Рабочая программа по ОПК 9 класс
рабочая программа (9 класс) по теме

Черепова Марина Валентиновна

 

     Данная программа элективного курса «Основы Православной Культуры» рассчитана на учащихся 9 класса в рамках концепции включения в школьную программу "Основ православной культуры" и новых образовательных стандартов в Российской академии образования.

        Данный курс имеет духовно-нравственное содержание  и доступен для всех детей.      Элективный курс «Основы православия» направлен на повышение и развитие познавательной и коммуникативной компетенции учащихся, что позволит укрепить научно-образовательную базу учащихся.  Предлагаемые материалы расширяют содержание базового курса, интегрируют знания учащихся по предметам: история, обществознание, социология, культурология.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Данная программа элективного курса «Основы Православной Культуры» рассчитана на учащихся 9 класса в рамках концепции включения в школьную программу "Основ православной культуры" и новых образовательных стандартов в Российской академии образования.

        Данный курс имеет духовно-нравственное содержание  и доступен для всех детей.

      В современном обществе, где прогрессирующее исчезновение нравственных опор порождает кризис ценностей, и где молодежь задается вопросом о смысле существования, школа обязана помочь юношеству в его становлении. В этом случае курсы религии могут, в качестве связующего образовательного действия, позволить противостоять безразличию, фанатизму, нетерпимости, насилию, и помочь ученикам стать людьми ответственными, членами демократического и солидарного общества, открытого к плюрализму и диалогу с другими культурами.

      Элективный курс «Основы православия» направлен на повышение и развитие познавательной и коммуникативной компетенции учащихся, что позволит укрепить научно-образовательную базу учащихся.  Предлагаемые материалы расширяют содержание базового курса, интегрируют знания учащихся по предметам: история, обществознание, социология, культурология.

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο  доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Анализ ситуации в России за прошедшие годы показал:

- Нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности общему, коллективному, соборному (в православном понимании) идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание практичности и рационализма.

        В результате этого усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это может привести к нравственной деградации общества. Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде.            

   В качестве дидактической формы необходимой духовно- нравственной коррекции (в пределах возможностей школьного обучения) предлагаю ввести элективный курс « Основы православной культуры», который противопоставит моральным антиценностям современного общества традиционные ценности российской культуры. Культура же, как известно, невозможна без преемственности с прошлым, без традиций. Попытки создать некую новую культуру  не приводят и не могут привести к успеху, о чем убедительно свидетельствует история.  Именно традиционные ценности российской культуры  могут явиться основой духовно-нравственного оздоровления (воспитания, перевоспитания) современного школьника.

    Программа  курса предлагается учащимся   9 класса общеобразовательной школы. Она направлена на   развитие жизненных навыков детей, связанных со здоровым образом жизни, с  нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии  через культуру православия. Также программа поможет в изучении школьных исторических дисциплин, литературы, мировой художественной культуры и искусства.

   

     Курс рассчитан на 34 часа.

Цель элективного курса – сохранение духовно-нравственного здоровья, через приобщение  к культуре православия

Основные задачи:

  1.  раскрытие и углубление понятий о здоровье (духовном, психическом, телесном) как одной из главных ценностей жизни;
  2. развитие умения  взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали;
  3. развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.
  4. развитие умения рефлексировать.

 

        Основной особенностью элективного курса является его культурологическая направленность. Устанавливаются  межпредметные  связи с такими учебными предметами, как музыка, изобразительное искусство, история, русская литература, обществознание,  мировая художественная культура.

      Материал курса даётся таким образом, что учащиеся имеют полную свободу в выборе взглядов, мнений, могут выдвигаться свои проблемы, гипотезы, суждения, отстаивать собственные позиции.

 

Основные содержательные компоненты курса

 « Основы православной культуры»:

1. Православная культура как опыт эмоционально-ценностного отношения. Этот компонент отражает нравственно - эстетические, ценностные критерии православия на культурологическом уровне и позволяет решать следующие задачи:

-Православная культура отношения человека к Богу (задачи духовного воспитания);

-Православная культура отношений к обществу (задачи социального воспитания);

-Православная культура отношения к людям, себе и миру вещей (задачи нравственного воспитания);

-Православная культура отношения человека к миру природы (задачи эстетического и экологического воспитания).

2. Православная культура как творческий процесс и его результат (творцы и объекты православной культуры).

