Конспект по правовому занятияю с детьми на тему: «По-разному зовутся дети».
материал по теме

Данный конспект занятия поможет детям закрепить знания о таком праве как "Право на имя" в более увлекательной и интересной форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_pravo_na_imya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

• закрепить представление детей о правах, с которыми познакомились на предыдущих занятиях; довести до сознания детей, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет право на имя; дать представление о важности права на имя; довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; познакомить детей с именами наших предков; вспомнить имена сказочных героев;

• развивать умения рассуждать, делать выводы, сопереживать;

• воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

Материал и оборудование:

• кукла Незнайка;

• жетоны-символы: «Все имеют равные права», «Дом», «Лечение», «Обучение», «Любовь и забота», «Имя»;

• «Свидетельство о рождении» (какого-нибудь ребенка);

• фотографии воспитателя в разные возрастные этапы;

• картинки с изображением сказочных героев;

• индивидуальные карточки на каждого ребенка;

• гуашь, лупа;

• клей, блестки;

• телевизор, DVD проигрыватель, диск с мультфильмом «Приключения Незнайки и его друзей»;

• мяч.

Предварительная работа: заучивание стихотворения «Восемь Тань» З.Александровой. Работа на дом детям, узнать почему «тебя» так назвали.

Ход занятия

 Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: дети, сегодня к нам в гости пришел маленький человечек, вы узнали этого героя? (Ответ детей.)

Воспитатель: правильно, это -  Незнайка. Он прибыл к нам из Цветочной страны, для того, чтобы рассказать историю о своем городе и попросить у нас совета, как быть.

В волшебной стране Незнайки живут очень хорошие, умные, добрые люди. Все они маленького роста, как и Незнайка. Эти люди дружат между собой, любят друг друга, но иногда они ссорятся, обижаются и это смущает нашего Незнайку. Маленькие человечки совсем не знают ничего о своих правах, поэтому у них и случаются ссоры.

Воспитатель: ребята, давайте расскажем Незнайке о важном документе, в котором записаны все права детей. Скажите, как называется этот главный международный документ детей? (Ответы детей: этот документ называется «Конвенция о правах ребенка».)

Воспитатель: почему это международный документ? (Ответы детей: потому что этот документ подписали люди всей планеты.)

Воспитатель: давайте вспомним, с какими правами детей мы уже знакомы? (Воспитатель выкладывает жетоны-символы на фланелеграф, дети называют известные им права: «Право на жизнь», «Право на дом», «Право знать своих родителей и право на их заботу», «Право на обучение», «Право на лечение»).

Воспитатель: молодцы, ребята, вы хорошие помощники. Теперь Незнайка расскажет маленьким человечкам о правах детей, и я думаю, что они всегда будут жить дружно. А сегодня мы поговорим с вами  еще об одном праве, вам, ребята, оно уже знакомо, а вот Незнайка я думаю, с ним не знаком. Так что, Незнайка, слушай внимательно и запоминай. А вы ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи? (Ответы детей: у нас есть руки, ноги, голова, туловище.)

Воспитатель: а чем мы отличаемся?  (Ответы детей: а отличаемся цветом глаз, волос, интонацией голоса.)

Воспитатель: молодцы, вы все правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, то, что отличает его от других. Что же это? (Ответы детей: имя.)

Воспитатель: имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя – это слово, но особенное. Оно значит очень много. В Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа).

Воспитатель: в этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения. У каждого из вас есть такой документ. Я хочу рассказать вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как например: Владимир (владеющий миром), Богдан (Богом данный), Людмила (милая людям).

Воспитатель: скажите, а вам нравятся ваши имена? (Ответы детей.)

Воспитатель: ребята, может быть кто-нибудь из вас знает, почему именно так назвали вас ваши родители? (Рассказ Наташи К.)

Воспитатель:  в честь кого тебе дали имя? (Рассказ Мирославы Б.)

Воспитатель: как называют тебя в семье? (Рассказ Дениса Б.) 

