Открытое занятие "Невидимые нити в зимнем лесу"
план-конспект урока по теме

План конспект открытого занятия по экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_nevidimye_niti_v_zimnem_lesu.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

          Цели занятия: Провести наблюдение за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогащать знание детей о природных связях; продолжать знакомить детей с особенностями деревьев и жизнью животных, связанных с этим деревом; развивать и обогащать речь; воспитывать бережное отношение к природе; любовь к окружающему миру.

           Оборудование:

  1.             1. Картинки с изображением зимы, зимующих птиц, животных своего
  2. края.
  1. Схема «Зима».
  2. Кроссворды.

Ход занятия.

- Добрый день, ребята. Сели все красиво и смотрим только на меня. О чем сегодня мы будем говорить на занятии, вы узнаете из загадки:

                Снег на полях,

                Лед на реках,

                Вьюга гуляет.

                Когда это бывает?

                                                           (Зимой).

           - Да, сегодня мы будем говорить о зиме, об изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы. А теперь давайте поиграем в игру “Приметы зимы”. Вы должны как больше назвать приметы зимы, повторяться нельзя. (Раздаю конфеты).

         Неживая природа зимой.

          Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, изморозь, вьюгу. Зима – трудный период в жизни зимующих животных.

           Какие зимние месяцы вы знаете?

           (Декабрь, январь, февраль).

           - Правильно, ребята. Декабрь в народе называют «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает. Январь – «студень». Самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – года начало, зиме – середина. Февраль – «мотый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца. Говорят: « вьюги да метели под февраль прилетели».

           - Ребята, какие явления в неживой природе происходят зимой? (Оттепель, гололедица, снегопад, изморозь, метель).

           - А какие еще природные явления вы знаете? (Вьюга, пурга).

           - Сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений и животных. Как зимуют деревья? (Лиственные сбрасывают листву, хвойные стоят зеленые).

           - Как зимуют кустарники и травы? (Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют).

           - Есть травянистые растения: земляника, копытень, а также озимая пшеница, которые уходят под снег зелеными. Как вы думаете, почему они не замерзают? (Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы). Здесь мы можем видеть связь живой природы с неживой.

           - А как можно зимой определить дерево, если оно без листьев? (По стволу, по плодам, по семенам).

           Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек, но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? Оказывается, можно. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.

         - А как звери готовятся к зиме?

         - Как зимуют медведь, белка, волк, лиса, еж? (Приложение).

         - Как зимуют птицы, рыбы, насекомые? (Приложение).

         А теперь закроем глаза, представим что мы в зимнем лесу (пение птиц на магнитофонной записи). Открыли глаза и слушаем стихотворение о жизни птиц в зимнем лесу:

           Улетели птичьи стаи,

           Лес в сугробах до ветвей.

           Вот тогда мы и дождались

           Наших северных гостей.  

           Кто там ловко и упорно

           Лазит острым клювом вниз?

           Это поползень проворный

           Перед стайкою синиц.

           У опушки в старых елках.

           От зари и до зари

           Разговор ведут чечетки

           Громко вторят снегири.

           Пестрый дятел крикнет громко,

           Разогнав лесную тишь,

           А на вырубках, на липах

           Отзовется бойко чиж.

           Я б могла еще так много

           Про лесных сказать певцов,

           Как средь стужи и морозов.

           Вывел клест своих птенцов.

           Как с утра и до заката

           На репьях гостят щеглы,

           И торопятся куда-то

           Ярко-красные щуры.

           (Вывешиваю рисунки птиц).

           - Какие еще птицы зимуют в наших краях? (Сороки, вороны, воробьи).

           - Какие прилетают зимовать с севера? (Снегири, свиристели).

           Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озера. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Сазаны находят мягкую ямку и спят в ней. Веселый проворный окунь любит ямки, камни, упавшие на дно деревья. Окуни засыпают в таких местах на всю зиму. Зубастой щуке спится плохо. Узкая, с хищными глазами и огромной пастью, щука глотает сонную рыбу.

          Схема вывешивается на магнитной доске.

          Зимой в жизни насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся наступает затишье. Птицы и звери продолжают вести активный образ жизни. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел питается личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений. Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири. Ягоды рябины для них – лучше лакомство. Белки, мыши, бобры используют запасы или достают корм из-под снега. Лоси, кабаны, зайцы питаются ветками и корой деревьев. Хищные звери – волки, лисы – охотятся на мышей, зайцев. Те звери, которым трудно найти себе привычный корм, перестают питаться и впадают в спячку. Зима – трудное время года в жизни животных, поэтому человек подкармливает их.