Данное направление предполагает необходимость развития личности ребенка:

- Ассоциативно – образного мышления, появляющегося,  прежде всего в способности видеть систему Божьего замысла (Промысла Божьего), отраженного в традициях и ценностях народной жизни.

- Способности создавать на основе развитого эстетического восприятия и понимания особенностей православного мировосприятия образцы собственного элементарного творчества (поделки, роспись, стихосложение, игра на музыкальных инструментах), а также воспринимать их в произведениях православного искусства. Это позволит установить связь между традициями православного искусства и возможностями их применения в жизни современного школьника.

3. Православная культура как система средств выражения. 

Этот содержательный компонент программы, обеспечивающий возможность освоения средств выражения (язык богословия, православного искусства, церковно-славянский язык).

      Содержание курса углубляет познание личных связей ребенка с православной культурой, устанавливает связь главных проблем православной культуры с современностью. Ведущими становятся проблемы смысла жизни в их религиозно философском осмыслении.

   Программа  ставит задачу систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные ценности (а также ценностной традицией для истории России является православная культура). Являясь предметом духовно-нравственной и эстетической направленности, она дает возможность познакомить школьников  с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества.  

       Без духовности и нравственности невозможной становится основная задача образования - приобщение ребенка к здоровому образу  жизни.                                                                          

Здоровье ребенка определяется биологическими предпосылками, социальными условиями и взаимодействием с окружающим миром.     Эмоциональное, психическое здоровье обеспечивает физическое здоровье.

      Правильная забота о своем духовном, психическом и телесном здоровье способствует совершенствованию человека, его миропонимания и мироотношении:                                                          

  1.  к его собственной жизни: человек воспринимает жизнь как подарок Бога, как ценность, дорожит каждым мгновением  жизни;                                                                                                                  
  2.  к самому себе: определяя свою позицию на земле, принимая себя таким, каков ты есть на самом деле. Человек стремиться к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию;                                                                                
  3. к окружающему миру, которое выражается в понимании того, что ты являешься частью огромного мира, взаимодействие с которым необходимо строить на основе любви, доброты, и гармонии;                                                                                                                                            
  4. к своей любви к Богу  как творцу мира. К своим ближним и близким людям на основе основополагающего жизненного принципа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»;                                                                                                      
  5.  к своим негативным помыслам, стереотипам поведения, обидам и страхам как греховному отпущению через внутреннее осознание их и собственное самоочищение души от их негативов, которые они у человека создали, с целью обретения внутренней гармонии души и тела.

      Занятия по программе могут быть только лично - ориентированными. Это реализуется в форме диалога, при этом используются  эвристические и проблемные методы обучения.

        В связи с проявлением у подростков тенденций к особой критичности важно сохранить у них серьезное отношение к изучаемому материалу и способность искренне испытывать положительные чувства при соприкосновении с образцами религиозного искусства. С этой целью организовать прослушивание записей церковных песнопений и музыки.

Этот возрастной период крайне важен с точки зрения выстраивания нравственного поведения. Подростки нуждаются в нравственных и эстетических критериях для верной ориентации. Им нужны примеры, образцы, достойные подражания. История гонений на Церковь, русская церковная история, жития святых и великих деятелей России представляет собою замечательный материал. Думается, что через историю, сопряженную с современностью, подростки смогут правильно сформировать свое отношение к семье, окружающим, Родине и родной природе.

         Вполне возможно участие школьников в торжествах и культурных мероприятиях, посвященных тому или иному церковному празднику или событию: дням славянской письменности и культуры, дням памяти преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского и т. д.

         В программе используются: теоретические, практические занятия, беседы, экскурсии, лекции, тестирование, анкетирование, предполагается использование ИКТ.

        Широко привлекаются наглядные материалы: книги, картины, иконы, слайды, видео, аудио записи, фотографии.

 

 

Планируемые результаты

-  Знакомство с  традиционными  ценностями  российской культуры.

(богословие, искусство живописи, архитектуры, музыки, литературы) 

-Формирование позитивного отношения  к окружающему миру, другим людям и самому себе;   стремление к самосовершенствованию.

- Приобщение к здоровому образу жизни.                                                                                                                                                                                      

        И еще  результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

     В 9 классе учащиеся должны изучить то, что собственно составляет предмет православной культуры в самом широком смысле этого слова: основные понятия Православия, православная этика, Церковь и ее структура, храм и православное искусство.

