«Особенности речевого развития слабослышащих школьников с умеренной умственной отсталостью»
статья по теме

«Особенности речевого развития слабослышащих школьников с умеренной умственной отсталостью»

Под связной речью следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.Так же под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. То есть развитие ребенка есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, то есть через речь. Слушая речь окружающих, ребенок не только запоминает слова, сочетания слов, предложения, он улавливает аналогии в языке, связывает аналогии значений с аналогиями форм. Отсюда следует что Язык (речь) и связанная с ним словесно-понятийное мышление является важнейшим средством всестороннего развития ребенка. В связи с этим обучению аномального ребенка языку должна быть отведена первостепенная роль в ряду педагогических условий, обеспечивающих преодоление последствий первичного дефекта. В основе овладения речью лежит становление сложных функциональных структур, соответствующих системе языка. Основным условием формирования таких структур является возможность анализа воспринятой речи и последующий синтез, обобщение. Таким образом, развитие речи происходит через усвоение языковых обобщений: фонематических, лексических, грамматических. Но, как известно развитие речи слабослышащих умственно отсталых детей протекает замедленно, недифференцированно. В процессе артикуляции звуков у них наблюдается неточность речевых движений, недостаточный их объем, замены, вялость мышечного тонуса, нечеткость кинестетических ощущений. То есть нарушения речи у таких детей носят системных характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Как показала практика наиболее распространенными речевыми расстройствами у детей данной категории являются дефекты звукопроизношения и нарушения письменной речи.  Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие аномальное развитие речи. Наряду с этим имеют место и другие факторы, вызывающие нарушения речи: аномалии в строении речевого аппарата. Среди таких детей имеются дети совсем не владеющие речью, и дети с формально достаточно хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к данной ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности - с другой. Речь таких детей не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка, не может служить полноценным источником передачи ребенку знаний. Пассивный словарный запас значительно превышает активный, но это касается, в основном, восприятия отдельных изолированных слов. Есть слова, которые слабослышащий умственно отсталый ребенок произносит с опорой на картинку, но не понимает, когда их произносит другой человек, вне привычной ситуации. Это свидетельствует о том, что у слабослышащих умственно отсталых детей длительное время сохраняется ситуативное значение слова. Исходя из сказанного обучение речи должно вестись непрерывно в независимости от урока и вне учебной деятельности детей. Это объясняется тем, что созданная речевая среда для этих детей – это среда речи, в которой ученики учатся не только говорить, но и понимать обращенную к ним речь. Многие из данной категории детей не могут овладеть языком без специального обучения, т.к. даже не понимают обращенную к ним речь. Надо помнить, что обучение речи таких детей в школе должно осуществляется на основе предметной деятельности и потребностей, вызванных этой деятельностью. Как правило,  в процессе специального обучения дети получают построенную словесную речь, и, несмотря на это, при самостоятельном пользовании речью выявляются своеобразные отклонения от привычного для нормально говорящих людей логического выражения мысли. У большинства таких детей заметно видна бедность словарного запаса, что  приводит к неправомерно частому употреблению одной и той же группы слов, делает речь однообразной, шаблонной и неточной. Недостаточность словарного запаса не только мешает ученикам адекватно выражать свои мысли, чувства и желания, но и в ряде случаев, затрудняет понимание обращённой к ним речи. Среди умственно отсталых детей встречаются такие, которые совершенно не понимают обращенной речи, и такие, которые, ограниченно понимают обращенную речь, не владея самостоятельной. У части детей отмечается нечленораздельный и предметно не отнесенный лепет, у части - только голосовые реакции. Некоторые произносят по несколько лепетных слов. Большинство детей понимает обращенную речь лишь в пределах обихода. Иногда дело ограничивается пониманием лишь нескольких отдельных слов.Часть детей понимает речь в более полном объеме, но лишь в пределах ситуации (не понимают вопросов, даже вопроса «кто?»; часто дают неадекватные ответы и т. п.). Исходя из особенностей речи детей можно говорить о том, что речевой материал, подобранный учителем должен соответствовать речевому уровню учащегося. Включение новых слов и фраз детям нужно вводить постепенно, при использовании разноплановых заданий всегда надо помнить о том, что задания даются постепенно от простого к сложному также как и речевые образцы. Также должен учитывается объем речевого материала, структура и использование различных форм речи (устная, письменная). Постоянно должен осуществляться контроль за речью детей, все, чем педагог занимается с детьми должно быть оречевлено. Педагог должен поддерживать все проявления речи ребенка, постоянно побуждать детей к использованию речи. Речь учителя должна быть грамотно выстроена, слова должны использоваться в различных коммуникативных высказываниях в простых по структуре. Должны быть созданы условия для формирования предметной отнесенности значений слов (слова должны выделяться с использованием предмета) и обеспеченье наглядной основы. Постоянна, должна идти работа над уточнением и расширением значений слов и связных высказываний, работа над накоплением речевого материала в связи с тематикой занятия и использование этого материала в разных ситуациях, также речевой материал должен усваиваться в разных условиях жизни ребенка. Очень важным является использование ребенком подражание речи учителя и использование учителем мимики. Связанная речь детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, - названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается. Расширение речевого взаимодействия при посещении школы, досуговой деятельности, направленная на активизацию речевой деятельности данной категории детей, должны позволить всем детям со сниженным слухом и интеллектуальной недостаточностью лучше понимать обращенную речь, употреблять изученные словоформы собственной речи, но самое главное, конструировать свою речь, используя закономерности употребления в речи языковых средств общения.

          Список литературы

          1.     Зыков С.Л. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. - М.: Изд-во ЛИН РСФСР, 1961.

          2.     Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., испр. — М.: «Издательский дом «ОНИКС 21 век»,                                              2005.

          3.     Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы М., 1965.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности речевого развития слабослышащих школьников с умеренной умственной отсталостью»

            Под связной речью следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СО ВЗРОСЛЫМ

«Дошкольное образование детей с проблемами интеллектуального развития:петербургский опыт»...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

процесс формирования сенсорных эталонов у младших школьников с умеренной умственной отсталостью....

Диагностика сенсорного развития младших школьников с умеренной умственной отсталостью

Данная диагностика разработана для выяления уровня сенсорного развития младших школьников с умеренной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната....

Анкета для определения особенностей эмоционального развития слабослышащих школьников (для родителей)

Анкета адресована родителям для определения особенностей эмоционального развития слабослышащих школьников. Данная анкета поможет вам выявить эмоциональное состояние ребенка....

Анкета для определения особенностей эмоционального развития слабослышащих школьников (для педагогов)

Анкета адресована педагогам для определения  особенностей эмоционального развития слабослышащих школьников. Данная анкета позволит вам выявить эмоциональное состояние обучающегося....

Методические рекомендации по теме: Основные формы и методы социализации школьников с умеренной умственной отсталостью на уроках по социально – бытовой ориентировке.

Дети с умеренной умственной отсталостью, имеют ограниченный круг общения в связи с особенностями  их интеллектуального развития. Социализация  детей начинается с момента рождения в семье, пр...

Формирование графо-моторных навыков у младших школьников с умеренной умственной отсталостью.

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями является наиболее важным направлением коррекционной педагогики.Среди различных категорий детей с ОВЗ особое м...