Открытый урок «Музыка зимнего леса»
план-конспект урока по теме
Расширить и углубить восприятие выразительности и изобразительности в музыке, помочь понять их взаимосвязь и ведущую роль выразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок "Музыка зимнего леса" | 24.47 КБ |
Самоанализ урока "Музыка зимнего леса" | 14.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБООУ РХ «Боградская санаторная школа – интернат»
Открытый урок музыки в 3 «А» классе
Тема: «Музыка зимнего леса»
Учитель музыки:
Коломиец Елена
Дмитриевна
Боград
2013г.
Тема урока: "Музыка зимнего леса"
Цель урока:
Расширить и углубить восприятие выразительности и изобразительности в музыке, помочь понять их взаимосвязь и ведущую роль выразительности.
Задачи урока:
1. Раскрыть общность выразительных и изобразительных моментов в произведениях, отражающих красоту и разнообразие зимней природы.
2. Развивать творческое воображение.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к родному краю, музыке.
Вид урока: изучение нового материала.
Форма: путешествие по зимнему лесу.
Музыкальный ряд:
П.И.Чайковский Декабрь" - вход в класс;
"Как на тоненький ледок!" - исполнениуе 1-го куплета
П.И.Чайковский "Угрюмый край"(2ч.) "Симфонии 1" (фрагмент);
А. Вивальди "Зима"- слушание;
"Белочки" З.Левиной (попевка) – исполнение ;
Зрительный рад:
- иллюстрации зимних пейзажей, портреты композиторов П.И.Чайковского и А.Вивальди, слайды с изображением музыкальных инструментов, репродукция картины Шишкина "Зима", текст загадок.
Материалы и оборудование:
- презентация, мультимедиа, магнитофон, музыкальный инструмент «YAMAHA»,
диск с музыкой Чайковского, Вивальди,, ноты с песнями "Как на тоненький ледок!", "Белочки",
План урока:
1. Вход учащихся под музыку
2. Вступительная беседа (загадки) (м-д: обобщение, словесный, наглядно-слуховой)
3. Исполнение первого куплета песни "Как на тоненький ледок"
4. Чтение стихов о зиме и просмотр иллюстраций.
5. Сочинение собственной мелодии к данному пейзажу.
6. Слушание музыки П.И.Чайковского (м-д: сочинения сочиненного
наглядно-слуховой, "возвращения" назад и "забегания" вперед)
7. Исполнение попевки "Белочки" (м-д: игровой, обобщение)
8. Слушание музыки А.Вивальди (м-д: анализ)
9. Вывод урока
10. Выход учащихся под музыку.
Ход урока:
1. Вход учащихся под музыку П.И.Чайковского " Декабрь"
2. – Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать всех вас на нашем уроке. Наш урок сегодня немного необычный, урок – путешествие, мы сегодня с вами отправимся на прогулку, но, чтобы узнать, куда мы отправимся, вы должны разгадать несколько загадок.
Слайд 1 (загадки)
1 Летит- молчит,
Лежит молчит,
Когда умрет, тогда заревет (снег)
2 Без рук без ног
Под окном стучится,
В избу просится (ветер)
3 Лежал, лежал,
Да в речку побежал (снег)
4 Ни в огне не горит,
Ни в воде не тонет (лед)
5 В новой стене, в круглом окне, днем стекло разбито,
за ночь вставлено (прорубь)
6 Зимой и летом
одним цветом (ель, сосна).
Молодцы ребята, с этим заданием вы справились и наверное догадались, что мы отправимся в зимний лес.
Слайд 2 (тема урока). Тема сегодняшнего урока «Музыка зимнего леса» задача нашего урока такова, нам нужно будет выяснить, о чем может рассказать нам музыка зимы? Наш урок я хотела бы начать с четверостишия Константина Бельмонта:
В лучах блистающих, скользит умелая,
Средь хлопьев тающих, сохранно белая.
С собой в путешествие мы пригласим с вами музыкальные звуки. Давайте, сейчас встанем и распоемся:
1.Работа над дыханием: сейчас мы с вами, возьмем воздух глубоко, через нос и медленно будем выдыхать на звуке: «ля»;
2.Работа над дикцией: разминка языка, щелканье;
3. Плавное и быстрое исполнение на звуке «ля».
4. Гамма – вверх.
(Дети распевают голоса, артикулируют),
- А чтобы дорога не казалась долгой и утомительной, мы пойдем с песней, которую вы знаете «Как на тоненький ледок», с каким настроением мы будем исполнять эту песню? (весело и радостно).
(Дети исполняют первый куплет песни "Как на тоненький ледок!")
