Рабочая программа по ОПК 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему

Черепова Марина Валентиновна

 

Рабочая программа по факультативному курсу «Основы Православной культуры» составлена на основе программы (примерного содержания) по региональному предмету «Основы Православной Культуры» для 5-11 классов. Составители : Ерёменко А.Г., Покладова Е.В., Соболь А.Г.

 

Цель обучения:

Дать учащимся общее представление о возникновении религии, которая должна пониматься как феномен культуры, как мировоззрение и как механизм выработки системы нравственно-этических норм, на которых основываются общечеловеческие ценности и мораль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk_7_klass.docx44.2 КБ

Предварительный просмотр:

_______Краснодарский край       г.Курганинск_______________

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5__________

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

                                                                                          решение педсовета

                                                                       протокол №1 от 30.08.2012   года

Председатель педсовета

_____________         Д.В.Ерыгин

подпись руководителя ОУ                              

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Факультатива «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРВ»

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) ______7 класс___________________

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов    34            Уровень              ____________

(базовый, профильный)

Учитель    Черепова Марина Валентиновна  

Программа разработана на основе

Программы . «Основы Православной культуры» для 5-11 классов. Составители : Ерёменко А.Г., Покладова Е.В., Соболь А.Г.

 (указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Пояснительная записка

Рабочая программа по факультативному курсу «Основы Православной культуры» составлена на основе программы (примерного содержания) по региональному предмету «Основы Православной Культуры» для 5-11 классов. Составители : Ерёменко А.Г., Покладова Е.В., Соболь А.Г.

Факультативный курс рассчитан  и для проведения воспитательной и патриотической работы с учащимися 7-го класса. В настоящее время в нашей стране возрос интерес к прошлому, к своим традициям, к религиозно- познавательному содержанию. Одна из главных причин – необходимость оказать подрастающему поколению помощь в социальной и  психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды грубого насилия, которое разрушает психику человек, провоцирует семейные и межнациональные конфликты.

Отрицание религии в прошлом нашей стране привело к деградации общества и личности. Для восстановления культурной преемственности необходимо, чтобы религия в России заняла то место, которое ей когда-то принадлежало. Чтобы воспитать культурного человека, необходимо прививать ему уважение к культурным традициям своего народа, уважение к религии. Курс рассчитан на формирование у учащихся  качеств настоящего патриота Отечества. На примерах жизни исторических персоналий учащиеся должны иметь собственное идеальное представление о смысле жизни, что необходимо в эпоху потери идеала в обществе.

Цель обучения:

Дать учащимся общее представление о возникновении религии, которая должна пониматься как феномен культуры, как мировоззрение и как механизм выработки системы нравственно-этических норм, на которых основываются общечеловеческие ценности и мораль.

Задачи курса:

  1. Помочь детям раскрыть смысл высших нравственных ценностей Православия.
  2. Выработать позицию неприятия жестокости, грубости, хамства.
  3. Ввести учащихся  в круг основных православных традиций, показать их тесную связь с народом.
  4. Воспитание патриотизма.

Одна из главных задач учителя – на материале курса формировать основные компетенции учащихся:

  1. Ключевые интеллектуальные умения (ключевые интеллектуальные умения, постановка проблемы, работа с информацией, планирование работы, рассуждение, выдвижение гипотез…)
  2. Универсальные способы деятельности, способы познания и взаимодействия;
  3. Базовые знания, общее представление о системе знаний;
  4. Социальный опыт;
  5. Адекватная самооценка собственной системы знаний.

      В планировании учебных занятий сочетаются лекции учителя , экскурсии в       храм, сообщения учащихся, самостоятельная работа с книгой, практикумы.

Содержание обучения

Раздел, тема

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Главный христианский символ

5

5

2

Православные представления о вере и церкви.

6

6

3

Церковные таинства - основы христианской морали.

7

7

4

Православные праздники и православное богослужение.

12

12

5

Повторение и подведение итогов.

4

4

34

34

   Перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с примерной программой.

I.Главный христианский символ

1. О кресте.

Крест, как главный христианский символ. Почему именно крест является таковым: крестная смерть и тридневное воскресение Иисуса Христа, как орудие победы над смертью. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ (победив) и сущим (существующим) во гробех живот (жизнь) даровав» (тропарь Святой Пасхи). Апостол Павел о Распятии: «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Житие святых равноапостольных императора Константина Великого и его матери царицы Елены: «Сим (крестом) побеждай!». *

2. Праздник Крестовоздвижения.

