Урок Истоки в 7 классе_Знаки доблести и праведной службы Отечеству.
методическая разработка (7 класс) по теме

Конспект занятия предмета "Истоки" в 7 классе. Раздел "Воинство".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение средняя школа № 9

городского округа город Буй  Костромской области

 

Урок предмета «Истоки»

Тема: «Знаки доблести и праведной службы Отечеству»

7 класс

Урок с использованием истоковской технологии, технологии Критического мышления, ИКТ

2010 год

 

Тема урока: «Знаки доблести и праведной  службы Отечеству».

Цель урока: Увидеть истинное отношение русских воинов к боевым наградам;

Обобщить знания учащихся об атрибутах  русского воинства и об отношениях к ним русских воинов и гражданских  лиц.

Задачи:

  1. Познакомить с историей воинских наград нашего государства в разные эпохи;
  2. Показать значимость боевых наград для русского воинства;
  3. Показать, каким должно быть отношение к боевым наградам у гражданского населения;
  4. Формировать уважительное и почтительное отношение к воинским атрибутам;
  5. Обобщить знания учащихся об атрибутах русского воинства.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

 

Форма: беседа, работа в четверках.

 

Оборудование: мультимедийная установка, видеосюжет «Аты-баты. Первые русские  награды» (ТК Радость моя. 2009 год).

Ход урока

  1. Организационное начало урока

Включение в деловой ритм. Организация внимания учащихся.

  1. Сообщение темы урока. Постановка целей. Мотивация

Важной формой материального  и морального поощрения, символизирующей  признание особых заслуг перед государством, в частности, за воинские отличия  в боях и в мирные дни, является награда.

Во все времена подвиги  воинов почитались, прославлялись и  возвеличивались. Воинов, совершивших  боевые подвиги, называли героями.

Ресурсный круг «Ордена не продаются»

  1. Подготовительный этап

Звучит песня «Ордена  не продаются» в исполнении группы «Голубые береты».

  1. Основной этап

Учитель предлагает ответить учащимся на вопросы:

О чем рассказывает песня?

Почему старушка стыдила героя  песни, который, как ей казалось, незаслуженно надел боевой орден?

Как герой песни относится к  своей боевой награде?

Что толкает человека продать свою награду?

  1. Рефлексия

Что почувствовали вы, слушая песню?

Что вы знаете о воинских наградах нашего Отечества?

О чем

Знаю

Хочу знать

Узнал

Знамена, флаги, штандарты, стяги.

 

 

 

Воинская одежда

 

 

 

Погоны

 

 

 

Воинские награды

 

 

 

Учащиеся продолжают работать с таблицей об атрибутах  русского воинства, заполняя графы  «Знаю», «Хочу знать» и выборочно озвучивают свои записи

  1. Основной этап урока

Слово учителя

Награждение воинов за подвиги, мужество, отвагу берет начало с древнего Рима. Тогда отличившимся воинам давали перстни, пояса, ожерелья, запястья, прозвища. Жаловали земли, деньги, рыцарские звания.

На Руси воины за боевые заслуги  и подвиги награждались гривнами, доспехами, ценными подарками. В XV века за участие в военных кампаниях или особо важных отдельных сражениях все воины стали награждаться специально отчеканенными медалями.

Награждение орденами и медалями стало  осуществляться значительно позже - с середины XVII века. Первые наградные  знаки в России берут свое начало со времен Петра I.

Орден - знак отличия, почетная государственная  награда за особые, в том числе  воинские, заслуги.

Сейчас мы познакомимся с историей появления первых орденов на Руси.

Просмотр видеосюжета  «Аты-баты. Первые Российские награды» (ТК Радость моя. 2009 год)

Задания учащимся:

  1. По материалам видеосюжета заполнить графу таблицы «Узнал»;
  2. Обменяться мнениями по результатам работы в таблице.

Слово учителя

Мне хотелось бы обратить ваше внимание на еще один орден царской России - Императорский Орден Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. 30 августа 1725 г. в годовщину перенесения мощей Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского знаки его ордена возложила на себя императрица Екатерина I, что значительно повысило статус этой награды.