Воспитатель: по имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про «Андрюшеньку»? (Ответы детей:  «Андрюшенька» - это мальчик.)

Воспитатель: а что вы можете сказать про «Анну Петровну»? (Ответы детей, а «Анна Петровна» - это взрослая тетенька.)

Воспитатель: правильно. А если ребенка назвали «Илья», а другого «Ксюша». Что можно сказать про этих детей? (Ответы детей: можно сказать, что это мальчик и девочка.)

Воспитатель: молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой. Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?  (Ответы детей: по имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.)

Воспитатель: правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству? (Ответы детей: по имени и отчеству обращаются к старшим людям.)

Воспитатель: правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.

Воспитатель: ребята, а знаете ли вы что такое тезки? Вы знакомы с этим словом? Что оно значит? (Ответы детей).

Воспитатель: тезки – это люди, у которых одинаковые имена. Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань», которое нам расскажет Юля Б. (Чтение стихотворения).

В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду – Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках…

Воспитатель: А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации? (Ответы детей: по фамилии.)

Воспитатель: верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в классе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае? (Ответы детей: в этом случае поможет отчество.)

Воспитатель: молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. А есть ли у нас в группе тезки? (Ответы детей: в группе у нас есть  две Насти (Талабаева и Татарова); две Наташи (Батяйкина и Кострюкова).

Воспитатель: молодцы. Мы устали, засиделись. Предлагаю немного размяться.

Физкультминутка:

Эй, ребята! Встаньте в круг! (Дети встают в круг.)

Вот как много стало рук! (Руки вперед, тыльной стороной кверху.)

Чьи же руки подскажите, (Дети называют свои имена).

И ладошки покажите. (Переворачивают ладошки кверху).

А теперь за руки взялись, и  по кругу пробежались.

 (Берутся за руки и бегут по кругу)

Сделали поуже круг, крышу сделали из рук. ( Все дети соединяют руки над головой).

Получился дом имен. (Взявшись за руки, делают круг шире).

В этом доме мы живем! (руки вверху).

Воспитатель: дети, как вы думаете, может ли имя расти? (Ответы детей: нет, имя расти не может.)

Воспитатель: а я сейчас вам докажу, что имя расти может. Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. (Рассказ воспитателя).

Это было давно, жила – была маленькая девочка, и звали ее ласково: Олечка. (Воспитатель выкладывает на фланелеграфе свою детскую фотографию.) Девочка выросла, пошла в школу, и ее стали называть Олей. (Воспитатель выкладывает на фланелеграфе свою школьную фотографию). Когда девочка стала совсем взрослой и пошла, работать воспитателем ее стали называть по имени и отчеству - Ольга Николаевна. Вы догадались, о ком я говорю?  (Ответы детей).

Воспитатель: правильно, я говорю о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково, как? (Ответы детей.)

Воспитатель: Олечка. Моя дочка называют меня «мама». Муж и друзья зовут Оля. А в детском саду я для всех Ольга Николаевна. Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя. Дениска в школе станет Денисом. Сашенька – Александром, Настенька – Настей, Наташенька - Натальей.

Воспитатель: когда вы станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас? (Ответы детей. Воспитатель помогает детям.)

Воспитатель: ребята к этому занятию я приготовила вам интересные загадки про имена. Послушайте, пожалуйста. (Воспитатель загадывает загадки и выставляет иллюстрации героев)

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее!

 (Красная Шапочка).

Воспитатель: почему девочку называли Красной шапочкой? (Ответы детей: потому что она носила всегда красную шапочку.)

Воспитатель: слушайте вторую загадку.

Она была подружкой гномов

И вам, конечно же, знакома.

(Белоснежка).

Воспитатель: почему Белоснежку так называли? (Ответы детей: потому что у нее была белая кожа.)

Воспитатель: слушайте третью загадку.

Так быстро от принца девица бежала,

Что туфельку даже она потеряла.

(Золушка.)

Воспитатель: почему так звали Золушку? (Ответы детей: потому что она работала, убирала золу.)