История обнаружения и воздвижения Креста Господня: 326 г., путешествие царицы Елены в Иерусалим и поиски Креста, обретение и воздвижение Креста. Церковный праздник Воздвижения Креста Господня - "Крестовоздвижение" (празднуется 14 сентября (27 сентября нового стиля

Святые равноапостольные царь Константин и царица Елена. Житие, изложенное по руководству Четьих Миней Святителя Димитрия Ростовского. М.: Скиния, 1995 (или другое издание).

3. О крестном знамении.

Вера христиан в силу крестного знамения. Смысл и символика крестного знамения: крест, как щит от врагов видимых и невидимых; два перста, прижатые к ладони, как символ Иисуса Христа, имеющего в Себе два естества - Божественное и человеческое; три перста, собранные вместе (в щепоть), как символ Бога Троицы; слово «аминь» (евр. )= «верую», «утверждаю» (рус. ).

4. Духовная брань- борьба с личными недостатками.

Христианин как воин Христов, ведущий брань (битву) с личными недостатками и грехами. «Сердце человека есть поле битвы, на котором дьявол борется с Богом за душу человека. И на чьей стороне человек окажется, та сторона и побеждает» (Ф. М. Достоевский). Наши враги: пороки, слабости, пристрастия. Апостол Павел о боевых доспехах воинов Христовых: «Наша брань... против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясавши чресла (животы) ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6, 12-17).

5. Крестоношение.

Крестоношение, как необходимое несение тяжелой ноши: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Тяжелая или легкая судьба - это наше отношение к своему жизненному кресту. Каждому крест - по силам его.

II. Православные представления о вере и Церкви.

6. О вере.

Вера, как уверенность в невидимом, как в видимом. Нравственная природа веры и неверия: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8); «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога" (Пс. 13, 1).

7. О суеверии. Неоязычество,

Суеверие как суетная (пустая, бесполезная) вера. Вредность бесполезного: «Пусть не доверяет суете заблудший, ибо суета будет и воздаянием ему. Не в свой день он скончается... Сбросит он, как виноградная лоза, недозрелую ягоду... » (Иов. 15, 31-33). Суеверия: магия, гадания, спиритизм, экстрасенсорика, астрология, чародейство, вера в безличный космический разум и т. д. Идолы и идолопоклонство.

8. Что такое Церковь?

Церковь как храм: «церковь» (греч. ) = «дом Божий» (рус. ). Церковь как тело Христово (Кол. 1, 24): собор всех разумных существ, стремящихся к Богу (ангелов, усопших и живущих на земле людей). Церковь как ковчег спасения, плывущий по житейскому морю, бушующему волнами страстей и полному чудовищами соблазнов и искушений.

9. Священство и церковная иерархия.

Что мы знаем о священстве (Таинство Священства). Три степени священства: диаконы, пресвитеры (обычные священники), епископы. Иереи (пресвитеры) и протоиереи (протопресвитеры). Степени священства в монашестве: иеродиаконы, иеромонахи, игумены, архимандриты. Степени епископства: епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи.

10. Церковный этикет. Поведение в храме.

Этикет как правила поведения. Обращение: к диакону и священнику, к епископу, к мирянину. Взаимное приветствие: священника и священника, священника (епископа) и мирянина, священника и епископа, мирянина и мирянина. Благословение священника. Монастырский этикет. Правила поведения в храме: вне Богослужения; во время Богослужения. Правила поведения в монастыре.

11. Пост. Зачем постятся христиане?

Пост как время очищения духа, души и тела. Почему диета не пост: духовное (нравственное) делание как основа поста. Посты, установленные Церковью: Великий пост или Святая Четыредесятница, Рождественский пост, Успенский Пост, Апостольский или Петров пост. Однодневные посты: Рождественский Сочельник, Крещенский Сочельник, Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня, Среда и Пятница каждой седмицы (недели).

III. Церковные Таинства — основа жизни Церкви.

12. Церковные Таинства. Крещение.

«Таинство» от слова «тайна»: невидимым образом цля внешних чувств дарование человеку Богом особых даров (благодати).

Евангельское обоснование Таинства Крещения: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа... » (Мф. 28, 19); Крещение Господне. Внешняя (обрядовая) и внутренняя (таинственная) сторона Крещения. Крещение - не пропуск в Царствие Небесное, но рождение (зачатие) для вечной жизни: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5). Зачатие человека как аналогия Крещения: мало зачать, нужно выносить; мало выносить, нужно родить; мало родить, нужно правильно воспитать; плоды воспитания познаются на исходе жизни человека. Крещение как возложение на себя креста: "Крещение - не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести" (Пет. 3, 21). Ответственность человека за драгоценный дар, получаемый в Крещении.

