Разработка урока по теме: "Сказочная Гжель"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Добытина Венера Разифовна

Данный материал    включает в себя конспект урока изобразительного искусства на тему "Сказочная Гжель" Урок рассчитан на обучающихся 5 класса. Является логическим продолжением уроков второй четверти «Связь времен в народном искусстве» по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд". Для данного урока была выбрана одна из форм организации коллективной изобразительной деятельности, а именно совместно-индивидуальная форма работы. Эта форма предполагает, что каждый обучащийся индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_izo_5_klass.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему: «Сказочная Гжель»   5 класс

 Цели урока:

  1. Дать    учащимся представление о гжельской керамике, разнообразии ее форм, особенности росписи;
  2. Способствовать    развитию    эстетического    восприятия,    формировать    умения декоративного творчества, навыки коллективной работы;
  3. Воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к родине, ее истории и культуре.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: групповая.

Форма организации коллективной деятельности: совместно- индивидуальная

Оборудование и материалы:

Для учителя:

  1. Презентация «Сказочная Гжель»;
  2. Мультимедийное оборудование: ПК, проектор, экран;
  3. Гжельская керамика и иллюстрации с ее изображением, таблицы с элементами гжельской росписи;
  4. Алгоритм последовательности выполнения розы;
  5. Словарь: керамика, майолика, кумган, квасник, фаянс, фарфор;
  6. Технические средства: записи народной музыки.

Для учащихся:

  1. Раздаточный материал по теме урока: образцы посуды, заготовки под роспись из бумаги, краски, кисти, палитра, вода.
  2. Алгоритм последовательности выполнения розы для каждого ученика.
  3. Текст с рассказом об истории гжельской росписи для учащихся.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.;
  2. Актуализация опорных знаний- 3 мин.;
  3. Сообщение темы и цели урока- 3 мин.;
  4. Мотивация учебной деятельности – 1 мин.;
  5. Объяснение нового материала:

беседа об истории развития гжельской керамики (работа учащихся с текстом); знакомство с основными мотивами и элементами росписи – 10 мин.;

  1. Организация практической деятельности – 1 мин.;
  2. Практическая деятельность учащихся -18 мин.;
  3. Организация выставки коллективной работы – 1 мин.;
  4. Итог урока – 2 мин.

Организация урока: класс делится на группы по 5 — 6 человек. Парты расставлены по 2 так, чтобы каждая группа работала за "круглым" столом. На парты разложены заготовки посуды, изразцов под роспись, текст об истории развития промысла Гжель, алгоритм последовательности выполнения розы для каждого ученика.

Ход урока

/.Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Проверьте, друзья, готовы ли вы начать урок?                                    Все ль на месте, всё ль  в порядке: карандаш, альбом и краски? Проверили, садитесь, с усердием трудитесь.

//.    Актуализация опорных знаний.     

 «Ребята, как прекрасна наша Россия - своими полями, лесами, горами, полноводными реками, прозрачными озёрами! Как богата Россия - драгоценными камнями, золотом и серебром! Но самым бесценным и дорогим, чем она владеет, является наш народ! Славится русская земля своими мастерами, своими делами. В каком бы уголке нашей родины ты не оказался, везде встретишь чудо - мастеров, прославляющих красоту родной земли!  

На наших уроках мы уже заочно побывали в различных городках и деревеньках, которые стали центрами народных промыслов. Давайте вспомним, как они называются». Показ презентации.

 1. «Игрушки эти на все манеры: тут барышни, и кавалеры.

 Индюк нарядный, олень рогатый». ( Дымково).

Ребята, а как вы узнали, что это Дымково?

2. «Тут поют свои частушки знаменитые игрушки:

Филимон с гармошкой, с внуком Филимошкой». (Филимоново).

Ребята, а   почему у филимоновской игрушки такая вытянутая форма?

3.         «Это доски расписные, посмотрите, вот какие:

По розанам и купавкам необычный скачет конь,

И в цветах весь утопает, до чего ж красивый он!» (Городец).

Чем отличается городецкая роспись ?

4.         «Краской огненной и яркой кто искусно расписал сувениры и подарки? »

(мастера Хохломы).

По каким отличительным особенностям мы узнаем хохломскую роспись?

«Молодцы, ребята, вы все вспомнили, знаете названия промыслов    и умеете их отличать».

III. Сообщение темы и цели урока.

«А сегодня на уроке мы отправимся в подмосковный городок и познакомимся еще с одним промыслом». Прослушивание песенки о Гжели.

«Итак, ребята, как называется городок, с которым мы с вами познакомимся? Также называется и народный промысел, изделия которого вы видите на слайде. Посмотрите, ребята, какая необычная посуда, как она отличается от других.

 «Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась, теперь

Известно всем в народе ее названье - Гжель.

 Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой».

Вопросы детям:

  1. Чем прославилась Гжель?
  2. Из чего мастера делали свои изделия?
  3. Чем гордятся жители Гжели?

«Сказочная Гжель»- так называется тема урока. Именно о народном промысле Гжель, разнообразии изделий и особенности их росписи вы узнаете сегодня на уроке, а также превратитесь в мастеров гжельской росписи».

IV. Мотивация учебной деятельности

«А теперь, ребята, давайте узнаем, как родилась такая красивая посуда.

В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили- были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Решили они свой край прославить да только не знали как. Нашли они в родной стороне глину чудесную. Начали гжельцы кирпичи лепить да печи выкладывать. А чтобы печи были не только теплыми, но и красивыми, украшали их расписными плитками- изразцами. Такие печи появились в царских палатах. Но на этом они не остановились и решили лепить из глины посуду разную, да такую, какой свет не видывал. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. И по сей день жив старинный городок Гжель».