- Вот мы и добрались до леса!
Посмотрите ребята, какая вокруг красота!
(В это время на экране появляется иллюстрация зимнего пейзажа)
Слайд 3 (зимний лес)
4. - Зима - волшебница очаровывает, околдовывает природу. Все цепенеет, замирает, застывает под её холодным дыханием, и невольно на ум приходят строки:
Слайд 4
"Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна+
Слайд 5
Чародейкую - зимою
Околдован лес стоит -
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит "
Может кто-то хочет прочесть стихи, посвященные этой прекрасной поре года? (дети читают знакомые им стихотворения на фоне слайдов с зимним пейзажем).
Слайд 6 (зимний пейзаж)
5. Какой нам здесь изображается зима (спокойная, тихая, уснувшая ). Давайте попытаемся услышать музыку этой зимы, какой она будет? (тихая, неторопливая, сумрачная мелодия в низком регистре)
Слайд 8 (портрет Чайковского)
Что бы услышать настоящую музыку, мы должны вспомнить композитора, который уже рассказывал нам о природе! (П.И.Чайковский)
С каким его произведением о природе мы уже знакомились ("Времена года"- "Осенняя песнь", "Декабрь").
А теперь мы послушаем фрагмент из симфонии 1 "Зимние грезы" П.И.Чайковского – 2 часть"Угрюмый край" и сравним её с сочиненной нами музыкой.
Это произведение написано композитором под впечатлением от острова Валаам, что в переводе означает «Высокая земля». Находится этот остров на севере Ладожского озера, в центре острова построена церковь.
Слайд 9 ( зимний пейзаж) 4 слайда на 5 вопрос.
(дети слушают музыку)
Похожа эта музыка на нашу?
Какие чувства она выражает? (спокойствие, удивление красотой. )
Динамическая пауза. (в классе спрятаны снежинки, которые вам нужно найти, в них спрятаны слова, которые вы должны будите составить и прочитать.).
Слайд 10 (репродукция Шишкина "Зима")
Посмотрите ребята, как художник И.И.Шишкин изобразил зиму в своей картине, кто здесь изображен?
Какое настроение у этих птичек ? ( радостное, веселое, им не страшна такая зима).
Ой, ребята посмотрите, а кто это там прыгает с ветки на ветку с пушистым хвостиком?
- А как вы думаете белочкам трудно зимой? Сейчас мы их об этом и спросим.
( Разучивание песни "Белочки").
Как изменялся характер этой песни?
Д: (1ч.- грустная, протяжная, медленная,
2ч.- быстрая, веселая, отрывистая)
Как музыка изображает нам белочек? ( короткие звуки, темп, звуковедение)
Почему они радуются? (им не страшна зима, они сделали себе запасы еды, утеплили жилье, сменили шубки)
Ребята, давайте пригласим белочек с нами погулять по лесу! (белочки присаживаются).
Слайд 11 ( погода портится).
Природа зимой на первый взгляд однообразна: все снег да холод. Но ведь нет: то мороз трескучий ударит, то оттепель. А какой зимний день разный: то - сверкающий, солнечный, звонкий, то - серенький, мягкий тихий. И видится зима каждому по своему.
7. Мы продолжает нашу прогулку по зимнему лесу. Что это? Я слышу звуки музыки, но такая ли она спокойная и тихая?
(Слушание фрагмента музыки А.Вивальди "Зима")
Слайд 12 ( пейзаж вьюги).
А что же произошло в природе ? Попробуем нарисовать её картину (подул ветер, он становится все сильнее и сильнее, началась настоящая вьюга.)
Какой же стала музыка? (Быстрая, оживленная, немного взволнованная+)
Слайд 13 (Портрет Вивальди).
Эту замечательную музыку написал итальянский композитор Антонио Вивальди).
Что помогло изобразить вьюгу? (инструменты, мелодия, звуковедение) .
Какие инструменты вы здесь услышали ?
Слайд 14
Слайд 15 (инструменты).
Чем музыка Вивальди отличалась от музыки Чайковского (Она была )
Слайд 16 (вечереет)
8. - Вот уже начинает смеркаться, и мы возвращаемся домой. Пусть где-то метут метели, а дома уютно, спокойно и можно послушать бабушкины сказки и спеть о ней песню, но сначала мы должны узнать её.
Слайд 18 ( вывод урока).
9. Вывод:
Ребята, понравилась вам наша прогулка?
Что же мы увидели с помощью музыки? ( картины зимней природы)
Что нам помогло увидеть музыку зимней природы?
