ПОЛОЖЕНИЕ об учебно-методических комплексах дисциплин
материал по теме

Леснова Наталия Владимировна

 

Положение об учебно-методическом - комплексе дисциплины регламентирует состав и структуру учебно-методических комплексов учебных дисциплин (предметов, курсов) в Канашском педагогическом колледже, определяет дидактиче­ские, методические и технические требования к ним, а также порядок их предостав­ления  для использования в учебном процессе, доработки и обновления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании совета колледжа

Протокол № _________

«____» ___________ 200___ г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №______ от «____» __________ 200___ г.

Директор Канашского педколледжа

_____________ Г.И. Косолапов


ПОЛОЖЕНИЕ

об учебно-методических комплексах дисциплин

АУ Чувашской Рсепублики СПО «Канашский педагогический колледж»

Минобразования Чувашии

2011

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее положение составлено в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от  18  июля 2008 года № 543, Уставом АУ Чувашской Республики  СПО «Канашский педагогический колледж» Минобразования ЧР.

1.2. Настоящее положение регламентирует состав и структуру учебно-методических комплексов учебных дисциплин (предметов, курсов) в колледже, определяет дидактические, методические и технические требования к ним, а также порядок их предоставления  для использования в учебном процессе, доработки и обновления.

1. 3. Учебно-методический комплекс дисциплины (далее УМК) представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодополняющих средств обучения, необходимую для методического обеспечения всех видов аудиторных занятий и внеаудиторных мероприятий по дисциплине, организации самостоятельной работы студентов, а также самостоятельного изучения дисциплины при консультационной поддержке преподавателя.

УМК проектируется в соответствии с ГОС СПО, типовым учебным планом, типовой учебной программой дисциплины, выбранной образовательной технологией.

  1. Разработка УМК является обязанностью преподавателей колледжа, основным направлением их методической работы, объектом педагогического творчества и одним из важнейших критериев педагогического мастерства.
  2. Рекомендуется  коллективная  разработка  УМК  преподавателями соответствующей дисциплины.
  3. На базе УМК дисциплин разрабатываются УМК тем курса.

2. Состав и структура УМК

2.1. Состав УМК определяется Образовательным стандартом среднего профессионального образования  (пункт   10.1).   Обязательными  элементами   УМК являются:  

-   типовая и рабочая учебная программная и планирующая документация;

-   информационные ресурсы;

-   материалы практических (лабораторных) занятий по дисциплине;

-   контрольные материалы;

-  методические   указания   по   изучению  дисциплины  для  студентов -заочников;

-  материалы учебной (технологической) практики по дисциплине.

2.1.1. Типовая и рабочая учебная программная и планирующая документация включает:

-   выписку из рабочего учебного плана;

-  выписку из ГОС СПО, содержащую требования к общепрофессиональным и (или) специальным знаниям и умениям в данной образовательной области;                          

- типовую учебную программу дисциплины, а в случае ее отсутствия – календарно-тематический план дисциплины, одобренный соответствующей предметно -  цикловой комиссией и утвержденный директором колледжа;

-  рабочую программу дисциплины;    

-  технологические карты (планы) учебных занятий;

2.1.2.   Информационные ресурсы:

- учебник (учебное пособие). В случае слабой обеспеченности ими либо несоответствия имеющихся учебных пособий программе разрабатывается курс лекций по дисциплине;

- законодательные акты и другие нормативные документы, изучение которых предусмотрено программой дисциплины;

- методические рекомендации для преподавателей (отражают особенности выбранной технологии обучения, проведения различных видов учебных занятий, порядок использования элементов УМК);

-   графические материалы (рисунки, схемы, таблицы, графики и т.п.);

2.1.3.   Материалы практических (лабораторных) занятий по дисциплине включают:

- подробные планы семинарских занятий (вопросы для обсуждения, тематика сообщений и докладов студентов, учебных дискуссий, список основной и дополнительной литературы);

-  инструкционно -технологические карты практических (лабораторных) работ с методическими указаниями по их выполнению;

- проблемные задания (это могут быть производственные ситуации, темы рефератов и    учебных    исследований,    сценарии    дидактических    игр    и индивидуальные задания их участников;

-  наглядные пособия, раздаточный материал;

2.1.4.  Контрольные материалы:

- критерии оценки результатов учебной деятельности студентов по дисциплине (в случае отсутствия типовых критериев преподаватель разрабатывает примерные критерии опенки результатов учебной деятельности студентов);

- сериалы поурочного и тематического контроля результатов учетной деятельности студентов;

- материалы   обязательных   (итоговых)   контрольных   работ   (перечень вопросов, варианты заданий);

-   экзаменационные материалы (перечень вопросов и заданий, билеты);

-   перечень тем курсовых работ и методические указания по их выполнению.