Содержание курса

Введение (1час)                                                                                                                                                                 Знакомство с целями и задачами курса.

                                                                                                                                                                         Тема 1. Что мы знаем о православной религии? (6 часов)                                                                                  Роль православия в жизни российского общества. Возникновение христианства и Православной Церкви. Истоки и традиции православного вероучения. Источники знаний о Боге. Появление первых христиан на Руси. Крещение Руси. Сектанство в России.

Тема 2. Священное писание  (7 часов)                                                                                                                    О Библии. Сюжеты Ветхого Завета. Ветхозаветные пророки. Сюжеты Нового Завета: рождение, детство и крещение Иисуса Христа. Евангельские события после воскресения  Христа.

Тема 3. Храм – дом Божий (6 часов)                                                                                                                                               Откуда взят образ храма. Древнее культовое зодчество на Руси. Внутреннее устроение храма. Святыни – храмы православного мира. Храмы Московского Кремля. Донские храмы.

Тема 4. Религиозное искусство (6 часов)                                                                                                                                       Религиозная тематика в искусстве. Церковное искусство. Иконопись на Руси. Чудотворные  иконы Божией Матери. Монументальная живопись в православном храме. Символы православного искусства.

Тема 5. «Святые» земли русской. (6 часов)                                                                                                     Жития святого Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. Жития святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадского.

Итоговый урок. Защита творческих работ.(2 часа)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Оценка знаний                                                                                                                                                                                                                                                                                              Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:                                                                                                                                                        Защита проектов, эссе, докладов, создание слайд – фильмов, участие в круглых столах,  конференциях.

Темы  итоговых творческих работ  воспитанников элективного курса:

       В 9 классе  в рамках подготовки к итоговой аттестации в новой форме и ЕГЭ даны высказывания, по поводу которых нужно изложить свои мысли и привести аргументы для обоснования своей позиции:

1. Благотворительность

2. Свобода

3. Крещение

4. Чудо

5. Литургия

6. Когда на сердце боль, а на лице улыбка

7. Зачем ходить в Храм, если Бог у меня в душе?

8. Заповеди Божии

9. О Грехе

10. Моя Вера

11. Богообщение

12. Надежда

13. Вера

14. Любовь

15. Как человек приходит к Богу

16. Когда мы говорим: "Я верю..."  

17. О Таинстве Крещения и не только

18. Почему женщин в Церкви больше

19. «Среди приверженцев каждой религии религиозные люди составляют исключение» (Ф. Ницше)

20. «Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно религиозны, чтобы любить друг друга» (Д. Свифт)

21. «Атеизм - это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ ухнет в бездну» (Ф. Бэкон)

22. «Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией» (Р. Тагор)

23. «Ищите Бога в своем собственном сердце, вы не найдете Его больше нигде» (Арабское изречение)

24. «Когда я делаю добро, я чувствую себя хорошо. Когда я поступаю плохо, я чувствую себя плохо. Вот моя религия» (Линкольн Авраам)

25. «Подлинно религиозный человек будет уважать людей, исповедующих другие религии» (Майя Ангелу)

26. «В молитве человек уверяется в непосредственном влиянии на божественную волю, и тем самым приобщается к божественному всемогуществу» (Фрейд Зигмунд)

27. «В сущности, между религией и настоящей наукой нет ни сродства, ни дружбы, ни вражды: они на разных полюсах» (Фридрих Вильгельм)

28. «Религия есть урок, который предназначен для обучения правильному образу жизни, для достижения самого смысла жизни» (Инаят Хан Хидаят)

Список литературы:

  1. Священное Писание Нового и Ветхого Заветов.

2. Творения Святых Отцов Православной Церкви, сборники цитат.

3. Святитель Филарет Московский. «Катехизис».

4. Святитель Феофан Затворник. «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».

5. Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий».

6. Иерей Олег Давыденков. «Догматическое богословие».

7. Протоиерей Владислав Цыпин. «Каноны и церковная жизнь».

8. Евсевий Памфил, епископ Кесарийский. «Церковная История».

9. Протоиерей Александр Шмеман. «Исторический путь Православия».

10. Митрополит Антоний Сурожский. «Беседы о Вере и Церкви».

11. Митрополит Антоний Сурожский. «Беседы на Евангелие от Марка».