13. Миропомазание.

Святое Миро, помазание святым Миром. Миропомазание в Крещении и миропомазание (помазание) на царство (на трон). Видимое (обрядовое) и невидимое (таинственное) в Миропомазании. Миропомазание, как дарование человеку Святым Духом сил и разума для ведения праведной жизни («Печать дара Духа Святого»). Крещение Господне: снисхождение Духа Святого на Иисуса Христа. Призывание Духа Святого на людей руковозложени-ем Апостолов: "Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого" (Деян. 8, 17). Замена руковозложения Миропомазанием в поздние апостольские времена.

14. Исповедь (Покаяние).

Понятие Исповеди: ведать (знать), поведать, исповедать (рассказать, открыть); открытие, обнажение своих грехов. Понятие Покаяния: Каин-первый убийца на земле; окаянный-уподобившийся Каину; покаяться, значит признать в себе самом Каина (преступника против Закона Божиего). Иисус Христос устанавливает Таинство Исповеди: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались Его ученики, были заперты... пришел Иисус, и... говорит им: примите Духа Святого. Кому отпустите грехи, тому отпустятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 19. 22-23). Священник как наследник апостольской власти «вязать и решить» (оставлять и отпускать) грехи. Внешняя, видимая (обрядовая) и внутренняя, невидимая (таинственная) сторона Исповеди. Исповедь (Покаяние), как очищение (исцеление) от скверны и болезненных язв души, как «баня, омывающая совесть».

15. Причастие.

«Причастие» от слова «часть». Причаститься-сделаться частью, стать причастным. Евангельское обоснование Таинства Причастия: Тайная Вечеря (Мф. 26, 26-28). Тело и Кровь Христовы (Ин. 6, 48. 50-51. 53-54). Видимая (обрядовая) и невидимая (таинственная) сторона Таинства Причастия. Таинство Причастия как соединение (сопричастие) с Богом через принятие в себя Его Тела и Крови. Подготовка к Таинству Причастия. Благоговейное отношение к Таинству. Причастие-главный смысл Божественной Литургии.

16. Брак.

Значение слова "брак": близкое родство, слияние, единство; однокоренные слова "брак", "брат" и др. (корень "бр"). Супружество-сопряжение (соединение), супруги-находящиеся в упряжи, в сопряжении. Брак как нерушимый семейный союз мужа и жены, установленный Богом (Быт. 2, 20-25). Внешняя (обрядовая) и внутреняя (таинственная) сторона Таинства Брака. Таинство Брака как соединение двух(мужа и жены) в одно тело: «... и будут два одною плотию, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19, 4-6); «Тайна сия велика есть» (Ефес. 5, 32); «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7, 4). Муж и жена: Христос и Церковь.

17. Елеосвящение (Соборование).

Понятие Елеосвящения: «елей» (греч. )= «масло» (рус. ); «елеосвящение»= «освящение масла». Установление Таинства Елеосвящения: «Братия... болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров (священников) церковных, и пусть молитву сотворят над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь. И если он сотворил грехи, тогда простятся ему» (Иак. 5. 14-15). «Соборование» от слова «собор» (собрание): совершение Таинства Елеосвящения собором священников (семь человек). Внешняя (обрядовая) и внутренняя (таинственная) сторона Елеосвящения. Таинство Елеосвящения (Соборования) как очищение от болезней душевных и телесных, избавление от забытых и недоразу-менных (неведомых) грехов.

18. Таинство Священства. 

Священник-человек, посвященный Богу. Библейская

традиция священства: первое библейское упоминание о священстве (Быт. 14, 18); начало ветхозаветного священства (Исх. 28, 1. 41); выдающиеся священники Ветхого Завета; установление новозаветной традиции священства (Деян. 2, 1-4). Внешняя (обрядовая) и внутренняя (таинственная) сторона Таинства Священства. Таинство Священства (посвящение в священный сан) как дарование апостольской власти прощать и оставлять грехи, совершать священнодействия Таинств и учительствовать.

IV. Православные праздники и православное Богослужение.

19. О Богослужении.

Райское Богослужение: свободное прославление Бога; отсутствие форм.

