Открытый урок «Музыка зимнего леса»
план-конспект урока по теме

Коломиец Елена Дмитриевна

Расширить и углубить восприятие выразительности и изобразительности в музыке, помочь понять их взаимосвязь и ведущую роль выразительности.
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБООУ РХ «Боградская санаторная школа – интернат»

Открытый урок музыки в 3 «А» классе

Тема: «Музыка зимнего леса»

                       

                                                                             Учитель музыки:

                                                                              Коломиец Елена

                                                                             Дмитриевна

 

Боград

2013г.

                                     Тема урока: "Музыка зимнего леса"
 
 Цель урока:
Расширить и углубить восприятие выразительности и изобразительности в музыке, помочь понять их взаимосвязь и ведущую роль выразительности.
Задачи урока:
1. Раскрыть общность выразительных и изобразительных моментов в произведениях, отражающих красоту и разнообразие зимней природы.
2. Развивать творческое воображение.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к родному краю, музыке.
Вид урока: изучение нового материала.

Форма: путешествие по зимнему лесу.

Музыкальный ряд: 
    П.И.Чайковский Декабрь" - вход в класс;
   "Как на тоненький ледок!" - исполнениуе 1-го куплета
    П.И.Чайковский "Угрюмый край"(2ч.) "Симфонии 1" (фрагмент);
    А. Вивальди "Зима"- слушание;
  "Белочки" З.Левиной (попевка) – исполнение ;
 Зрительный рад:
  - иллюстрации зимних пейзажей, портреты композиторов П.И.Чайковского и А.Вивальди, слайды с изображением музыкальных инструментов, репродукция картины Шишкина "Зима", текст загадок.
Материалы и оборудование: 
 - презентация, мультимедиа, магнитофон, музыкальный инструмент «YAMAHA»,  

диск с музыкой Чайковского, Вивальди,, ноты с песнями "Как на тоненький ледок!", "Белочки",  
 План урока:
 1. Вход учащихся под музыку
2. Вступительная беседа (загадки) (м-д: обобщение, словесный, наглядно-слуховой)
3. Исполнение первого куплета песни "Как на тоненький ледок"
4. Чтение стихов о зиме и просмотр иллюстраций. 

5. Сочинение собственной мелодии к данному пейзажу.

6. Слушание музыки П.И.Чайковского (м-д: сочинения сочиненного
наглядно-слуховой, "возвращения" назад и "забегания" вперед)
7. Исполнение попевки "Белочки" (м-д: игровой, обобщение)
8. Слушание музыки А.Вивальди (м-д: анализ)
9. Вывод урока
10. Выход учащихся под музыку.

                                                                  Ход урока:

 1. Вход учащихся под музыку П.И.Чайковского " Декабрь"
 2. – Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать всех вас на нашем уроке. Наш урок сегодня немного необычный, урок – путешествие, мы сегодня с вами отправимся на прогулку, но, чтобы узнать, куда мы отправимся, вы должны разгадать несколько загадок.
Слайд 1 (загадки)
 1 Летит- молчит,
Лежит молчит,
Когда умрет, тогда заревет (снег)
2 Без рук без ног
Под окном стучится,
В избу просится (ветер)
 3 Лежал, лежал,
Да в речку побежал (снег)
4 Ни в огне не горит,
Ни в воде не тонет (лед)
 5 В новой стене, в круглом окне, днем стекло разбито,
за ночь вставлено (прорубь)
6 Зимой и летом
 одним цветом (ель, сосна).
 Молодцы ребята, с этим заданием вы справились и наверное догадались, что мы отправимся в зимний лес.

Слайд 2  (тема урока). Тема сегодняшнего урока «Музыка зимнего леса»     задача нашего урока такова, нам нужно будет выяснить, о чем может рассказать нам музыка зимы? Наш урок я хотела бы начать с четверостишия Константина Бельмонта:

В лучах блистающих, скользит умелая,

Средь хлопьев тающих, сохранно белая.

С собой в путешествие мы пригласим с вами  музыкальные звуки. Давайте, сейчас встанем и распоемся:

1.Работа над дыханием: сейчас мы с вами, возьмем воздух глубоко, через нос и медленно будем выдыхать на звуке: «ля»;

2.Работа над дикцией: разминка языка, щелканье;

3. Плавное и быстрое исполнение на звуке «ля».

4. Гамма – вверх.

(Дети распевают голоса, артикулируют),
 - А чтобы дорога не казалась долгой и утомительной, мы пойдем с песней, которую вы знаете «Как на тоненький ледок», с каким настроением мы будем исполнять эту песню? (весело и радостно).