( Дети говорят о средствах музыкальной выразительности: мелодия, темп, регистр, динамика, инструменты...)
Какие чувства вызывала у вас эта музыка?
Мы с вами сегодня убедились, что образы природы вызывают у человека то или иное настроение, так как природа источник чувств, настроений, эмоций композитора, которые ложатся в основу музыки о природе, а также и предмет изображения. Выразительные возможности музыки шире чем изобразительные, поэтому они преобладают. 10. Оценочные суждения и поощрения детей. Выход под музыку «Декабрь» Чайковского.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока музыки в 3 «А» классе по теме «Музыка зимнего леса».
Музыка – это средство, которое помогает формированию души ребёнка, воспитывать его чувства и эмоции.
Данный урок по теме «Музыка зимнего леса» был взят из раздела «О чем говорит музыка?» из II четверти с учетом авторской программы по музыке авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011 г.
Данная программа разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования для 3 класса, в которой рассказывается о музыкально – художественных образах, о выразительных и изобразительных элементах музыкального искусства.
Урок рассчитан на 40 минут.
Цель данного урока:
Расширить и углубить восприятие выразительности и изобразительности в музыке, помочь понять их взаимосвязь и ведущую роль выразительности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть общность выразительных и изобразительных моментов в произведениях, отражающих красоту и разнообразие зимней природы.
2. Развивать творческое воображение.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к родному краю, музыке.
Вид урока: изучение нового материала.
- знакомство с новым материалом;
- усвоения знаний;
- формирования умений и навыков.
Форма урока: путешествие по зимнему лесу.
Структура урока: строилась с учетом содержания учебного материала, дидактических целей, а также общих методов обучения: частично – поисковый; словесно – иллюстративны; репродуктивный, отражающих логику процесса обучения. Этим определяется наиболее общая дидактическая структура самого урока. Компонентами общей дидактической структуры урока (и одновременно основными этапами урока) являются:
1. Актуализация прежних знаний и способов действий;
2. Формирование новых понятий и способов действий;
3. Применение и формирование умений и навыков.
В структуру урока музыки включена взаимосвязь с другими предметами: литература, живопись.
Использование технологий:
использование информационных технологий, здоровьесберегающие, художественно, нравственно – эстетического познания музыки, все это отражают метапредметный подход и междисциплинарную связь и прослеживается через различные виды искусства.
Виды деятельности: вокально-хоровая деятельность, восприятие и анализ музыки, сравнение, наблюдение, выполнение проблемно-творческих заданий.
Музыкальный материал:
П.И.Чайковский Декабрь" - вход в класс;
"Как на тоненький ледок!" - исполнениуе 1-го куплета
П.И.Чайковский "Угрюмый край"(2ч.) "Симфонии 1" (фрагмент);
А. Вивальди "Зима"- слушание;
"Белочки" З.Левиной (попевка) – исполнение ;
Зрительный рад:
- иллюстрации зимних пейзажей, портреты композиторов П.И.Чайковского и А.Вивальди, слайды с изображением музыкальных инструментов, репродукция картины Шишкина "Зима", текст загадок.
Материалы и оборудование:
- презентация, мультимедиа, магнитофон, музыкальный инструмент «YAMAHA»,
диск с музыкой Чайковского, Вивальди,, ноты с песнями "Как на тоненький ледок!", "Белочки",
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок музыки "Ты откуда , русская, зародилась музыка?"
Методическая разработка - открытый урок музыки на тему "Ты откуда, русская, зародилась музыка?". Урок составлен по программе "Музыка" Критской, Сергеевой для 4 класса. Представлен конспект урока...
Открытый урок музыки, пения, танца по теме: «Разучивание песни «Весёлый барабанщик», музыка Л.Шварца в 6 «б» классе (ССД)
Данный урок позволяет активизировать творческие способности у учащихся,совершенствовать певческие навыки, развивать музыкальнуюпамять, корригировать нарушение звукопроизношения, сниматьэмоциональное н...
Материал к открытому уроку по зимним видам спорта
фотографии зимних видов спорта...
Открытый урок музыки по теме: "Построение в музыке. Форма рондо"
Интегрированный урок музыки и литературы в 3 классе по УМК В. О. Усачевой, Л. В. Школяр. Способствует развитию творческих способностей, формированию коммуникативных навыков и рефлексии....
Конспект и презентация открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке" для детей 1 класса школы-интерната VIII вида.
Конспект и презентация (итогового) открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке" для детей с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....
Открытый урок посвящённый зимним олимпийским играм
Урок помогает ученикам в игровой форме получить представление о зимних видах спорта....
Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.
В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....