Ветхозаветное Богослужение: жертвоприношение как знак того, что все принадлежит Богу и Ему посвящается (Авель и Каин (Быт. 4, 3-4), а так же знак признания греха и покаяния в нем.

Бог приносит Себя в жертву за грехи человечества. Крестная смерть Христа как высшая жертва, отменяющая все прежние (низшие) формы жертвоприношений.

Новозаветное Богослужение: «Литургия» (греч. ) = «общее дело» (рус. ) как Бескровная Жертва и главное христианское Богослужение.

20. Суточный и недельный круг Богослужений. Суточный круг Богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Литургия. Недельный круг Богослужений: воскресение - прославляется Воскресение Христово; понедельник - прославляются Ангелы; вторник - прославляется св. Иоанн Креститель; среда - прославляется Крест Христов в воспоминание о предательстве Иуды; четверг -прославляются Апостолы и св. Николай Чудотворец; пятница - прославляется Крест Христов в воспоминание о распятии; суббота — прославляется Божия Матерь Дева Мария, и все святые.

21. Двунадесятые праздники.

1. Двунадесятые праздники как двенадцать Великих праздников Православной Церкви. История двунадесятых праздников: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово.

2. Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница (день сошествия Святого Духа на апостолов), Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, Успение Пресвятой Богородицы.

22. Непереходящие праздники.

1. Непереходящие (неподвижные) церковные праздники как празднуемые в определенные числа календаря. Наиболее почитаемые из непереходящих праздников (краткие сведения о праздниках): Обрезание Господне - 1(14) января, Покров Божией Матери- 1(14) октября, Казанской иконы Божией Матери- 22 октября (4 ноября).

2. Рождество Иоанна Крестителя- 24 июня (7 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя- 29 августа (11 сентября), Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла- 29 июня (12 июля), Святого Апостола Иоанна Богослова- 8 (21) мая и 26 сентября (9 октября), Святого Святителя Николая Чудотворца- 9 (22) мая и 6 (19) декабря.

23. Переходящие праздники. Пасхальный праздничный цикл. *

1. Пасха (Воскресение Христово) как «праздников Праздник и Торжество из торжеств». Переходящие церковные праздники как празднуемые в дни, установленные относительно дня Пасхи: Пасхе предшествует Страстная седмица, ей, в свою очередь, Великий пост, а ему - три подготовительные седмицы; после Пасхи, в сороковой день-Вознесение Господне, в пятидесятый-Пятидесятница или

Составлено на основе учебного пособия Суровой Л. В. «Церковный год: беседы о Православии» (М.: Паломник, 2000).

Троица; на следующий день после нее - День Святого Духа; в следующее воскресение за Пятидесятницей - Неделя Всех святых, и с понедельника после нее - начало Петрова поста. Подготовительный период к Великому посту (три седмицы) как подготовка к покаянию: «Неделя (воскресный день) о мытаре и фарисее» (Лк. 18, 9-14), «Неделя о блудном сыне» (Лк. 15, 11-32), «Неделя о страшном суде» (Мф. 25, 31-46). Прощенное Воскресение.

2. Великий пост - важнейший и древнейший из многодневных постов Православной Церкви. Великий пост (Святая Четыредесятница) как память о сорокадневном посте Спасителя в пустыне (Мф. 4, 1-11). Правила Великого поста: воздержание в пище (не положено вкушение мясной, молочной, рыбной пищи, а так же яиц), воздержание от греховных наклонностей (в чувствах, в намерениях, в словах, в поступках). Цель Великого поста: «Всяк змий, вползая в узкое место, оставляет старую чешую и, через сжатие себя скинувши старость, юнеет телом. Так и ты взойди узкими и тесными вратами; изнурив себя постом, изгони то, что губит тебя» (святитель Кирилл Иерусалимский); «Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что, кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его... Что пользы, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем!» (святитель Иоанн Златоуст). Ослабление поста в субботы и воскресения. Особенный характер Богослужений Великого поста: строгость, покаянность, продолжительность, увеличение доалмочтений и молитвосло-вий. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина, вдохновившая А. С. Пушкина на создание стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочиы».

3. Страстная седмица (неделя) Великого поста как воспоминание о последней седмице (неделе) земной жизни Иисуса Христа (дни страданий Спасителя): Страстной понедельник - размышление над образом «бесплодной смоковницы» (Мф. 21, 18-20); Страстной вторник - напоминание о необходимости постоянной бдительности, раскрывающееся в притче о десяти девах (Мф. 25, 1-13); Страстная среда - воспоминание об Иуд ином предательстве; Страстной четверг - установление Таинства Евхаристии (Причастия) на Тайной Вечере, преддверие страданий Спасителя; Страстная пятница (пяток) - день мучительных страданий, распятия, смерти и погребения Иисуса Христа; Страстная суббота - сошествие Спасителя в ад и Его проповедь находящимся там о совершении спасения.