Статут ордена был опубликован 5 апреля 1797 г. С этого же года знаки  ордена стали украшаться бриллиантами, что составляло его высшую степень. Такими орденами награждались как российские, так и иностранные подданные. Предельное количество кавалеров статут не устанавливает.

По Указу 5 августа 1855 г. «к Орденам, жалуемым за военные подвиги», присоединялись скрещенные мечи, проходящие через  середину креста и звезды.

Девиз ордена: «За Труды и Отечество».

Орденский праздник — 30 августа/12 сентября.

Орден состоит из знаков: золотого креста с изображением Святого Александра Невского, красной ленты и восьмиконечной звезды.

Орден носили: крест на ленте шириной 10 см через левое плечо, звезду на левой стороне груди.

Этот орден соединяет разные события проявившие доблесть и славу русских воинов: военные подвиги благоверного князя Александра Невского, смелость и отвагу офицеров царской армии, находчивость и мужество командиров Советской Армии в годы Великой Отечественной войны.

  1. Работа с учебником

Учащиеся читают текст пункта «Атрибуты воинства» об ордене Александра Невского.

  1. Слово учителя

Медаль как официальная награда  появилась в России в период царствования Петра I, немногим позже учреждения первого российского ордена св. Андрея Первозванного. Часто она вручалась не только как награда за личную храбрость и мужество, но и как памятный знак, свидетельствующий об участии награжденного в определенных событиях или военной компании. Причем медалями, в отличие от орденов, награждались кроме офицеров нижние чины русской армии — унтер-офицеры, солдаты и матросы. Подобный порядок массового награждения рядовых воинов медалями в странах Европы был введен лишь почти через сто лет.

Одной из первых и самых почетных боевых наград для персонального награждения унтер-офицеров, солдат и матросов стал учрежденный в 1807 г. знак отличия Военного ордена Георгия, переименованный в 1913 г. в Георгиевский крест. С 1856 г. он имел 4 степени (1,2 — золотые, 3 и 4 — серебряные). Заслужить "Егория" можно было только настоящей храбростью и бесстрашием в бою. Носился он на груди впереди всех медалей на ленте с равными оранжево-черными полосками цветов ордена СвятогоГеоргия. Знак представлял собой крест с расширяющимися к концам равносторонними лопастями и центральным круглым медальоном. На лицевой стороне медальона изображался Святой Георгий поражающий копьем змея, а на другой стороне медальона переплетенные вензеля С и Г. Лопасти креста с лицевой стороны оставались чистыми, а с оборотной стороны на них набивался порядковый номер, под которым герой заносился в Капитульные списки кавалеров Знака Отличия Военного ордена. После смерти кавалера крест возвращался в Капитул для переплавки или для нового награждения. Среди нижних чинов это была самая почетная и уважаемая награда, которую не снимали с груди даже при дальнейшем производстве в офицерский чин и будучи уже в офицерском звании с гордостью носили на груди с другими офицерскими наградами. Знак Отличия Военного ордена был самой демократичной наградой для нижних чинов, т.к. мог быть вручен независимо от звания, сословия, а в некоторых случаях награжденных выбирали по решению собрания роты или  батальона. Нижние чины, удостоенные знака отличия, получали пожизненную пенсию и освобождались от телесных наказаний, а также пользовались целым рядом льгот, положенных по статуту.

Двухцветная лента к Георгиевскому  кресту, высшей воинской награде Российской Империи является прототипом «Георгиевской  ленточки». После 1917 года традиционные российские боевые награды были запрещены, однако в годы Великой Отечественной войны Георгиевская лента вернулась в армию в качестве «Гвардейской ленты» вместе с другими атрибутами нашей национальной воинской культуры — старыми воинскими званиями, офицерскими погонами.

Сегодня «Георгиевская ленточка» является самой популярной и массовой акцией, посвященной Победе в Великой Отечественной войне. В России она играет важную просветительскую роль, в особенности – в нашей молодежной среде, где сейчас, увы, далеко не все могут похвастаться хорошим знанием истории. Еще одна цель акции «Георгиевская ленточка» – воспитание уважения к ветераном Великой Отечественной, к их героизму и боевым подвигам.