2.1.5. Методические указания по изучению дисциплины для студентов -заочников входят только в УМК дисциплин, включенных в типовой учебный план заочного обучения по данной специальности.

2.1.6. Если по дисциплине предусмотрена учебная (технологическая) практика, то в состав УМК входят также:

-  типовая программа практики;

-  рабочая программа практики;

-  технологические карты (планы) занятий;

- инструкционно - технологические карты с методическими указаниями для студентов по выполнению заданий практики;

-  материалы, необходимые для выполнения заданий практик (документы, бланки, формы расчетов, образцы выполненных заданий и т.п.),

-  форма  дневника-отчета  студентов  по   учебной   (производственной) практике.

2.2.   Помимо перечисленных обязательных элементов, УМК дисциплины в зависимости, от ее содержания может включать:

-  глоссарий (словарь понятий);

-  хрестоматию;

-  мультимедийную презентацию;

-  аудио-, видеоматериалы;

-  компьютерные программы;

-  рабочая тетрадь по дисциплине;

-  сборник задач;

-  тренировочные задания с решением приведенных заданий;

- формы рейтинг - листов (если выбранная образовательная технология предполагает рейтинговый    контроль   результатов   учебной   деятельности студентов);

-  образцы выполненных курсовых работ и т.п.

2.3. Структуру УМК образуют его элементы, расположенные одним из следующих способов:

- элементы УМК сгруппированы по своему функциональному назначению и расположены в порядке, указанном в пункте 2.1. настоящего Положения;

- элементы УМК сгруппированы по разделам (модулям, темам) дисциплины;

-   элементы  УМК расположены  в порядке  их  применения  в учебном процессе.

2.4.     УМК  должен   быть   снабжен  титульным   листом   и   оглавлением (планом). На титульном листе УМК указывается;

-   название учреждения образования;

-   название дисциплины, специальность, курс;

- должность,   фамилия,   имя,   отчество   автора-составителя   (авторов-составителей);

 Если УМК составлен в виде двух и более частей (томов), то каждая из них снабжается отдельным титульным листом с указанием порядкового номера части (тома).

3. Дидактические требования  к УМК

3.1. УМК должны отвечать следующим дидактическим требованиям:

3.1.1. Требование научности — предполагает формирование у студентов научного мировоззрения, достоверных представлений об общих и специальных методах научного познания;

3.1.2. Требование доступности предполагает определение степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным особенностям студентов;

3.1.3. Требование прочности усвоения знаний, умений предполагает глубокое осмысление учебного материала и сто рассредоточенное запоминание;

3.1.4. Требование систематичности и последовательности обучении означает обеспечение последовательного усвоения студентами определенной системы знаний, умений в изучаемой предметной области;

3.1.5. Требование проблемности - предполагает возрастание мыслительной активности студентов в процессе систематического выполнения ими проблемных заданий;

3.1.6. Требование познавательной самостоятельности студентов - предполагает обеспечение самостоятельных учебных действий студентов при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности;

3.1.7. Требование вариативности обучения        означает создание дог каждого студента условий самостоятельного выбора, принятия ответственного решения,   развития   альтернативного   и   самостоятельного мышления;

3.1.8. Требование наглядности предполагает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей, графических материалов, аудио- и видеоматериалов;

3.1.9. Требование повышения практической направленности обучения, экономического и экологического образования и воспитания учащихся означает выделение и реализацию практического, экономического экологического аспектов содержание дисциплины  (раздела,  модуля, отдельного занятия).

3.2.         Главным критерием качества УМК является соответствие результатов  обучения учащихся требованиям образовательного стандарта.

4. Методические требования к УМК.

4.1. Усвоение студентами содержания дисциплины во многом зависит от композиционной структуры и объема теоретического (лекционного) материала. Для максимального обеспечения его понимания и усвоения необходимо:

4.1.1.  Провести  четкую  и   более  глубокую   структуризацию  текста, дробление учебного материала на небольшие, легко воспринимаемые порции информации    (вопросы, подвопросы,  пункты,   подпункты),   их  нумерацию, маркировку;

4.1.2.   Исключить дублирование материала;

4.1.3. Проблемные задачи должны основываться на современных примерах из практики и содержать необходимые пояснения

4.2. Задания для текущего и тематического контроля должны включать вопросы, содержащиеся в программе дисциплины  и быть по возможности разноуровневыми

5. Технические требования к УМК.

5.1. Учебно-методические комплексы готовятся для использования как на бумажных, так и на электронных носителях информации.