V. Объяснение нового материала

1. Беседа об истории развития гжельской керамики.

«Ребята, Гжель не всегда была бело-синей, а какой она была, с чего начинался промысел вы сейчас расскажете сами, познакомившись с текстом. По истечении 2 минут ребята первой группы дадут мне ответ на вопрос: что такое гжельская керамика? Ребята второй группы расскажут нам о том, что такое майолика и какие виды посуды встречаются в майолике? Ребята третьей группы познакомят нас с фаянсом. А ребята четвертой группы ответят на вопрос: Что такое фарфор?»

Работа учащихся с текстом. Учитель дополняет ответы учащихся, сопровождает рассказ показом слайдов.  

«Ребята, запомните: майолика, фаянс, фарфор - все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.

Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику - забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни».

2.   Знакомство с основными мотивами Гжели, особенностью росписи.

«Ребята, вы посмотрели на изделия Гжели и теперь ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: чем роспись Гжели отличается от других росписей? Да, вы правы - своим цветом. Всего одна краска, а какая праздничная получилась роспись.

А почему посуда получилась такая нарядная, чем ее украшают? Орнаментом. Скажите, ребята, какой основной орнамент используется в росписи? Растительный. Простейший элемент растительного орнамента - капелька, которая присутствует в веточках и цветах. Самый излюбленный узор - гжельская роза. Внимательно посмотрите последовательность ее изображения».

Показать последовательность изображения розы на доске.

 « Сначала изображается середина цветка в форме капельки. Затем симметрично верхние лепестки, которые будут самые крупные, средние лепестки и самые маленькие, нижние лепестки. Дополняем изображение стебельком с листьями, веточками, завитушками».

Внимательно посмотрите, ребята, и скажите, какие орнаменты вы увидели еще? Геометрический - сеточка, которая также украшает посуду.

Обратите внимание на то, как декоративно оформляются все части предмета. Замкнутым орнаментом расписывают тулово, основание и горлышко. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом».

  1. Упражнения на внимательность (фронтально), на повторение ранее изученных знаний (симметрия), на закрепление нового материала.
  1. игра «Найди ошибку художника»;
  2. задание на выполнение симметричного изображения розы по половине изображения.

 VI. Организация практической деятельности.

«А сейчас, ребята, на некоторое время вы превратитесь в мастеров гжельской росписи. Мы с вами не зря разделились на группы: ребята первой и второй группы будут украшать изразцами печку». Достать нарисованную печь, повесить на доску. «Ребята третьей и четвертой группы будут расписывать «посуду», которую мы потом поместим на лоток». Достаем лоток.

«На вашей посуде и изразцах я хочу увидеть основной мотив гжельской росписи -синюю розу.

В случае затруднения вы можете воспользоваться алгоритмом последовательности выполнения розы, который лежит у вас на столах».

Физкультминутка:

Хорошо гулять по лесу-2 раза ( шагают),

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она (руки вверх).

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул ( руки в стороны).

Хорошо гулять по лесу, но учиться интересней (садятся за парты).

VII.        Практическая деятельность учащихся.

Обходы с целью контроля правильности выполнения работы   и оказания необходимой помощи.

VIII.        Организация выставки коллективной работы.

Индивидуальные работы учащихся на завершающем этапе работы становятся частью, элементом коллективной композиции: приклеиваем получившиеся работы на «печку» и «лоток».

IX.        Итог урока.

  1. Рефлексия.

«Все  молодцы,  хорошо  потрудились.   Вы  украсили  нашу  печку   красивыми изразцами. Лоток заполнился замечательной посудой. А самое главное, вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи.

 Скажите, ребята, чему мы обучались на уроке? Для чего это вам нужно? Чем вам понравился этот урок?»

Наш урок мне бы хотелось закончить такими словами:

«Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние -

И мастерство волшебное достойны восхищения.

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!»

На этом наш урок завершен. Всем огромное спасибо. И пусть этот урок не заканчивается звонком. Пусть он останется надолго в вашей памяти и заставит вас понимать, замечать и ценить прекрасное.

2.   Уборка рабочих мест.

3. Домашнее задание: найти материал об истории развития народного промысла Полхов- Майдан.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...

Методическая разработка урока "Чудо- Гжель"

Материал состоит из теоретического материала и презентации о гжельской росписи,выполненная учениками Хафизовыми Алмазом и Марселем....

Разработка урока ИЗО по теме "Искусство Гжели"

Разработка урока по изобразительному искусству учителя изобразительного искусства МБОУ «Жигайловская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области» по теме лекции №3 «Симв...

Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс

Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...

методическая разработка урока ИЗО по теме "Сказочно-былинный жанр" 7 класс

7 класс, 3 четверть: "Великие темы жизни", тема: "Сказочно-былинный жанр" по программе "Изобразительное искусство" под редакцией Б.М. Неменского.Разработка включает  в себя: конспект урокаНа урок...

урок по теме "Сказочная Гжель"

Представлена разработка урока в 5 классе по программе Б.М.Неменского. Разработка содержит презентацию....

Конспект занятия в объединении "Художественная вышивка" по теме "Сказочная гжель"

Конспект занятия по программе "Художественная вышивка" на тему "Сказочная гжель". Цель занятия- формирование умения вышивать в технике "простой крест" по мотивам гжельско...


 

Комментарии

Белкина Светлана Михайловна

Мне очень понравился ваш урок по теме: "Сказочная Гжель". Замечательный современный урок, построенный по новым ФГОС. Так держать!