Величайшим испытанием для Вооруженных  сил, всего советского народа явилась  Великая Отечественная Война 1941 - 1945 гг., которая закончилась полной победой над фашизмом.

За подвиги на фронтах Великой  Отечественной войны 11603 воина были удостоены звания Героя Советского Союза, 104 из них получили это звание дважды, а Г. К. Жуков, И. Н. Кожедуб  и А. И. Покрышкин — трижды.

Орденами и медалями было награждено более 7 млн. человек. 

Соединениям, частям и кораблям Советских Вооруженных сил вручено 10900 боевых орденов.

  1. Индивидуальные сообщения учащихся о наградах Великой Отечественной войны:

Медаль «За отвагу»;

Медаль «За боевые заслуги»;

«Золотая звезда»;

Орден «Победа»;

Орден Кутузова;

Орден Суворова;

Орден Славы;

Медаль "За Победу над Германией  в Великой Отечественной войне.

Задания учащимся:

  1. Заполнить графу таблицы «Узнал»;
  2. Обменяться мнениями по результатам работы в таблице.

Рефлексия

Какое значение для русского воина  имели боевые награды?

Как гражданские люди относились, относятся и должны относиться к  боевым наградам?

Как изменилось твое отношение к  боевым наградам?

Активное занятие (развивающее) «Знаки праведной службы» (Рабочая тетрадь. Часть II. Страница 22)

Учащимся предлагается соединить  атрибуты воинства и их значения.

  1. Подготовительный этап

Присоединение к теме.

  1. Индивидуальный этап

Время работы — 5 минут.

  1. Работа в четверке

Учащиеся сообщают друг другу свои варианты и приходят к единому мнении. Время работы — 10 минут.

  1. Обсуждение в классе. Экспертная оценка

Рефлексия

  1. Как обогатилось ваше представление об атрибутах русского воинства?
  2. Почему отличительные знаки  атрибуты так значимы для воинства?
  3. Каким должно быть отношение к ним гражданских лиц, и почему?
  1. Итог

Я надеюсь, что сегодняшний  урок не прошел для вас даром, что  вам удалось обогатить ваше представление  об атрибутах русского воинства. Увидеть  отношение к ним и русского воинства и всех остальных граждан нашей страны. Понять, что это святыни не только для воинства, но и для каждого из нас. Мне хочется верить, что изменилось ваше отношение к воинским атрибутам, а самое главное, к людям, заслужившим их своей беспорочной и праведной службой Отечеству.

  1. Домашнее задание

Привести примеры уважительного  отношения к атрибутам воинства.

©Кабанова Татьяна  Сергеевна учитель музыки, предмета «Истоки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час " Служба Отечеству в истории моей семьи"

Данный класный час можно приурочить к празднованию 23 февраля. Необходима подготовительная работа: собрать и отсканировать фотографии родственников , служащих в рядах Российской армии - отцов, дедушек...

«На службе Отечеству» (о жизни и деятельности первого кавалера Ордена Андрея Первозванного графе Ф. А. Головине)

Реферат выполнялся ученицей в рамках Межрегионального конкурса "Служение Отечеству: события и имена". Одна из номинаций конкурса посвящалась Ф. Головину, его жизни и деятельности....

Мудрость правителя на службе отечеству. А. Невский.

Материал данной работы можно использовать на классных часах, на занятиях ОПК и ОРКСЭ. О ратных заслугах князя Невского перед отечеством дети знают. Интересно узнать в чём заключался духовный подвиг А...

Урок в 8 классе "Знаки препинания в сложном предложении"

Данная презентация раскрывает тему "Знаки препинания в сложном предложении"...

Урок в 8 классе "Знаки препинания в сложном предложении"

Данная презентация содержит материал по теме "Знаки препинания в сложном предложении"...

Презентация к уроку Искусство 8 класс "Знаки и символы искусства"

Презентация к уроку Искусство 8 класс "Знаки и символы искусства"...

Конспект урока в 11 классе: "Знаки препинания в простом и сложном предложениях. Подготовка к ЕГЭ"

Конспект урока в 11 классе: "Знаки препинания в простом и сложном предложениях. Подготовка к ЕГЭ"...