Психологические игры и тесты для сплочения коллектива (социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии)
методическая разработка на тему

Кальгина Татьяна Ивановна

Для создания благоприятного климата на занятиях  необходимо создать условия для сплочения коллектива. Ребенок на занятиях должен чувствовать себя комфортно. Для этого надо исключить вероятность отвержения его из коллектива. Для того, чтоб определить, есть ли в коллективе отверженные дети можно провести следующие тесты и игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_igry.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

 Психологические тесты и игры для сплочения коллектива

(социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии)

Для создания благоприятного климата на занятиях  необходимо создать условия для сплочения коллектива. Ребенок на занятиях должен чувствовать себя комфортно. Для этого надо исключить вероятность отвержения его из коллектива. Чтобы определить, есть ли в коллективе отверженные дети можно провести следующие тесты:

Тест «Круг»

   Обучающимся выдается лист бумаги с изображенным на нем кругом. Предлагается представить: круг – это коллектив, в котором занимается ребенок. В круге обучающийся отмечает условленным символом, где, по его представлению, он находится в коллективе. Таким образом, определяются дети, чувствующие себя в коллективе уверенно, не совсем уверенно и дети, которые не хотят заниматься в этом коллективе.

Этот тест проводится в начале учебного года и в конце.

Тест «Секрет»

   Детям предлагается указать двух друзей, с которыми хотелось бы выполнять задания на занятиях.

Таким образом, определяются взаимные симпатии, а также дети, которые оказываются отверженными в коллективе.

После проведения этих тестов педагог сможет определить детей, нуждающихся в создании условий для социальной адаптации этих ребят в детских коллективах.

Игры

Ты мне нравишься

Цели: Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. "Паутина" представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех занимающихся детей

Материалы: Клубок цветной шерсти.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика.

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в "паутине". После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: "Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что..." Например, я говорю: "Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс". Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: "Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике". При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Ни одна семья, ни один коллектив не смогут быть полноценными и эффективными, пока в них будут оставаться "козлы отпущения" и "аутсайдеры". Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы "Ты мне нравишься, потому что...", то позвольте им заменить ее словами "Мне понравилось, как ты...".

Постепенно "паутина" будет расти и заполняться. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

— Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

— Достаточно ли дружен наш коллектив?

— Почему каждый ребенок достоин любви?

— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Почесать спинку

Цели: С помощью этого упражнения Вы можете заметно повысить уровень групповой сплоченности. Эта игра нравится и маленьким детям, и подросткам, и взрослым, потому что предоставляет играющим в нее возможность приблизиться друг к другу, пережить чувство общности с группой, расслабиться и вновь сосредоточить свое внимание. Вы можете проводить это упражнение в начале или в конце урока, можно проводить его как отдых между сложными учебными заданиями.

Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в два больших круга так, чтобы каждый из вас оказался напротив ученика из другого — внешнего или внутреннего круга... Теперь я хочу, чтобы дети из внешнего круга одновременно повернулись направо. А теперь пусть повернутся направо и все те, кто стоят во внутреннем кругу. Теперь каждый видит перед собой спину своего одноклассника.

Теперь мы начнем делать друг другу приятный и бодрящий массаж. (Назовите имена двух школьников из разных кругов, стоящих друг рядом с другом.) Пусть Олег и Ольга начнут растирать ладонями плечи стоящих перед ними учеников. Когда Олег и Ольга завершат массаж, те двое сделают такой же массаж двоим следующим — стоящим перед ними. И так далее по кругу, пока массаж не "вернется" к тем, кто его начал — к Олегу и Ольге.

Космические станции

Цель: Во время игры дети вынуждены обнять других членов коллектива. Тактильный контакт позволит включить в коллектив отверженных детей

На полу раскладываются несколько газет. Эти газеты будут представлять космические станции. На газеты встают группы детей 4-5 человек – команды космонавтов. По сигналу руководителя все «космонавты вылетают в открытый космос», то есть бегают по залу. Следующий сигнал призывает вернуться космонавтам на свои станции. Чья станция соберется быстрее, тот и выиграл.

Затем газета складывается пополам. Опять повторяется игра. Но устоять на газете сложнее, и дети вынуждены обхватить руками команду станции, чтоб все члены команды устояли на газете. В этом случае для определения победителя оценивается не только скорость, но и  способность коллектива сохранить устойчивость.

 Можно еще раз сложить газету и провести 3-ю и 4-ю игру по мере сохранения возможности устоять на газете всему коллективу станции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на знакомство, для сплочения коллектива детей и подростков

Данный материал используется в работе педагогов-организаторов и вожатых, которые работают в летний период в  загородных детских лагерях отдыха. Коллекция игр подобрана мною для разного возраста д...

Психологический тренинг на сплочение коллектива «Связанные единой целью»

Цель тренинга - сплочение детского коллектива и повышение самооценки детей....

Психологическое занятие с элементами тренинга на тему "Сплочение коллектива"

Интересное занятие с увлекательными упражнениями......

Психологические игры и тесты

Игры и тесты для снятия агрессии у подростка...

«Личностно-развивающие педагогические технологии»

Для успешного функционирования педагогической системы нужна тщательно продуманная "отладка" всех ее составляющих. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педаг...

Конспект психологического тренинга на сплочение коллектива

Конспекты психологических звнятий на сплочение коллектива, для младших школьников и младших подростков....

Игры и упражнения для сплочения коллектива

Цели:формирование умения находить взаимопонимание в затрудненных условиях; развитие коллективного взаимоотношения путем простых упражнений;создать командный дух в коллективе, где каждый участник ...