Седмица: термины и понятия («седмица» - период времени из семь дней (суток); «неделя» - день без дел, день покоя (первый день седмицы, наименование которого ныне распространилось на всю седмицу); «воскресение» - день Воскресения Иисуса Христа, являющийся для христиан «неделей» (т. о. христианская «неделя» совпадает с «воскресением» и, чаще всего, именно «воскресением» и именуется); «понедельник» - день, следующий после «недели»; «вторник» - второй день после «недели»; «среда» - средний день (середина) седмицы, четвертый ее день; «четверг» - четвертый день после «недели»; «пятница (пяток)» -пятый день после «недели»; «суббота» (евр. ) = «нет дел, покой» (рус. ) - ветхозаветный день покоя, ветхозаветная «неделя», предшествующая «неделе» новозаветной (христианской), как и весь Ветхий Завет предшествует Новому Завету и уготовляет его).

4. Пасха Христова - величайший праздник Православной Церкви. Смысл Пасхи Христовой: «Пасха» (евр. ) = «исход, переход, избавление» (рус. ); ветхозаветная Пасха

как воспоминание об исходе евреев из Египта (избавлении от египетского рабства); новозаветная Христова Пасха (Воскресение Христово) как исход от рабства смерти к свободе жизни вечной (Христос Сам воскрес и вывел из ада праведников: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»).

Пасха Христова как основание христианской веры: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14); «... Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Кор. 6, 9); «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Кор. 6, 8).

День встречи Пасхи Христовой: первое воскресение после полнолуния мартовского весеннего равноденствия, обязательно только после ветхозаветной Пасхи. Празднование Пасхи: Пасхальное Богослужение; Светлая седмица - семь пасхальных дней.

5. Радоница (вторник на второй седмице после праздника Светлого Христова Воскресения) как день особого поминовения усопших после Светлой седмицы, в течение которой это поминовение не совершается. «Радоница» от слова «радость»: ныне живущие на земле делят пасхальную радость с усопшими, молясь за них, тогда как те радуются этой молитве; радость для усопших той вести о спасении, которую им возвестил Христос, сошедший во ад и воскресший.

Вопрос, что стоит за порогом смерти как краеугольный камень различных религиозных и философских систем.

Христианское понимание смерти: небытие для человека возможно только до его рождения, для рожденного человека небытие больше невозможно никогда; смерть как

об обязательном причащении раз в год, введенное указом Петра 1от1716и 1718 гг.; святитель Феофан Затворник и другие православные русские подвижники о необходимости частого причащения. *

Прощать и просить прощения: «Мщения русский народ почти не понимает» (С.. Я. Дерунов, этнограф конца XIX. ); просьба о прощении как хорошо знакомое народу и повсеместно распространенное средство очищения нравственной обстановки в семье и в общине; обычай просить прощение перед совершением важного дела; «Прощенное Воскресение» перед началом Великого поста; обычай прощаний: «Прощай меня, брате (сестре, отче, мати, друже и т. д. )!» «Бог простит тебя и ты меня прости!» «Бог да простит и я тебя прощаю!» (прощание=прощение). Лечение покаянием: церковный опыт духовного врачевания (благочестивый старец Семен Климыч, известный в народе под прозвищем Климченок (ум. 1837). ** Исповедь и причащение в современности: устойчивое сохранение традиции исповеди и причащения в советский период там, где сохранялись действующие храмы; стремление народа к участию в Таинствах несмотря на большую удаленность храмов; заметное и возрастающее увеличение количества причастников и исповедников с конца 80-х гг. XX в.; массовость причащений в отдельные дни (Великий Четверг, Пасха, Двунадесятые праздники). Понятие греха и кары Божией. Предание себя воле Божией: «Простой класс народа особенно отличается твердою и непоколебимою верою в про-

Житие иеросхимонаха Иллариона, Калуга, 1897. Репринтное воспроизведение, 1993 (Серия «Преподобные оптинские старцы»), Приложение, с. 279-304; Громыко М. М., Буганов А. В. Указ, соч., с. 87-91.