 (Дети исполняют первый куплет песни "Как на тоненький ледок!")
 - Вот мы и добрались до леса!
Посмотрите ребята, какая вокруг красота!
 (В это время на экране появляется иллюстрация зимнего пейзажа)
Слайд 3 (зимний лес)
4. - Зима - волшебница очаровывает, околдовывает природу. Все цепенеет, замирает, застывает под её холодным дыханием, и невольно на ум приходят строки:
 Слайд 4
 "Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна+
Слайд 5
 Чародейкую - зимою
Околдован лес стоит -
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит "
 Может кто-то хочет прочесть стихи, посвященные этой прекрасной поре года?  (дети читают знакомые им стихотворения на фоне слайдов с зимним пейзажем).

Слайд 6 (зимний пейзаж)
5. Какой нам здесь изображается зима (спокойная, тихая, уснувшая ).      Давайте попытаемся услышать музыку этой зимы, какой она будет? (тихая, неторопливая, сумрачная мелодия в низком регистре)
 Слайд 8 (портрет Чайковского)
 Что бы услышать настоящую музыку, мы должны вспомнить композитора, который уже рассказывал нам о природе! (П.И.Чайковский)
 С каким его произведением о природе мы уже знакомились ("Времена года"- "Осенняя песнь", "Декабрь").
А теперь мы послушаем фрагмент из симфонии 1 "Зимние грезы" П.И.Чайковского – 2 часть"Угрюмый край" и сравним её с сочиненной нами музыкой.

Это  произведение написано композитором под впечатлением от острова Валаам, что в переводе означает «Высокая земля». Находится этот остров на севере Ладожского озера, в центре острова построена церковь.
Слайд 9 ( зимний пейзаж) 4 слайда на 5 вопрос.
(дети слушают музыку)
 Похожа эта музыка на нашу?
 Какие чувства она выражает? (спокойствие, удивление красотой. )  

Динамическая пауза. (в классе спрятаны снежинки, которые вам нужно найти, в них спрятаны слова, которые вы должны будите составить и прочитать.). 
Слайд 10 (репродукция Шишкина "Зима")
 Посмотрите ребята, как художник И.И.Шишкин изобразил зиму в своей картине, кто здесь изображен?
 Какое настроение у этих птичек ? ( радостное, веселое, им не страшна такая зима).
Ой, ребята посмотрите, а кто это там прыгает с ветки на ветку с пушистым хвостиком?
 - А как вы думаете белочкам трудно зимой? Сейчас мы их об этом и спросим.
( Разучивание песни "Белочки").  
 Как изменялся характер этой песни?
  Д: (1ч.- грустная, протяжная, медленная,
        2ч.- быстрая, веселая, отрывистая)
 Как музыка изображает нам белочек? ( короткие звуки, темп, звуковедение)
 Почему они радуются? (им не страшна зима, они сделали себе запасы еды, утеплили жилье, сменили шубки)
 Ребята, давайте пригласим белочек с нами погулять по лесу! (белочки присаживаются).

Слайд 11 ( погода портится).
Природа зимой на первый взгляд однообразна: все снег да холод. Но ведь нет: то мороз трескучий ударит, то оттепель.  А какой зимний день разный: то - сверкающий, солнечный, звонкий, то - серенький, мягкий тихий. И видится зима каждому по своему.
7. Мы продолжает нашу прогулку по зимнему лесу. Что это? Я слышу звуки музыки, но такая ли она спокойная и тихая?
(Слушание фрагмента музыки А.Вивальди "Зима")
Слайд 12  ( пейзаж вьюги).
А что же произошло в природе ? Попробуем нарисовать её картину (подул ветер, он становится все сильнее и сильнее, началась настоящая вьюга.)
Какой же стала музыка? (Быстрая, оживленная, немного взволнованная+)
 Слайд 13  (Портрет Вивальди).
Эту замечательную музыку написал итальянский композитор Антонио Вивальди).
 Что помогло изобразить вьюгу? (инструменты, мелодия, звуковедение) .
 Какие инструменты вы здесь услышали ?
Слайд 14
 Слайд 15 (инструменты).
Чем музыка Вивальди отличалась от музыки Чайковского (Она была )
 Слайд 16 (вечереет)
8. - Вот уже начинает смеркаться, и мы возвращаемся домой. Пусть где-то метут метели, а дома уютно, спокойно и можно послушать бабушкины сказки и спеть о ней песню, но сначала мы должны узнать её.

 Слайд 18 ( вывод урока).

