Адаптируем технологии сами.
статья по теме

Макарец Светлана Геннадьевна

Данная статья знакомит коллег с технологией "правовой казус". Примечательно, что данную технологию можно использховать на уроках истории и обществознания. Эффективно мотивирует детей к учебному труду на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptiruem_tehnologii_sami.rar127.94 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском интегрированном методическом объединении учителей истории и географии

по теме «Современные приемы и методы обучения

на уроках географии, истории и обществознания»

Тема выступления: Адаптированная технология «анализа правовых казусов».

Авторы: Осипова С.Г. - учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 31 им. А.П.Жданова».

    На переходном этапе к новым стандартам, нам важно пересмотреть свой  педагогический арсенал методов и приемов по организации работы учащихся на уроке.  

    Мы считаем, что возможно построить урок с точки зрения деятельностного подхода и  формирования ключевых компетенций (метапредметных) даже в рамках перегруженности содержательной части программы по географии, истории, обществознания, а также высокой перегрузки учителя. А для этого достаточно выбрать из своего арсенала узкий круг методов  и приемов, которые практически охватывают  развитие всех компетенций и могут использоваться в системе.  (1 слайд)

Именно такую задачу мы попытались решить в рамках реализации профильного обучения (4 года) и результатом этой работы является объединение нескольких методов  обучения в технологию , а за основу мы взяли и  адаптировали   в рамках наших предметов технологию «анализа правового казуса».

    Вашему вниманию мы представляем  дидактические основы адаптированной технологии. (2 слайд)

   Данная технология применяется в профессиональной деятельности юристами. Но профессор З. М. Черниловский (1914-1995), известный специалист по истории права и римскому праву утверждал, что эта технология является эффективным дидактическим методом обучения, так как  «смысл решения казусов – усвоить привычку соединять свои теоретические познания с конкретными случаями действительной жизни» . По мнению профессора Р. М. Грановской: «главная задача этого метода - развить умение анализировать нерафинированные задачи, вырабатывать самостоятельные решения.  А мы вам докажем, что при решении казусов-  в процессе обучения происходит смещение акцента в сторону активизации умственной деятельности.

   Прежде чем мы окунемся в технологический анализ, разрешите уточнить терминологию ( казус, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, которая подтверждает научность  адаптированной технологии. (слайд 3,4)

Слайд 5 характеристика  1этапа

     Прошу обратить внимание, по данной технологии можно организовать как индивидуальную, так и групповую работу на уроке или дома.  Погружение в технологический процесс познания начинается с вводного урока, где  учащиеся получают инструкцию по работе с технологической картой. На этом же уроке каждый этап первично прорабатывается. Выбор темы упрощенный, например, «Почему Умка не живет в Африке?» (письмо приглашение ). «Сумела ли Киевская Русь отстоять независимость от Орды» ( научная статья). Как факт казуса выбор материала для погружения в тему определяется возрастными особенностями. Поэтому  может представлять собой  как вымысел, фантазия, приближенная к реальной жизни, так и достоверные данные. Этот этап определяет цель работы обучающихся и мотивирует к активной познавательной деятельности.

Слайд 6 характеристика 2 этапа.

Учащимся для дальнейшей поисковой  работы предлагаются различные виды источников на  уроке.   Желательно использовать всю образовательную среду ОУ.

Слайд 7 характеристика 3 этапа.

 Главным условием третьего этапа – не распределять стороны – противоречия  по группам и ориентировать детей на факт казуса. Именно на этом этапе учащиеся учатся выделять проблемные зоны и находить пути решения проблемы. В процессе формируются коммуникативные качества  в форме делового общения.

Слайд 8 характеристика 4 этапа.

Этот этап характерен практической направленностью, так как используются непосредственно различные источники, которые позволяют найти исторические, научные, политические и иные аргументы  для доказательства проблемы со всех сторон. Обратите внимание «однобокость» исследования считается грубой методической ошибкой. Этот этап является результатом предыдущего этапа в плане развития личностных компетенций – способность находить компромисс и договариваться.  

Слайд 9  характеристика 5 этапа

Кульминацией всего процесса является степень личной сопричастности к решению факта - казуса.  

Результатом  апробации адаптированной технологии является способность выпускников вести свободно, аргументировано, и  что важно научным языком – полемические споры, дебаты, дискуссии.

  1. Конференции: «Как не стать бедным», «Быть России или не быть? Демографический кризис и его последствия»
  2. Исследовательские работы на НПК: «Влияние социальных сетей на развитие личности подростка». «Экономическое состояние России через  10 лет. Прогнозирование».
  3. Проведение с партийными лидерами дебатов: «Политический процесс в России на современном этапе», полемический спор с элементами деловой игры «Референдум» по теме: «Сити – менеджер  в г.Братске: быть или не быть?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Родительское собрание "Ваш ребенок-пятиклассник. Как помочь адаптироваться ребенку в среднем звене"

Разработка родительского собрания для родителей обучающихся 5 класса....

«Самая РОДНАЯ, самая ВАЖНАЯ, самая НУЖНАЯ, самая..." Внеклассное мероприятие совместно с родителями.

Внеклассное мероприятие  совместно с родителями, посвященное Дню Матери...

Описание педагогической технологии "Школа адаптирующей педагогики" (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде) по Г.К.Селевко

Описание педагогической технологии "Школа адаптирующей педагогики"...

Психологические игры и тесты для сплочения коллектива (социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии)

Для создания благоприятного климата на занятиях  необходимо создать условия для сплочения коллектива. Ребенок на занятиях должен чувствовать себя комфортно. Для этого надо исключить вероятность о...

Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Технология» предметной области «Технология» для 6 классов (девочки). Адаптировано под детей ОВЗ.

Календарно - тематическое планирование по технологии, для девочек 6 класса по программе:   Технология Программа 5 - 8 классы /А.Т. Тищенко,Н.В. Синица. – М.: Вентана - Граф 2015, к уче...