Богородице и святым и т. д.; крестные ходы на молебнах; ходы со святынями и к святыням (к святым источникам и колодцам, монастырям и скитам, к местам расположения почитаемых икон, мощей святых людей, чудесных событий и т. д.; порядок крестного хода: Крест с Распятием, фанарь, хоругви, иконы и другие святыни, хор (певчие), священство (начиная с младших), народ. Молебны в домах. Устойчивое сохранение традиции молебнов вне храмов и крестных ходов в послереволюционное и советское время несмотря на их строгие запреты как «религиозную пропаганду». Крестные ходы и молебны в наши дни.

3. Отношение к Таинствам Церкви. Покаяние.

Исповедь и причащение детей (по воспоминаниям писателя И. Шмелева, митрополита Вениамина (Федченкова) и мемуариста И. Столярова)*: «Да, в народе было глубокое осознание греха и зрение своей души!» (митрополит Вениамин). Благоговение перед Святыми Тайнами (Причастием) и органичное его сочетание в народе со склонностью к покаянности. Из воспоминаний о протоиерее Валентине Амфитеатрове: «Иногда по семнадцати часов стоял он и исповедывал, с утра до ночи пребывал в храме, духовно врачуя заблудшие грешные сердца... тысячи людей рвались в храм «Нечаянной радости», толкались, мучились, лишь бы только подойти к пресветлому батюшке, получить его благословение, а главное вымолить у него разрешение придти на исповедь». **

Список учебно-методической литературы:

  1. Основы православной культуры. Мир вокруг и внутри нас. Учебно-методическое пособие. Бородина А.В. – М.: издательство «Православная педагогика».
  2. Основы православной культура. 6 раздел: учебное пособие для учащихся основной и старшей ступеней образования.- М. : Издательство «основы православной культуры», 2005.
  3. Игумен Георгий (Шестун). Православная педагогика. – М.2003.
  4. Библия для детей. (различные издания).
  5. Библейская хронология. Российское библиотечное общество,2002г.
  6. Православные Храмы и монастыри. Наши традиции. Издательство «Вече», 2007 г.

Согласовано                                                                                        Согласовано

на заседании МО                                                           заместитель директора по УВР

классных руководителей      

       Протокол № __ от____ 2012г.                       _____________Л.М.Проценко

Руководитель МО                                                       « 30   » августа  2012 года

_________         М.В.Черепова

Согласовано

Заместитель директора по УМР

__________Л.М.Проценко

30 августа 2012 год.

Краснодарский край  г.Курганинск

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

МАОУ СОШ № 5

(наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

По           факультативному курсу  «Основы Православной культуры»       

                                (указать предмет, курс, модуль)

Класс        7    Б,В

Учитель      Черепова Марина Валентиновна 

Количество часов:  всего    34       часа;     в неделю      1    час;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Череповой Марины Валентиновны, утвержденной решением педагогического совета № 1  от 30 августа 2012 г

   (указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

п/п

 Разделы программы, темы уроков

кол

час

Дата план

Дата фак

тич

Коррек

ция

ИКТ
ТСО

Главный христианский символ.

5

1

О кресте

1

2

Праздник Крестовоздвижения.

1

3

О крестном знамении

1

4

Духовная брань-борьба с личными недостатками.

1

5

Крестоношение

1

Православные представления о церкви.

6

6

О вере

1

7

О суеверии. Неоязычество.

1

8

Что такое церковь?

1

9

Священство и церковная иерархия.

1

10

Церковный этикет. Поведение в храме.

1

11

Пост в христианской традиции.

1

Церковные таинства – основы христианской морали.

7

12

Церковные таинства. Крещение.

1

13

Миропомазание.

1

14

Исповедь. Покаяние.

1

15

Причастие.

1

16

Брак.

1

17

Елеосвящение (соборование)

1

18

Таинство священства.

1

Православные праздники и православное богослужение

12

19

О богослужении.

1

20

Суточный и недельный круг богослужений.

1

21

Двунадесятые непереходящие праздники. Крещение Господне. Богоявление. Сретение.

1

22

Благовещение Пресвятой Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы.

1

23

Рождество Пресвятой Богородицы. Воздвижение креста Господня.

1

24

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Рождество Христово.

1

25

Великие непереходящие праздники.

1

26

Переходящие праздники.

1

27

Пасха

1

28

Троица.

1

29

Великий пост.

1

30

Неделя жён мироносиц

1

Итоговые занятия.

4

3132

Посещение храма.

2

33-34

Встреча со священником.

2

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...