            - Как ты можешь помочь птицам перенести трудное время? (Сделать кормушки, подвесить на дерево, приносить туда корм).

                             

         

ФИЗМИНУТКА.

           А теперь, ребята, поиграем.

           - Рассели животных: белку, медведя, лося, лису, волка, кабана, зайца, ежа, барсука, бобра, хомяка – по домикам.

           1 дом – животных, которых можно встретить зимой, кто ищет себе корм в природе.

           Домик 2 – животные, которые делают запасы.

           Домик 3 – животные, которые зимой впадают в спячку.

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ.

            Выбери животных, которых можно встретить зимой:

            Муравей, лягушка, медведь, еж, белка, лиса, заяц, куница, синица, ворона, волк, кукушка, уж, лось, бабочка.

ЗАГАДКИ.

           Летом по лесу гуляет,

           А зимой в берлоге отдыхает. (Медведь).

           Шуба серая для лета,

           Для зимы другого цвета. (Заяц).

           Какая птица зимой птенцов выводит? (Клест).

           У какого зверя зимой  рождаются детеныши? (У медведицы).

           БЕСЕДА. Невидимые связи в зимнем лесу.

           - Связаны ли между собой растения и животные? Как? (Животные прячутся среди ветвей, в дуплах деревьев. Растения обеспечивают животных пищей).

           Сегодня мы посмотрим эту связь на примере деревьев - ели и животных. Ель – одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса. Как связана жизнь животных с елью? Животные питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей, под ними; клесты строят зимой на ели гнезда и выкармливают еловыми семенами своих птенцов; заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, так как они расположены низко, почти у самой земли.

           Но существуют также и связь между животными – «друзьями» ели. Так, в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из нее только часть семян, а затем ее бросает. Брошенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей, полевок, которые не могут сами сорвать их на деревьях. Приведенные факты показывают косвенные связи, которые складываются между животными. Вот как интересна жизнь зимнего леса, так сложны, хотя на первый взгляд и незаметны, связи в зимнем лесу.

          Итак, мы на примере только одной елочки убедились, что она служит и укрытием для животных, и обеспечивает им питание. Но скоро Новый год. По обычаю, люди идут в лес и вырубают для празднования Нового года сотни, тысячи елок. Человек, стремясь украсить свой дом всего лишь на несколько дней, губит целое дерево, много деревьев.

         - Что это за собой влечет? (Животные, птицы лишаются корма, убежища, места для гнезда). Да, человек вредит природе. И прежде чем придет Новый год, ребята, подумайте над тем, стоит ли приобретать настоящую елку, не лучше ли оставить ее в лесу, а дом украсить искусственной.

          Итак, ребята, что нового мы узнали на этом занятии?

          Для зайцев еще летом запасают веники и молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя.

          Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины и сосны. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди.

          Подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов, бобры должны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом, тополем.

          Чтобы помочь рыбам зимой во льду делают лунки. А чтобы вода быстро не замерзала, в не кладут пучки соломы и присыпают снегом.

          А что вы сами можете сделать, чтобы помощь животным зимой? (Сделать кормушки, подкармливать птиц).  

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

В гости к зиме. «Невидимые нити в зимнем лесу» (занятие-экскурсия)

В гости к зиме. «Невидимые нити в зимнем лесу»(занятие-экскурсия)...

Открытый урок «Музыка зимнего леса»

Расширить и углубить восприятие выразительности и изобразительности в музыке, помочь понять их взаимосвязь и ведущую роль выразительности....

открытый урок по музыке и ритмике «Прогулка по зимнему лесу» для особых детей ( глубокая умственная отсталость)

Тип урока – закрепление полученных знанийФорма проведения: фронтальнаяЦели:Обучающая: закрепление знаний о «музыкальном настроении»;Коррекционная: формирование эмоциональной отзывчиво...

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу

Урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное» по ФГОС...

Открытый урок русского языка в 6 классе "Путешествие по зимнему лесу" (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»).

Открытый урок русского языка в 6 классе Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)Тип: урок обобщающего повторенияЦели: Обучающая &nd...