5.2. Печатный вариант УМК должен быть набран на компьютере (исключением являются типовые и рабочие учебные программы, другие оригинальные документы, которые могут быть рукописными, машинописными или набраны типографским способом, а также некоторые графические материалы). При этом должны быть соблюдены следующие требования:

5.2.1. Текст набирается в формате MS Word;

5.2.2. Стандартная страница текста - страница формата А4;

5.2.3. Нумерация страниц УМК может производиться как непрерывно, начиная с титульного листа и до последней страницы («сквозная» нумерация), так и отдельно для каждой структурной части УМК;

5.2.4. Режим выравнивания текста «по ширине» (за исключением заголовков);

5.2.5.    Отдельные термины, ключевые слова, имена, определения, понятия, формулировки правил (законов), могут выделяться полужирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием, цветом, размером кегля один раз, когда они появляются впервые в тексте.

5.3.     Печатный вариант УМК размещается в папке (папках) со скоросшивателем либо снабжается переплетом.

6. Порядок предоставления УМК для использовании в учебном процессе.

 

6.1. Решение о признании УМК в качестве учебно-методического пособия для студентов и преподавателей   колледжа   принимает  соответствующая цикловая комиссия.

6.2.  Автор-составитель УМК должен представить па имя председателя предметно - цикловой комиссии служебную записку с просьбой о рассмотрении разработанного им УМК на заседании комиссии.

6.3. Цикловая комиссия должна вынести свое решение о качестве содержания УМК и не позднее месячного срока со дня обращения автора.

6.4. При необходимости цикловая комиссия имеет право назначить рецензента из числа педагогических работников колледжа.

6.5. Рекомендованный в качестве учебно-методического пособия для студентов и преподавателей .колледжа УМК передается:

- в цикловую комиссию (па бумажном носителе);

- в библиотеку колледжа (на бумажном и электронном носителях).

6.6.      По желанию автора-составителя (авторов-составителей) УМК, одобренный предметно - цикловой комиссией для внутриколледжного использования, может быть рекомендован методическим советом колледжа для издания.

Для этого автором-составителем УМК подается соответствующая служебная записка на имя председателя методического совета колледжа. Методический совет назначает рецензента из числа педагогических работников колледжа и не позднее месячного срока со дня обращения выносит свое решение о выдаче рекомендации по изданию данного УМК.

7. Порядок доработки (обновления) УМК.

7.1. Доработка (обновление) УМК может быть вызвана:

- изменениями    в     содержании    типовой    учебной     программы    дисциплины;

- изменениями в тематическом плане дисциплины;

- инициативой автора-составителя (авторов-составителей) УМК с целью повышения качества его структуры и содержания.

7.2.    Педагогический работник колледжа, выполнивший существенную доработку (обновление) УМК, должен подать на имя председатели цикловой комиссии служебную записку с просьбой рассмотреть внесенные   в   УМК изменения на заседании комиссии.

7.3.   Существенной доработкой (обновлением) УМК считается внесение в него системных изменений и дополнений, имеющих характер принципиальной новизны по сравнению с первоначальным вариантом. Это могут быть:

- изменения    рабочей    программы    дисциплины    и    соответственно, технологических карт (планов) учебных занятий;

- изменения и дополнения в содержании курса лекций по дисциплине (разделу, модулю, теме);

- изменения и дополнения в планы семинарских занятий, инструкционно -технологические карты практических (лабораторных) занятий по дисциплине (разделу, модулю, теме);

- изменения    критериев    оценки    результатов    учебной    деятельности студентов по дисциплине;

- разработка проблемных заданий (производственных ситуаций сценариев дидактических игр) по дисциплине (разделу, модулю, теме);  

-  качественная переработка заданий для поурочного и тематического контроля, материалов обязательных и итоговых контрольных работ, экзаменационных материалов;

- переработка методических рекомендаций (указаний) по дисциплине для преподавателей и студентов в связи- с внесением изменений и дополнений в другие элементы УМК и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие Комплекс физических упражнений с предметами для учащихся 9-11 классов

Систематически применяемая физкультура и спорт – это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это – старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это долголетие, которому сопутст...

Учебно-методическое пособие: "Комплексы утренней гимнастики"для учащихся старших классов.

Учебно-методическое пособие разработано Кравчук Татьяной Михайловной, учителем МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями. Материал представлен в форме презентации, разработан в помощь ...

Учебно- методический материал по дисциплинам (парикмахерское искусство )

ПМ 03 Актуальные тенденции парикмахерского искусства .Контрольно-оценочные средства.Методические рекомендации к выпускным письменным работам.Методическиая разработка урока "Коррекция лица с помощью пр...

Учебно-методические материалы по дисциплинам

Аннотации к рабочим программам (выборочно);Титульные листы рабочих программ (выборочно);КОС по дисциплинам "Статистика", "Экономика";Тесты по Экономике...

Учебно-методическое пособие по дисциплине Менеджмент , для специальности 080302 (часть1, часть 2, часть 3)

Раздел I. Сущность и характерные черты менеджмента. Основные этапы становления современного менеджмента.Характеристика основополагающих школ менеджмента.Современные подходы в менеджменте.Ключевые терм...