Воспитатель: слушайте последнюю загадку.

Он, конечно, самый главный

Озорник-шалун забавный.

Он в огромной синей шляпе

Неумеха и растяпа.

(Незнайка.)

Воспитатель: правильно, Незнайка. Я хочу вам предложить посмотреть отрывок из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей». (Просмотр мультфильма).

Воспитатель: ребята, вы заметили, что у героев мультфильма очень интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин. Как вы думаете, почему их так звали? (Ответы детей: Знайку так назвали, потому что он много знал. Цветика, потому что он любил цветы. Торопыжку, потому что он всегда торопится.)

Воспитатель: послушайте, какие стихи, сочинил Незнайка про своих друзей. (Чтение воспитателем стихотворений).

Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный.

Знайка шел гулять на речку, Перепрыгнул через овечку.

У Авоськи под  подушкой  лежит  сладкая  ватрушка.

Воспитатель: вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка? (Ответы детей: нет, мне его стихи не понравились.)

Воспитатель: а вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки? (Ответы детей: я бы не хотел, чтобы меня так дразнили.)

Воспитатель: я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и обидно. Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки и будем обращаться друг к другу по имени, ласково. А сейчас я предлагаю сыграть в игру «А ты…». (Дети передают мяч по кругу, при этом называют друг друга ласковыми именами.)  

Воспитатель: человек проносит свое имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Каждый из вас уникален и неповторим. А я вам помогу в этом убедиться. Сейчас мы сделаем отпечатки ваших пальцев и займемся исследовательской работой. (Дети подходят к экспериментальному столу и делают отпечаток своего пальца на специально заготовленную карточку, рассматривают с помощью лупы линии и узоры отпечатков.)

Воспитатель: посмотрите, ребята похожи ли ваши линии пальцев с отпечатками пальцев вашими товарищей? (Ответы детей). 

Воспитатель: нет, не похожи, каждый отпечаток уникален, у всех людей они разные. Теперь я вам предлагаю взять свои карточки и пройти за столы, чтобы продолжить дальше нашу исследовательскую работу. (Дети с карточками садятся за столы.)

Воспитатель: на вашей карточке написано ваше имя, для того чтобы оно стало видимым, необходимо по контору имени обвести клеем и обсыпать волшебной пыльцой из Цветочного города Незнайки. (Выполнение работы детьми, воспитатель помогает.)

Воспитатель: молодцы, справились с заданием. Теперь ваши карточки, с вашими отпечатками пальцев, останутся у нас в саду на память, мы будем о вас вспоминать.

Воспитатель: ребята, о каком праве мы сегодня говорили на занятии? (Ответы детей.)

Воспитатель: мы с вами знаем, что  каждый ребенок имеет право на имя, теперь об этом узнают и жители Цветочного города. Нашему гостю – Незнайке очень понравилось занятие. Мы будем ждать его еще к нам и  обязательно  расскажем ему о других правах маленьких детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов

Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм...

План-конспект занятия по ИЗО на тему "Полосатый кот" для детей 5-6 лет с применением гречневой и пшенной крупы

План-конспект занятия ИЗО на тему: «Полосатый кот» Рауш Екатерина Леонидовна.  Педагог дополнительного образованияМБУ ДО ДЮЦ «Радуга», г. Нижний ТагилКонспект непосредственно образовательной...

Конспект логопедического подгруппового занятия c детьми 1класса на тему: дифференциация звуков С-Ш

Целью занятия является закрепление умения дифференцировать звуки [с], [ш] в слогах, словах...

Конспект открытого логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Звук [М]

ЦЕЛЬ: четкое произнесение и характеристика звука [м], упражнение в делении двух- и трёхсложных слов на слоги.          Коррекционно-образовательные задачи:...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми ТМНР на тему: «Весна»

Цель : Формирование элементарных временных представлений у детей с ТМНР формирование  знаний о весеннем времени года,  формирование навыков различать признаки весны. Задачи:Ко...