12. Митрополит Антоний Сурожский. «Жизнь. Болезнь. Смерть.»

13. Игумен Петр (Мещеринов). «Беседы о Вере и Церкви».

14. Статьи протодиакона Андрея Кураева

15. Статьи профессора А.И.Осипова

16. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

17. Материалы церковно-молодежных конференций

18. П.А. Баранов «Духовная жизнь общества», Москва «Астрель», 2008 год

19. Энциклопедия для детей, том 6, часть вторая, «Аванта +», 1996

20. Барская Н. А. Сюжеты и образы древне русской живописи, Москва, 1993.

21. Бахметьева А.Н. «Рассказы по истории Христианской церкви», Москва, 1993.

22. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия. Аннонированный справочник учебно-методической литературы. Новосибирск, 1996.

23. Пушкарь Б.Н. Священная библейская история в 2-х томах. Чебоксары, 1996 г.

24. Православный богословский энциклопедический словарь, Москва, 1991.

 25.Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения церквей – 1054), Киев, 1991.

26. Супрун В.И. «Православные святые имена», Волгоград, 1996.

27. Тальберг Н.Д. «История христианской церкви», Москва, 1992.

28. Успенский М. «Богословие иконы православной церкви», Москва,1989.

29. Сборник программ по Закону Божию. Москва, Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999

30. Детская Библия

31. Библия

Согласовано                                                                                        Согласовано

на заседании МО                                                           заместитель директора по УВР

классных руководителей      

       Протокол № __ от____ 2012г.                       _____________Л.М.Проценко

Руководитель МО                                                       « 30   » августа  2012 года

_________         М.В.Черепова

_______Краснодарский край       г.Курганинск_______________

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5__________

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

                                                                                          решение педсовета

                                                                       протокол №1 от 30.08.2012   года

Председатель педсовета

_____________         Д.В.Ерыгин

подпись руководителя ОУ                              

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Элективного курса «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРВ»

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) ______9 класс___________________

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов    17            Уровень              ____________

(базовый, профильный)

Учитель    Черепова Марина Валентиновна  

Программа разработана на основе

Программы . «Основы Православной культуры» для 5-11 классов. Составители : Ерёменко А.Г., Покладова Е.В., Соболь А.Г.

 (указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Согласовано

Заместитель директора по УМР

__________Л.М.Проценко

30 августа 2012 год.

Краснодарский край  г.Курганинск

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

МАОУ СОШ № 5

(наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

По           элективному  курсу  «Основы Православной культуры»       

                                (указать предмет, курс, модуль)

Класс        9    

Учитель      Черепова Марина Валентиновна 

Количество часов:  всего    34      часа;     в неделю      2    часа;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Череповой Марины Валентиновны, утвержденной решением педагогического совета № 1  от 30 августа 2012 г

   (указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)


п/п


 Разделы программы, темы уроков

кол

час

Дата план

Дата фак

тич

Коррек

ция

ИКТ
ТСО

1

Введение                                                                                                                                                                 Знакомство с целями и задачами курса.

1

2

Что мы знаем о православной религии?                                                                                  

6

Роль православия в жизни российского общества.

1

Возникновение христианства и Православной Церкви.

1

Истоки и традиции православного вероучения. Источники знаний о Боге.

1

Появление первых христиан на Руси.

1

Крещение Руси.

1

Сектанство в России.

1

3

Священное писание . О Библии.

7

Сюжеты Ветхого Завета. Ветхозаветные пророки.

3

Сюжеты Нового Завета: рождение, детство и крещение Иисуса Христа.

3

Евангельские события после воскресения  Христа

1

4

Храм – дом Божий. 

6

Откуда взят образ храма. Древнее культовое зодчество на Руси

2

Внутреннее устроение храма. Святыни – храмы православного мира.

2

Храмы Московского Кремля. Кубанские храмы.

2

5

Религиозное искусство.                                                                                                                                      

6

Религиозная тематика в искусстве. Церковное искусство.

1

Иконопись на Руси.

2

Чудотворные  иконы Божией Матери.

1

Монументальная живопись в православном храме.

1

Символы православного искусства.

1

6

«Святые» земли русской.                                                                                                     

6

Жития святого Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.

2

Жития святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского.

2

Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадского.

2

7

Итоговый урок. Защита зачётных творческих работ (проектов, эссе, докладов,  слайд – фильмов)

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...