян не читают, а 52 % никогда не покупают книги. В 1990 г. на тысячу населения подписка составила почти 1900 экз. (каждая семья выписывала 2-3 газеты и 1-2 журнала), а в 2005 г. составила всего около 200. Ныне в России всего 20% населения читают газеты и журналы. А что происходит сейчас в школе?

«Пегасовцы», работая над проектом, анкетируя  учеников своей школы, родителей и друзей, анализируют : изменилось ли отношение к чтению за последние годы. К каким выводам они придут, неизвестно. Что же остается современной школе?..

Атмосфера творчества и доброжелательного сотрудничества создана во всем образовательном пространстве г.о. Балашиха . Такая атмосфера способствует  активному включению личности растущего человека в социокультурную жизнь города и общества в целом. Учащиеся  школы № 25, их родители, под руководством педагогов активно принимают участие в литературных конкурсах ,проводимых в городе, - «Ф.И.Тютчев и Россия : пророк в своем Отечестве», «Русь моя Православная», «Эра фантастики», «Мое Подмосковье» и т.д.

         Так , Переверзева Анна, ученица 10а класса в литературном конкурсе «Ф.И.Тютчев и Россия : пророк в своем Отечестве» за эссе «Природа в поэтическом творчестве Ф.И.Тютчева» удостоена звания лауреат конкурса и награждена Дипломом 1 степени, а Проворная Екатерина -3 степени. Работы  ребят опубликованы в литературно-публицистическом журнале «Балашиха: голоса сердец» и говорят о серьезном, ответственном подходе ребят к творческому наследию поэта, о серьезной исследовательской работе, проводимой учителями школы.  Постоянны публикации молодых талантов в  местном  литературно-публицистическом журнале. Четыре рассказа поместила  в журнале  Проворная Е.: «Лес», «Однажды весной», «Голос земли», «Леший». Павлова Елена, Ерофеева Катя (выпускница школы) постоянно публикуются в рубрике «Поэзия».Бывший ученик нашей школы  Пехов  Алексей – известный современный писатель- фантаст, опубликовал более шестидесяти романов, которые нашли своего читателя не только среди молодежи ,но и среди людей старшего поколения. Вся работа современной школы не может не  проходить в содружестве с библиотекой.

Только благодаря взаимодействию «трех китов» (семья-школа-библиотека) у юных читателей формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение его понимать и наслаждаться им, появляется  способность творить.

Мечта, сформировать гармоничную личность, объединяет учителя и детских библиотекарей-педагогов. В проекте совместной работы библиотеки и школы хотелось бы предусмотреть такие  программы , как "Читающая семья", "Школа, где процветает книга", "Читающий город", "Почитаем перед сном", "Рождественские чтения" и т.д. Отличительной особенностью проекта является эстетическое развитие личности в процессе приобщения к искусству и культуре своей Родины. Это знакомство с высокохудожественными старинными книгами, посещение музеев. Во время Недели детской книги хотелось бы, чтобы  Балашиха и ее окрестности стали настоящей читающей страной. Хотелось, чтобы и в нашем районе, как в районах Мурманской области, стали традиционными фейерверки не только в честь города, но и в честь создателей детских книг. В человеческой природе заложено стремление к исполнению желаний, об этом свидетельствуют былины, легенды и сказания. Реализация мечты создателей и участников проекта о "Читающем городе детства" нашла свое творческое воплощение в Мурманской области. Возможно, этот проект позитивно повлияет на кризис детского чтения в настоящее время. Стоит задуматься.

      Опыт сотрудничества с библиотечной системой говорит о том, что выставки, встречи с писателями , художниками, ветеранами Великой Отечественной войны организаторами которых являются не только школы ,но и  библиотеки, позитивно влияют на приобщение детей к чтению, а чтение является одной из основ формирования личности гражданина. Учитывая негативные явления современности и попытки выхода из кризиса чтения, в Балашихинском районе создаются гармоничные условия для духовно-нравственного воспитания школьников в целях формирования подрастающей личности во всем многообразии духовных интересов и потребностей. Духовное воспитание юных граждан должно осуществляться на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. Сформированное нравственное начало возвышает человека. Задача школы - раскрыть способности каждого, воспитать порядочного человека, патриота и гражданина ,способного жить в современном мире. Благодаря самозабвенному служению и высокому нравственному подвигу современного учителя, содружеству школы и библиотеки ,сохранится и будет развиться культура России, приумножится богатство родного языка, что сможет « способствовать решению жизненно важных проблем, достижению стратегических целей развития страны -повышению интеллектуального потенциала нации» . Надеюсь, что в скором будущем наша страна снова станет самой читающей страной в мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И БИБЛИОТЕКИ

Статья"Сотрудничество школы и библиотеки".Основная задача ( если не самая главная), стоящая перед современным обществом,-  формирование личности. Школа и библиотека отвечают за  сохранение и...

Муниципальный марафон "Современной школе - современная библиотека"

"Комфортная образовательно - воспитательная среда школьной библиотеки"...

Мастер- класс «Сотрудничество школы и библиотеки как средство социализации обучающихся».

Мастер- класс: «Сотрудничество школы и библиотеки как средство   социализации обучающихся»....

Роль социального партнёрство школы и библиотеки в воспитании подрастающего поколения в соответствии с требованиями ФГОС

В статье представлен опыт социального партнёрства школы и детской библиотеки, а также описана роль социального партнёрства в воспитательной работе образовательной организации в соответствии с требован...

Сотрудничество с городской библиотекой № 7 г. Нижневартовска

27 января — особая дата в истории нашей страны. 75 лет назад, 27 января 1944 года была прорвана блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 долгих дней и ночей. Юбилею прорыва блокады Ленинград...

Договор сотрудничества с «Сельской библиотекой»

Договор сотрудничества с «Сельской библиотекой»...