 9. Вывод:
 Ребята, понравилась вам наша прогулка?
 Что же мы увидели с помощью музыки? ( картины зимней природы)
 Что нам помогло увидеть музыку зимней природы?
( Дети говорят о средствах музыкальной выразительности: мелодия, темп, регистр, динамика, инструменты...)
 Какие чувства вызывала у вас эта музыка?
Мы с вами сегодня убедились, что образы природы вызывают у человека то или иное настроение, так как природа источник чувств, настроений, эмоций композитора, которые ложатся в основу музыки о природе, а также и предмет изображения.  Выразительные возможности музыки шире чем изобразительные, поэтому они преобладают. 10. Оценочные суждения и поощрения детей. Выход под музыку «Декабрь» Чайковского.

 

 



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока музыки в 3 «А» классе по теме «Музыка зимнего леса».

Музыка – это средство, которое помогает формированию души ребёнка, воспитывать его чувства и эмоции.

Данный урок по теме «Музыка зимнего леса» был взят из раздела «О чем говорит музыка?»  из  II четверти  с учетом  авторской программы по музыке   авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011 г.

Данная программа разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования для 3 класса, в которой рассказывается о музыкально – художественных образах, о выразительных и изобразительных элементах музыкального искусства.

Урок рассчитан на 40 минут.

Цель данного урока: 

Расширить и углубить восприятие выразительности и изобразительности в музыке, помочь понять их взаимосвязь и ведущую роль выразительности.
Для  достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть общность выразительных и изобразительных моментов в произведениях, отражающих красоту и разнообразие зимней природы.
2. Развивать творческое воображение.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к родному краю, музыке.
Вид урока: изучение нового материала.

- знакомство с новым материалом;

- усвоения знаний;

- формирования умений и навыков.

Форма урока: путешествие  по зимнему лесу.

Структура урока: строилась с учетом содержания учебного материала, дидактических целей, а также общих методов обучения: частично – поисковый; словесно – иллюстративны; репродуктивный, отражающих логику процесса обучения. Этим определяется наиболее общая дидактическая структура самого урока. Компонентами общей дидактической структуры урока (и одновременно основными этапами урока) являются:

1. Актуализация прежних знаний и способов действий;

2. Формирование новых понятий и способов действий;

3. Применение и формирование умений и навыков.

В структуру урока музыки включена взаимосвязь с другими предметами:    литература, живопись.

Использование технологий:

использование информационных технологий, здоровьесберегающие, художественно, нравственно – эстетического познания музыки, все это отражают метапредметный подход и междисциплинарную связь и прослеживается через различные виды искусства.

Виды деятельности:  вокально-хоровая деятельность, восприятие и анализ музыки, сравнение, наблюдение, выполнение проблемно-творческих заданий.

Музыкальный материал:

  П.И.Чайковский Декабрь" - вход в класс;
"Как на тоненький ледок!" - исполнениуе 1-го куплета
 П.И.Чайковский "Угрюмый край"(2ч.) "Симфонии 1" (фрагмент);
А. Вивальди "Зима"- слушание;
  "Белочки" З.Левиной (попевка) – исполнение ;
 Зрительный рад:
 - иллюстрации зимних пейзажей, портреты композиторов П.И.Чайковского и А.Вивальди, слайды с изображением музыкальных инструментов, репродукция картины Шишкина "Зима", текст загадок.
Материалы и оборудование: 
 - презентация, мультимедиа, магнитофон, музыкальный инструмент «YAMAHA»,  

диск с музыкой Чайковского, Вивальди,, ноты с песнями "Как на тоненький ледок!", "Белочки",  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок музыки "Ты откуда , русская, зародилась музыка?"

Методическая разработка - открытый урок музыки на тему "Ты откуда, русская, зародилась музыка?". Урок составлен по программе  "Музыка" Критской, Сергеевой для 4 класса. Представлен конспект урока...

Открытый урок музыки, пения, танца по теме: «Разучивание песни «Весёлый барабанщик», музыка Л.Шварца в 6 «б» классе (ССД)

Данный урок позволяет активизировать творческие способности у учащихся,совершенствовать певческие навыки, развивать музыкальнуюпамять, корригировать нарушение звукопроизношения, сниматьэмоциональное н...

Открытый урок музыки по теме: "Построение в музыке. Форма рондо"

Интегрированный урок музыки и литературы в 3 классе по УМК В. О. Усачевой, Л. В. Школяр. Способствует развитию творческих способностей, формированию коммуникативных навыков и рефлексии....

Конспект и презентация открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке" для детей 1 класса школы-интерната VIII вида.

Конспект и презентация (итогового) открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке"  для детей с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....

Открытый урок посвящённый зимним олимпийским играм

Урок помогает ученикам в игровой форме получить представление о зимних видах спорта....

Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.

В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....